Модуль 5. Советский период (1917-1991 гг.) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Модуль 5. Советский период (1917-1991 гг.)

2017-09-27 442
Модуль 5. Советский период (1917-1991 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинарское занятие № 12.

«Февральская и Октябрьская революции. Гражданская война»

Цель занятия:

Рассмотреть развитие России в период Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны

 

Задачи:

- Определить причины и последствия Февральской революции

- Установить причины и последствия Октябрьской революции

- Раскрыть трагедию и сущность Гражданской войны

 

Основные термины, понятия:

Временное правительство, двоевластие, Петроградский совет солдатских и рабочих депутатов, Учредительное собрание, гражданская война, ВЦИК, СНК, ВЧК, «военный коммунизм», интервенция, продразверстка, «красные», «белые», террор, РСФСР.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Февральская революция 1917 г.: причины, ход, итоги.

2. Россия при Временном правительстве. Двоевластие.

3. Октябрьская революция: причины, ход, последствия.

4. Политический портрет В.И. Ленина.

5. Установление власти большевиков. Первые декреты советской власти.

6. Причины Гражданской войны в России.

7. Основные центры сопротивления установлению советской власти

8. Политика «белых» и «красных». «Белый» и «красный» террор

9. Интервенция иностранных держав.

10. Итоги Гражданской войны.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Круглый стол на тему: «Гражданская война в России: трагедия и урок потомкам».

 

Примерные задания:

1. Определить причины и последствия Февральской революции.

2. Установить значение Октябрьской революции на последующее развитие России.

3. Выполнить творческое задание на тему: «Как развивалась бы Россия не будь Октябрьской революции 1917 года?»

4. Выявить причины Гражданской войны в России.

5. Проанализировать и сравнить политическую программу «белых» и «красных»

6. Проследить ход основных событий Гражданской войны.

7. Объяснить, почему Гражданская война является общенациональной трагедией.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины и последствия Февральской революции?

2. Как развивалась Россия при Временном правительстве?

3. Каковы причины Октябрьской революции в России?

4. Что такое Гражданская война и почему она является общенациональной трагедией?

5. Кто такие «красные» и «белые»?

6. В чем состояло отличие политических программ «красных» и «белых»?

7. Кто такие интервенты и зачем они вмешивались в ход Гражданской войны в России?

8. Почему красные победили в Гражданской войне?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Верт Н. История Советского государства. М,1995

2. Жуков В. Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия. – М., 1994.

3. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

4. Киселев А.Ф., др. Новейшая история Отечества. ХХ в. В 2-х тт. М,1998

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

6. Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для студ. Вузов - М.: Норма, 2006

 

 

Семинарское занятие № 13

«Образование СССР. Советское государство в 1922-1941 гг.»

Цель занятия:

Рассмотреть процесс образования и развития Советского государства в 1922-1941 гг.

 

Задачи:

- Разобрать причины и процесс образования СССР

- Проанализировать внутреннюю политику Советского государства в 1922-1941 гг.

- Установить основные тенденции и направления внешней политики СССР

 

Основные термины, понятия:

НЭП, СССР, индустриализация, коллективизация, тоталитаризм, «большой террор», репрессии, ГУЛАГ, пятилетка, продналог, колхоз, Коминтерн, «Великий перелом», культ личности, Лига наций, Стахановское движение, ударник.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Новая экономическая политика. Причины перехода к НЭПу

2. Образование СССР: причины, ход, итоги.

3. Конституция СССР 1924 г.

4. Смерть В.И. Ленина. Внутрипартийная борьба за власть.

5. И.В. Сталин: политический портрет.

6. Коллективизация и индустриализация.

7. Массовый террор второй половины 1930-х гг.

8. Основные направления внешней политики СССР в 1922-1941 гг.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Коллоквиум на тему: «Роль И.В. Сталина в развитии Советского государства».

 

Примерные задания:

1. Определить причины перехода большевиков от военного коммунизма к Нэпу. Сравнить военный коммунизм и НЭП.

2. Разобрать проекты образования СССР. Выявить сходство и отличия.

3. Проанализировать основные положения Конституции СССР 1924 г.

4. Установить основные этапы внутрипартийной борьбы.

5. Подготовить реферат на тему «Биография и политический портрет И.В. Сталина».

6. Рассмотреть основные этапы коллективизации и индустриализации.

7. Установить причины массовых репрессий 1930-х гг.

8. Определить основные направления внешней политики СССР в 1922-1941 гг.

 

Контрольные вопросы:

1. Почему случился переход от политики «военного коммунизма» к НЭПу?

2. В чем разница между сталинским и ленинским проектами образования СССР?

3. Каковы основные положения Конституции СССР 1924 г.?

4. Кто победил во внутрипартийной борьбе 1920-х гг.?

5. Каково историческое значение И.В. Сталина?

6. Что такое коллективизация и индустриализация?

7. Для чего проводились массовые репрессии 1930-х гг.?

8. Какие существовали направления внешней политики СССР в 1922-1941 гг.?

9. Как можно охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1922-1941 гг.?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Верт Н. История Советского государства. М,1995

2. Жуков В. Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия. – М., 1994.

3. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

4. Киселев А.Ф., др. Новейшая история Отечества. ХХ в. В 2-х тт. М,1998

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

6. Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для студ. Вузов - М.: Норма, 2006

 

Семинарское занятие № 14.

«Великая Отечественная война

(1941-1945 гг.)»

 

Цель занятия:

Рассмотреть причины и основные сражения и итоги ВОв

 

Задачи

- Определить причины ВОв

- Проанализировать боевые действия 1941 г.

- Разобрать военную кампанию 1942 г.

- Определить причины начала коренного перелома в ВОв

- Проанализировать боевые действия 1943-1945 гг.

- Подвести итоги ВОв

 

Основные термины, понятия:

Блицкриг, вермахт, ВОв, план «Барбаросса», план «Ост», антигитлеровская коалиция, нацизм, фашизм, блокада, карточная система, оккупация, партизанское движение, подполье, коренной перелом в ВОв, Сталинградская битва, Курская дуга, Битва за Кавказ, «Рельсовая война», ленд-лиз, депортация, концлагерь, второй фронт, Ялтинская конференция, капитуляция, эвакуация.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Социально-экономическое положение СССР накануне ВОв.

2. Внешняя политика СССР накануне ВОв.

3. Причины начала ВОв

4. Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса». Причины поражения советских войск на начальном этапе ВОв.

5. Планы нацистского руководства Германии по отношению к СССР. План «Ост».

6. Битва за Москву. Контрнаступление советских войск.

7. Блокада Ленинграда.

8. Военная кампания 1942 г.

9. Начало коренного перелома в ВОв. Сталинградская битва.

10. Битва за Кавказ.

11. Курская дуга. Переход стратегической инициативы к СССР.

12. Боевые действия в 1944-1945 гг.

13. Капитуляция Германии.

14. Советско-японская война 1945 г.

15. Итоги ВОв.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Просмотр видеоматериалов, посвященных ВОв; посещение музейной выставки «Кубань в годы ВОв».

Примерные задания:

1. Охарактеризовать социально-экономическое положение СССР накануне ВОв.

2. Рассмотреть внешнюю политику Советского Союза накануне ВОв

3. Определить причины начала ВОв.

4. Проанализировать причины поражений советских войск на начальном этапе ВОв.

5. Подготовить сообщение на тему «Блокада Ленинграда»

6. Составить хронологическую таблицу основных сражений 1941-1942 гг.

7. Определить причины начала коренного перелома в ВОв.

8. Проследить ход основных сражений 1943-1945 гг.

9. Подготовить сообщение на тему «Подвиг советского народа в годы ВОв.

10. Составить хронологическую таблицу основных этапов ВОВ.

