Шхагапсоев З.Л., Тенгизова Ж.А., Урумов А.В., Хамуков А.В. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Шхагапсоев З.Л., Тенгизова Ж.А., Урумов А.В., Хамуков А.В.

2017-09-27 258
Шхагапсоев З.Л., Тенгизова Ж.А., Урумов А.В., Хамуков А.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

З.Л. Шхагапсоев

Ж.А. Тенгизова

А.В. Урумов

А.В. Хамуков

 

 

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА

В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

 

 

Нальчик

НлФ КрУ МВД России


УДК 342.4(470.64) Одобрено

ББК 67.400.1(2Р.К-Б) Советом Нальчикского филиала

К 65 Краснодарского университета

МВД России

 

Рецензенты:

А.Н. Маремкулов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Кабардино-Балкарской Республики;

Н.Г. Канунникова, кандидат юридических наук, доцент.

 

 

Шхагапсоев З.Л., Тенгизова Ж.А., Урумов А.В., Хамуков А.В.

К 65 Конституционная реформа в Кабардино-Балкарской Республике: Монография / З.Л. Шхагапсоев, Ж.А. Тенгизова, А.В. Урумов, А.В. Хамуков. – Нальчик: Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД России, 2011. – 407 с.

 

ISBN 978-5-91733-032-7

 

В коллективной монографии на основе анализа федерального законодательства, конституционного законодательства Кабардино-Балкарской Республики, судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, широкого круга научных источников и архивных данных органов государственной власти Кабардино-Балкарии последовательно исследуются основные этапы пересмотра и модернизации (новеллизации) Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Дана общая теоретико-правовая характеристика реализации конституционного статуса Кабардино-Балкарской Республики. Особое внимание уделяется конституционным проблемам закрепления прав и свобод человека и гражданина в Кабардино-Балкарской Республике, конституционным основам организации государственной власти и местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике. Осуществлен подробный анализ основных особенностей Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года и ее последующих новелл.

Для специалистов в области конституционного права, аспирантов (адъюнктов) и студентов (курсантов) юридических вузов и факультетов, работников органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами конституционного законодательства Кабардино-Балкарской Республики и проблемами российского федерализма.

 

 

ISBN 978-5-91733-032-7 © З.Л. Шхагапсоев, Ж.А. Тенгизова,

А.В. Урумов, А.В. Хамуков, 2011

© Нальчикский филиал Краснодарского

университета МВД России, 2011


THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF THE RUSSIAN FEDERATION

THE KRASNODARIAN UNIVERSITY

THE NALCHIKSKY BRANCH

 

Z.L. Shkhagapsoev

Z.A. Tengizova

A.V. Urumov

A.V. Khamukov

 

 

THE CONSTITUTIONAL REFORM

IN THE KABARDINO-BALKARIAN

REPUBLIC

 

 

Nalchik

The NalBr of the KrU of the M of IA of the Russian Federation


Abstract

 

The collective monograph has been made on the basis of the analysis of the federal legislation, the constitutional legislation of the Kabardino-Balkarian Republic, a wide range of scientific sources and the archival data of the bodies of the state. The whole field-work have been used in order to investigate the main stages of the revising and modernization of the Constitution of the Kabardino-Balkarian Republic, carried out during the constitutional reform in the country, as far as the general theoretico-legal characteristics of Kabardino-Balkaria constitutional status. The special attention has been attended to the problems of fastening of some human rights and liberties into the Constitution of Kabardino-Balkarian Republic. Besides, we made an attempt to research the constitutional bases state authority organization and the model of self-administration in Kabardino-Balkaria. The detailed analysis of the basic features of the Constitution of the Kabardino-Balkarian Republic of 1997 and its subsequent novels have been carried out.

This monograph may be beneficial to the experts, specialized on the field of a constitutional law, it may be useful to post-graduate students (of a military academy) and students (cadets) of legal high schools and faculties, to workers of public authorities and local government, deputies, and also for a wide range of laymen, who are interested in questions of the constitutional legislation of the Kabardino-Balkarian Republic and problems of the Russian federalism.


