Упражнение «Новые правила в семье» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Упражнение «Новые правила в семье»

2017-09-26 233
Упражнение «Новые правила в семье» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инструкция. Объединитесь в группы по 6-8 человек и напишите несколько (5-10) правил, которые необходимо будет соблюдать вам и (или) вашему ребенку, когда он пойдет в школу.

Обсудим правила:

· Какое правило вам кажется самым важным?

· Какое правило вам кажется наименее важным?

· Считаете ли вы, что дети должны участвовать в принятии правил?

· Как вы считаете, должны ли взрослые тоже неукоснительно соблюдать установленные правила?

Мини-лекция

Итак, с поступлением ребенка в школу изменяется жизнь не только детей, но и родителей (и, как правило, становится не легче, а труднее). Положение осложняется еще и тем, что 6,5-7 лет — это период нового кризиса развития. И поэтому, чтобы не обострять проявления кризиса, необходимо общаться с ребенком на «языке принятия». Давайте вспомним, что означает это понятие.

«Язык непринятия»:

· оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);

· «постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);

· невербальные проявления «языка непринятия» (нахмуренные брови, «жесткая» мимика, угрожающие позы, негативные интонации и др.).

«Язык принятия»:

· оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»);

· «временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось»);

· невербальные проявления «языка принятия» (улыбка, доброжелательные интонации и др.).

Следует отметить, что «язык принятия» не означает согласия с ребенком, а показывает ему, что его понимают и признают его право испытывать те желания и чувства, о которых ребенок говорит.

Одна из трудностей обучения в школе — это необходимость выполнять домашнее задание. Надо ли помогать ребенку? Как ему помочь?

Упражнение «Аргументы»

Инструкция. Сейчас мы будем спорить друг с другом. Одна группа будет защищать мнение, что ребенку нужно помогать выполнять домашние задания, а другая — что не нужно.

Каждая группа должна привести как можно больше аргументов в поддержку той точки зрения, которую она защищает. При этом не имеет решающего значения, что вы на самом деле думаете о предмете спора.

Мини-лекция

Итак, подведем итог. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня, с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков.

Кроме того, на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределить внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении домашнего задания, родители подбадривают ребенка, объясняют, если он что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельности своей.

Постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий, поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий.

В первое время первоклассников и их родителей может подстерегать еще одна трудность: ребенок может отказываться ходить в школу. Причин может быть несколько: трудности привыкания (адаптации) к новому образу жизни, к сверстникам, к учителю (процесс адаптации может длиться до нескольких месяцев); несформированность учебной и социальной мотивации к учению; низкий либо, наоборот, очень высокий уровень готовности к школе. Как вести себя с ребенком в таких случаях? Давайте попробуем проиграть эти ситуации.

Упражнение «Что делать, если...»

Инструкция. Представьте, что ваш ребенок после нескольких дней учебы говорит вам, что не хочет больше ходить в школу (причины нежелания указаны на карточках). Ваша задача — ответить ему так, чтобы желание учиться у него появилось вновь.

Возможные ситуации

¾ Не пойду больше в школу! Мне там неинтересно: надо все время сидеть и слушать, а поиграть некогда.

¾ Не пойду больше в школу! Я уже и так умею всё, чему там учат.

¾ Не пойду больше в школу! Я там ничего не понимаю, у меня ничего не получается.

¾ Не пойду больше в школу! Меня там ребята обижают.

¾ Не пойду больше в школу! Мне учительница не нравится.

Мини-лекция

Родителям первоклассников следует быть готовыми и к тому, что в 6-7 лет у детей родительский авторитет уже не так высок и непререкаем, как в то время, когда дети были дошкольниками. Теперь для ребенка учительница — безусловный авторитет. И обязанность родителей — всячески его поддерживать.

Еще одна проблема - как относиться к отметкам ребенка, к его успехам и неуспехам?

Так же как не следует делать трагедии из «двойки», не стоит и слишком восторгаться «пятерками». Ребенок ходит в школу не за «пятерками», а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки — не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.

В настоящее время отметки в 1-м классе не ставят. В этом есть и положительное, и отрицательное (например, то, что родителям иногда трудно понять, что их ребенок усвоил, а что — не очень). Но, несмотря на отсутствие отметок, родители все же видят, когда их ребенок совершает ошибку. И нередко сердятся на ребенка, считая, что ошибки «глупые», недоумевают, как можно не понимать «таких простых вещей» и ошибаться. В этом случае родителям нужно помнить о том, что каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы сейчас вспомнить какую-либо свою ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем из того, что у них что-то сразу не вышло.

Мы, взрослые, должны следить за тем, чтобы дети, совершив ошибку, не начинали себя принижать. Дети неизбежно будут делать много ошибок. В результате у некоторых из них может сложиться негативное ценностное суждение о самих себе. Если ребенок к тому же часто слышит от взрослых, что он сделал недопустимую, глупую ошибку, что он бестолковый, безмозглый, тупой, у него появится внутренний протест.

У ребенка повышается тревожность, растет напряжение, возникает чувство страха перед дальнейшей работой. А состояние тревоги, напряжения блокирует мышление, память и другие психические процессы; следовательно, ребенок совершает все больше новых ошибок (и часто не замечает этого). Получается замкнутый круг. Либо второй вариант — ребенок, постоянно слыша от взрослых, какой он «баран» и «тупица», начинает таким себя и чувствовать и поэтому перестает стараться.

Таким образом, если мы замечаем, что это происходит, необходимо скорректировать позицию ребенка (а иногда и позицию родителей). Немецкий психолог К. Фопель в подобном случае рекомендует сделать вот что.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.