Лекция №1. Цели, задачи и структура курса. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лекция №1. Цели, задачи и структура курса.

2017-09-27 210
Лекция №1. Цели, задачи и структура курса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция №1. Цели, задачи и структура курса.

Целью курса профессиональные компьютерные программы в экономике является приобретения студентами знаний и умений по управлению информационными ресурсами. Для этого необходимо получить знания:

v Об ИС, информационных ресурсах и информационных технологиях.

v О системном и прикладном обеспечении ИТ;

v О рынке технических и программных средств;

v Об организации информационного и документационного обеспечения;

v О назначении и области применения компьютерной и коммуникационной техники; основных информационных технологий;

v О назначении и условиях применения основных методов обеспечения информационной безопасности.

В названии курса присутствует слово «система». Система – означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и внешней средой. Функционирование элементов системы направлено на получение конкретного полезного результата.

Примеры систем: система образования, энергетическая система, транспортная, экономическая и другие. Если следовать определению, то каждый экономический объект можно рассматривать как систему. Все системы имеют ряд общих свойств и понятий. Свойства системы:

1. Сложность –определяется множеством входящих в систему элементов;

2. Делимость – означает, что система состоит из ряда подсистем или элементов;

3. Целостность – означает, что функционирование множества элементов подчинено единой цели.

4. Многообразие – связано со специфичностью и автономностью элементов системы.

5. Структурированность – определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы.

Основные понятия:

Информация – это сведения об окружающем мире, уменьшающие имеющуюся степень неопределённости.

Данные – это конкретные сведения на носителе, которые можно подвергнуть обработке (не используемая информация).

Документ – информационное сообщение в бумажной, звуковой, электронной форме, оформленное по определённым правилам и заверенное в установленном порядке.

Экономической информацией называют совокупность сведений о социально экономических процессах, необходимых для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

Информационные ресурсы в соответствии с законом «Об информации, информатизации и защите информации» (25 января 1995г.) определяются как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и других информационных системах). Их можно определить как весь объём информации информационной системы, зафиксированный на материальных носителях, предназначенный для общественного пользования.

По уровню в системе государственного управления.

Отраслевые АИС. Эти системы функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте.

Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами.

Межотраслевые АИС – это специализированные системы функциональных органов управления национальной экономикой. Эти системы имеют в своём составе мощные вычислительные комплексы. Они обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов. Государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

 

ИТ Бухгалтерского учёта.

ИТ Банковской деятельности.

ИТ Налоговой деятельности.

ИТ Страховой деятельности.

ИТ Казначейства.

Локальные. Такие системы поддерживают единый способ представления данных и взаимодействия пользователей с компьютерами системы. Особое значение в таких системах придаётся защите информации при её передаче и обработке.

Распределённые. Их информационное обеспечение реализуют сети автоматизированных банков данных. За счёт усложнения программных средств управления базами данных повышается скорость, обеспечивается защита и достоверность информации при выполнении экономических расчётов и выработке управленческих решений.

Тенденции развития информационных технологий

Эволюция АИТ.

I. Конец 50-х – начало 60-х.

ЭВМ I, II поколения.

Решаемые задачи: Использование ЭВМ для решения наиболее трудоёмких задач по начислению заработной платы, материальному учёту, решение отдельных оптимизированных задач.

Тип АИТ: частичная электронная обработка данных.

II. 1960 –е начало 70-х годов.

ЭВМ II, III поколения.

Решаемые задачи: Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях.

Тип АИТ: ЭСОД – электронная система обработки данных.

III. 1970-е годы.

ЭВМ III поколение.

Решаемые задачи: Комплексная обработка информации на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, организации, переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учёт реализации готовой продукции, планирование и управление)

Тип АИТ: Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ (вычислительных центров), ВЦКП (вычислительных центров коллективного пользования).

IV. 1980-е годы.

ЭВМ IV поколение.

Решаемые задачи: Развитие автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем автоматизированного проектирования, автоматизированных систем управления предприятиями, отраслевых АСУ, плановых расчётов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчётов и т.д.

Тип АИТ: Тенденция децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной эксплуатации ВТ.

Функции ВЦ Госкомстата РФ

Сбор, обработка и выдача сводной статистической отчётности отраслевым управлениям. Обработка информации осуществляется двумя группами: в первой – собирают первичную и выпускают сводную отчётность (отделы информационного обеспечения); во второй осуществляют автоматизированную обработку информации (отделы подготовки и передачи данных, эксплуатации технических средств).

Структура, задачи и функции региональных комитетов статистики схожи со структурой центрального аппарата Госкомстата РФ. Районные управления (городские отделы) располагают развитой информационно-вычислительной сетью (примерно 2300 установок различного уровня). На федеральном уровне – это межрегиональный вычислительный центр, в рамках региональных комитетов статистики – производственно-технологические отделы; на районном (городском) уровне – вычислительные подразделения.

Организационная структура информационно-вычислительной сети Госкомстата РФ состоит из 3-х групп подразделений:

1. Отделы информационного обеспечения различных отраслей статистики. В них занимаются подготовкой первичных отчётов для обработки на ПЭВМ, организацией запросов к источникам информации при обнаружении отклонений, осуществляют размножение отчётов и передачу их потребителям.

2. Отделы автоматизированной обработки информации. В этих отделах осуществляется автоматизированный приём информации с нижестоящего уровня, техническое обслуживание вычислительной техники, размножение и окончательное оформление отчётов, перспективное и текущее планирование работ.

3. Функциональные отделы, которые осуществляют руководство административно-хозяйственной деятельностью ВЦ.

Организация решения регламентных задач

Регламентные задачи – это задачи обработки данных статистической отчётности. Каждая задача связана с формированием конкретной формы отчётности. Для решения этих задач используются информационные технологии, называемые комплексами электронной обработки данных (ЭОД).

Технология решения регламентных статистических задач на примере обработки почтовой отчётности:

1. Подготовка к работе с ЭОД. Загрузка на магнитный диск пакета программ и информационного фонда (каталоги, справочники, словари).

2. Подготовка первичной информации к обработке. Визуальный контроль и подготовка форм первичных отчётов.

3. Ввод и запись первичной информации. Данные вводятся в ПЭВМ, происходит корректировка введённой информации.

4. Обработка, контроль, корректировка и печать сводных отчётов. Происходит формирование на магнитном диске промежуточных числовых матриц, осуществляется предварительная печать сводных отчётов. Далее проводится контроль отчётов и при корректировке первичных данных осуществляется повторный счёт.

5. Подготовка сводных отчётов для передачи на вышестоящий уровень. Осуществляется на магнитный носитель передаваемых на вышестоящий уровень массивов в виде промежуточных итоговых числовых матриц или сводных отчётов, а также печать справки о получаемой информации.

6. Подготовка к объединению массивов со сводными отчётами с нижестоящего уровня. Для каждого из полученных магнитных носителе выдаются справочные сведения об информации, осуществляется контроль логической увязки отчётов.

7. Объединение массивов со сводными отчётами. Происходит предварительное накопление таблиц с носителей, расчёт и печать сводных отчётов.

8. Обработка и получение сводных отчётов.

9. Получение сводных отчётов для местных руководителей.

Наряду с применением ЭОД с программами, разработанными вручную, применяется ЭОД на базе прикладных программ. Наиболее широкое применение в Госкомстате РФ получил пакет «Форма», для автоматизации проектирования ЭОД. Проектирование ЭОД с использованием этого пакета сводится к формированию надстроечной информации двух типов: 1) справочников, привязанных к структуре отчётов; 2) каталогов и справочников не зависящих от этих структур. Диалог пользователя ППП «Форма» организован по принципу меню. ППП «Форма» состоит из следующих программ:

- ввод, корректировка и запись первичных отчётов (ВКЗ);

- корректировка первичных отчётов (КОР);

- формирование сводов (ФСВ);

- печать сводных отчётов (ПСВ).

В настоящее время при решении регламентных задач используются АРМ. Наиболее массовое распространение получило АРМ «Пермстат». Первичные отчёты представлены в виде электронных таблиц, а результатная информация в виде сводных аналитических материалов и графиков, которые можно вывести на печать, записать на магнитные носители, а также передать по каналам связи. Диалог пользователей в АРМ «Пермстат» организован по принципу меню, в которое входят следующие программы: настройка, классификаторы, отчёты, своды, редактирование, сервис, помощь. Применение «Пермстат» обуславливает повышение эффективности решения регламентных задач по обработке первичной отчётности. Применение системной технологии обеспечивает типизацию технологического процесса на региональном и районном уровне.

