Технология рекреативно-оздоровительной деятельности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Технология рекреативно-оздоровительной деятельности

2017-09-27 422
Технология рекреативно-оздоровительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследования теории игры начались еще во второй поло­вине XIX века. На сегодняшний день существует множество понятий «игра», раскрывающих спектр различных трактовок этого определения. Одни считают это процессом, дающим опре­деленные установки для исполнения определенной роли (Д.Г. Мид), другие — развитие и воспитание (Н. Ушинский, Л.С. Выготский и др.). Точное раскрытие определения игры невозможно, так как каждый автор придерживается собствен­ной научной теории игр, раскрытой в процессе исследований.

Автор игры — человек (или группа людей), создавший кон­цепцию (или идею) принципиально новой формы игровой дея­тельности.

Значительными являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтспдака, Е.Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других. «К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необ­ходимых человеку для жизнеобеспечения. Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление игры связано с «избытком сил», которые человек не растрачивает в процессе своей жизне­деятельности. Это противоречие опровергается мнением немец­кого психолога М. Лацорса, который пришел к выводу о том, что для того, чтобы восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности, человек играет. Если обра­титься к расшифровке понятия «игра», то русский энциклопеди­ческий словарь 1877 года относит к играм хороводы, спор­тивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке. В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова (1902 г.) понятие игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств».

Наиболее подробное определение понятию «игра» даст В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра – это то, чем играют и во что играют: забава, установ­ленная по направлениям, и вещи, для того служащие».

Рассматривая точнее можно сказать об организации меро­приятия развлекательного характера или пользуясь современ­ным языком – досуге. Поэтому правомочно сказать, что досуг - это часть нерабочего времени, предназначенного для актив­ного отдыха. Активность проявляется в непосредственном участии зрителей, отсюда появление понятия зрелищное, как основной характеристики мероприятия, где существует раз­деление на исполнителей и зрителей, и которому присуща яркая форма и выбор наиболее действенных средств внешней вырази­тельности, предназначенных исключительно для визуального восприятия.

Привлечение зрителей в процесс игры развлекательного мероприятия можно определить как игровую акцию, следует игровая акция - совокупность игровых действий (актов), направленная на достижение конкретной постановочной цели (вовлечение зрителей в действие, объединение или разъединение зрителей, повышение их активности и т.д.).

Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова.

- Существует ряд положений этого явления (по Т.С. Бибарцевой):

§ игра есть определенное действие: физическое, эмоцио­нальное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;

§ игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состо­яться;

§ игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;

§ игра - необязательное и своего рода безответственное за­нятие, поскольку оно осуществляется всегда не в ре­альной, а в условной нарочито-вымышленной ситуации.

«С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей при­сущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, социали­зирующая, воспитательная, познавательная, самореализации, игротерапевтическая. Последняя из вышеназванных играет немаловажное значение, так как способствует преодолению различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе».

Рассматривая множество определений, можно сказать, что игра - вид креативной деятельности, состоящей в имитации или моделировании различных форм деятельности человека в свободной манере. Игре присущи определенные условия существования (пространственно-временной характер игры, цель, методы и средства ее осуществления) функционально-ролевого разделения ее участников. Зачастую игре присуще наличие соревновательного момента.

К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удоволь­ствие.

Таким образом, зрелищно-игровой досуг - это форма креа­тивной деятельности человека, направленная на его самореали­зацию (в качестве организатора, исполнителя, зрителя) в игровой акции и обладающая при этом значительным зрелищным эффектом.

 

Тема 15. Классификация игр

Разные авторы по своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра». Как отмечает Т.С. Бибарцева, классификация может быть точной лишь в том случае, если правильно определен сущностный классификационный признак. Безусловно, игра - деятельность. Э. Кант сущ­ность игры сопоставлял с деятельностью, цель которой не выходила за ее пределы. Он отмечал, что в игровой деятельности самоценен любой момент. Сущностью понятия «досуг» также является деятельность. Поэтому игры и досуговые развлечения - имитация настоящей деятельности. В результате каких-либо увлечений происходит реализация продуктивной деятельности, считающейся объективно досуговой. Участие игропрактики на работе, в учебном процессе, на досуге подводит к размышлениям о том, что все игры включают досуговедческую сущность, содержащую познавательные, обучающие, рекреационные и воспитательные аспекты. При осуществлении различной игровой деятельности, в зависимости от места, условий, правил, целей и задач часто применяются игры-задания, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-упражнения из процессов человеческой жизнедеятельности и используются различные области знаний (философия, педагогика, психология, эко­логия, искусствоведение и т.д.). Этим и определяется трудность написания четкой квалификационной типологии. Однако бес­спорно то, что все игры имеют развлекательный и познаватель­ный характер, обусловленный досуговым и педагогическим началом. Поэтому игровая деятельность бесконечна. Используя даже исторические элементы игровой практики, игра находится всегда в настоящем и поэтому, может внезапно начинаться, пре­рываться, менять свои правила и действия. Но, тем не менее, при рассмотрении классификаций, предложенных различными исследователями игр, чаще всего игры разделяют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр:

§ по области деятельности (физические, интеллекту­альные, трудовые, социальные, психологические);

§ по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познава­тельные, воспитательные, развивающие, репродук­тивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехни­ческие);

§ по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драмати­зации);

§ по предметной области (математические, экологи­ческие, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спор­тивные, народные, туристические, управленческие, эко­номические, педагогические, досуговедческие и др.);

§ по игровой среде (с предметами и без предметов, компью­терные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).

Все эти подразделы до настоящего времени относили только к педагогике игры. Однако можно считать их ближе к досуговедческим, в то же время выделяя в этом функционале игр интеллектуальное творчество: спортивно-оздоровительные игры; азартные, коммерческие и престижные; имитационные и театральные; игровые программы; традиционные.

Наиболее полно раскрывающей классификационный функ­ционал педагогических (дидактических) игр является теория профессора В.И. Андреева в учебном курсе для творческого саморазвития. Автор относит педагогические игры к одной из форм организации общения и воспитания. Он предлагает свою классификацию, в которой раскрывает виды учебной деятель­ности, такие, как обучающие, воспитывающие и развивающие, контролирующие, диагностические и многие другие, относящи­еся к группе «по целям их применения». По характеру деятель­ности отмечаются такие виды, как интеллектуальные, физичес­кие, трудовые, социальные и другие. В группу раздела «по особенностям методики и технологии их организации» отно­сятся следующие виды: ролевые, эвристические, имитацион­ные, деловые, психодрама и другие. Математические, физичес­кие, литературные, музыкальные, спортивные - к группе по учебному предмету, а тренинговые, репродуктивные и творчес­кие - по уровню проблемности. Соотношение индивидуальных, парных, групповых и коллективных игр В.И. Андреев относит к группе по коммуникативному взаимодействию. В группу игр по применению технических средств входит тренажерные, компьютерные, телевизионные и другие.

С детских игр начинается формирование культуры поведе­ния, миропонимания, закладывается основа мечтательности, развиваются фантазия и способность к творчеству. В.А. Сухомлинский писал об игре как живительном потоке представлений и понятий об окружающем мире. Он отмечал, что она вырабатывает пытливость и любознательность. Важным организацион­ным моментом для проведения игры является обеспечение бла­гоприятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических возможностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и вариативна, и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом.

Из всего многообразия игр нами выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:

§ игры по времени проведения;

§ игры по месту проведения;

§ игры по возрасту участников;

§ игры по степени регулирования;

§ игры с предметами и без предметов;

§ игры по содержанию.

Нельзя не отметить и тот факт, что игровая деятельность включает теоретические и практические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также опре­деляет специфику востребованности кадров в области соци­ально-педагогической и культурно-досуговой деятельности. Рассмотрение игр с позиций развлекательных, досуговых, педа­гогических, психологических и многих других подтверждает мысль теоретиков и практиков о ее вездесущности.

Важность игр бесспорна, так как они сопровождают чело­века на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, развлечения и отдыха, духовного и физического совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, так и самими играющими.

Виды игр

Ролевые ситуационные игры

Среди множества разновидностей игр особенно популярны ролевые ситуационные игры.

Ролевые игры в феноменологическом плане весьма сложное явление: это и форма организации молодежного досуга, воспи­тательное средство, содержание деятельности клубов по интере­сам и неформальных объединений, это и разновидность моло­дежной субкультуры, определенный образ жизни.

Термин «ситуационно-ролевая игра» введен в научный оборот в середине семидесятых годов Н.Н. Богомоловой. Что же такое ситуационно-ролевая игра? Б. Куприянов и А.Е. Подобии отмечают, что игра — это специально организованное соревнова­ние в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации и регламентиро­ванное правилами игры. Авторы отмечают, что выбор термина «ситуационно-ролевая игра» обусловлен рядом обстоятельств.

Во-первых, устоявшееся в большинстве формальных и неформальных объединений название этих игр как ролевых (или «ролевок») не может быть использовано в научном обороте, так, как наличие роли является одним из принципиальных признаков любой игры. Кроме того, необходимо отличать такого рода игры, от других феноменов педагогической деятельности. Например, сюжетно-ролевых игр личности ребенка («магазин», «школа», «больница» и т.п.).

Во-вторых, по их мнению, данная разновидность игровой деятельности имеет яркую ситуационность, моделирует ситуацию. В этом подходе ситуация представляет собой систему субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. С одной стороны, ситуация представля­ется как внешнее условие протекания жизнедеятельности человека, как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида, что позволяет выделить ее объективные элементы: действующих осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты. Другими словами, ситуация - это ограниченная по месту и времени совокупность взаимоотноше­ний субъекта с объектами окружающей его среды. К субъек­тивным элементам ситуации относятся межличностные отноше­ния, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.

Когда же возникли сюжетно-ролевые игры? Отдельные уче­ные считают, что ситуационно-ролевые игры возникли в начале, 80-х годов XX века в системе коммунарских отрядов «Рассвет­ный» города Москвы и источником для их возникновения стали стихийные подростковые игры, а также различные виды коллективно-творческой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.