Алтай в эпоху энеолита и бронзы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Алтай в эпоху энеолита и бронзы

2017-09-27 766
Алтай в эпоху энеолита и бронзы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. на территории Горного Алтая появились группы пришлого населения, видимо из районов восточной Евразии, знакомого с производством меди и скотоводством. С этого времени Алтай вступает в энеолит, или меднокаменный век. Культура этого пришлого населения полу­чила название афанасьевской — по могильнику, раскопанно­му С. А. Теплоуховым у горы Афанасьевой на юге Красноярского края. Территория распространения этой культуры включает Гор­ный Алтай, Минусинскую котловину на Енисее, Туву, Северо-За­падную Монголию. Афанасьевские памятники представляют собой главным образом могильники. В Горном Алтае их известно более двадцати: Курота-2, Куюм, Арагол, Нижний Тюмечин и др. Най­дено также несколько поселений, два из которых (Кара-Тенеш в Шебалинском районе и Балыктыюль в Улаганском) раскопаны. Остатки афанасьевских поселений встречены при исследовании пещер Денисовой и Каминной в Усть-Канском районе.

Афанасьевские памятники представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, Большой Толгоек.

Афанасьевцы были первыми жителями Сибири, овладевшими медью, изготовлявшими медные изделия. Навыки медной метал­лургии они, очевидно, принесли с запада и в местах нового обита­ния открыли и использовали рудные месторождения. В штольне на горе Безымянной у села Владимировки Усть-Канского района афанасьевцы оставили кожаные ремни, клинья из рогов домашних быков, кайло для дробления руды, каменный топор. Медные изде­лия афанасьевцев представлены небольшими ножами, шильями, иглами, украшениями. Афанасьевцы, как и жители других рай­онов эпохи энеолита, изготовляли основные орудия труда из кам­ня. Материалы поселений афанасьевской культуры дают картину скотоводческого хозяйства, носившего отгонный характер: летом стада отгонялись на высокогорные луга, а к зиме возвращались в речные долины. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Ско­товодство повысило роль мужчины, способствовало возникновению имущественного неравенства. Об этом свидетельствует неодинако­вость погребений: некоторые могилы выделяются богатством.

Вопрос о происхождении афанасьевской культуры полностью не решен исследователями, но несомненно, что в ее формировании приняли участие племена, близкие по своему происхождению древнеямным племенам восточно-европейских степей.

По физическому типу афанасьевцы были протоевропеоидами.

Одновременно с афанасьевцами на Алтае жили и другие племена.

В предгорном Алтае прослеживается группа энеолитических памятников, датируемых второй половиной III го тысячелетия до н. э. Эти памятники, известные по поселениям и могильнику Большой Мыс на озере Иткуль, дали керамический материал, близкий к афанасьевскому. Население, оставившее памятники, было знакомо со скотоводством, разводило тех же животных, что и афанасьевцы. Антропологический тип этого населения сме­шанный.

Несколько позднее, в начале II тысячелетия до н. э., в пред­горном Алтае жили племена, оставившие памятники, которые объ­единяются археологами в елунинскую культуру. Название эта культура получила по грунтовому могильнику, раскопанному у села Елунина Павловского района.

Памятники елунинской куль­туры встречаются в лесостепных районах Алтайского края, пред­ставлены могильниками и поселениями. Елунинская культура да­тируется началом II тысячелетия до н. э. (XVII—XIV вв. до н.э.). Целые комплексы елунинских поселений известны на озерах Иткуль к северу от Бийска, на Кривом и Круглом в Завьяловском районе, Горько-Перешеечном в Егорьевском, на озерах в Мамонтовском и Угловском районах. На озере Иткуль раскопаны одно­слойные поселения Коровья Пристань-I и Озерки Восточные, мно­гослойные — Костенкова Избушка и Коровья Пристань-III. В по­селениях в большом количестве найдены сосуды баночной формы, украшенные оттисками крупнозубой гребенки, отпечатки которой образуют горизонтальные, волнистые, вертикальные или наклон­ные пояса (рис. 1—3,8). Кроме керамики, найдены каменные пес­ты, тесла, наконечники дротиков, стрел, скребки, ножи, костяные наконечники стрел с одним или двумя зубцами, похожие на гар­пуны, костяные и роговые мотыги.

Могильники елунинской культуры чаще всего располагаются по высоким коренным берегам Оби и ее протоков. Известны Елунинский грунтовый могильник-1, Староалейка, в устье реки Алей, на Поселковой улице в Барнауле и др.

Умерших клали на левый бок в скорченном положении головой на северо-восток. Днища могил посыпаны охрой. В захоронениях чаще всего находят сосу­ды, гораздо реже орудия труда и оружие из камня и кости. Лишь в одной могиле Елунинского могильника найден бронзовый нож. Рукоять ножа украшена заштрихованными ромбами, а в верхней части рукояти вылита голова лошади с длинными ушами и разве­вающейся гривой.

Племена елунинской культуры вели комплексное хозяйство. Они занимались охотой, рыболовством, скотоводством. Кости до­машних животных составляют около 33—37% общего количества костей, найденных на поселениях. На ранних этапах елунинской культуры первое место в стаде занимала лошадь, позже — круп­ный рогатый скот.