90-летию государственности Кабардино-Балкарской Республики

и грядущему 15-летию Конституции Кабардино-Балкарской

Республики посвящается

 

Введение

 

Конституционная реформа в Кабардино-Балкарской Республике – необходимая составляющая процесса реформирования российского конституционного законодательства. Пересмотр и модернизация (новеллизация) Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года в нормативно-правовой форме зафиксировали общие результаты трансформации политической системы. Конституционная реформа в Кабардино-Балкарии осуществлялась не только в ходе собственных процессов эволюции общественно-политической жизни, но фактически являлась продолжением развития федерального конституционного законодательства, а именно процесса «преобразования» Конституции Российской Федерации. Реформа совершенно по-иному расставила акценты в вопросе сбалансирования и статусного наполнения органов государственной власти Кабардино-Балкарии, создала новую схему взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Детерминологическая связь процесса «преобразования» Конституции Российской Федерации и конституционной реформы в Кабардино-Балкарской Республике подтверждается не только результатами пересмотра самой Конституции Кабардино-Балкарии, но и модернизацией всей системы законодательства республики, проведением комплексного процесса реформирования (конституционной реформы[1], административной реформы[2], реформирование органов местного самоуправления[3]).

Что касается способов, форм пересмотра Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года, то он осуществлялся как способом модернизации (новеллизации), т.е. вносились поправки, так и способом реформирования, т.е. путем пересмотра конституционных положений основного закона республики. Поэтому вполне обоснованно можно говорить, что модификация Конституции Кабардино-Балкарской Республики осуществлялась в виде конституционного преобразования.

Применительно к Конституции Российской Федерации необходимо указать, что она была подвергнута в основном нетекстуальной модификации, приведшая к смысловому изменению (порой существенно) отдельных конституционных положений. Федеральная власть без вмешательства в текст Конституции Российской Федерации 1993 года посредством принятия соответствующих законодательных актов и посредством толкования органами конституционной юстиции создала ряд новых правовых положений, которые существенно изменили фундаментальные характеристики отечественной политической системы и содержание некоторых положений основного закона. Было осуществлено изменение порядка формирования Совета Федерации Российской Федерации посредством удаления из него руководителей регионов, учреждены федеральные округа и институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах, внедрена новая схема разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами, отменены прямые выборы руководителей регионов, изменен правовой статус автономных округов, проводится реформа местного самоуправления. Поэтому процесс преобразования Конституции Российской Федерации имеет смешанную, то есть нормативно-интерпретационную природу.

Все эти обстоятельства потребовали существенного пересмотра Конституции Кабардино-Балкарской Республики, которая имела противоречивый характер. С одной стороны, приведение основного закона республики в соответствие с федеральным законодательством гармонично инкрустировало её в иерархическую «корону» российского законодательства и нивелировала имевшие коллизии, с другой авторитет конституционных норм республики был девальвирован, а «чистка» Конституции республики исключила ряд особенностей, которые подчеркивали её оригинальность. Кроме того, процесс «преобразования» самой Конституции Российской Федерации в отечественной науке воспринимается неоднозначно, наряду с определенными преимуществами указываются и негативные факторы, искажающие действительный смысл определенных норм основного закона.

Затрагивая проблемы конституционной реформы в Кабардино-Балкарской Республике, авторы настоящего издания не стремились раскрыть все положения её проведения и не претендовали на исключительность своих взглядов и выводов. Перед ними стояла иная цель – приоткрыть страницу данной проблематики, сфокусировать внимание читателя на ряд существующих проблем конституционного развития как Российской Федерации, так и ее субъектов (на примере Кабардино-Балкарской Республики).


Заключение

 

Анализ конституционных изменений, внесенных после принятия Конституции Кабардино-Балкарской Республики, свидетельствует о том, что в абсолютном большинстве случаев они имели своей причиной динамично меняющееся федеральное законодательство, в том числе принятие законодательных решений, направленных на укрепление «вертикали власти». В первую очередь это касается «ключевого» Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Само его содержание изначально требовало внесения существенных поправок в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, в том числе в Конституцию Кабардино-Балкарской Республики, поскольку отличалось рядом принципиальных правовых положений, не нашедших отражения в Конституции Российской Федерации.

Важную роль сыграли и решения Конституционного Суда Российской Федерации. Судебная конституционная практика, особенно 2000-2001 годов, позволила раскрыть смысл и содержание целого ряда статей основного закона страны, касающихся федеративного устройства и принципов организации государственной власти, в том числе в субъектах Российской Федерации. Иногда Конституционный Суд России подходил к анализу содержания конституционных положений с принципиально новых позиций, одновременно корректируя, подчас значительно, ранее излагавшиеся им правовые позиции. В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 13-П[384].

