Глава II. Работа с родителями будущих первоклассников. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава II. Работа с родителями будущих первоклассников.

2017-09-26 354
Глава II. Работа с родителями будущих первоклассников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально- педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.

Занятия, которые проводит психолог, предназначены для родителей будущих первоклассников.

После каждого занятия проводится рефлексия (самоанализ).

Цель занятий:

• Повышение психолого-педагогической культуры родителей обучающихся.

• Коррекция детско-родительских отношений.

• Создание условий для адекватного развития ребенка, профилактика асоциального поведения детей младшего школьного возраста.

• Адаптация ребенка к школе.

Ожидаемые результаты:

• Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации, оптимальная адаптация детей к школе.

• Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей.

• Создание условий для адекватного развития ребенка.

• Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.

 

Встреча 1

Скоро в школу.

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Оборудование и материалы:

  1. Проектор.
  2. Компьютер.
  3. Презентация “Скоро в школу”
  4. Коробка с набором парных геометрических фигур (по количеству родителей)
  5. Звоночек.
  6. Буклеты для родителей будущих первоклассников.
  7. Запись спокойной инструментальной музыки.
  8. Пенал.

Подготовительный этап

1. Важно своевременно оповестить родителей о предстоящей встрече. Оповещение родителей осуществляется с помощью индивидуальных приглашений (образец представлен в приложении 1.

2. Подготовка аудитории. Столы расставлены в виде большого круга. До начала собрания звучит тихая спокойная музыка. На экране демонстрируется презентации “Скоро в школу”.

Ход встречи

Этап знакомства.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня………., я – будущий классный руководитель ваших детей.

Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу).

Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга. (Слайд)

Обязательно задайте следующие вопросы:

  • Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
  • Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
  • Что радует и что тревожит в своём ребенке?
  • Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?

Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).

Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот пенал. У кого пенал, тот и представляет своего партнера по общению.

(Родители представляют друг друга)

Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы поговорить о трудностях первоклассников и их причинах.

Информирование.

Выступление учителя начальных классов: “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

Учитель: В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать ”.

Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь.

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кординально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

  • к новому взрослому, к коллективу;
  • к новым требованиям;
  • к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

(Слайд)

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:

  • интеллектуальный
  • эмоциональный
  • социальный

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются «умненькие» дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

(Слайд)

Причинами школьной незрелости могут быть:

  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
  • Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
  • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

Обсуждение

Пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на Ваш вопрос остро необходим кому-то из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и решительнее.

Поделитесь своими открытиями, мыслями, чувствами.

Информирование

Выступление учителя: «Что должен уметь первоклассник к концу 1 четверти».

Педагог: В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что «ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе». Сейчас я хотела бы довести до вас информацию, чему должен научиться ребенок за одну четверть.

(Слайды)

 

  • Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
  • Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
  • Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
  • Различать гласные и согласные звуки и буквы.
  • Определять место ударения в слове.
  • Уметь читать слоги.
  • Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения и слова.
  • Иметь пространственные и временные представления.
  • Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
  • Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
  • Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
  • Соотносить число предметов и цифру.
  • Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
  • Читать простейшие математические записи.
  • Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Как вы считаете, способен освоить эту информацию ребенок, с которым никто специально не занимался? Конечно же, нет. Возможно, у некоторых из Вас уже внутри назрел вопрос: «А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?». Специально для Вас мы подготовили рекомендации и оформили их в виде буклета.

Демонстрируется (Слайд), раздаются буклеты родителям.

Рекомендации педагога для родителей.

Учитель подробно рассказывает о рекомендациях, изложенных в буклете, о необходимости применения игровой формы в ходе подготовки, возможности использования развивающих игр и книг.

Рекомендации для родителей.

Учитель: Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. (Слайд)

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Обратная связь.

Учитель: Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.

Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?

Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

Ваши пожелания организаторам?

Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.

Литература

  1. Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
  2. Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям http://www.lychik.ru
  3. Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. – 2007.- № 10. - С.54-57.

Встреча 2

Ребята и зверята или индивидуализация по Остеру.

 

Задачи

1. Повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их ребенка.

2. Способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей.

