Самое большое испытание, даже для опытного в вере человека – принять зло, зная, что это зло, которое «добром» является только по отношению к другому злу. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Самое большое испытание, даже для опытного в вере человека – принять зло, зная, что это зло, которое «добром» является только по отношению к другому злу.

2017-09-26 132
Самое большое испытание, даже для опытного в вере человека – принять зло, зная, что это зло, которое «добром» является только по отношению к другому злу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Аврааме, Моисее, Иакове

 

 

Церковь может иметь самочувствие, может ощущать себя как Церковь – это происходит в собрании верующих, которые в Духе вдруг начинают иметь единое сердце и единые уста (Рим. 15; Кол. 2:2)… Но еще возможно, что самочувствие Церкви происходит – в одном человеке, в конкретном личности при каких-то «из ряда вон» обстоятельствах, на которые нет никаких правил… Человек, который несет в себе самочувствие Церкви – особенный, он всегда проходит через тяжелейшее испытание, он почти всегда совершенно одинок – даже в кругу своих, его поведение часто остается непонятым, ни современниками, ни потомками… Однако такой человек – это настоящая Церковная драгоценность. Из Ветхого Завета возьмем три сюжета и трех праведных, в которых осуществилось самочувствие Церкви – Авраам, Моисей, Иаков.

 

I

Аврам и Сара в Египте

 

К

огда Авраам – тогда его имя было Аврам – вошел в Палестину, и прошел всю землю от севера до крайнего юга, главной задачей его жизненного пути на этом этапе было создание семьи как Церкви, но Аврам этого не знал … Ему предстояло решить задачу, которую он не знал. И нам предстоит понять… точнее, вместе с Аврамом открыть, что это значит «семья Церковь», и почему «Жена» – символ Церкви (Отк. 12:1).

Тяжкое обстоятельство, постигшее Аврама – голод во всей Палестине, оно ведет Авраама еще дальше на юг, за пределы Палестины, в Египет. И перед тем, как войти в Египет, Аврам должен будет принять очень трудное решение – совершенно самостоятельно, без всякой помощи Божьей. Испытание Аврама и Сары в Египте будет очень трудным. Это знаменитый эпизод, когда Аврам скажет о Саре: это сестра моя…

Авраам был поставлен в положение, где «нет решения без зла», но должно найти выход… Никакой помощи свыше Аврам иметь не будет. И никому из сынов Божьих он «подражать» не сможет.

Действительно, никто через такое не проходил. Здесь можно вспомнить, каким напутствием снабдил апостол Павел свое знаменитое слово «Подражайте». Павел говорит не о подражании поступкам праведных, но о подражании «образу»: tЪpoj, который мы имеем в них (2 Фес. 3:9; Фил. 3:17), о подражании «вере их» (Евр. 13:7) и, что стало возможным после Боговоплощения, о подражании Богу Христу (Еф. 5:1; 1 Кор. 4:16). Апостол говорит о таком подражании, которое требует творческого усилия веры.

То же говорит и Христос. В изменяющемся мире человек должен находить путьспасения, который труден не потому, что он узок, а потому что его трудно найти, как сказал Христос:

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Мф. 7:14

Голод гонит Аврама в Египет. Но испытанием был не голод, а то, что перед лицом смерти Господь не говорит Авраму, что делать. Скажем ли, что Бог Аврама оставил? Так нельзя скащать. Есть а Аврама вера или нет? Вера – живая? Да, она спасет Аврама от смерти.

Авраму предстоит «спуститься в Египет»… Заметим, что Откровение Божие не было дано представителям какой-либо из великих цивилизаций. И Вавилон, и Египет были известны Авраму, он там бывал: близко от Вавилона жил и мимо проходил, когда вышел из Месопотамии. Когда случился голод, Аврам отправился в Египет. Палестина так расположена, что ее жители соприкасались с той и другой цивилизацией, все это находилось по соседству, однако Откровение шло своим путем – мимо цивилизационных центров.