Как показала практика, одной из наиболее эффективных и активно используемых форм реализации конституционного статуса Кабардино-Балкарской Республики является установление и правовое закрепление отношений с другими субъектами Российской Федерации путем заключения межрегиональных договоров и соглашений.

Кабардино-Балкарской Республикой заключено около двух десятков межрегиональных договоров, в которых определяются основные направления взаимодействия социального, экономического и культурного взаимодействия, заложены рычаги реализации имеющегося у Кабардино-Балкарской Республики потенциала с помощью партнеров – других субъектов Российской Федерации. Среди наиболее активно и эффективно реализуемых договоров можно назвать соответствующие соглашения с Москвой, Волгоградской, Ярославской, Самарской областями, рядом других субъектов Российской Федерации. Весьма перспективными выглядят налаженные межрегиональные, в том числе межпарламентские связи с молодым Пермским краем.

Данная форма является не только одним из институциональных элементов конституционно-правового статуса Кабардино-Балкарской Республики, но и служит эффективным инструментом дальнейшего конституционного развития республики.

К большому сожалению, имеющий место позитивный процесс перманентного приведения Конституции Кабардино-Балкарской Республики в соответствие с федеральным законодательством имеет и свой негативный оттенок: авторитет конституционных норм, и без того «придавленный» федеральным законодательством последнего десятилетия, снижается, а ценность их в глазах населения девальвируется. Это, безусловно, не может не сказываться на авторитете Конституции республики, авторитете законодательства республики в целом, на уважении к нему со стороны граждан, а иногда и правоприменителей. В результате постоянной «чистки» Конституции республики из нее вместе с тем исчезла львиная доля особенностей, которая подчеркивала ее оригинальность и неординарность. Примечательно, что изменения претерпел практически весь текст Конституции, начиная с преамбулы и статьи 1 и заканчивая последней статьей 139. Следует отметить, что изменение в преамбулу – ненормативную часть Конституции, отражающую мотивы и цели ее принятия и вследствие этого не могущую изменяться с течением времени, было внесено по неоднократному настоянию прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики. Содержание Конституции отчасти выхолостилось, а после исключения части 3 статьи 41 Конституции республики об именном накопительном (денежном) вкладе каждому новорожденному – предмета гордости и своеобразной «визитной карточки» социальной политики республики – содержательные отличия Конституции Кабардино-Балкарской Республики сведены практически к возможному минимуму.

Свою лепту в процесс совершенствования федеративных отношений и российской государственности в целом вносит и наука конституционного права. Появляются новые идеи, выделяются предлагаемые модели и направления модернизации конституционных основ российского федерализма: статус субъектов Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий, единство системы государственной власти, ответственность в системе федеративных отношений. Все активнее обсуждаются различные варианты конституционных поправок в указанных областях, при этом несовершенство федерального законодательства подчеркивается абсолютным большинством ученых. А именно предлагается произвести корректировку конституционной модели разграничения предметов ведения в направлении изменения, конкретизации материальных и процессуальных конституционных норм, реализации принципа субсидиарности на всех уровнях публичной власти; закрепить институт федерального вмешательства непосредственно в тесте Конституции Российской Федерации, изменить порядок формирования Совета Федерации, заменив представительство субъектов Российской Федерации и всенародные выборы населением регионов, и др.[385] Однако не все научные изыскания являются бесспорными, многие из них фактически способствуют катализации центробежных факторов (способствующие формированию де-факто унитарного государства) и формированию авторитарного режима в стране, ставя под угрозу федеральную сущность России. В частности, предлагается исключить из текста Конституции Российской Федерации положение о статусе республики как государства, уменьшить число субъектов Российской Федерации, а по сути пересмотреть саму модель Российской Федерации и перейти от традиционного построения Федерации к новой модели, основанной исключительно на критериях социально-экономической состоятельности субъектов Российской Федерации и удобства государственного управления, и др.[386]