 

Решение задач информационного обслуживания

Задачи информационного обслуживания предусматривают формирование по запросам пользователя необходимых статистических данных для оперативного составления докладов, аналитических записок не регламентируемых по содержанию. Для решения задач информационного обслуживания в Госкомстате используют новые информационные технологии – автоматизированные регистры (АР) и автоматизированные банки данных (АБД).

Под АР понимают комплекс программно-технических средств для решения статистических задач, которые позволяют хранить и обрабатывать информацию, организованных в виде отдельных массивов по каждому объекту. Разрабатываются АР промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Данные регистров промышленных предприятий позволяют анализировать деятельность промышленных предприятий, а также выдавать сведения в виде таблиц. Исходным документом для ведения локальной информационной базы регистра промышленных предприятий (РПП) является карточка основных показателей предприятия. В неё входят около 90 показателей, объединённых в следующие группы:

- основные фонды;

- труд;

- себестоимость продукции;

- энергетическая мощность;

- капитальные вложения;

- внедрение новой техники.

Под АБД понимают комплекс программно-технических средств, предназначенный для накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи данных. АБД позволяют вести интегрированную обработку данных в виде взаимосвязанных массивов (по отраслям статистики). В системе Госкомстата используются АБД двух видов: Банк данных показателей (БДП) и Банк данных документов (БДД). Эти программные документы имеют интерфейс совместимый с пакетами Lotus 1-2-3 и Excel.

БДП – используется для создания БД по различным отраслям статистики. Объект хранения БДП – является основание показателя, определяемое тремя компонентами: признаками показателя, объектами обследования и его разрезами, периодичностью отчётности по обследуемому объекту. БДП находится в промышленной эксплуатации на ВЦ Госкомстата РФ, специалистов Аппарата Президента РФ, Государственной Думы РФ, Министерства экономики РФ и других пользователей. С использованием программного комплекса БДП на федеральном уровне созданы следующие базы данных:

- многоотраслевая оперативная база статистических данных, содержащая 600 показателей, входящих в 28 разделов БД. В БД включены показатели срочной отчётности за 2 года;

- отраслевые БД (промышленность, Финансы, Торговля, Внешнеэкономические связи) используемые для выпуска сборников и аналитических справок;

- проблемно-ориентированные БД.

Базы данных в среде БДП и программное обеспечение (ПО) установлены на файл-сервер ЛВС Госкомстата РФ. Экономисты управлений Госкомстата РФ имею возможность работать с программным обеспечением БДП с рабочих станций ЛВС. Обслуживание внешних пользователей осуществляется в удалённом режиме с использованием средств электронной почты статистики (ЭПС). С применением программного комплекса БДП на региональном уровне созданы следующие базы данных: промышленность, капитальное строительство, транспорт, торговля, финансы и цены, труд и занятость, социальное развитие и уровень жизни, внешнеэкономические связи, новые экономические структуры.

Программный комплекс БДП обеспечивает следующие функциональные возможности для пользователя:

- выполнение регламентных запросов;

- описание макетов выходных форм таблиц и получение данных по не регламентным запросам;

- изменение полученной таблицы посредством отбора и перестановки граф;

- описание и получение расчётных показателей;

- экспорт данных в формат электронных таблиц.

Защита баз данных от несанкционированного доступа обеспечивается за счёт установки соответствующих паролей и прав обращения к данным.

БДД – применяется для создания документографических БД, которые содержат информацию и табличные статистические материалы. БДД предназначается для создания многоуровневой распределённой системы «Статистика России», которая разрабатывается Госкомстатом России и его территориальными органами. Информация представленная в БДД, имеет полнотекстовую, табличную, графическую форму представления в виде документа (отдельного файла). Федеральный уровень БДД «Статистика Росси» содержит 18 основных рубрик (18 БД), и имеет многоуровневую систему рубрикаций, посредством которой архивируется следующая статистическая информация: оперативная (текущего года); годовая (итоги прошлого года); долговременная (в динамике). В настоящее время объём данных БДД на федеральном уровне составляет 50 Мб и постоянно наращивается. БДД имеет широкий сервисный набор телекоммуникационных средств (электронная почта и другие средства связи). БДД обеспечивает для пользователей следующие возможности:

- организация экономичной технологии создания и ведения баз данных на ПК;

- осуществление работы с пользователями по телефонным каналам и ЛВС;

- организация доступа к базам данных в режиме «on-line».