3. Предложить практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье.

Подготовительная работа к собранию

1. Напечатать и раздать пригласительные билеты для родителей.

2. Подобрать мягкие игрушки (до 10 штук).

3. Отпечатать бланки анкеты на каждого участника.

4. Подготовить видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке Г. Остера и портреты героев сказки.

5. Отпечатать рекомендации (четырех типов) для родителей на каждого участника.

Ход встречи

1. Психологический настрой

Звучат записи детских песен. Родители входят в зал, их встречает учитель начальных классов, который предлагает каждому выбрать игрушку на свой вкус и занять место за столом.

Упражнение - разминка

Учитель просит всех желающих по кругу рассказать о своем ребенке с позиции: «Я выбрал(а) эту игрушку, потому что она мне понравилась тем...»; «А мой ребенок похож (не похож) на нее, потому что...».

2. Анкета

Учитель предлагает продолжить разговор об индивидуальных особенностях детей, которые начинают проявляться уже с первых дней их жизни. Именно сейчас есть смысл вернуться в прошлое и вспомнить, как развивался ребенок в первые три года жизни.

Заполнение анкеты. (Занятие 2 Приложение 1)

Интерпретация результатов анкеты

3. Просмотр мультфильма

Психолог включает видеозапись мультфильма по сказке Г. Остера «Завтра будет завтра» и предлагает родителям внимательно понаблюдать за его героями: «Среди них — ваши дети. Вы их не узнали?»

Содержание темы «Психологические особенности детей»

«Попугай» (I) отличается преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Такой ребенок, если его правильно воспитывают, спокоен, весел, плачет редко и только по существу. Сон у таких детей глубокий, нечувствительный к шуму, засыпают они быстро. Безболезненно привыкают к режиму дня, легко вступают в контакт со сверстниками, что способствует формированию их общительности.

Могут подолгу и сосредоточенно заниматься делами, требующими усидчивости, и с не меньшим желанием играть в подвижные игры. Родителям, как правило, легко с такими детьми. Но если дома нарушаются основные правила воспитания (режим сна и питания, общение с ребенком), ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.

Итак, главные черты нашего «попугайчика» — оптимизм, общительность и быстрота. За ним можно и не поспеть, он — заводила, живчик, но в нем все очень гармонично, он все успевает и на все реагирует.

«Мартышка» (II) очень активна, подвижна, живо реагирует на все окружающее. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения и быстроты. Поэтому у такого ребенка надо с самого начала воспитывать умение сосредоточенно и спокойно заниматься делом, наблюдать за окружающим.

Однако и навязать свое желание такому ребенку не удается — это приводит к отказу от предлагаемого занятия. Если же с «мартышками» специально не заниматься и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность и отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний и умственному развитию.

Эмоции такого ребенка очень ярки. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. С ним нелегко в обыденной жизни, и родители уже вздыхают: «Характер!»

«Слоненок» (III) отличается спокойным поведением без бурного выражения эмоций. Смех он заменяет улыбкой. Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот. Напротив, их медлительность может раздражать родителей. От взрослых здесь требуется изрядное терпение.

«Слонята» обычно отдают предпочтение обыкновенным занятиям, настольным играм, любят рассматривать картинки. Они часто равнодушны к подвижным играм. Если специально не позаботиться о том, чтобы помочь ребенку стать более активным, он может расти безынициативным, необщительным, неуклюжим, односторонне развитым. При всем этом он все-таки из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».

«Удав» (IV) очень чувствителен ко всему происходящему вокруг. Он чутко реагирует на настроение окружающих, самые малозаметные причины могут огорчить его и вызвать плач.

Если такого ребенка ничего не беспокоит, он приветлив и выражает радость. Если недоволен чем-то, хнычет, чтобы привлечь внимание взрослых.

«Удавчики» остро переживают малейшие обиды. Они быстрее, чем другие дети, устают, поэтому им не всегда подходит режим, рекомендуемый для других детей этого возраста.

