Понятие, признаки, функции государства. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие, признаки, функции государства.

2017-09-27 199
Понятие, признаки, функции государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие, признаки, функции государства.

В первобытном обществе присутствовал авторитет вождя. Вопросы общественного устройства решались на основе обычаев, обрядов и традиций. Впоследствии, из-за слияния родов и племён произошло смешение обычаев, разрушилась система межличностных отношений и возникла необходимость в ином регуляторе, который не мог опираться на авторитет. Его место заняла сила.

Государство есть политическая организация власти, которая посредством установления определенных правил поведения регулирует жизнь общества . В свою очередь, нормы права без обеспечения их силой государства, его аппарата принуждения, не будут иметь общеобязательного характера. Государство есть форма существования общества. Таким образом, взаимосвязь государства и права, и их роль в жизни общества становится очевидной.

Признаки государства:

1 Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы)

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство, подданство).

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государствен­ной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выпол­нение функций государства (механизм государства).

6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое про­странство.

7. Существование системы взимания налогов (фискальная система).

8. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства - это основные направления деятельно­сти государства, благодаря которым реализуется назначение государства. Функции государства принято де­лить по сферам распространения на внутренние и внешние; по значимости - на основные и дополнительные; по продолжительности действия - на постоянные и времен­ные.

Внутренние функции государства:

1) законодательная;

2) ад­министративно-хозяйственная функция;

3) функция финансового контроля;

4) функция охраны правопорядка;

5) социальная функция;

6) экологическая функция.

Внешние функции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

Теории происхождения права.

Теории происхождения права отличаются множеством версий о том, чью волю выражает право:

1. естественное право. Гегель, Монтескье, Гольбах. Существуют независимые нормы, выражающие волю высшего разума и государство должно только возвести их в ранг закона.

2. историческая. Г. Гуго, К. Савиньи. Нормы возникают в ходе исторического развития общества и государство должно придать им формальное выражение в нормативных актах.

3. рационалистическая. Р.Йеринг. Нормы права появляются в зависимости от потребностей группы людей, у которых власть и сила.

4. социологическая. Эрлих. Надо изучать сложившиеся в обществе обычаи и придавать им общеобязательную силу закона.

5. нормативистская. Г. Кельзен. Право является материальным воплощением воли государства, а государство это персонифицированное право.

Правовая культура.

Под правовой культурой принято понимать состояние общественного сознания и социальной практики, сложившееся на основе многократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования и взаимодействия различных элементов нормативной системы общества - права, морали, традиций, обыкновений и т.п. Российское общество не отличается высокой правовой культурой. Невозможно развитие правовой культуры в стране, где некоторые законы не соблюдаются, предвыборные обещания политиков не выполняются, а власть не несет ответственности за стабильность в государстве. Правовой нигилизм в нашем народе родился не вчера, ибо суд в России почти всегда был зависим от государственной власти. В российском менталитете государственная власть находится выше закона; отсюда неверие людей в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Правовой нигилизм среди населения на фоне нецивилизованного капитализма привел к массовым правонарушениям: взяточничеству, дедовщине в армии, росту криминала.

Законность – это строгое и точное соблюдение законов государства всеми участниками общественных отношений, господства права и закона в общественной жизни, соответствие их действий требованиям материального и процессуального права. Режим законности - это своеобразная правовая атмосфера, это «право в действии». "Dura lex, sed lex est" (лат. - суров закон, но это закон). Законность как метод осуществления государственной власти означает, что свои функции государство осуществляет только правовыми средствами: принятием нормативных актов и обеспечением их неуклонной реализации.

Итогом всего этого является правопорядок, т.е. фактическое состояние урегулированных правом отношений.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознания целесообразности и необходимости их выполнения. Правопорядок выступает не только целью, но и результатом правого регулирования государством правового положения и взаимоотношений участников общественных взаимодействий. Он включает не только упорядоченность отношений на основе права в сфере власти, но и отношений в сфере гражданского общества.

Таким образом, право и законность можно считать основными элементами правопорядка. И, конечно же, правопорядок немыслим без правомерного поведения субъектов, всех нас. Поведение, которого требуют от нас императивные, запрещающие нормы, можно назвать необходимым: необходимо поступить именно так, а не иначе. Поведение же, которого требует от нас диспозитивные нормы, можно назвать допустимым: разрешается своими действиями или бездействием реализовать свое право или не реализовывать его. Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан.

Форма государства.