Конституция Кабардино-Балкарской Республики, а вместе с ней и процесс конституционного развития республики трансформируется с учетом требований федерального законодательства и собственных процессов эволюции общественно-политической жизни. Несмотря на пока очевидное определяющее влияние на этот процесс судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации и федерального законодательства, которое тоже, в свою очередь, совершенствуется, он не замыкается только в данном направлении. Можно предположить, в частности, дальнейшее развитие конституционных положений об организации государственной власти республики. Так, решен вопрос о сокращении численности депутатского корпуса Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Практика законодательной деятельности Парламента Кабардино-Балкарской Республики за все время его существования в различных формах и составах наглядно демонстрирует определенную закономерность: чем больше количественный состав депутатов, особенно работающих без отрыва от основной деятельности, тем труднее обеспечить кворум для принятия решений. Снижение численности депутатского корпуса до более оптимального числа позволит легче решать вопросы организации и функционирования законодательного органа республики, законодательного процесса, сделать Парламент более мобильным, оперативным и эффективным органом.

В связи с упразднением института пересмотра Конституции Кабардино-Балкарской Республики возникла очевидная необходимость восстановления предусматривавшегося в Конституции полномочия Парламента Кабардино-Балкарской Республики по принятию Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Эта норма была в свое время исключена из конституционного текста именно в связи с ее несоответствием самому институту пересмотра, не предполагающего иного способа принятия нового конституционного текста. Однако данный институт пришлось исключить по настоянию прокуратуры и Министерства юстиции, что и привело к серьезному пробелу в этой части. Кстати, этот факт, как и многие приведенные в книге, является свидетельством примерной законопослушности республиканских парламентариев. Несмотря на то, что ни прокуратура республики, ни Министерство юстиции по Кабардино-Балкарской Республике в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации не вправе давать юридическую оценку положениям конституций, уставов субъектов Российской Федерации, а прокуратура не решилась обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации для опротестования норм Конституции республики в Конституционном Суде Российской Федерации, Парламент, за исключением принципиальных мотивов, не связанных с правовыми аргументами, вносил изменения в конституционный текст, даже тогда, когда доводы прокуратуры и Министерства юстиции не являлись юридически абсолютно убедительными.

Ввиду явного несоответствия природы института конституционных поправок и его практического применения представляется целесообразным отказаться от института поправок, заменив его традиционным и фактически применяющимся институтом внесения изменений. Поправки так и не выступили в заложенной в них конституционным правом роли, а каждый раз представляли собой тривиальное внесение изменений непосредственно в статью Конституции республики. Однако, к сожалению, имеется серьезное правовое препятствие: Федеральный закон от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» допускает совершенствование текста конституций, уставов субъектов Российской Федерации только в форме поправок. Мотивы и цели такого жесткого регламентирования на федеральном уровне не ясны и, на наш взгляд, не совсем оправданны. Достаточно отметить, что, в отличие от Конституции Кабардино-Балкарской Республики, в основных законах многих субъектов Российской Федерации предусмотрена форма именно внесения изменений и дополнений в статьи конституционного текста, а не поправок к нему. Кроме того, Федеральный закон от 4 марта 1998 года № 33-Ф3 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» по сути отождествляет институт поправок с институтом внесения изменений. Так, согласно части 2 его статьи 2, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. При этом одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. При таком определении понятия поправки к конституции введение в научный оборот термина «поправка» в значении «внесение изменений», при том, что в отечественном конституционном законодательстве традиционно использовался термин «изменение», представляется не имеющим должного правового обоснования. В мире распространен другой способ модернизации конституционного текста, а именно путем прибавления новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. Этот способ также называется «поправка». Он распространен в основном среди стран англо-американской правовой семьи. Впервые этот институт получил закрепление в Конституции США еще в XVIII веке и был реализован Биллем о правах 1789 года. Согласно статье 5 Конституции Соединенных Штатов «если две трети членов обеих палат сочтут это необходимым, Конгресс может предлагать поправки к настоящей Конституции или же по требованию законодательных собраний двух третей штатов созывает Конвент для внесения поправок, которые в обоих случаях приобретают обязательную силу и значение как часть Конституции, если будут ратифицированы законодательными собраниями трех четвертей штатов или же конвентами в трех четвертях штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс». Конституция Японии выделяет порядок внесения поправок в Конституцию отдельной главой 9 «Поправки». Согласно ее статье 96, «поправки к настоящей Конституции вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих палат и представляются затем на одобрение народа. Утвержденные указанным образом поправки немедленно промульгируются Императором от имени народа в качестве неотъемлемой части настоящей Конституции»[387]. Конституции Венесуэлы 1961 и 1983 годов прямо урегулировали порядок внесения поправок: «Поправкам будут присваиваться последовательные номера, и они будут публиковаться вслед за текстом Конституции без изменения ее текста со ссылкой после каждой измененной статьи на номер и дату изменяющей ее поправки»[388].

