Изображения, но не для того, чтобы получить от них эстетиче- — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Изображения, но не для того, чтобы получить от них эстетиче-

2017-09-27 210
Изображения, но не для того, чтобы получить от них эстетиче- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ское наслаждение, а для того, чтобы с еще большей остротой

Передать ощущение того, что нельзя представить. Постмодер-

Нистский писатель или художник находится в положении фило-

Софа: текст, который он пишет, произведение, которое он

Создает, в принципе не подчиняется заранее установленным

Правилам, ему нельзя выносить приговор, не подлежащий

Обжалованию, применяя к нему общеизвестные критерии оцен-

Ки. Эти правила и категории и есть как раз то, что ищет само

произведение искусства" (129а, с. 340-341).

Отталкиваясь от концепций Лиотара и амер. теоретика

И. Хассана, голл. исследователь Д. Фоккема попытался

Спроецировать мировоззренч. предпосылки П. на его худож.

стилистику. П. для него — это прежде всего особый "взгляд на

мир", "продукт долгого процесса секуляризации и-дегуманиза-

ции" (81, с. 81). Если в эпоху Возрождения, по его мнению,

Возникли условия для появления концепции антропологич.

Универсума, то в XIX и X X вв. под влиянием наук — от

Биологии до космологии — стало все более затруднительным

защищать представление о человеке как о центре космоса: "В

конце концов оно оказалось несостоятельным и даже нелепым"

(81, с. 82). Поэтому постмодернистский "взгляд на мир"

Характеризуется убеждением, что любая попытка сконструиро-

ПОСТМОДЕРНИЗМ

вать "модель мира" — как бы она ни оговаривалась или ограни-

чивалась "эпистемологическими сомнениями" — бессмысленна.

Создается впечатление, пишет Фоккема, что художники-пост-

Модернисты считают в равной мере невозможным и бесполез-

Ным пытаться устанавливать какой-либо иерархический поря-

Док или какие-либо системы приоритетов в жизни. Если они и

Допускают существование модели мира, то основанной лишь на

"максимальной энтропии", на "равновероятности и равноценно-

сти всех конститутивных элементов" (там же, с. 82-83).

Одним из наиболее распространенных принципов определе-

Ния специфики иск-ва П. является подход к нему как к своеоб-

разному худож. коду, т. е. своду правил организации "текста"

худож. произведения (под "текстом" с семиотич. т. з. подразу-

Мевается семантич. и формальный аспект любого произв. иск-

Ва, поскольку для того, чтобы быть воспринятым, оно должно

быть "прочитано" реципиентом). Трудность этого подхода

Заключается в том, что П. с формальной т. з. выступает как

Иск-во, сознательно отвергающее всякие правила и ограниче-

Ния, выработанные предшествующей культурной традицией.

Поэтому в качестве основополагающего принципа организации

Постмодернистского текста Д. Фоккема называет понятие

Нонселеки,ии, феномен которой неоднократно отмечался и др.

исследователями (например, Д. Лоджем, И. Хассаном и др.).

Мировоззренч. противоречивость художников-

Постмодернистов, их попытки передать свое восприятие хаотич-

Ности мира сознательно организованным хаосом худож. про-

Изв., скептич. отношение к любым авторитетам и как следствие

— иронич. их трактовка, подчеркивание условности худож.-

изобразительных средств литературы ("обнажение приема")

Абсолютизируются постмодернистской критикой, превращают-

Ся в осн. принципы художественности как таковой и переносят-

Ся на всю мировую литературу. Познавательный релятивизм

Теоретиков П. заставляет их с особым вниманием относиться к

проблеме "авторитета письма", поскольку в виде текстов любой

Историч. эпохи он является для них единственной конкретной

данностью, с к-рой они готовы иметь дело. Этот "авторитет"

Характеризуется ими как специфич. власть языка худож. про-

изв., способного своими внутренними (например для литерату-

Ры — чисто риторическими) средствами создать самодовлею-

Щий мир дискурса.

Этот "авторитет" текста, не соотнесенный с действительно-

стью, обосновывается исключительно "интертекстуально" (т. е.

ПОСТМОДЕРНИЗМ 253

"авторитетом" др. текстов), иными словами — имеющимися в

Исследуемом тексте ссылками и аллюзиями на др. тексты, уже

Приобретшие свой авторитет в результате закрепившейся в

Рамках определенной культурной среды традиции воспринимать

Их как источник безусловных и неоспоримых аксиом. В конеч-

ном счете, "авторитет" отождествляется с тем набором риторич.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.