Во второй половине II тысячелетия до н. э., на огромной тер­ритории от Южного Зауралья на западе до Минусинской котло­вины на востоке расселяются скотоводческие племена андроновской культуры.

Название этой культуры было дано по могильнику, раскопанному в 1974 г. близ Енисея у деревни Андроново сибирским краеведом А. Л. Тугариновым.

По антропологи­ческим признакам андроновцы были европеоидами и, по мнению исследователей, принадлежали к индоевропейской языковой семье, говорили на индо-иранском наречии.

На Алтае андроновские памятники концентрируются в местах, удобных для скотоводства. Отсутствие долговременных поселений свидетельствует о подвижности населения. Андроновцы разводили крупный рогатый скот, овец двух пород (грубошерстной и тонко­рунной), а также лошадей. Лошадь уже использовалась как транс­портное животное, на что указывают детали узды. Своих умерших андроновцы хоронили преимущественно в грунтовых могильниках, укладывая их в скорченном положении на боку головой на запад или юго-запад.

Большого развития достигли у андроновцев домашние ремес­ла: керамическое, бронзолитейное, обработка кож, изготовление шерстяных тканей для пошива одежды.

В могилы умершим ста­вили сосуды, клали орудия труда из бронзы и кости, бронзовые и золотые украшения (чаще в женские могилы). Известны андро­новские могильники: Нижняя Суетка, Ближние Елбаны-XII, -XIV, Змеевка, Урлапово, Елунино, в Барнауле на Депутатской улице, на Туриной горе возле Повелягинского взвоза. Андроновские па­мятники на Алтае датируются XIV—XIII вв. до н. э.

Проникновение андроновцев на Алтай было, видимо, не одно­временным. Первая, ранняя, волна шла из Южного Зауралья, вто­рая, поздняя, из Казахстана. Андроновцы не занимали сплошной территории, а сосуществовали с аборигенным елунинским населе­нием лесостепного Алтая, взаимодействовали с ним, смешивались.

Это взаимодействие привело в последней четверти II тысячелетия до н. э. к формированию на территории Верхнего Приобья своеоб­разной позднебронзовой культуры — корчажкинской, которая свое название получила по поселению Корчажка на озере Иткуль в Зональном районе Алтайского края, раскопанному в начале 1960-х гг. директором Бийского краеведческого музея Б. X. Кадиковым. Культура датируется XII—IX вв. до н. э. и представлена в основном поселениями, значительная часть которых локализуется в Барнаульско-Бийском Приобье по берегам озер и рек, богатых рыбой и дичью.

Корчажкинцы вели оседлый образ жизни и комп­лексное хозяйство, в котором преобладало коневодство и в мень­шей степени рыболовство и охота. Они разводили лошадей, круп­ный и мелкий рогатый скот. Удобное расположение поселений по берегам богатых рыбой рек и озер обеспечивало продуктивное рыболовство. Объектами охоты были крупные мясные животные (лось, марал, олень, кабан) и мелкие пушные (лиса, бобр, сурок, заяц). Роль пушной охоты, по сравнению с предшествовавшим временем, возросла, что было, видимо, связано с дальнейшим Их куль­тура получила название ирменской по поселению Ирмень-1 на юге Новосибирской области. В Алтайском крае известно около 40 ирменских памятников или ирменских слоев на разновременных поселениях.

Первые исследования ирменского памятника на Алтае были произведены еще в 1912 г. Н. С. Гуляевым у села Большая Речка Топчихинского района (ныне село Чаузово). Позднее, в кон­це 40-х гг., этот памятник исследовал М. П. Грязнов. Ряд отдель­ных ирменских могильников и захоронений был изучен в 1930 г. С. М. Сергеевым. В 1968—1971 гг. А. П. Уманский раскопал ирменский могильник у станции Плотинной.

 

 

 

 

раз­витием межплеменного обмена. У корчажкинцев продолжало раз­виваться бронзолитейное производство, следы которого часто встречаются на поселениях. Все необходимые бронзовые и костя­ные орудия труда, оружие, украшения, красочно орнаментирован­ная посуда изготовлялись местными мастерами.

В IX—VII вв. до н. э. на территории лесостепного Верхнего Приобья появляется новая волна скотоводческих племен.

Погребальный обряд ирменцев Алтая достаточно устойчив. Умерших клали в скорченном положении на боку головой на юго-запад. Над погребением возводилось сооружение из дерна, кото­рое со временем расплывалось, приобретая вид небольшого кур­гана. Самым характерным инвентарем в могилах была глиняная посуда, украшенная резным штампом. Встречаются характерные бронзовые украшения: гвоздевидные серьги, пластинчатые брасле­ты с шишечками на концах, кольца.

Судя по соотношению костей животных, ирменцы Алтая содер­жали стада крупного рогатого скота, в меньшем количестве разво­дили лошадей и мелкий рогатый скот. Подсобную роль играла охота на мясных и пушных зверей. Вопрос о происхождении ир­менской культуры пока не решен. Некоторые исследователи счи­тают, что она складывалась в результате контактов пришлых групп населения из Казахстана, носителей карасукской культуры Мину­синской котловины, и местных андроновских племен.

На протяже­нии всей эпохи бронзы Алтай входил в огромную зону степей и лесостепей Евразии, населенную индоевропейскими племенами.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.