Медико-психологическое значение изменений психической деятельности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Медико-психологическое значение изменений психической деятельности

2017-09-27 256
Медико-психологическое значение изменений психической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В традиционной психологии вся психическая деятельность условно делится на отдельные психические функции: ощущения, восприятия, представления, мышление, память, интеллект, чувства, сознание. Особенности состояния каждой из них налагают существенный отпечаток как на психическую индивидуальность врача и больного, так и на полноту их взаимопонимания в процессе общения.

Ощущения, восприятия и их изменения

Ощущением называют форму непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности. По особенностям происхождения ощущения делятся следующим образом: а) механические, вызванные механическим движением (осязание, кинестезия, слух); б) температурные, вызванные тепловыми изменениями; в) химические — вкус, обоняние и фотохимические—зрение, поскольку химическая реакция представляет один из обязательных этапов зрительного акта на участке между действием света и возбуждением зрительных рецепторов, и г) болевые— малодифференцированные, вызываемые разными воздействиями.

Выделяют экстероцепторы, которые получают информацию извне, и интероцепторы — рецепторы внутренних органов и систем. В соответствии с этим мы ощущаем в качестве отдельных свойств как признаки окружающих объектов, так и изменения, происходящие внутри нашего организма. Необычные внутренние ощущения часто оказываются первыми сигналами о болезненных изменениях в организме, а описание их составляет большую часть жалоб больного.

Яркость ощущений обусловлена для человека не только новизной и неожиданностью действия раздражителя. Большое значение имеет опыт предварительных встреч с Раздражителем и чувствительность того органа чувств, на к°торый данный раздражитель действует. В связи с этим??Жным параметром чувствительности является ее порог. "°рогом ощущения называют минимальную интен-

,- ' I г,-.. „

сивность раздражителя, которая вызывает ощущение со-ответствующего свойства. Величина чувствительности всегда обратно пропорциональна порогу ощущения. Специальными исследованиями было показано, что подпорого-вые раздражения также вызывают сложные изменения в центральной нервной системе человека, хотя сам факт ощущения им не осознается. В этих случаях условно говорят о «подпороговых ощущениях», закономерности формирования которых еще недостаточно изучены.

Чувствительность ряда анализаторных систем настолько высока, что превосходит самые современные технические устройства. Специалисты в области физиологии зрения подсчитали, например, что световая чувствительность человеческого глаза является почти абсолютной. Глаз улавливает световой поток интенсивностью в два кванта, иными словами — две мельчайшие световые

частицы.

Ощущения представляют собой не только одну из наиболее простых категорий познания. Они вместе с тем стимулируют развитие центральной нервной системы и поддерживают ее деятельность. Не случайно длительное лишение ощущений (в связи, например, с неправильной организацией условий больничного или внебольничного содержания больного) может вызвать явления психического госпитализма — преходящие нарушения нервной деятельности у взрослых больных и невосполнимые последствия «сенсорного голода» в растущем организме ребенка. Клиника состояний, формирующихся в результате лишения ощущений (слепота, глухота, вынужденная длительная неподвижность), отличается в первую очередь явлениями психического инфантилизма: тотального или парциального. Полная социальная изоляция может привести даже к психозам.

Известно, что у лиц, лишенных с рождения одних органов чувств, компенсаторно усиливается чувствительность других. Французский энциклопедист Дени Дидро (1713—1784) описал слепого, который имел столь тонкую тактильную чувствительность, что раньше, чем специалисты с их сложными приборами, регистрировал начало солнечного затмения.

Адаптация — одно из типичных свойств ощущения. Этим термином обозначают постепенное снижение чувствительности на повторяющиеся сильные раздражители или, наоборот, повышение чувствительности под действием повторных слабых раздражений. Адаптация свойственна любому виду ощущений. Если иметь в виду вкусовые ощущения (вкус сладкого, горького, кислого, соленого), то наиболее яркой иллюстрацией может служить сладко' ватый вкус обычной питьевой воды, который она приобре-

тает У тех, кто перед тем съел лимон. Благодаря адаптации к сладкому порог ощущения соленого понижается. Более типична кривая так называемой темновои адаптации. По мере пребывания обследуемого в темноте чувствительность глаза увеличивается и достигает максимума через 30—40 мин. В механизме зрительной адаптации, который оказался весьма сложным, существенную роль играет сенсибилизация органов чувств, происходящая в результате действия пороговых световых раздражений. Они собственно и замеряют меняющийся уровень чувствительности зрительного анализатора.

