Тема: Россия в конце ХХ в. – начале ХХI века — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема: Россия в конце ХХ в. – начале ХХI века

2017-09-27 233
Тема: Россия в конце ХХ в. – начале ХХI века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ликвидация советской власти и демонтаж плановой социалистической экономики правительством Б.Н.Ельцина. Приватизация, либерализация цен, создание открытой экономики. Обострение социальных проблем и рост бедности. Противостояние исполнительной и законодательной власти в России и государственный переворот 3-4 октября 1993 г. Принятие новой Конституции 1993 г. и утверждение президентской республики. Военно-политический кризис в Чечне.

Отношения со странами СНГ и положение России в мире. От двуполярной модели мира к однополярной при доминировании США и НАТО.

Уход в отставку Ельцина. Избрание президентом В.В. Путина. Курс на укрепление вертикали власти и усиление государственных начал.

Основные направления внешней политики. Отношения со странами ближнего зарубежья (Украина, Грузия, Прибалтика и др.). Мюнхенская речь В.В.Путина 2007 г. и провозглашение политики приоритета национальных интересов России на мировой арене. Российско-грузинская война. Воссоединение Крыма с Россией. Международные санкции против РФ. Участие России в борьбе с международным терроризмом.

 

Основные Интернет-ресурсы по дисциплине «История России»

Образовательные порталы:

1. Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных порталов) - http://www.humanities.edu.ru/ Библиотека содержит курсы лекций, монографии, авторефераты, журналы и т.п.

2. Федеральный портал «Российское образование» –

http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

3. Единое окно доступа к образовательным порталам –

http://window.edu.ru/window

4. Хронос. Всемирная история в Интернете - http://www.hrono.ru/

5. Российский общеобразовательный портал - http://historydoc.edu.ru/

6.Руниверс (портал о российской истории и культуре) - http://www.runivers.ru/ Портал содержит электронную факсимильную библиотеку, книги, изданные в России в ХIХ – начале ХХ века, по истории, труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, карты, фотографии, которые были выведены из культурного оборота почти на столетие, и не переиздавались более.

Периодические издания:

1. «Мир истории» (Российский электронный журнал) - http://www.historia.ru/

2. «Новый исторический вестник» - http://www.nivestnik.ru/

3. Журнал «Новая и новейшая история» -

http://www.hist.msu.ru/Journal/nni.htm

4. «Россия – XXI век» (Общественно-политический журнал) –

http://www.ecc.ru/XXI/RUS_21/rus_21.htm

5. Журнал «Общественные науки и современность» -

http://www.ecsocman.edu.ru/ons/

6. Журнал «Родина» - http://www.istrodina.com/

Научные, учебные издания:

1. Библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова –

http://www.hist.msu.ru/

2. Федеральный фонд учебных ресурсов «Отечественная история» -

http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/3/

4. Интернет для историков - http://edu.tsu.ru/historynet/ Размещены курсы лекций, учебники, хрестоматии, методические пособия, сборники документов.

5. Материалы русской истории –

http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm Размещены электронные версии некоторых классических трудов по русской истории.

6. История России - http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm Представлены монографии историков.

7. История России. Мультимедиа-учебник http://www.history.ru/histr.htm

8. Национальная историческая энциклопедия –

http://www.interpretive.ru/dictionary/

9. Президентская библиотека - http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx

Тематические проекты:

1. Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/

2. «1812 год» - http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

3. Музей декабристов - http://decemb.hobby.ru/

4. Российский мемуарий - http://fershal.narod.ru/index.html

5. Российские мемуары XVIII века - http://mikv1.narod.ru/

6. Русские мемуары - http://memoirs.ru/

7. ВМФ России - http://www.navy.ru/

8. Как наши деды воевали. Рассказы о военных конфликтах Российской империи - http://grandwar.kulichki.net/