11. Подготовить реферат на темы, предложенные на семинарском занятии.

12. Оценить роль СССР в разгроме нацисткой Германии.

13. Выявить причины победы СССР в ВОв.

14. Подвести итоги ВОв.

 

Контрольные вопросы

1. Как можно охарактеризовать социально-экономическое положение СССР накануне ВОв?

2. Какую внешнюю политику проводил Советский Союз накануне ВОв?

3. Каковы причины начала ВОв?

4. В чем заключались причины поражения советских войск на начальном этапе ВОв?

5. Благодаря каким факторам советские войска смогли отстоять Москву?

6. Что такое «блокада Ленинграда»? Сколько дней продлилась блокада?

7. Какие сражения произошли в 1942 г.?

8. Кто являлся союзником Германии и кто поддерживал СССР? Что такое антигитлеровская коалиция?

9. Какие планы были у нацистского руководства Германии по отношению к СССР?

10. Почему война с Германией и ее союзниками получила название ВОв?

11. В чем заключаются причины начала коренного перелома в ВОв?

12. Почему для Гитлера было важно овладеть Сталинградом и Кавказом?

13. Что такое «ленд-лиз»? Какова его роль в успехах советских войск?

14. Что такое «Курская дуга»? Где произошло крупнейшее танковое сражение?

15. Какова была политика нацисткой Германии на оккупированных советских территориях?

16. Что собой представлял советский тыл в годы ВОв?

17. Благодаря каким факторам СССР победил в ВОв?

18. Каких известных советских генералов времен ВОв Вы знаете?

19. Почему СССР вступил войну с Японией?

20. Какую цену заплатил СССР за победу в ВОв?

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Верт Н. История Советского государства. М,1995

2. Жуков В. Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия. – М., 1994.

3. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

4. Киселев А.Ф., др. Новейшая история Отечества. ХХ в. В 2-х тт. М,1998

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

6. Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для студ. Вузов - М.: Норма, 2006

Семинарское занятие № 15.

«СССР в 1945-1991 гг.»

Цель занятия:

Рассмотреть развитие СССР в 1945-1991 гг.

 

Задачи:

- Проанализировать основные этапы восстановления народного хозяйства СССР в 1945-1953 гг.

- Установить основные направления внутренней политики СССР в 1945-1991 гг.

- Разобрать внешнюю политику СССР в 1945-1991 гг.

- Определить причины распада СССР.

 

Основные термины, понятия:

Волюнтаризм, Генеральный секретарь, гласность, дестанилизация, диссиденты, «оттепель», «Холодная война», дефицит, Совнархозы, КПСС, КГБ, реабилитация, «перестройка», «ускорение», Карибский кризис, «застой», Железный занавес, биполярная система международных отношений.

 

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Восстановление народного хозяйства СССР после окончания ВОв.

2. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

3. Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть.

4. СССР при Н.С. Хрущеве. «Оттепель».

5. СССР при Л.И. Брежневе. Период «развитого социализма», «застой».

6. Советский Союз при Ю. Андропове и К. Черненко

7. Политика «перестройки» М.С. Горбачева.

8. Причины распада СССР

9. Внешняя политика СССР в 1945-1991 гг.

10. Развитие науки и культуры в СССР в 1945-1991 гг.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Коллоквиум на тему «Причины распада СССР»

 

Примерные задания:

1. Охарактеризовать процесс восстановления народного хозяйства СССР после ВОв.

2. Выявить закономерности социально-экономического и политического развития СССР в 1945-1953 гг.

3. Подготовить реферат на тему «Генеральные секретари ЦК КПСС»

4. Составить хронологическую таблицу по внутренней и внешней политике СССР 1945-1991 гг.

5. Установить причины перехода к политике «перестройки».

6. Подготовить сообщение на тему «Причины распада СССР».

7. Написать эссе на тему «Распад или развал СССР»

8. Определить общие тенденции во внешней политике СССР в 1922-1945 гг.