Наличие адаптации к болевым ощущениям подтверждено многими клиническими наблюдениями. Однако добиваться подобной адаптации у больного следует весьма осторожно и с учетом характера болей.

Болевые ощущения нередко оказываются сигналом повреждения органов и тканей. Поэтому психотерапевтические воздействия, направленные на повышение адаптации больного к боли, могут быть оправданы лишь в двух случаях: при функциональном или физиологическом происхождении болей (например, во время родовспоможения, у больных с истерическим неврозом) или при болях органического происхождения (сосудистые, оболочечные, за счет отека тканей) для уменьшения их интенсивности и облегчения страдания больного.

Изменения и расстройства ощущений чрезвычайно многообразны и их следует учитывать во взаимоотношениях врача и больного. Все ощущения в зависимости от индивидуальных особенностей физиологических систем могут сопровождаться низкой чувствительностью (ги песте зии), обостренной чувствительностью (гиперестезии), выпадением чувствительности в той или иной сфере чувств (анестезии) или извращением ее (парестезии). Такие изменения или нарушения в сфере ощущений преображают индивидуальную манеру поведения больного, привносят видоизменения в его представления о болезни и могут служить основанием для недооценки или неточной оценки состояния больного врачом. В связи с этим даже простейшая проверка состояния чувствительности органов чувств больного, независимо от характера Предполагаемой болезни, не является только данью традиции, но ориентирует медицинского работника в тех особенностях ощущений больного, которые могут, с одной стороны, направить клиническое мышление врача в нужное русло, а с другой — правильнее оценить самочувствие больного.

Так, больной с выраженной близорукостью не прояв-Ляет бестактность или неуважение, если подчеркнуто Рассматривает лицо врача. Он плохо видит его. Некоторые

цветослепые относительно нечувствительны к красным лучам (протанопы), тогда как другие (дейтеронопы) в такой же мере нечувствительны к зеленым. Ночное зрение (или зрение в сумерках) может ухудшаться при гемеролопии — авитаминозе А.

Зрительный последовательный образ (сохранение при закрытых глазах образа пристально рассмотренного до того объекта) может иметь разную продолжительность: от «недержания образа» при явлениях нарушения самосознания (деперсонализация) до стойкого длительно сохраняющегося, например при интоксикациях; он может быть! положительным (соответствовать первоначальному представлению: светлый — светлому, темный — темному) либо отрицательным (обратное соответствие впечатлений).

Длительность последовательного образа у практически здоровых лиц оказывается большей в утренние часы и укорачивается по мере утомления. Она неодинакова и в разном возрасте. Известно, в частности, что эйдетизм (способность яркого, образного воображения) свойствен отдельным лицам на протяжении практически всей жизни (например, английский портретист Рейнолдс по эйдетическому образу писал блестящие портреты), а чаще подросткам и юношам. Все это, естественно, сложно изменяет представления больного о возможностях своих переживаний, особенно зрительных ощущений, и должно тщательно учитываться врачом при обследовании.

Многообразны и слуховые ощущения. Известно, что различные проявления снижения слуха (тугоухость) привносят сложности в общение больного и врача; одностороннее снижение слуха побуждает человека занимать определенную позу во время беседы, а вызванное этим нарушение бинаурального слуха приводит к затруднениям локализации в пространстве слышимых слов, обращений.