Формой государства называют совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государствен­ной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия – вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Бывает абсолютной (страны Ближнего и Среднего Востока – Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Бахрейн), сословно-представительной (ограниченной или дуалис­тической – Марокко, Бутан), конституционной (парламентарной- Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Япония).

Республика - государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. Республики подразделяются на

парламентские - правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах. Оно подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность и остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства (Австрия, Италия, Германия),

президентские - правительство назначается президентом – главой государства, и утверждается парламентом (США),

смешанного типа - президент избирается населением и назначает правительство, которое несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (Франция, Россия),

суперпрезидентские - президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве. Она ничем не ограничена и неконтролируема. Он без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку (Белоруссия, Гватемала).

Форма государственного устройства определяет административно-тер­риториальную организацию государства, характер взаимодействия со­ставных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства - унитарное государство, федерация, конфедерация, - и дополнительные – союз, содружество, сообщество, империя.

Форма государственного (политического) режима определяет сово­купность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Термин «политический режим» введено в 1940 году польским социологом Леви. Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократичес­кий и антидемократический.

Устройство власти в РФ.

 

В РФ существует три уровня органов власти:

1. федеральный уровень

2. уровень субъекта РФ

3. местный уровень.

Федеральный уровень и уровень субъекта РФ составляют систему государственной власти. В этой системе существует промежуточное звено в виде органов власти в федеральных округах. В соответствии со ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в РФ – это самостоятельная система власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Механизм государства.

Механизм государства - это система государственных органов, вза­имосвязанных общими принципами, наделенных властными полномо­чиями с целью осуществления управления обществом и защиты его ос­новных интересов.

От механизма государства следует отличать механизм функционирова­ния государства. Это совокупность внутренних факторов и средств, обеспечивающих действие составных частей аппарата государства (т. е. всех его органов) в их взаимозависимости. Обычно система государственных органов устанавливается консти­туцией государства. По характеру выполняемых задач, государственные органы подразделяются на три группы (так называемые три ветви власти).

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исполнительная власть РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и определяет структуру и основные направления деятельности Правительства РФ.

Федеральные министры назначаются на должность по предложению Председателя Правительства РФ Президентом РФ. В структуру федеральных органов государственной власти (министерств и ведомств) входят федеральные агентства и федеральные службы. Задача министерств и ведомств – это нормотворчество, федеральные агентства занимаются реализацией государственной политики, а федеральные службы – контрольно-надзорной деятельностью.

Традиционно к исполнительной власти также относят и правоохранительные органы. Это прокуратура, следственный комитет, милиция, юстиция, таможня, нотариат, адвокатура и т.д.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Основная задача Прокуратуры РФ осуществление контроля и надзора за всеми субъектами правоотношений в РФ.

Судебная власть РФ.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в определенных законом случаях. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционные принципы судебной власти:

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Судьи несменяемы.

3. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Конституционный Суд РФ дает толкование норм Конституции РФ; разрешает дела о соответствии Конституции иных нормативных актов РФ. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Судьями Конституционного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 40 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет. Срок пребывания судьи в должности - 15 лет. Повторное назначение не допускается. Полномочия судьи прекращаются, когда ему исполняется 70 лет. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Система арбитражных судов в РФ складывается из

Верховного Суда Российской Федерации;

федеральных арбитражных судов округов (арбитражные кассационные суды). Всего в стране создано 10 арбитражных округов - Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Московский, Уральский и др. Соответственно функционируют 10 федеральных арбитражных судов округов;

арбитражные апелляционные суды (Саратовская область относится к двенадцатому арбитражному аппеляционному суду);

арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ, в структуре которых также имеются специализированные федеральные суды – Суд по интеллектуальным правам.

Функция арбитражных судов заключается в разрешении экономических споров хозяйствующих субъектов. В основном, это дела о банкротстве.

Судопроизводство в арбитражных судах бывает очень длительным. Кроме того, открытость разбирательства порой иногда невыгодна отдельным предприятиям, не желающим раскрывать какие-то свои секреты и информацию. В таких случаях стороны возникшего хозяйственного спора могут обратиться к третейскому судье. Спор передается на разрешение третейского суда, если об этом имеется соглашение сторон, и разрешается на основе Конституции, нормативных актов, международных договоров.

