Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-09-26 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
§ содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
§ наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
§ основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
§ работать с книгой
§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
§ выявлять авторскую позицию;
§ выражать свое отношение к прочитанному;
§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§ владеть различными видами пересказа;
§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся:
|
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Справочно-информационные и методические материалы
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
|
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Внутрипредметные и межпредметные связи | Вид контроля | Домашнее задание | Сроки проведения | |||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||||||
В дорогу зовущие, или Литература открывает мир | Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор | Рецептивная: чтение статьи учебника В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; репродуктивная: ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период | Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг | Русский язык: словарная работа (кругозор, хороший вкус, верность суждении, широта интересов, интеллектуально развитый человек, культура общения). Литература: стихотворения о книге И.Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости...», Л. Мартынова «Мечтают взять книгу в руки...», С. Щипачева «Есть мудрые книжные полки...», В. Тушновой «Открываю томик одинокий...». | Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление знаний», «умение читать», «справочный аппарат», «книга - предмет для мысли» | Подготовить устный рассказ на темы (по выбору): «Книга, которая по- могла мне понять самого себя (других людей)», «Книга, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Подготовить рассказ о своих впечатлениях | ||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа) | ||||||||||||
Календарно- обрядовые песни | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора | Рецептивная: прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства | Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику | Музыка: песни обрядового фольклора: «Коляда ходя, бродя...»: содержит пожелание добра, достатка, здоровья хозяевам дома. Каким образом это пожелание выражено? Русский язык: словарная работа (жито, толокно, лапта, серп, жать, долговая, постать и др.). ИЗО: иллюстрация «Масленица» худ. Б. Кустодиева, репродукция «Хоровод. Лубок»: какие обряды изображены художниками? Чем народная обрядовая поэзия привлекает художников? | Ответить на вопрос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен | Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен, соблюдая манеру их исполнения. Продумать, какие из них предполагают при исполнении дополнительные средства выражения содержания (приплясывание, инсценирование). Вспомнить одну из пословиц, нарисовать к ней иллюстрацию. Подготовить её защиту | ||||||
Пословицы и поговорки | Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики | Рецептивная: чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос | Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи | Литература: малые жанры фольклора, пословица, поговорка, средства художественной выразительности: постоянный эпитет, метафора, художественное сравнение, антитеза. Источники пословиц и поговорок | Подобрать синонимы к следующим поговоркам: «Ума палата», «Его не проведешь», «Ни нашим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и ДР- Определить сравнение и антитезу в пословицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Наговорился - как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на тему: «Поговорка -цветок, пословица - ягодка» | Выполнить задания (на выбор): составить устный рассказ, используя следующие поговорки: «ни свет ни заря», «час битый», «с минуты на минуту», «день-деньской», «без году неделя», «убить время»; или придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «Дорого, да мило, дешево, да гнило», «Близок локоток, да не укусишь», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видит око, да зуб неймет» | ||||||
Р.Р. В чем красота и мудрость русского фольклора? | Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров | Продуктивная, творческая: выразительное чтение, инсценированное исполнение обрядовых песен, связный рассказ по иллюстрациям, устное словесное рисование по пословицам; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусств (живопись, музыка) | Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них | Музыка: обрядовые песни в исполнении ансамбля «Веретенце»; исполнение учащимися русских обрядовых песен. ИЗО: иллюстрации и репродукции художника Б. Кустодиева | Исполнение обрядовых песен. Защита иллюстраций. Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц. Ответить на вопрос: в чем красота и мудрость русского фольклора? | Прочитать из «Повести временных лет» сказание «Принятие христианства на Руси» («Читаем, думаем, спорим...»: дидактический материал по литературе: 6 класс). Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси | ||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час) | ||||||||||||
Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» | Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством | Рецептивная: чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание тек- ста сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный рассказ, ответы на вопросы, крат- кий пересказ статьи с опорой на план; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства | Знать: определение понятий «древ- нерусская литера- тура», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества | История: принятие князем Владимиром христианства на Руси (988 год). ИЗО: репродукция картины В.В.Васнецова «Нестор- летописец»: опираясь на статью учебника, план и цитату из «Повести временных лет», рассказать о русском летописании. Фреска «Поклонение волхвам»: описать фреску. Русский язык: словарная работа (печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси и др.) | Подготовить вы- разительное чтение фрагмента сказания, пере- давая интонационно величественную простоту речи летописца и чувства, переживаемые участниками событий. Письменно ответить на вопросы (по выбору): в чем заключается мудрый совет старца; какой двойной смысл заложен во фразе: «Ибо мы имеем пищу от земли». Какие наставления (уроки) содержит сказание? | Письменно ответить на вопрос: почему рассказ о част- ном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времен? Групповые задания: прочитать и подготовить устные сообщения «Портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья», «Царское Село», «Мой первый друг...», используя учебник, дополнительные материалы книги «Читаем, думаем, спорим...» | ||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 часов) | ||||||||||||