Поскольку ощущения у человека представляют простейший сознательный акт, каждое из них не только биологический, но и сознательно контролируемый и подвластный направленной коррекции тип реакции на раздражитель. Диапазоны чувствительности анализаторных систем отличаются дополнительным параметром—резервом возможностей возбудимости. Одни люди обычно работают почти на весь запас возможностей, и предел последних очень близок (а следовательно, запечатление нового оказывается ограниченным). Другие, наоборот, располагают значительным запасом обычно не используемых мозговых систем и поэтому гораздо более широкой способностью реагировать на новые запросы жизни, большими возможностями приспособления к новым условиям жизни. Поэто" му такие лица легче переносят напряженную психическую

ятельность и Пр0ще адаптируются к конфликтным сИТуациям.

Принципиально такие же формы адаптации обеспечивают и более сложные проявления психической деятельности, но механизм этот обнаруживает себя уже на уровне ощущен™- Поэтому не случайно, что повышенная раздражительность, легко возникающая у больных с соматическими формами патологии, является следствием выхода за предел реакции индивидуума на раздражители. В связи с этим воспитание как у больного, так и у врача спокойного отношения к внутренним и внешним обстоятельствам, упорядоченных, уравновешенных реакций на них равноценно воспитанию широкого диапазона (запаса) возможностей соответствующих функциональных систем.

Восприятием называют форму отражения целостных объектов действительности в единстве присущих им свойств и качеств. Если ощущения мы получаем, как правило, через отдельные системы рецепторов или органов чувств, то в акте восприятия участвуют многие анализаторы с преимущественным вовлечением одного из них. В связи с этим говорят о слуховых и зрительных восприятиях (восприятие формы, пространства, цвета) и др.

Акт восприятия условно можно разделить на два этапа. Первый — процесс непосредственного отражения объекта — обозначают обычно термином «перцепция». Как уже было сказано, при рассмотрении ощущений образ впечатления, возникающий в ходе восприятия, обязательно осознается человеком. Механизм такого осознавания состоит, в частности, в сопоставлении данного образа с иными, ранее сформировавшимися, сличении его с образами, накопленными в результате опыта. В свою очередь опыт проявляется в индивидуальных особенностях человека, в выявлении возникающих потребностей, стремлений, отношений к окружающим лицам и обстоятельствам. Второй этап восприятия — сам процесс сопоставления образа впечатления с индивидуальными особенностями опыта, осознания его индивидуумом — называют апперцепцией. Между отраженным объектом и образом впечатления в акте восприятия не бывает абсолютного тождества. Многообразие нюансов такого несоответствия и определяется апперцепцией и оказывается тем более значительным у человека больного, чем здорового, ■^то несоответствие зависит, в частности, от степени выраженности эмоционального компонента. В преимуще-Ственно рациональных (рассудочных) психических действиях степень несоответствия меньше. В психических Действиях, определяемых преобладающим значением аффекта, она резко возрастает. Такая кататимия

4 *' 1724

(X. В. Майер) — преобразование содержания психических действий под влиянием аффекта—может обусловить даже извращенное, ошибочное, несоразмерное восприятие объектов или обстоятельств.

Хотя процесс восприятий связан с непосредственным действием объекта на органы чувств, степень абстрагирования от реального объекта в нем более значительна чем в акте ощущения. Не случайно, что и в категориях познания восприятие занимает высшее место в ряду тех из них, которые

Рис. 2. Фигура и фон.

ряду тех из ппл, «v^,ui,„..

определяют непосредственное познание действительности (раздражимость, ощущения, восприятия). Эта более высокая абстрактность акта восприятия, с одной стороны, обеспечивает высокую избирательность восприятия, а с другой — определяется ею.

Несоответствие между объектом и образом впечатления не является недостатком или несовершенством восприятия. Наоборот, такое несоответствие собственно и образует те противоречия (между отражением и отношением, между прямой и обратной связями в системе), борьба которых оказывается движущей силой развития психики, а вместе с тем и механизмом проникн@вения в природу вещей (познания). Большое значение имеет учение о «фигуре и фоне» в процессе восприятия.

Если все в поле рассматриваемого объекта состоит из белой и черной частей, которые соприкасаются по контуру, то в качестве фигуры в этом объекте можно видеть то белую, то черную часть, тогда как другая часть становится фоном (рис. 2).

Одним из важных существенных качеств является константность (постоянство) восприятия. Константность сохраняется при восприятии разных объектов-Поэтому говорят о константности величины воспринимаемых объектов, их формы, цвета. Этим термином обозначают постоянство перечисленных и иных свойств объектов, независимо от изменения условий, направления их восприятия. Так, при большем или меньшем удалении объекта от глаза он воспринимается как имеющий одинз-

ковые размеры, форму и цвет, независимо от того, ^осматриваем мы его слева, справа, сверху, снизу.: Широкий диапазон изменчивости восприятия у разных людей привносит различие в мироощущение соответствующего лица. Болезненные изменения процессов восприятия могут выступать в форме иллюзий (ошибочное восприятие реально существующих в воспринимаемом Пространстве предметов и явлений действительности), раялюцинаций (возникновение зрительных, слуховых ^ других образов при отсутствии в воспринимаемом Пространстве соответствующих им объектов), расстройств оптико-пространственных восприятий (дипло-, аолиопия—двоение, множение образов, предметов; микро-макропсия — восприятие объектов уменьшенными или уве-, пяченными; дисморфопсия — восприятие предметов деформированными по сравнению с реальными; порропсия — восприятие объекта удаленным по сравнению с фактическим его положением).

Даже эти немногие иллюстрации показывают, что патологически измененные акты ощущения и восприятия, своевременно не распознанные врачом, могут внести дополнительные, иногда чрезвычайные осложнения в мироощущения больного, а следовательно, и во взаимопонимание между врачом и больным. Более того, сложные изменения и расстройства актов ощущения и восприятия нередко становятся основанием для неадекватной оценки болезненных переживаний, для гротескно усиленных (ги-перкозогнозия) или необоснованно недооцениваемых (ано-зогнозия) представлений больным изменений, происходящих в организме.

Миестнчески-ассоциативная деятельность

В основе сложных психических процессов лежит связь (ассоциация) образов представлений, образов впечатлений в единые системы, отражающие взаимодействие, взаимопроникновение, внутреннюю общность и особенность объектов окружающей действительности. В ассоциативной Деятельности головного мозга и более демонстративно, чем при рассмотрении других психических функций, прослеживается значение памяти, способности сплачивать настоящее с прошлым, закреплять пережитое с переживаемым, создавать условия для предвосхищения (антици-п а и, и и) событий.

Намять (мнема), по определению Семона, биологическое свойство материи изменяться под влиянием однажды •Непринятых раздражений. Последние оставляют следы диграммы), которые при известных условиях способны °*йвать или, по выражению Семона, экфорировать. Содержание ее заключается в том, что события, сигнал или

4'

информация были получены биологической системой ц оставили в ней след. Воспоминание немыслимо без сложных предшествующих изменений материального субстрата. Память (мнестическая функция) определяется сохранением и последующим использованием ранее полученной информации. В свою очередь эффективность мнестиче-ской функции обусловлена: уровнем внимания в момент получения информации; повторением опыта для закрепления полученной информации; аффективной насыщенностью опыта, заинтересованностью в нем и, наконец, организацией знаний, суть которой состоит в том, что новая информация распределяется с таким расчетом, чтобы занять определенное, подобающее ее актуальности место.

Факты современной нейрофизиологии показывают, что под действием обучения усложняются и модифицируются межнейрональные синаптические связи. Доказано, что РНК нервных клеток может служить основой кода информации. Известно, в частности, что количество РНК в нервных клетках крысы достоверно увеличивается после обучения. Это нашло подтверждение в двух сериях опытов: при так называемой передаче обучения и ликвидации обучения. В первом случае у планерок (род червей), которых кормили РНК, полученной от других червей с выработанным условным рефлексом, было обнаружено быстрое приобретение соответствующего условного рефлекса. Во второй группе опытов черви, обработанные рибонуклеазой (ферментом, разрушающим РНК), утрачивали ранее выработанные рефлексы.

Нервные импульсы в результате игры генов депрессо-ров-репрессоров специфическим образом кодируют ДНК. В результате такой код организует и упорядочивает синтез молекул соответствующих РНК, который в свою очередь обеспечивает синтез специфических протеинов информации.