9. Определить успехи СССР в покорении космоса.

10. Подготовить реферат на тему «Развитие медицины в СССР».

11. Определить общие тенденции развития литературы и кинематографа в СССР.

 

Контрольные вопросы:

1. Как происходило восстановление народного хозяйства СССР после ВОв?

2. Кто победил в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина?

3. В чем заключались причины начала «Холодной войны»?

4. Что такое «оттепель»? Кто являлся ее инициатором?

5. Как можно охарактеризовать развитие СССР при Л.И. Брежневе?

6. В чем смысл «политики разрядки»?

7. Что обозначают термины «перестройка», «гласность», «ускорение»?

8. Какие общие тенденции внутренней и внешней политики СССР при М.С. Горбачеве можно выделить?

9. В результате каких причин произошел распад СССР?

10. Была ли альтернатива распаду СССР?

11. Как можно охарактеризовать развитие науки и культуры в СССР?

12. Кто из советских ученых и литераторов был удостоен Нобелевской премии?

13. Какие достижения имел СССР в области ракетостроения и освоения космоса?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Верт Н. История Советского государства. М,1995

2. Жуков В. Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия. – М., 1994.

3. История России: С древнейших времен до конца ХХ века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1996

4. Киселев А.Ф., др. Новейшая история Отечества. ХХ в. В 2-х тт. М,1998

5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

6. Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для студ. Вузов - М.: Норма, 2006

 

Модуль 6. Россия на рубеже веков (XX-XXI вв)

Семинарское занятие № 16.

«Россия в 1990-х гг.»

Цель занятия:

Рассмотреть развитие России в 1990-е гг.

 

Задачи

- Разобрать основные преобразования в политической, социально-экономической, культурной сфере в России в постсоветский период

- Проанализировать внутреннюю политику России во время президентства Б.Н. Ельцина

- Рассмотреть основные направления внешней политики России в 1990-е гг.

 

Основные термины, понятия:

СНГ, правовое государство, либерализм, «лихие 90-е», дефолт, ваучер, приватизация, олигарх, ближнее зарубежье, девальвация, Федеральное собрание, «шоковая терапия».

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Образование Российской Федерации и СНГ.

2. Конституция РФ: основные положения.

3. Б.Н. Ельцин: политический портрет.

4. Реформы и реформаторы 1990-х гг.

5. Экономические кризисы и дефолты России. Причины, итоги.

6. Межнациональные конфликты в РФ: причины и последствия.

7. Внешняя политика России в 1990-е гг.

8. Знаменитые российские олигархи 1990-х гг.

9. Развитие науки и культуры в России в 1990-е гг.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Коллоквиум на тему: «Личность Б.Н. Ельцина»

 

Примерные задания:

1. Определить основные тенденции развития России после распада СССР.

2. Составить политический портрет Б.Н. Ельцина.

3. Рассмотреть основные положения Конституции РФ.

4. Подготовить реферат на тему «Реформы и реформаторы 1990-х гг.».

5. Составить хронологическую таблицу на тему «Реформы 1990-х гг.».

6. Сопоставить программы политических партий России 1990-х гг.

7. Подготовить сообщение на тему «Причины межнациональных конфликтов в России и на постсоветском пространстве в 1990-е гг.»

8. Определить основные направления внешней политики России в 1990-е гг.

 

Контрольные вопросы:

1. Как осуществлялся процесс образования РФ и СНГ?

2. В каком году была принята Конституция РФ? Назовите ее основные положения.

3. Какие в 1990-е гг. существовали в России политические партии?

4. Почему не удались реформы 1990-х гг?

5. Каких известных реформаторов 1990-х гг. Вы знаете?

6. Как проводилась приватизация в России в 1990-е гг.?

7. Что такое «шоковая терапия» и «дефолт»?

8. Почему 1990-е гг. XX в. называют Третьей Смутой?