А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину» | Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания | Рецептивная: чтение статьи учебника, дополнительных мате- риалов по теме, прослушивание стихотворения; репродуктивная: художественный или краткий пересказ истории создания стихотворения; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения, устное словесное описание репродукции; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование, установка ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ текста | Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя | ИЗО: литография «Царское Село» (гл. «Литературные места России»), репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», репродукция картины Н.Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», гравюра А.Фаворского «Пушкин-юноша». Словарная работа (благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить. Эпитеты, обращения | Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения? подготовьте выразительное чтение стихотворения. | Выучить стихотворение наизусть. Прочитать черновой вариант стихотворения «Узник». ответить на вопрос: почему Пушкин изменил черновой вариант стихотворения? | ||||||
Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» | Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. | Рецептивная: прослушивание и восприятие стихотворения; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление чернового варианта стихотворения с окончательной редакцией. | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя. | Литература: текст первоначального стихотворения: какие строки поэт изменил? Как при этом изменился смысл стихотворения? Русский язык: почему в первых двух четверостишиях глаголы и глагольные формы «махая», «клюёт», «трогает», «зовет», «вымолвить хочет» создают впечатление замкнутости, а всего один глагол движения «гуляем» в последней строфе – ощущение стремительного полета? | Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения. Подготовить выразительное чтение стихотворения. | Выучить стихотворение «Узник» наизусть. Прочитать стихотворения «Зимнее утро», «Зимняя дорога» А.С. Пушкина. | ||||||
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» | Пейзажная лирика поэта. | Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки; исследовательская: сопоставление со стихотворением «Зимняя дорога» | Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа | Русский язык: словарная работа (друг прелестный, открой сомкнуты негой взоры, вьюга злилась, луна, как бледное пятно, северной Авроры, прозрачный лес, предадимся бегу нетерпеливого коня). Подберите синонимы к словам: нега, взор, лежанка. ИЗО: иллюстрация к стихотворению. | Сопоставить два стихотворения Пушкина, ответив на вопросы: каковы общие и своеобразные черты каждого из них? Каким настроением они проникнуты? | Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро» | ||||||
Поэты пушкинской поры. | Родная природа в стихотворениях Е. Баратынского. Выражение в них чувств, мыслей, мироощущения и настроения лирического героя | Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного слова; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос | Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её; уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихо творений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы | Русский язык: словарная работа (лазурь, древа, заздравный гимн; чудный, ветр, созданья поэтической мечты, посторонняя суета). Выписать из стихотворений слова, которые не встречаются или редко встречаются в современном языке | Ответить на вопросы: как поэт («Чудный град...»), а вслед за ним и чтец, передают легкость, зыбкость, изменчивость картин, создаваемых движением облаков? Меняются ли интонации при чтении строк о легких облаках, о бурной реке и ледоходе, о песне незримого жаворонка? Какой литературный прием помогает поэту сделать поэтические картины живыми, а все видимые предметы одухотворенными? | Написать мини-сочинение по данному началу: «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт в финале стихотворения...» Дать ответ на этот вопрос | ||||||
Р.Р. Двусложные размеры стиха. | Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и без- ударные, четные и нечетные. Стопа. Стих | Рецептивная: чтение статьи учебника; продуктивная, творческая: оп- ределение размера стихотворения; исследовательская: литературоведческий анализ текста | Знать: определе- ние понятий: «ямб» и «хорей», «уда- рение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»; уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения | Литература: сти- хотворения А.С. Пушкина «И.И. Пу- щину», «Буря мглою небо кро- ет...» | Выполнить зада- ния: расставить ударения в от- дельной строке стихотворения; определить ударные и безударные слоги; составить схему расположения ударных и безударных слогов в строках; установить стихотворный размер | Найти по одно- му примеру стихотворений, написанных ямбом и хоре- ем. Доказать правильность своего выбора, используя алгоритм. Прочитать 1-4 главы романа А.С.Пушкина «Дубровский». Прочитать в учебнике статью «О романе «Дубровский». Инд. задание: подготовить краткий рассказ об истории создания романа («Читаем, думаем, спорим...») | ||||||
Роман А.С. Пушкина «Дубровский» | История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. проблематика произведения. | Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста | Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев. | История: исторический комментарий (споры помещиков за право владения землей). Литература: история помещика Островского. ИЗО: репродукция Кустодиева «Дубровский» и Шамаринова «На псарне у Троекуова». Русский язык: словарная работа (подобострастие, лесть, тщеславие, кичиться, надменный, холоп, притязание, земский судья) | Работа с вопросами к 1-4 гл. | Прочитать 5-11 гл., составить план событий, пересказ эпизода «Обед в Покровском» | ||||||
Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. | Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста. | Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. | ИЗО: иллюстрации художников Кустодиева и Шамаринова. | Описать душевное состояние Владимира Дубровского, прощающегося с родным домом. Ответить на вопросы. | Читать главы: 12-19. художественный пересказ эпизода с кольцом. | ||||||
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского. | Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный пересказ эпизода; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ 12-19 глав романа. | Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа. | Устно описать героиню романа. Пересказать близко к тексту эпизод с кольцом. Ответить на вопросы. | Составить простой план романа. Написать сочинение «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?» | |||||||
