Механизм исчисления и уплаты водного налога — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механизм исчисления и уплаты водного налога

2017-09-27 268
Механизм исчисления и уплаты водного налога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Водные объекты предоставляются юридическим или физическим лицам в краткосрочное (до трех лет) и долгосрочное (от трех до 25 лет) пользование.

В соответствии с Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. При этом указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (ст. 86 ВК РФ). Так, перечень видов специального водопользования утвержден приказом Минприроды России от 23 марта 2005 г. № 70.

Особое пользование водными объектами (согласно ст. 87 ВК РФ) может осуществляться ограниченным кругом лиц только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд. В зависимости от того, в чьей собственности находятся водные объекты, соответствующее решение об их использовании принимает Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов Федерации. Предоставление водного объекта в особое пользование связано с необходимостью осуществления пользователем на этом объекте таких видов работ, при которых несанкционированный доступ посторонних лиц может привести к возникновению негативных последствий.

Специальное водопользование и предоставление водных объектов в особое пользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

Порядок лицензирования водопользования установлен постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383. Им предусмотрено, что лицензирование водопользования осуществляет Минприроды России и его территориальные органы. Однако согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282, полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий переданы указанному агентству.

С 1 января 2007 г. вводится в действие новый Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, а Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ соответственно признается утратившим силу. Таким обра­зом, с 1 января 2007 г. водопользователей ожидают изменения.

Согласно ст. 8 нового Водного кодекса РФ, все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту Федерации, муниципальному образованию, организации или даже частному лицу, но только при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

Ранее действовавший ВК РФ позволял организациям и предпринимателям использовать водные объекты для производственных нужд только на основании лицензии. Новый ВК РФ лицензирование отменяет. С 2007 г. водные объекты передаются в пользование на основании договора или специального решения. Выбор того или другого способа предоставления в пользование морей, рек, озер и прочих водных объектов зависит от целей предполагаемого водопользования.

Однако в некоторых случаях не потребуется ни договора, ни решения, например, если водный объект предполагается использовать:

• для судоходства (в том числе морского);

• рыболовства, рыбоводства и охоты;

• научных и учебных целей;

• забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств;

• забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.

Решение о предоставлении водных объектов в пользование может быть принято, если реку или водоем предполагают использовать, в частности:

• для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

• сброса сточных (дренажных) вод;

• размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

• сплава леса в плотах и кошелях;

• забора воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения;

• организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

В зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, такое решение принимают исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления. Но если водный объект необходим для обеспечения обороны, решение принимает Правительство РФ. Водопользование на основании решения является бесплатным.

Когда цели, для которых организация (предприниматель) собира­ется использовать акваторию водного объекта или забирать из него воду, не позволяют работать на основании решения или же без разре­шительного документа, нужно заключать договор. Такая необходимость предусмотрена новым ВК РФ и в случае, если водный объект, который находится в государственной и муниципальной собственности, нужен для производства электроэнергии.

Договоры водопользования заключают исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления (в зависимости от того, кому принадлежит водный объект). Этот документ, как и решение, вступает в силу после его регистрации в государственном водном реестре. Максимальный срок, на который может быть заключен договор, — 20 лет. По истечении этого срока водопользователь имеет преимущественное право на заключение нового договора.

Водопользование на основании договора является платным. За несвоевременное перечисление платежей будут взиматься пени. Их размер составляет 1/150 ставки рефинансирования Банка России (но не более 0,2%) за каждый день просрочки.

Договор пользования водным объектом должен содержать:

• цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора воды);

• сведения о водном объекте, в том числе описание границ, в пределах которых будет вестись водопользование;

• срок действия договора;

• размер платы за пользование водным объектом, условия и сроки ее внесения;

• порядок прекращения пользования водным объектом;

• ответственность сторон договора за нарушение его условий. Новый ВК РФ предусматривает взимание платы за водопользование на основании договора. Ставки платы за федеральные водные объекты устанавливает Правительство РФ. В отношении собственности субъектов Федерации и муниципальных образований плату определяют органы государственной власти субъектов или местного самоуправления. В то же время в 2007 г. действует и гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ. Так, платить водный налог по-прежнему должны организации и предприниматели, которые осуществляют специальное или особое водопользование, но из числа налогоплательщиков исключены те лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после введения в действие нового ВК

РФ (т.е. после 1 января 2007 г.). Несмотря на эти изменения, за организациями и предпринимателями сохраняется право водопользования на основании лицензий, выданных до введения нового Кодекса, пока не истечет срок их действия. Все это время такие организации и предприниматели должны платить водный налог.

Объекты обложения водным налогом определены перечнем облагаемых и необлагаемых видов пользования водными объектами (видов водопользования), приведенным в ст. 333.9 НК РФ (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Объекты обложения водным налогом

Виды водопользования Не признаются объектами обложения водным налогом
1. Забор воды из водных объектов 1. Забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и/или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод
2. Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях 2. Забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий
3. Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики 3. Забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков
4. Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях 4. Забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования 5. Забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов 6. Использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов 7. Использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах 8. Использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ 9. Использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения 10. Использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей 11. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений 12. Особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства 13. Забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан 14. Забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод 15. Использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту, каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения. В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. В свою очередь объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. Если и так определить объем забранной воды невозможно, его рассчитывают исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства, которая, в свою очередь, определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водного объекта для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются в твердой сумме дифференцированно по объектам обложения водным налогом — по бассейнам рек, озер, морей, а также по экономическим районам.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в отношении такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, определенных НК РФ. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов, они рассчитываются как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. м3 воды, забранной из водного объекта.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма водного налога, подлежащего уплате, включается в себе­стоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Налогоплательщики — иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Сумма водного налога полностью зачисляется в федеральный бюджет.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.