9. Военная литература - http://militera.lib.ru/

10. Вторая мировая война 1939 – 1945 – http://www.weltkrieg.ru/

11. Русское православие - http://www.ortho-rus.ru/

12. Библиотека думающего о России - http://www.patriotica.ru/index.html

13. Библиотека исторической и философской литературы –

http://www.istmat.ru/index.php?menu=1&action=1&item=49&glav=2

14. Хронос. Статьи на исторические темы - http://www.hrono.info/index.php

15. История войн - http://history-of-wars.info/

16. Российская империя - http://www.rusempire.ru/

17. Россия в войнах и вооруженных конфликтах - http://www.allruswars.ru/

Каталоги Интернет-ресурсов:

1. Образовательные ресурсы Интернет (аннотированный каталог) –

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm

2. Фундаментальная электронная библиотека - http://feb-web.ru/

3. Отечественная история - http://lants.tellur.ru/history/index.htm

4. Сайтотека. История России - http://vmoisto.narod.ru/sajtIR.htm

5. Каталог исторических научно-образовательных ресурсов –

http://www.ab.ru/~kleio/internet/

6. КнигаФонд - http://www.knigafund.ru/

7. Библиотекарь.Ру - http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm

 

Контрольные вопросы и задания

Этот раздел мы решили включить в методические пособия для того, чтобы выделить наиболее важные вопросы изучения курса «История России». Их полезно обозначить для подготовки к семинарам. Или использовать, как своего рода навигатор при составлении плана реферата или эссе по соответствующей теме. Или, наконец, как своего рода тренинг перед экзаменом.

 

1. В каких геополитических условиях шло зарождение государства у восточных славян и как эти условия влияли на особенности древнерусской цивилизации?

2. Когда и как сложилось государство Киевская Русь? Проследите по карте, как шло объединение Руси под властью Киева.

3. Какую роль сыграли варяги (норманны) в создании древнерусского государства?

4. Какое значение в становлении древнерусского государства играл путь «из варяг в греки» и как он действовал?

5. Экономический строй Киевской Руси был раннефеодальным. Что это значит?

6. Социальный строй Киевской Руси был также раннефеодальным. Как это доказать?

7. Кто имел больше власти в Киевской Руси: князь или вече? Обоснуйте свой ответ.

8. Сформулируйте экономические, политические и социокультурные последствия принятия христианства на Руси.

9. Заполните таблицу, чтобы определить три альтернативы развития наиболее крупных княжеств в период раздробленности Руси:

 

  Княжества Природно-географическое положение Виды хозяйственной деятельности Характеристика власти Отношения с Западной Европой Отношения с Ордой
Новгородская земля          
Владимиро-Суздальское          
Галицко-Волынское          

 

10. Проследите на карте поход хана Батыя на Русь или изобразите маршрут завоевателей в тетради.

11. Почему монгольские завоеватели, находившиеся на более низкой стадии общественного развития, сумели покорить Русь?

12. Как вы объясните понятие «ордынское иго»?

13. Выделите экономические, политические и социокультурные последствия монгольского нашествия.

14. Чем объяснить, что именно Москва (а не Литва или Тверь) превратилась в новый центр Руси?

15. Почему Ивана III называют создателем московского государства?

16. Как Вы понимаете идею «Москва – третий Рим»?

17. Докажите, что реформы Ивана IV в период Избранной Рады способствовали централизации страны?

18. Земский собор иногда называют «московским парламентом». Правильно ли это?

19. Что собой представляла опричнина, как особая территория, каким был принцип её формирования?

20. При Иване IV в состав России была включена территория Поволжья. Как это произошло и в каких целях?

21. С какой целью Россия начала Ливонскую войну и почему проиграла?

22. Укажите причины колонизации Сибири.

23. Историки выделяют в Смуте три периода: династический, социальный и национальный. Как Вы понимаете эту периодизацию?

24. Известный современный историк И.Я.Фроянов заметил: «В своем собственном воображении я представляю на Красной площади памятник с тремя фигурами - Патриарха Гермогена, Минина и Пожарского». Как вы понимаете его слова?

25. Почему Земский собор 1613 г. выбрал царем Михаила Романова?

26. Период царствования первого Романова – Михаила Федоровича называют периодом двоевластия. Почему?

27. Назовите основные реформы царя Алексея Михайловича (Тишайшего)

28. Со второй половины XVII века наметился переход от сословно- представительской монархии к абсолютной. Докажите это.

29. Почему XVII век прозвали «бунташным» веком? Чем был обусловлен рост социальной напряженности?

30. Чтобы объяснить смысл церковного раскола в XVII в. сравните мировоззрение Никона и Аввакума.

31. Политику Петра I называют имперской, он стал первым императором. На каком основании?

32. Наш современник, доктор исторических наук Е.В. Анисимов утверждает, что «время Петра – это страх, индифферентность, социальное иждивенчество, внешняя и внутренняя несвобода личности». Насколько обоснована на ваш взгляд эта оценка.

33. При Петре I происходили процессы европеизации и секуляризации. Объясните смысл и содержание этих понятий.

34. В исторической литературе вторую четверть XVIII в. характеризуют по-разному. Карамзин Н.М.: «пигмеи спорили о наследии великана». Ключевский В.О.: «эпоха дворцовых переворотов». Эйдельман Н.Я.: «гвардейская поправка к самовластию». Обоснуйте смысл этих оценок.

35. Каковы обстоятельства восшествия на престол Екатерины II.

36. Объясните смысл и происхождение идеологии «просвещённого абсолютизма»

37. Почему время Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства?

38. Как изменилось геополитическое положение России в результате внешней политики Екатерины II?

39. Как вы понимаете понятие «социального раскола», возникшего в российском обществе в XVIII в.? Имеет ли отношение к нему восстание Пугачева?

40. Почему историк Эйдельман Н.Я. назвал время Павла I «непросвещенным абсолютизмом». Вы с этим согласны?

41. Правление Александра I до войны 1812 г. называют «политикой просвещенного абсолютизма». Почему?

42. Примерно с 1820 г. политика Александра I повернула «вправо». В чём это выразилось?

43. Изложите смысл проектов Сперанского М.М. Какие из его реформ осуществились?

44. В чем состоят позиции западников и славянофилов? Какие вопросы являлись главными в их дискуссии?

45. Как вы понимаете идейную триаду «Самодержавие, православие, народность». Чем объяснить её появление?

46. Каковы были принципы революционно-социалистического движения в России?

47. Какие территории вошли в состав Российской империи в XIX в.?

48. Чем объяснить поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг.?

49. Как в Манифесте 19 февраля 1861 г. решались вопросы: личного освобождения крестьян и наделения их землёй?

50. Почему отмена крепостного права привела к глубоким преобразованиям во всех сферах общественной жизни России?

51. Почему реформы Александра II называют буржуазными?

52. Какую роль играло земское движение в истории России?

53. Как вы понимаете смысл крестьянского вопроса в России к началу XX века?

54. Укажите основные составляющие индустриальной программы Витте С.Ю.

55. В чем заключались экономические, политические и социальные задачи аграрной реформы Столыпина П.А.

56. Политический курс Александра III нередко трактуется в учебной литературе, как контрреформы, хотя именно при этом императоре было проведено много реформ. Как объяснить это противоречие?

57. Назовите причины первой русской революции.

58. Как изменилась система власти в России в ходе революции?

59. Для понимания расстановки политических сил в России после первой революции заполните таблицу:

Основные партии Лидеры Социальный состав Численность Программа Политическая тактика
Политическое устройство России Аграрный вопрос
Союз русского народа            
Кадеты            
Октябристы            
Эсеры            
РСДРП            

 

60. Почему из четырех дореволюционных Государственных Дум три были распущены указами монарха?