В Конституции Кабардино-Балкарской Республики отсутствует механизм рассмотрения вопроса о доверии Президенту Кабардино-Балкарской Республики. В свое время это полномочие Парламента Кабардино-Балкарской Республики было закреплено в Конституции республики на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако федеральный законодатель не проявил до конца последовательность применительно к институту процедуры выражения доверия (отказа в доверии). В соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 5 указанного Федерального закона постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом в статье 19, посвященной досрочному прекращению полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Федеральный закон достаточно подробно регламентирует процедуру и правовые последствия выражения недоверия; процедуру же выражения доверия (отказа в доверии) федеральный законодатель обходит молчанием. Таким образом, можно предположить, что рассмотрение вопроса о доверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) является неким возможным, но не обязательным полномочием законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. С другой стороны, включение этого института в базовый федеральный закон, определяющий принципы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей государственной власти субъекта Российской Федерации, позволяет говорить о данном полномочии легислатуры именно как об основном, тем более что статья 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ так и называется – «Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации». Следует отметить, что для Конституции Кабардино-Балкарской Республики этот институт стал своего рода «инородным телом», не прижившимся в сложившейся и сбалансированной конституционной системе «сдержек и противовесов». Свидетельством тому является хотя бы тот факт, что процедура выражения доверия (отказа в доверии) не нашла своей регламентации ни в Конституции республики, ни в республиканском законе. Более того, ни от одного субъекта права законодательной инициативы такое предложение не поступало, ни в виде отдельного проекта закона о поправке к Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ни в виде предложений к таким законопроектам. Это означает, что в Кабардино-Балкарской Республике этот институт оказался не востребованным, а полномочие законодательного органа – юридически избыточным.

Анализ конституций, уставов субъектов Российской Федерации показал, что абсолютное большинство субъектов Российской Федерации поступили так же, как и в Кабардино-Балкарской Республике, то есть воспроизвели из Федерального закона полномочие законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по принятию решения о доверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Во многих субъектах Российской Федерации (Алтайский и Ставропольский края, Волгоградская, Вологодская, Калининградская, Костромская области и другие субъекты Российской Федерации) данное полномочие не упомянуто. Однако ни в одном учредительном акте субъекта Российской Федерации процедура решения вопроса о доверии и его правовые последствия не предусмотрены. Таким образом, можно сделать вывод, что закрепление этого института в конституциях, уставах субъектах Российской Федерации осуществлено исключительно в силу нормы Федерального закона, императивный характер которой неочевиден и по сути выступает в роли юридической фикции: понятно, что полномочие не может быть реализовано вне процедуры, а юридическое значение его при отсутствии наступающих правовых последствий ничтожно. Этот пример лишний раз подчеркивает не всегда оправданную детализацию и регламентацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществленную Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Ведущим способом преобразования Конституции Кабардино-Балкарской Республики является региональное законодательное регулирование. Что касается конституционного судопроизводства, то этот способ преобразования в отличие от других субъектов не получил в республике практического распространения[389]. Фактов внесения поправок в Конституцию республики по количеству значительно больше, чем случаев их «преобразования». Объясняется это следующими причинами. Во-первых, внести поправки в основной закон субъекта и даже пересмотреть его значительно проще, чем поправить и тем более пересмотреть федеральную Конституцию. К тому же социально-политические и правовые последствия текстуальной модификации регионального учредительного акта не столь масштабны и ощутимы. Во-вторых, сказывается постоянное воздействие федеральных конституционных законов, федеральных законов, принятых по предметам федерального и совместного ведения и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Принятие нового федерального конституционного закона, федерального закона, внесение в них поправок, формирование новой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации требует не «преобразования» конституции (устава) субъектов Российской Федерации, а их текстуальных изменений. Это обусловлено особой правовой связью федерального и регионального закона, в рамках которой последний либо соответствует федеральному закону, либо входит с ним в противоречие[390].