Сюжет и композиция романа «Дубровский» | Композиция и сюжет. Источники, послужившие основой сюжета романа (фольклор, литература прошлого и т.д.) | Репродуктивная: осмысление сюжета художественного произведения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: обсуждение плана, воспроизведение событий по плану, защита сочинения «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос | Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе; уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе | Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию, развязку действия. Ответить на вопрос: какова их связь с развитием конфликта, лежащего в основе сюжета? В чем заключается особенность сюжета романа? | Письменный ответ на вопрос: как бы мог развиваться сюжет романа, если бы в сцене на псарне не было Па-рамошки и на дерзкие слова Дубровского Троекурову пришлось бы отвечать самостоятельно (глава 1)? Записать основу возможного сюжета. Инд. задание: нарисовать герб Троекуровых и герб Дубровских | |||||||
Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») | Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает 0 своих героях. Отбор материала. Цель сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты вступления и заключения сочинения | Продуктивная, творческая: подготовка к сочинению | Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения | Сочинение -сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский») | Дописать сочинение дома. Решить кроссворд «А.С. Пушкин. «Дубровский» («Читаем, думаем, спорим...»). Прочитать к уроку внеклассного чтения повесть А.С. Пушкина«Барышня-крестьянка». Групповое задание: подготовить инсценировка эпизодов | |||||||
В/Ч. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел» | «Повести Белкина» - книга (цикл)повестей. Инсценировка эпизодов: сцена между Лизой и Настей (от слов «Позвольте мне сегодня...» до «...веселое свое предположение»; сцена между Лизой и Алексеем (от слов «Лиза испугалась и закричала...» до «Молодые люди расстались»; сцена между Иваном Петровичем Берестовым и Алексеем (от слов «ИванПетрович менее беспокоился об успехе своих намерений...» до «...если отец заберет что себе в голову, то...не вышибешь»; финальная сцена_(от слов «На другой день Алексей, твердый в своем намерении...» до конца повести | Репродуктивная: осмысление сюжета, событий, поведения героев, их характеров, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: инсценировка эпизодов | Знать: сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев | Русский язык: словарная работа (благопристойность, благоразумие, благовоспитанны, благословение; равнодушие, дружелюбие): дать толкование, раскрыть значение составных частей слова. Музыка: П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс»: как музыка помогает понять характеры героев? | Ответить на вопросы: каково авторское отношение к героям? Что в поступках Дубровского вызывает уважение автора, а что -осуждение? Продолжить фразу: «Молодость - это время...» (проказ, забав, легкомыслия, ветрености, надежд, веселья и т.д.) | Инд. задания: подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове (детские годы поэта в Тарханах, жизнь Лермонтова в Москве), используя учебник и дополнительный материал книги «Читаем, думаем, спорим...» | ||||||
М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения | Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера и его восприятие; репродуктивная: осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки | Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения; уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения | Русский язык: словарная работа (странники, лазурная, изгнанники, тяготит, клевета, наскучили, чужды). Выписать эпитеты вместе с определяемыми словами: как в них отразилось настроение автора? Музыка: П.И. Чайковский. Симфония №5 (фрагмент): как композитор средствами музыки изобразил мотив неволи, узничества, настроение одиночества и глубокой грусти? | Ответить на вопросы: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек? | Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать к нему иллюстрацию (по желанию). Подготовить выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Три пальмы» | ||||||
Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация | Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении мастера художественного слова, чтение и восприятие художественного текста; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров персонажей, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный во прос, установление ассоциативных связей с произведениями музыки; исследовательская: анализ текста - | Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы; уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения | Музыка: А. Хачатурян: концерт для скрипки с оркестром, колыбельная из балета «Гаяне». Как композитор средствами музыки передает философскую мысль поэта о дисгармонии природы и человека? Русский язык: словарная работа (аравийская земля, студеная влага, зеленая куща, роптать на Бога, колеблемы ветром, благосклонный, походные шатры, очи, стан худощавый, фарис, караван, питомцы столетий, урочный путь, Пророк): какие слова и выражения передают восточный колорит сказания? | Ответить на вопросы: какое впечатление произвело на вас чтение актером стихотворения? Групповые задания: проследить, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса актера, когда он читает: описание оазиса в аравийской пустыне (1 строфа); роптание пальм (2 строфа); описание движущегося каравана (3 строфа); гарцевание арабского всадника (5 строфа), встречу гостей в оазисе (6 строфа); жестокую сцену гибели пальм (7 строфа); безжизненную картину, возникшую там, где еще недавно красовались пальмы и журчал ручей (9 строфа) | Подготовить выразительное чтение стихотворения, учитывая все рекомендации для каждой строфы, интонационно показывая ваше личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения. Прочитать стихотворение «Утес», «Листок», «На севере диком» | ||||||
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок» | Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества | Рецептивная: прослушивание стихотворений в исполнении актера; репродуктивная: осмысление сюжета, мотивов стихотворения, ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение,устное словесное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследовательская: анализ тек ста, сопоставление произведений художественной литературы (черновых вариантов с окончательной редакцией и со стихотворением Ф.И.Тютчева) | Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями... Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим... Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления... Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |