Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение

2017-09-27 708
Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное, знание о которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись.

Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа причастна бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела (душа принадлежит телу). Таким образом, античность пришла к дуализму души и тела.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца (три составляющие внутреннего мира человека - разум, сердце и воля). Но главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".

Ренессанс: человек - автономное существо, живая целостность. Единство души и тела - преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.

Новое время (Декарт): мышление - единственное, достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Тело и душа не имеют ничего общего (тело простирается, душа мыслит). Ясное содержание души - сознание.

Кант: специфика человека определятся его трансцендентальностью (человек принадлежит как миру природы, в котором властвует естественная необходимость, так и миру свободы) и нравственной свободой поведения.

Немецкий романтизм: сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и ставится выше его (Новалис: "мышление - только сон чувства").

Гегель: идея историчности человека. Человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

Философия жизни (Ницше, Дильтей): специфика человека - в феномене жизни, который либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом смысле (Дильтей). На первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство (Гаман, Якоби), воля (Шопенгауэр), интуиция (Бергсон).

Экзистенциализм: на первый план выдвигаются чувства, но не просто чувства, а процесс чувствования, переживания.

Итоги рассмотрения проблемы человека: 1) в основе специфики человека лежит его духовность; 2) специфика человека определяется символизацией им собственного духовного мира в различных сферах своей деятельности; 3) духовный мир человека имеет известные градации внутри себя: переживание (чувство) и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция.

В обыденном сознании в течение многих веков существовало представление, будто философия не имеет собственных реальных проблем. В современной философии даже существует целое течение – позитивизм, объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем в любой другой науке. Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, это говорит, что они не случайны, а порождены какими-то глубинными причинами.

Вопрос об отношении человека к миру является основным вопросом любого мировоззрения. С ним соотносятся другие – проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия. Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В настоящее время возникает целый ряд качественно новых проблем, связанных с перспективой человеческой цивилизации.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абстракция - отвлечение

Агностицизм - учение, отрицающее познаваемость мира

Адекватность - соответствие, эквивалентность

Аксиология - философское исследование природных ценностей

Альтруизм - нравственный принцип бескорыстного служения людям

Анимизм - верование в духов и душу

Антиномия - противоречие

Аскетизм - образ жизни, связанный с воздержанностью в удовлетворении потребностей

Виртуальная реальность - искусственная, компьютерная среда, с которой можно общаться как с подлинной

Витализм - учение в биологии, объясняющее жизнедеятельность действием особых нематериальных факторов "жизненной силы"

Генезис - происхождение

Герменевтика - искусство толкования тестов

Гуманизм - уважение достоинства и прав человека, его ценности как личности

Демиург - творец, одно из определений божества

Детерминизм - учение о всеобщей закономерной связи

Диалектика - система взглядов на мир в его развитии и взаимосвязи

Догматизм - мышление, оперирующее неизменными понятиями

Евгеника - теория психологической и физиологической неравноценности людей

Интроспекция - наблюдение за собственным состоянием

Катарсис - способность непосредственного постижения истины

Креационизм - учение о сотворении мира

Культура - способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда

Личность - социальная сущность человека

Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания

Мистика - вера в сверхъестественное

Ноосфера - область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью

Пантеизм - учение, сближающее понятия "бог" "Природа"

Позитивизм - направление философии, в котором источником истинного знания являются конкретные науки и отрицающее познавательную ценность философии.

Прагматизм - течение в философии, ставящее знание в зависимость от его практического последствия

Рефлексия - наблюдение за своим внутренним состоянием сознания

Сенсуализм - учение, признающее ощущение единственным источником познания

Скептицизм - сомнение в возможности познания объективного мира

Сознание - свойство высокоорганизованной материи, итог биологического развития и продукт всемирной истории.

Софистика - сознательное применение в споре неправильных доводов и уловок

Схоластика - средневековая школа философии, которая стремилась рационально обосновать христианское вероучение

Теология - учение о боге

Феномен - явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств

Экзистенция - способ бытия человеческой личности

Эклектика - смешение различных философских взглядов

Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знания

Энтелехия - целеустремленность как движущая сила. Движение от материи к форме

Эсхатология - религиозное учение о конце света

Литература

 

Основная: Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996. Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. М.: ВУНМЦ, 2000. Губин В.Д. Основы философии. М., 2005 Гуревич И.С. Введение в философию. М., 1997. Гуревич И.С. Философский словарь. М., 1997. Зима В.Н. Основы философских знаний. Курс лекций. М.: ВУНМЦ, 2000. Зима В.Н., Михайличенко Н.Ф. Основы философских знаний. Методические рекомендации к изучению курса. М.: ВУНМЦ, 2000. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, международная академическая издательская компания «Наука», 1997. Лепихова С.М. Методика учебы. Электив. Примерная программа для всех специальностей. М.: ВУНМЦ, 2000. Мусина Л.М. Теория познания. М.: Учебно-методическое пособие для студентов медучилищ и медколледжей. М.: ВУНМЦ, 2000. Радугин А.А. Философия. М., 1996. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное – М., 1998. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М.: Гардарика, 1998. Третьяков И.Д. Философия человека и общества. Омск, 1997. Философия. Учебник для ВУЗов под ред. В.Н. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1995. Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Философия. Учебное пособие под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1996. Человек и общество. Современный мир. М., 1994.  
Дополнительная: Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1998. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1995. Введение в философию. Учебник для ВУЗов. М., 1990. Жизнь после смерти. – М.: ЗАО Мздово ЭКСМО-Пресс, 1998. Ильенков Э.В. Что же такое личность? М., 1997. История философии в кратком изложении. М., 1994. История философии под ред. В. Мопельман. М., 1997. Козлова О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 5, стр. 116-129. Краткая история философии. М., 1997. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, Республика, 1998. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст., примеч. А. Островского. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, Республика, 1999. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А. Поляков. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1999. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Идея бога в жизни человека // Социально-политический журнал, 1997, № 1, стр. 77-96. Миголатьев А.А. Русская философия 19 века // Социально-гумантираные знания, 2001, № 5, стр. 80-99. Моуди Р. Жизнь после смерти. М., 1991. Наука в зеркале философии ХХ века. М., 1992. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. Раих В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / Перевод., общ. ред. и вступ. ст. А.В. Россохина, - М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1999. Современная теория познания. М., 1992. Сумерки богов. М., 1989. Феномен человека. Антология. М., 1993. Хрусталев Ю. Введение в философию. Ростов-на-Дону, 1999. Чикин С.Я. Врачи-философы. М.: Медицина, 1990.

 


 



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.