В будущем вполне возможны изменения и в других положениях основного закона Кабардино-Балкарии, с той безусловной оговоркой, что свобода конституционного правотворчества республики, ее конституционная самобытность имеют свои определенные Конституцией Российской Федерации пределы.

Представляется, и об этом свидетельствует вышеприведенный анализ, что стабильность основного закона республики, да и в целом системы конституционно-правовых отношений во многом зависят от федерального законодателя, стабильности государственно-правовых и иных общественных отношений в стране.


Приложения

 

Приложение 1

Конституция

Кабардино-Балкарской Республики

(первоначальная редакция)

 

КОНСТИТУЦИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Принята

Парламентом

Кабардино-Балкарской Республики

1 сентября 1997 года

 

Мы, полномочные представители исторически объединившегося в единое государство многонационального народа Кабардино-Балкарской Республики,

сознавая свою ответственность перед народом за сохранение единства республики, гражданского мира и согласия, выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства,

признавая приоритет общечеловеческих ценностей и норм международного права, прав и свобод человека и гражданина,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

стремясь к созданию благоприятных условий для свободного развития всех граждан республики,

принимаем Конституцию Кабардино-Балкарской Республики и провозглашаем ее основным законом Кабардино-Балкарской Республики.

 

Раздел I

Глава I

Глава II

Глава III

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

 

Статья 67

1. Кабардино-Балкарская Республика является государством, обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.

2. Отношения Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, Федеративным договором и Договором Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики».

 

Статья 68

Статус, территория и границы Кабардино-Балкарской Республики не могут быть изменены без волеизъявления (референдума) народа Кабардино-Балкарии.

 

Статья 69

В ведении Кабардино-Балкарской Республики находятся:

а) принятие и изменение Конституции Кабардино-Балкарской Республики и контроль за ее соблюдением;

б) законодательство Кабардино-Балкарской Республики;

в) государственное устройство, территория Кабардино-Балкарской Республики;

г) установление системы органов государственной власти республики, порядка их организации и деятельности; формирование органов государственной власти республики и органов местного самоуправления;

д) административно-территориальное устройство республики;

е) установление порядка и условий приобретения в собственность, а также владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водами и другими природными ресурсами;

ж) государственная собственность республики и управление ею;

з) обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина;

и) обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности на территории республики;

к) государственная служба Кабардино-Балкарской Республики;

л) решение вопросов гражданства Кабардино-Балкарской Республики;

м) бюджет, налоги и сборы Кабардино-Балкарской Республики; республиканские фонды развития, иные внебюджетные фонды;

н) республиканские энергетические и иные системы жизнеобеспечения; транспорт, информация и связь республики;

о) внешнеэкономическая деятельность республики;

п) программы социально – экономического развития республики, участие в разработке федеральных программ экономического и социального развития;

р) здравоохранение, образование, наука, культура, физическая культура и спорт;

с) социальная защита населения;

т) принятие, обустройство репатриантов из числа этнических кабардинцев (адыгов) и балкарцев, прибывших из-за рубежа;

у) назначение судей Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики, мировых судей и кадров правоохранительных органов;

ф) согласование назначения кадров федеральных судебных и правоохранительных органов;

х) организация прохождения альтернативной гражданской службы на территории республики гражданами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы;

ц) установление и поддержание отношений, заключение договоров и соглашений с другими субъектами Российской Федерации;

ч) введение на территории республики чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом;

ш) установление государственных наград и почетных званий Кабардино-Балкарской Республики;

щ) представительство Кабардино-Балкарской Республики в международных неправительственных организациях;

ы) разработка и утверждение государственной символики (герб, гимн, флаг);

э) иные предметы ведения, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации.

 

Статья 70

В совместном ведении Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики находятся:

а) обеспечение соответствия Конституции и законов Кабардино-Балкарской Республики Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами водными и другими природными ресурсами, в том числе право Кабардино-Балкарской Республики устанавливать частную собственность на землю;

г) защита государственности и территориальной целостности Кабардино-Балкарской Республики;

д) разграничение государственной собственности; с) банковское дело;

ж) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

з) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; развитие национальных языков;

и) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы занятости;

к) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, гражданская оборона;

л) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

м) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

н) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

о) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов Кабардино-Балкарской Республики;

п) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

р) координация международных и внешнеэкономических связей Кабардино-Балкарской Республики, выполнение международных договоров Российской Федераци


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.