Модуль № 2. Древнерусское государство (IX-XIII вв.) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Модуль № 2. Древнерусское государство (IX-XIII вв.)

2017-09-27 320
Модуль № 2. Древнерусское государство (IX-XIII вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинарское занятие № 2

«Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства»

Цель занятия:

Изучить этногенез восточных славян, процесс образования и становления древнерусского государства

 

Задачи

- Раскрыть сущность проблемы этногенеза славян

- Выявить основные причины образования древнерусского государства

- Проследить развитие древнерусского государства в начальный период его существования

 

Основные термины, понятия:

Политеизм, тотем, норманнская теория, методология, «легенда о призвании варягов», монотеизм, переложная и подсечно-огневая системы земледелия, православие, полюдье, Русь, уроки, погост, «путь из варяг в греки», язычество.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Проблема этногенеза восточных славян. Историческая прародина славян.

2. Славянские племена: политический строй и основные занятия. Первые славянские города.

3. Язычество древних славян

4. Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории.

5. Древнерусское государство при первых князьях (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга)

6. Военные походы Святослава.

7. Правление Владимира Святославовича

8. Предпосылки и значение принятия христианства. Крещение Руси.

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Мозговой штурм на тему «Причины и последствия Крещения Руси»»

Примерные задания:

1. Проанализировать проблему прародины славян

2. Определить основные занятия восточных славян

3. Разрешить спор между норманистами и антинорманистами.

4. Написание реферата на один из вопросов, предложенных к подготовке к семинарскому занятию.

5. Законспектировать норманскую и антинорманскую теории происхождения Древнерусского государства.

6. Выявить причины и последствия Крещения Руси.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют теории происхождения славян? Где находилась прародина славян?

2. В чем суть политического строя и основных занятий восточных славян?

3. Кто считается основателем Древнерусского государства? Какие существуют теории происхождение Древнерусского государства?

4. Кто правил Древнерусским государством в Х веке?

5. Какие существовали предпосылки принятия христианства? Как сказалось принятие православия на последующем развитии Древнерусского государства?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М.: Юрайт-Издат, 2009.-634с.

3. Кириллов, В. В. История России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Юрайт, 2007. - 661 с.

4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М.: Гардарики, 2010. - 479 с.

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993

 

 

Семинарское занятие № 3

«Древнерусское государство в XI-XIII вв.»

Цель занятия:

Раскрыть историческое значение, расцвет и закат государства Киевская Русь

 

Задачи

- Выявить факторы, способствующие расцвету Киевской Руси и факторы, которые привели её к упадку

- Раскрыть историческую роль наиболее ярких киевских князей: (Олег, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах)

- Изучить культурное наследие Киевской Руси

 

Основные термины, понятия:

Закупы, рядовичи, челядь, смерды, люди, «Великое княжение владимирское», феодальная раздробленность, кириллица и глаголица, «Русская правда», вира, гривна, «Слово о полку Игореве», поучение, удел, Новгородская республика.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Расцвет Киевской Руси (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах)

2. Русская правда как первый свод законов Киевской Руси

3. Закат Киевской Руси (Раздробленность. Причины, факторы, итоги)

4. Удельный период в развитии Руси: социально-экономическое и политическое развитие удельных земель

5. Новгородская «республика». Особенности развития.

6. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое

Гнездо. Политические портреты. Историческая роль.

7. Сословия Древней Руси

8. Культура Киевской Руси

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Посещение Музея на тему: Древнерусская культура

 

Примерные задания:

1. Составить хронологическую таблицу событий российской истории с X по XIV века.

2. Проанализировать «Русскую правду», как первый свод законов на Руси.

3. Дать историческую оценку деятельности Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху.

4. Написать эссе на тему «Раздробленность на Руси: неизбежность или обусловленность негативными факторами».

5. Составить родословную Владимиру Мономаху или Александру Невскому.

 

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются особенности развития Киевской Руси при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе?

2. Какие существовали предпосылки для составления «Русской правды»? Чьи интересы отражала «Русская правда»?

3. Каковы предпосылки заката Киевской Руси?

4. В чем заключалась суть удельного периода в развитии Руси?

5. Каков характер развития русских земель в XII веке?

6. Чем отличался политический строй Новгородской республики от Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств?

7. Какие характерные черты культуры Киевской Руси в Х-ХIII вв.?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М.: Юрайт-Издат, 2009.-634с.

3. Кириллов, В. В. История России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Юрайт, 2007. - 661 с.

4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М.: Гардарики, 2010. - 479 с.

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993

 

 

Семинарское занятие № 4.

«Татаро-монгольское нашествие»

Цель занятия:

Раскрыть историческое значение татаро-монгольского нашествия

 

Задачи

- Определить причины поражения русских земель в борьбе с монголами

- Рассмотреть развитие русских земель в Ордынский период

- Установить последствия Ордынского владычества на последующее развитие русского государства

 

Основные термины и понятия

Татаро-монголы, иго, курултай, баскаки, выход, нойоны, Золотая Орда, ярлык, ярлык на великое княжение, Чингисхан, улус, царь, рать, дань, тамга, бесермены, тумен.

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Политическое и социально-экономическое развитие русских земель в начале ХIII вв.

2. Образование монгольской державы. Чингисхан.

3. Битва на реке Калке. Поражение русских войск.

4. Нашествие хана Батыя на Русь. Установление Ордынского владычества

5. Русские земли в период Ордынского владычества: социально-экономическое и политическое развитие.

6. Последствия Ордынского владычества на дальнейшее развитие русских земель.

7. Развитие культуры в Ордынский период

 

Одна из форм интерактивного занятия:

Коллоквиум на тему «Причины и последствия Ордынского владычества», итоговое тестирование по модулю № 2 «Древнерусское государство (IX-XIII вв.)

 

Примерные задания:

1. Охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие русских земель в начале XIII в.

2. Установить причины поражения русских войск.

3. Составить хронологическую таблицу битв русских войск с монголами.

4. Дать оценку деятельности князей в период нашествия Батыя.

5. Определить закономерности развития русских земель в Ордынский период.

6. Установить последствия Ордынского владычества.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы характерные черты политического, социально-экономического развития русских земель в начале ХIII в.?

2. В чем заключались причины поражения русских войск на р. Калке?

3. Какие княжества подверглись разорению ханом Батыем?

4. Что собой представляло татаро-монгольское иго?

5. Как управлялись русские земли в период Ордынского владычества?

6. Каковы характерные черты развития русских земель в Ордынский период?

7. Какие последствия Ордынского владычества можно выделить?

 

Рекомендуемая литература к занятию:

1.Кузнецов И.Н. Отечественная история: учеб. / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 816 с.

2. Зуев, М. Н. История России [Текст]: учеб. пособие для вузов - М.: Юрайт-Издат, 2009.-634с.

3. Кириллов, В. В. История России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Юрайт, 2007. - 661 с.

4. История России (IX - начало XXI в.) [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А.Ю. Дворниченко - М.: Гардарики, 2010. - 479 с.

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987.

6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества: XII-XIII вв. – М., 1993

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.