И. М. Сеченов оценивал память как основное условие психической жизни, как «краеугольный камень психического развития». По сути дела все индивидуальные особенности психической деятельности, включая, естественно, акты ощущения, восприятия, своеобразия представлений, формирования понятий, суждений и умозаключений (выводов), определяются состоянием мнестических функций.

Идет ли речь о нестойкости лабильности) или о чрезмерной фиксированное™ суждений (навязчивые, необычайно закрепленные в сознании, неотступные явления психики — мысли, страхи, чувствования, поступки, осознаваемые как несвоевременные, ненужные, но активно не поддающиеся коррекции); сверхценные —

эмоционально переоцениваемые человеком; бредовые-стойкие болезненные ошибочные суждения, ложность которых больной не понимает и даже берется за их оСуществление, имеет ли место чрезмерно быстрая смена идей (ускоренное мышление) или замедленное формирование их (заторможенное мышление) — во всех этих случаях нарушения темпа или содержания мышления имеют в своей основе сложные изменения и нарушения мнестически-ассоциативной деятельности. Такие расстройства могут нарушать полноту и точность взаимопонимания врача и больного.

Состояния стойкого усиления памяти (гипермнезии) практически малосущественны. Более значимы состояния ослабления (гипомнезии), выпадения (амнезии) и особенно извращения (парамнезии) памяти. Наиболее частыми проявлениями последних оказываются вымыслы (конфабуляции) и ошибочная расстановка во времени реально пережитых ранее событий (псевдореминисценции).

Особенности интеллекта

Интеллектуальные особенности также могут создавать трудности во взаимопонимании врача и больного. Интеллектуальность, общая одаренность человека чрезвычайно разнообразны и особенно существенно преображают индивидуальный облик человека. Клинически наиболее значительные изменения интеллекта проявляются в состояниях разной степени выраженности олигофрении (врожденное малоумие) или деменции (приобретенное слабоумие). Малые степени недостаточности интеллекта приводят к неполному, неглубокому осмысливанию обстоятельств жизни, к трудности усвоения абстрактных категорий, суждений, умозаключений. Массивные состояния слабоумия вызывают беспомощность в решении даже простейших обыденных вопросов жизни и несложных обстоятельств. Больному со сниженным интеллектом необходимо умело и в доходчивой, простой форме излагать вопросы, инструкции и рекомендации.

Эмоциональные состояния

Чувства (приятные, неприятные) могут существенно преображать облик больного и усложнять процедуру его взаимоотношений с медицинским работником. При подъеме настроения (относительно стойкого эмоционального состояния), которое выражается в эйфории, все психические проявления больного приобретают более оживленный, ускоренный характер. Речь становится быстрой,

мысли, сменяя одна другую, иногда приобретают форму «скачки идей», движения делаются малокоординированны-ми, быстрыми, размашистыми, приобретают экспансивный характер. На высоте таких состояний оценка обстановки больным оказывается поверхностной, фрагментарной. Сопутствующее субъективное чувство приятного, радужного настроения приводит к тому, что представления о собственных болезненных переживаниях сглаживаются, критика в оценке своего состояния и поведения понижается, а иногда и полностью отсутствует.

В противоположных крайних состояниях развивается болезненно мрачное, угрюмое, подавленное настроение (депрессия), которому сопутствуют замедление течения психических процессов, скорбная мимика, скованность и обеднение движений. Формируется пессимистический взгляд на обстоятельства жизни, чувство безысходности и нередко болезненно обостренная самокритика (гипернозог-нозия): укоры, упреки в связи с приписываемыми себе прегрешениями.

Наряду с такими растянутыми во времени состояниями измененной эмоциональности у отдельных больных приходится наблюдать аффекты (бурно протекающие изменения настроения). На высоте этих состояний сознание нередко сужается, результатом чего оказывается неполная, несовершенная оценка ситуации, а в связи с этим и неправильные поступки и действия.