При работе с БДД поиск осуществляется на естественном языке, время реакции на запрос не превышает 1 сек, обеспечивается высокая степень сжатия хранимой информации.

Компания Омега

ABACUS Financial

Система автоматизации учета и управления предприятием ABACUS Financial является полнофункциональной промышленной системой, позволяющей отразить в едином информационном пространстве всю финансовую, хозяйственную и административную деятельность компании. Система имеет также все необходимые документы и процедуры для ведения бухгалтерского и налогового учета.

ABACUS Professional

Сетевой программный комплекс автоматизации бухгалтерского и налогового учета ABACUS Professional успешно используется в производстве, торговле, сфере услуг, строительстве, а также в бюджетных организациях. Благодаря высокому быстродействию и безотказной работе с большими объемами данных, удобному интерфейсу, многофункциональности, простоте в использовании, поддержке одновременной работы большого количества пользователей в единой сети ABACUS Professional стал незаменимым средством автоматизации бухгалтерий российских компаний.

  • Информация для пользователей

Простая и быстрая настройка

Система настраиваемых параметров АBACUS Professional позволяет оптимально адаптировать его для решения учетных задач различной сложности, что позволяет успешно использовать комплекс как на крупных так и сравнительно небольших предприятиях различных отраслей и видов деятельности. Комплекс имеет открытую архитектуру, встроенные средства разработки, может использоваться совместно с другими приложениями и программными продуктами.

Электронная коммерция

Это наиболее перспективный вариант сетевого бизнеса. Виртуальный магазин – это реализованное в сети представительство путём создания Web-сервера. Цель его организации – продажа товаров и услуг. Посетитель сервера может с помощью гипертекстовых ссылок и мультимедийных возможностей получить информацию о продукции и сделать заказ. Продажа информации – это каталоги справочных систем по ресурсам Интернет, приход печатных изданий, а также предоставление в сети бизнес информации. Платёжные средства – средства электронных расчётов можно разделить на: 1) Суррогатные, когда клиент приобретает у «банка» на некоторую сумму последовательности символов для расчётов с торговцем. Торговец возвращает их в банк в обмен на ту же сумму за вычетом комиссионных. 2) Несетевые расчётные системы. Это использование пластиковых карточек для расчёта в сети (копания Cyber Cash). Программное обеспечение этой компании использует криптозащиту с открытым ключом, для передачи данных о пластиковой карточке от покупателя к продавцу. 3) Электронная наличность Web Money, это платёжное средство, которое объединяет удобство электронные расчётов с конфиденциальностью.

 

Лекция №1. Цели, задачи и структура курса.

Целью курса профессиональные компьютерные программы в экономике является приобретения студентами знаний и умений по управлению информационными ресурсами. Для этого необходимо получить знания:

v Об ИС, информационных ресурсах и информационных технологиях.

v О системном и прикладном обеспечении ИТ;

v О рынке технических и программных средств;

v Об организации информационного и документационного обеспечения;

v О назначении и области применения компьютерной и коммуникационной техники; основных информационных технологий;

v О назначении и условиях применения основных методов обеспечения информационной безопасности.

В названии курса присутствует слово «система». Система – означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и внешней средой. Функционирование элементов системы направлено на получение конкретного полезного результата.

Примеры систем: система образования, энергетическая система, транспортная, экономическая и другие. Если следовать определению, то каждый экономический объект можно рассматривать как систему. Все системы имеют ряд общих свойств и понятий. Свойства системы:

1. Сложность –определяется множеством входящих в систему элементов;

2. Делимость – означает, что система состоит из ряда подсистем или элементов;

3. Целостность – означает, что функционирование множества элементов подчинено единой цели.

4. Многообразие – связано со специфичностью и автономностью элементов системы.

5. Структурированность – определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы.

Основные понятия:

Информация – это сведения об окружающем мире, уменьшающие имеющуюся степень неопределённости.

Данные – это конкретные сведения на носителе, которые можно подвергнуть обработке (не используемая информация).

Документ – информационное сообщение в бумажной, звуковой, электронной форме, оформленное по определённым правилам и заверенное в установленном порядке.

Экономической информацией называют совокупность сведений о социально экономических процессах, необходимых для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

Информационные ресурсы в соответствии с законом «Об информации, информатизации и защите информации» (25 января 1995г.) определяются как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и других информационных системах). Их можно определить как весь объём информации информационной системы, зафиксированный на материальных носителях, предназначенный для общественного пользования.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.