В обществе сверстников они могут чувствовать себя неуютно и беззащитно, постоянно переживая обиды, огорчаясь, плача, стараясь уединиться. Свойственная этим детям повышенная восприимчивость способствует развитию у них чуткости, деликатности, отзывчивости.

4. Психологическая пауза

Учитель предлагает участникам собрания объединиться в четыре группы по полученным результатам анкетирования. На стол каждой группе ставится картинка — психотип (попугай, мартышка, слоненок, удав).

Родители имеют возможность одну-две минуты пообщаться между собой. Звучит музыка Г. Гладкова («Песенка про завтра»).

5. Упражнение-общение

На столе у каждой группы — лист с рекомендациями родителям по воспитанию детей каждого типа. Педагог предлагает каждой группе участников зачитать «советы» и выразить к ним свое личное отношение, рассказав о том, как удается каждому в своей семье решать те или иные проблемы в воспитании ребенка.

Рекомендации родителям

«Попугай»

1. Соблюдать режим дня (питание, сон, полноценная активность).

2. Создать для ребенка благоприятную развивающую среду, условия для подвижных игр и для спокойных занятий (лото, мозаика и пр.).

«Мартышка»

1. Обеспечить ребенку спокойную обстановку, общаться с ним только ровным тоном.

2. Учить ребенка играть за столом (лепить, рисовать) — развивать усидчивость.

3. Требовать доводить начатое до конца (убирать игрушки и др.).

4. Отвлекать от запретного, предлагая другие интересные дела, а не злоупотреблять словом «нельзя».

5. Учить ребенка доброму отношению к окружающим детям и взрослым.

«Слоненок»

1. Запастись терпением;

2. Не делать за ребенка то, что он может и должен делать сам (одеваться, убирать игрушки).

3. Устраивать с ребенком игры-соревнования «Кто быстрее?».

4. Систематически проводить с ребенком подвижные игры и упражнения (обустроить в доме «спортивный уголок»).

«Удав»

1. Обеспечить ребенку спокойную домашнюю обстановку, разговаривать с ним ровным тоном, проявлять ласку.

2. Готовить ребенка заранее к новым событиям в жизни (поступление в детский сад, школу, новая пища, новые люди).

3. Помочь ребенку подружиться с другими детьми.

4. Чаще хвалить, но не опекать излишне.

5. Предупредить появление таких черт характера, как неуверенность в себе, обидчивость, боязливость, замкнутость.

6. Домашнее задание.

Прочитать ребенку сказки Г. Остера или вместе посмотреть мультфильмы и обсудить с ним характеры персонажей.

Выяснить, беседуя с ребенком, с кем из героев он себя идентифицирует и почему.

Предложить ребенку нарисовать на тему: «Если бы я был попугаем (мартышкой, слоненком, удавом)».

 

Слово педагога.

Иногда, что греха таить, родителей «не устраивает» характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». Прежде всего, и часто неосознанно, характер ребенка подавляется личным отношением родителей. В чем это проявляется? (Родителям представляется черный цветок «Неприятие».)

В таком отношении к ребенку — причины детской нервности или трудностей в поведении, и одно из звеньев формирования неврозов. Как же быть?

Если родителям удастся вовремя всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся и предупредить детские проблемы. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок был несчастливым. В каждом ребенке, даже с физическим или иным недостатком, есть одаренность, некая изюминка, которую родители обязаны найти, сохранив у ребенка чувство достоинства и радость жизни. (Предъявляется красный цветок «Принятие» и заполняется с помощью родителей. Варианты: желанный; похожий; такой, какой есть; любимый; интересный; нравится; устраивает и т.д.)

Педагог благодарит родителей за совместную работу и вручает каждому участнику «Рекомендации для родителей».

Литература

1. Родионов В. Индивидуализация по Винни-Пуху // Школьный психолог, № 13,1999.

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста/ Под ред. Павловой. — Л.—М., 1986.

3. Гарбузов В. Нервные дети. — М., 1990.

4. Остер Г. Избранные произведения. — М., 1991.

Организация пространства

Столы расставлены в форме круга, на столах бланки анкеты и ручки. У входа в класс — стол, на котором множество мягких игрушек.

Встреча 3


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.