Для изучения эмоциональных расстройств в первую очередь исследуют механизмы симпатико-адреналовых, адренокортикальных и тиреоидных функций. С этой целью, в частности, определяют содержание катехолами-нов и креатинина в моче, свободных жирных кислот, триглицеридов, йода, связанного с белком, и других компонентов плазмы крови. В результате удается косвенно судить о нарушении обмена веществ при разных эмоциональных состояниях. Эта тесная связь, которая наблюдается между внешними выразительными движениями организма, субъективным переживанием приятного или неприятного и сложными изменениями метаболизма, представляет собой одну из дополнительных иллюстраций единства психического и соматического и показывает, насколько тонкими и деликатными должны быть формы обращения врача с больным.

Состояния сознания

Особенности сознания накладывают отпечаток не только на качество и полноту самочувствия больного человека. Разные уровни ясности сознания существенно видоизменяют как целостность сознания и самосознания себя и

окружающих обстоятельств, так и глубину контакта между врачом и больным.

Не вдаваясь в специальные детали, подробно обсуждаемые в курсе клинической психиатрии, отметим лишь, что нарастающие состояния оглушенности сознания, максимумом развития которых являются субкоматозное (сопор) и коматозное состояния, прогрессивно снижают ориентировку больного в ситуациях, месте, времени.^ gee внешние обстоятельства с большим трудом ассимилируются во внутренних переживаниях больного, тогда как все внутренние, субъективные переживания с не меньшими затруднениями приобретают внешнюю выразительность. В этих состояниях поле сознания больных свободно от мнимовосприятии, болезненных ложных идей и других признаков психического расстройства.

Другая форма помрачения сознания — сумеречное расстройство его — представляет болезненное сужение поля сознания, что ограничивает ассимиляцию больным всего объема впечатлений от объектов, находящихся в воспринимаемом пространстве. В результате пережитые события амнезируются по выходе больного из состояния помраченной ясности сознания.

При двух следующих состояниях расстройства сознания развивается не только дезориентировка в окружающем, типичная для любого расстройства сознания, но и возникает обилие зрительных галлюцинаторных (делирий) или символических фантастических образных переживаний (онейроид).

Естественно, что развитые, развернутые состояния помрачения сознания грубо нарушают восприятие и оценку любой реальной ситуации больным, в том числе и обстоятельств медицинского обследования. В болезненных высказываниях их преобладают сложные формы Неадекватной оценки обстоятельств.

Изложенные диапазоны возможных отклонений отдельных психических функций раскрывают один из механизмов индивидуальности психики. Он, однако, не исчерпывается особенностями сфер психики. Значительно больше индивидуальность проявляется в личности и уровнях ее формирования.

УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

Научиться владеть собой, разумно управлять своими Реакциями в разных обстоятельствах, в том числе и в Условиях медицинского обследования, означает не только Уметь приспосабливаться к изменениям жизни, предупреждать случаи повреждения организма или неблагоприятное развитие болезни, но и обрести глубокую способность

ДОЗ

чувствовать красивое. Воспитать в себе высокое эстетическое и этическое чувство, легко воспринимать прелесть благородства и нравственных поступков и, наконец, достигнуть такого состояния, когда труд, полезная общественная деятельность, творчество вызывают безграничную радость, чувство полноты жизни, иными словами^ сформировать высшие интеллектуальные эмоции. Все это составляет звенья сложного процесса становления личности человека, который продолжается всю жизнь под влиянием условий коллективной и общественной жизни.

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей.

Индивидуальность человека проявляется очень многими признаками, на что обратили внимание еще мыслители и врачи древности. Аристотель в свое время предлагал по выражению лица различать здоровых людей, а Гиппократ— разграничивать особенности состояния больных. Аристотель, в частности, отличал людей злобных, гневливых от спокойных, доброжелательных, смелых — от трусливых, порядочных — от бесстыжих и др.

Внешне индивидуальность человека находит наиболее полное выражение в свойственных ему особенностях позы, манеры держаться, характере движений, в выразительности реакций всего тела (пантомимика), в своеобразиях выражения лица (мимика), глаз, тонких движениях рук, пальцев, выполняемых невольно или намеренно.