61. Почему события 3 июня 1907 г. трактуются, как государственный переворот и конец первой русской революции?

62. Как менялись позиции России в первой мировой войне? Почему война становилась непопулярной в обществе?

63. После Февральской революции 1917 г. в стране установилось двоевластие. Как вы понимаете такой режим?

64. Почему Временное правительство не смогло удержать власть в стране?

65. Как большевики пришли к власти? Какие новые органы власти появились?

66. Какие противоборствующие силы возникли во время гражданской войны? Их лидеры, социальный состав, идеология и программы.

67. Каковы были цели иностранной интервенции?

68. Как в исторической литературе объясняются причины победы советской власти?

69. Что было новым в экономической политике советской власти, введённой в марте 1921 года?

70. Каковы были причины свертывания нэпа?

71. Как Вы понимаете термин «командно-административная система»? Когда она сложилась и на какие сферы общественной жизни распространялась?

72. Какую роль в проведении индустриализации сыграла программа коллективизации сельского хозяйства?

73. Преобразования в сфере образования и культуры в 20-30-е годы называют культурной революцией. Почему?

74. На каких принципах был образован СССР?

75. Назовите причины политических репрессий в рассматриваемый период? Их масштабы.

76. Какую политику проводила советская власть в отношении Русской Православной Церкви и других религий?

77. Как происходило международное признание СССР в 20-е годы?

78. Почему англо-франко-советский блок (по типу Антанты) потерпел фиаско накануне второй мировой войны?

79. В чем проявилось сближение СССР и Германии накануне второй мировой войны?

80. Укажите причины и итоги советско-финской войны.

81. Чем объяснялась военная напряженность на Дальнем Востоке в 30-е годы?

82. К 1936 году в СССР сложилась (и просуществовала до 1991 года) система органов государственной власти. Объясните её устройство. Какое место в политической системе занимала КПСС?

83. События начала Великой Отечественной войны называют военной катастрофой. Почему? Каковы ее причины?

84. Объясните понятие «коренной перелом» в Великой отечественной войне. Почему он стал возможным?

85. Страны антигитлеровской коалиции провели четыре конференции. Какие вопросы на них обсуждались?

86. Как изменилась политика советской власти к Русской Православной Церкви во время войны?

87. Назовите основные меры руководства страны, которые позволили мобилизовать народ и армию на победу в войне.

88. Докажите, что решающая роль в победе над Германией принадлежит Советскому Союзу.

89. Победа СССР и стран антигитлеровской коалиции привела к существенным изменениям в Европе и мире. Каким?

90. К 1947 году в СССР был достигнут довоенный уровень производства. Благодаря каким факторам произошло быстрое восстановление разрушенной войной экономики?

91. На ХХ съезде КПСС в 1956 году был зачитан доклад «О культе личности Сталина». Какие последствия для жизни страны имело это событие?

92. Почему Хрущев Н.С. был снят с должности руководителя государства в 1964 г.?

93. Экономическая реформа 1965 года считается одной из наиболее успешных в советской истории. Почему?

94. Какие достижения во внутренней и внешней политике страны произошли в 70-е годы? Какие проблемы обозначились?

95. Какие цели имела программа преобразований Горбачева М.С., и к каким результатам она привела?

96. Объясните понятие «холодной войны», ее проявления и итоги.

97. Как в учебной и научной литературе трактуются причины распада СССР?

98. Как происходил процесс разрушения советской системы в экономике и политике?

99. Как развивались отношения России с бывшими союзными республиками?

100. Охарактеризуйте положение России на международной арене в конце ХХ - начале ХХI вв.

 

 


[1] Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются со скоростью 15-20% в год. Поэтому одна из основных задач вузовского образования – научить учиться.

 

[2] Антиплагиат – это российский программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников. Проект доступен как для рядовых пользователей, так и (в специальной версии) для вузов. Проверка реферата среднего размера, занимает всего несколько секунд.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.