9. Какие направления во внешней политике России 1990-х гг. можно выделить?

10. Как в целом можно охарактеризовать правление Б.Н. Ельцина?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Зуев М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для бакалавров- Москва: Юрайт, 2012. - 655 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник: в 2 т. Т. 1-2 - Москва: ПРОСПЕКТ, 2013.

3. История России [Текст]: учебник / А. С. Орлов [и др.] - Москва: Проспект, 2013. - 680 с

4. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

5. Россолов Д.М. История [Электронный ресурс]: учеб. пособие - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. - 196 с. - Режим доступа: http://iprbookshop.ru/18254.

 

 

Семинарское занятие № 17.

«Россия в начале ХХI в.

Итоговое занятие»

Цель занятия:

Рассмотреть развитие России в начале ХХI в.; проверить знания студентов по курсу «История Отечества»

 

Задачи

- Разобрать личностные качества В.В. Путина

- Проанализировать внутреннюю политику В.В. Путина и Д.А. Медведева.

- Подвергнуть разбору внешнюю политику России в начале ХХI в.

- Оценка знаний студентов по курсу «История Отечества»

 

Основные термины, понятия:

Вертикаль власти, инновации, нанотехнологии, национальные проекты, референдум, «перезагрузка», федеральные округа, контртеррористическая операция, импортозамещение, «план Путина», «Единая Россия», «Народный фронт».

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Политический портрет В.В. Путина.

2. Внутренняя политика во время президентства В.В. Путина (2000-2008 гг.).

3. Внешняя политика России в 2000-2008 гг.

4. Россия во время президентства Д.А. Медведева (2008-2012 гг.): внутренняя и внешняя политика

5. Основные направления внутренней политики в 2012-2015 гг.

6. Внешняя политика России в 2012-2015 гг.

7. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией в 2014 г.

8. Развитие науки и культуры в России в начале ХХI в.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Круглый стол на тему: «Ситуация на Украине в 2014 г. и политика России в разрешении украинского кризиса».

 

Примерные задания:

1. Определить основные тенденции развития России в начале ХХI в.

2. Составить политический портрет В. Путина и Д. Медведева.

3. Подготовить реферат на тему «Основные направления внутренней и внешней политики России при В.В. Путине».

4. Охарактеризовать развитие России во время президентства Д.А. Медведева.

5. Определить основные направления внешней политики России в начале ХХI в.

6. Подготовить сообщение на тему «Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией в 2014 г.».

7. Установить основные тенденции развития культуры и науки в России в начале ХХI в.

8. Итоговое тестирование по всему курсу «История Отечества».

9. Защита реферата по темам семинарских занятий.

10. Устное собеседование по курсу «История Отечества».

 

Контрольные вопросы:

1. Как можно охарактеризовать политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХI в.?

2. В чем заключался «план Путина»?

3. Какие основные тенденции во внутренней и внешней политике можно выделить во время первого и второго президентства В.В. Путина?

4. Какие изменения произошли в России во время президентства Д.А. Медведева?

5. Как изменилась внешняя политика России после августовских событий 2008 г.?

6. Почему Крым и Севастополь вышли из состава Украины и стали частью РФ?

7. Как изменились отношения России с США и европейскими странами после украинского кризиса и присоединения Крыма и Севастополя к РФ?

8. Какие можно выделить основные тенденции в развитии культуры и науки в начале ХХI в.?

9. Почему В.В. Путин стал национальным лидером России?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1. Зуев М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для бакалавров- Москва: Юрайт, 2012. - 655 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]: учебник: в 2 т. Т. 1-2 - Москва: ПРОСПЕКТ, 2013.

3. История России [Текст]: учебник / А. С. Орлов [и др.] - Москва: Проспект, 2013. - 680 с

4. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

5. Россолов Д.М. История [Электронный ресурс]: учеб. пособие - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013. - 196 с. - Режим доступа: http://iprbookshop.ru/18254.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.348 с.