Много индивидуального содержат в себе все движения человека, в которых находят выражение чувства и переживания. Не случайно стали общеупотребимыми многие выражения, в которых душевные состояния определяются в действиях: «положа руку на сердце», «руки опускаются», «пасть под ударами рока» и др. Выразительная игра мышц лица нередко столь тонко отражает душевные волнения, что именно лицо называют «зеркалом души».

Индивидуальность выразительности определяется не только особенностями и манерой движений, но и типичным для них сочетанием участвующих в движении групп мышц, а также сопутствующими двигательными реакциями, сосудистыми изменениями, деятельностью желез. Иными словами, внешняя индивидуальность раскрывает особенности внутренних психических действий. Чем более тонки, совершенны и зрелы нервно-психические процессы у индивидуума, тем выразительнее, содержательнее и ярче внешний его облик и в первую очередь мимика и пантомимика. А тем самым тоньше, мягче, моложавее и разумнее выражение лица. Еще древние греки обратили внимание на то, что творческий, радостный труд —

занятие науками — отдаляет старость. Радостные чувства благотворно сказываются на всем облике человека: делают его лицо здоровым, лучезарным, кожу лица — гладкой, подтянутой, эластичной. Наоборот, печаль и грусть— постоянные спутники пессимизма — сопутствуют мрачной, серой физиономии, придают лицу черты непривлекательности, делают некрасивым. Не трудно видеть, что преобладающие чувства не только находят выражение в мимике Я пантомимике, не только получают соответствующий аккомпанемент в сосудистых и других вегетативных реакциях, но, что особенно важно, определяют сложные формы деятельности и творчества человека.

Замечательный русский баснописец И. А. Крылов писал в «Послании о пользе страстей»:

«... тогда лишь люди стали жить,

Когда стал ум страстям людей служить»,

тем самым страстям, которые

«ведут — науки к совершенству,

Групца ко злу, философа к блаженству!»1

Таким образом, составные части индивидуальности представляют собой качества психики, а каждая индивидуальность отличается от другой типичной для нее степенью гармонии слагающих элементов. То же можно сказать и о многих состояниях человека, которым также свойственны определенные признаки, сочетающиеся по-разному у лиц с различной индивидуальностью.

Здоровье и жизнерадостность характеризуются, в частности, способностью продолжительного напряжения тонуса мускулатуры тела, что находит свое выражение в первую очередь в позе человека (прямая спина, развернутые плечи, поднятая голова), в гордой осанке, живости, активности, неутомляемости, свежести и оригинальности ума; в преобладании мимики радости, бодрости жизнеутверждающего оптимизма.

Наоборот, усталость, слабость, болезненность находят выражение в падении, хилости тонуса произвольной мускулатуры (согбенная поза, опущенные плечи, сутулая спина, поникшая голова); в затруднении, вялости, лености мысли; в безрадостном, пессимистическом взгляде на жизнь, в разлаженном самочувствии, переживании дискомфорта.

Уровни индивидуальности к настоящему времени обозначают установившимися терминами: темперамент, характер, личность. Такое деление типично лишь для последних

1 Крылов И. А. Сочинения. Т. 2. М., 1955, с. 249 и 251.

50—100 лет. Ранее, так же как и в период древней культуры, индивидуальность, или личность, обозначали более широким понятием—душа («душевный» человек, «тонкая душа», «черствая душа», «великодушный», «слабодушный», «благодушный» и др.). Насколько общим было само определение личности — душа, настолько путанными, а в настоящее время и странными кажутся формы объяснения сущности «души». В греческий период история души рассматривалась то как «дыхание» (Анакси-мен), как «кровь» (Гераклит), «соки организма» вообще (Эмпедокл), «семенная жидкость» (Хиппон), «мышление» (Анаксимен), «врожденные идеи разума» (Сократ). Позднее Платон разделил душу на три части. Первая — общая для человека, животных и растений (чувственная, или похотливая, часть), помещенная им в печень; вторая — душа, обнаруживающая себя в виде чувств гнева и совести, размещаемая в сердце, и, наконец, третья — разумная часть души (душа — разум), с помощью которой человек мыслит, соотносит события, трактует их, вырабатывает определенное отношение к ним (локализуется в голове). Эта наивная систематика души, предложенная великим идеалистом Платоном, содержит вместе с тем разумное зерно: она показывает заинтересованность разных органов и систем организма в созидании, конструировании индивидуальности.