Третейскими судами называются негосударственные суды, в которые обращаются стороны по взаимному согласию для разрешения спора имущественного характера. Третейские суды бывают постоянно действующими или образованными для решения конкретного дела. Состав судей в каждом третейском суде формируется по правилам суда. Каждая сторона спора избирает одного третейского судью, затем два избранных судьи избирают третьего. Стороны спора вправе согласовать иной порядок формирования состава суда для разрешения своего конкретного спора. Третейское разбирательство проходит в закрытом режиме (если стороны не договорятся об ином), т.е. конфиденциально. Разрешение дела может производиться либо путем проведения устного разбирательства, либо на основе представленных сторонами письменных материалов - без явки сторон (их представителей). Срок рассмотрения конкретного спора в Третейском суде обычно не превышает двух месяцев. Решение третейского суда обязательно для сторон.

Система судов общей юрисдикции - это разветвленная, единая система судов. Функция этих судов в рассмотрении гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции. Она состоит из трёх уровней – районных и мировых судов, судов субъекта РФ, Верховного суда РФ. Подведомственность и подсудность дел судов первого уровня определяется процессуальным законодательством РФ. Мировые судьи действуют на территории соответствующего судебного участка. Мировые судьи рассматривают дела единолично в пределах своих судебных участков. Участки создаются субъектами РФ из расчета от 15 до 30 тыс. человек населения на одном участке. Постановления мировых судей - обязательны для всех лиц, организаций и органов.

Особое место в данной системе занимают военные суды, которые рассматривают дела с участием военнослужащих. Эта ветвь судов также состоит из трех звеньев: гарнизонные, окружные (флотов, видов и групп войск), судебной коллегии по делам военослужащих Верховного Суда.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Назначение производится на неопределенный срок. Полномочия судьи прекращаются по достижении им возраста 65 лет.

В соответствии с Конституцией РФ, за особо тяжкие преступления против жизни обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели могут быть граждане, достигшие 25 лет; не имеющие непогашенную или неснятую судимость; дееспособные и не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, не допускаются также подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений лица; лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; и лица, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. Списки присяжных заседателей составляются администрациями районов и субъектов федерации методом случайной выборки из числа избирателей на данной территории и направляются председателю суда субъекта федерации.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, либо на все время рассмотрения этого дела. За это время суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Ему возмещаются командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. На время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

В соответствии с законом «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 2 января 2002 года в отправлении правосудия могут принимать участие народные заседатели. Ими могут быть граждане, достигшие 25 лет и наделенные такими полномочиями. Они исполняют обязанности судей на непрофессиональной основе в составе районного суда по гражданским делам. Списки народных заседателей составляются органом местного самоуправления из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Утверждаются списки представительным органом субъекта Федерации сроком на 5 лет. Отбор народных заседателей для участия в конкретном деле в районном суде осуществляется методом случайной выборки из общего списка и жеребьевки. Народные заседатели привлекаются для исполнения своих обязанностей не чаще одного раза в год: в районном суде на срок 14 дней или на срок рассмотрения конкретного дела. Участие в правосудии в качестве народного заседателя считается общественной обязанностью гражданина РФ. За время участия в правосудии народному заседателю выплачивается из бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой должностного оклада судьи; за народным заседателем сохраняется средний заработок по месту работы; ему возмещаются командировочные расходы.

Понятие, признаки, функции государства.

В первобытном обществе присутствовал авторитет вождя. Вопросы общественного устройства решались на основе обычаев, обрядов и традиций. Впоследствии, из-за слияния родов и племён произошло смешение обычаев, разрушилась система межличностных отношений и возникла необходимость в ином регуляторе, который не мог опираться на авторитет. Его место заняла сила.

Государство есть политическая организация власти, которая посредством установления определенных правил поведения регулирует жизнь общества . В свою очередь, нормы права без обеспечения их силой государства, его аппарата принуждения, не будут иметь общеобязательного характера. Государство есть форма существования общества. Таким образом, взаимосвязь государства и права, и их роль в жизни общества становится очевидной.

Признаки государства:

1 Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы)

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство, подданство).

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государствен­ной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выпол­нение функций государства (механизм государства).

6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое про­странство.

7. Существование системы взимания налогов (фискальная система).

8. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства - это основные направления деятельно­сти государства, благодаря которым реализуется назначение государства. Функции государства принято де­лить по сферам распространения на внутренние и внешние; по значимости - на основные и дополнительные; по продолжительности действия - на постоянные и времен­ные.

Внутренние функции государства:

1) законодательная;

2) ад­министративно-хозяйственная функция;

3) функция финансового контроля;

4) функция охраны правопорядка;

5) социальная функция;

6) экологическая функция.

Внешние функции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.