Ученик Платона и Гиппократа, воспитатель Александра Македонского знаменитый энциклопедист древности Аристотель по сути дела также утверждал, что душа— «двойчатка», одна часть ее равнозначна душам животных, является личной и смертной, другая же — принадлежит вечному, безбрежному разуму — духовная, бессмертная.

Наиболее интересным в этот период было определение человеческих индивидуальностей, предложенное Гиппократом, а затем усовершенствованное Галеном.

Гиппократом и Галеном выделены четыре типа индивидуальности (показанные ранее), которые были обозначены термином «темперамент».

Индивидуальность, как известно, формируется уже на первом году жизни ребенка. Ее обозначают по-разному, одни — характером, другие — даже личностью. Правильнее, однако, в этот ранний период детства говорить о таких качествах, отличающих человека, которые в первую очередь определяют индивидуальный тип биологических реакций. Иными словами, это и есть темнерамент— врожденные особенности индивидуальности, наиболее кос-. ные, стойкие, консервативные, малоизменчивые и свойственные человеку на протяжении практически всей жизни. Такие биологические особенности определяют общий тип реакций нервной системы. Индивидуальность, данная че-

довеку в особенностях темперамента, служит основой для дальнейшего формирования новых, более тонких ее качеств.

Исследуя физиологические механизмы темпераментов, замечательный русский ученый И. П. Павлов остановил внимание на таких особенностях основных нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность. Путем сопоставления этих признаков у экспериментальных животных и у больных И. П. Павлов сделал вывод, что сочетание особенностей раздражительного и тормозного нервных процессов присуще представителям разного темперамента.

И. П. Павлову и его сотрудникам удалось достигнуть небывалого успеха — проникнуть в сущность темпераментов и специфически человеческих типов высшей нервной деятельности.

Этим, однако, не исчерпывается обилие человеческих индивидуальностей и далеко не завершается их изучение. Темперамент представляет лишь основу, из которой формируются другие, более специфические, совершенные и значимые для человека качества индивидуальности. Таким более высоким уровнем индивидуальности является характер, т. е. индивидуальный тип психических реакций иа действие непосредственных раздражений и впечатлений действительности, формирующийся в детские годы. Характер больше зависит от меняющихся влияний среды, более тонко и полно, чем темперамент, адаптирует человека к действительности. Когда мы говорим о человеке, что он чувствительный, раздражительный, пассивный или активный, впечатлительный или равнодушный, быстрый в реакциях, живой, моторно ловкий или медлительный, неуклюжий, вялый в рассудочной деятельности, мы фактически отмечаем отдельные качества характера.

Формирование характера не завершается в детстве, оно продолжается всю жизнь. Основные черты его слагаются именно в детстве, а позднее подвергаются уже несущественным изменениям.

Высший уровень индивидуальности — личность. Начало ее становления относится также к детскому возрасту, но истинное созревание она претерпевает в тот период, Когда человек наиболее полно вступает в общение с коллективной, общественной жизнью, т. е. начиная с юношеского (16 лет и старше) возраста.

В особенностях личности человека, как в зеркале, отражаются все свойственные ему качества индивидуальности. Слагается личность к концу юношества, началу периода зрелости (20—22 года), хотя и позднее продолжается ее шлифовка и отделка. Собственно личность — это высший уровень индивидуальности, который отличается

неповторимым типом взаимоотношений с общественной (социальной) действительностью и высокой степенью самосознания— сознания своей общественной принадлежности.

Нетрудно видеть, что личность представляет собой такой уровень индивидуальности, содержание которого целиком определяется общественной, социальной су<


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.