Итак, Аврам поставлен в положение, где нет решения без зла. Господь молчит. Вера живая спасает от смерти… В Египте Аврам будет спасен от смерти. И тогда возникнет семья как Церковь.

Как только явилось спасение – из безвыходности, явилась Церковь… Как женщины рожают в муках, так и Церковь рождалась в муках.

От Аврама идет возобновление Церковной жизни. Церковь Божья может принимать различные формы человеческой общности [1] – как семья, как народ, как Вселенская Церковь. И когда одна форма сменяет другую, являются некоторые общие черты. Формы церковной общности – разные, но

созидание Церкви в новой форме происходит только через мученичество. Конечное событие рождения Церкви происходит, когда жена (Жена) являет свою высшую добродетель.

И разве не таким было рождение Вселенской Церкви с пришествием Христа-Мессии? Были и Крест Господень, и Жена у Креста, «которой оружие прошло душу» (Лук. 2:35). И души учеников Христа, должны были пройти через родильную муку, когда на время потеряли Учителя – и через то как бы заново родиться в вечную жизнь. Так сказал Господь:

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.

Ин. 16:21, 22.

И, наконец, в рождении Церкви Христовой исполнится пророчество Иеремии о том, в чем – высшая добродетель жены:

Сотворит Яхве новое на земле: жена спасет (оградит) мужа.

ТМ Иер. 31:22

 

С

опорой на такой взгляд на мировую историю можно подступиться к этому сложнейшему богословскому сюжету: «Аврам и Сара в Египте». Эта история будет испытанием для каждого, кто ее читает.

И был голод на земле. И сошел Аврам в Египет, чтобы поселиться [2] там, ибо усилился голод на земле [3].

Быт. 12:10

Авраму не было другого пути, как «спуститься, сойти» в Египет, страну гарантированного земледелия. Аврам был направлен на неизбежное испытание.

И было, когда приблизился Аврам, чтобы войти в Египет, сказал Аврам Саре жене своей: знаю я, что ты женщина +красивая видом+.

Быт. 12:11

Сара была «красивая видом». ― Красота в полном своем расцвете передается выражением: «красив станом, красив видом», такова была красота Рахили и Иосифа (Быт. 29:17, 39:6). Сара уже не молода, она иначе красива, чем юные Рахиль и Иосиф: в ней уже нет красоты «стана», которая привлекает любовь чадородную. Сара – в своем возрасте, который не для интимных посяганий. Сара – украшение двора. Сара, как бы сказать, личность. ― На греческий перевели: Сара eЩprТswpoj – красивая лицом, «добролична» (LXXc).

Мы входим в зону тонких терминологических различий, которые связаны с понятиями «хорошо», «красиво», «добро». То, что в глазах Божиих было хорошо: тов, kalТn, мы переводили только как «хорошо»: «И увидел Бог, что (это) хорошо». Когда жена в раю увидела, что запретное древо «хорошо» (Быт. 3:6 LXX=ТМ), то был не грех, а грехопадение. Когда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они «хороши» (Быт. 6:1 LXX=ТМ), то был грех, который привел к Потопу.

Когда Аврам говорит жене: «я знаю», что ты красива видом (лицом), – мы должны учитывать, что муж особым образом знает свою жену. Сара была немолода, обычной привлекательности женской в ней могло уже не быть. Однако Аврам ожидает наверное, что самый взгляд египтян на эту, знаемую им красоту жены будет такой же, как у Евы на запретное древо или у сынов Божиих на дочерей человеческих. Вновь через зрение произойдет искушение [4].

То, что по-настоящему «красиво», египтяне увидят, как «хорошо». А где такой взгляд, там грех один не будет…

Будет ведь, когда увидят тебя Египтяне, скажут: жена его эта; и убьют меня, тебя же оберегут.

Скажи же: сестра ему я; да будет мне доброе через тебя, и (да) будет жива душа моя ради тебя.

Быт. 12:12, 13

«Да будет мне доброе» ― eв, никак не «хорошо» (как в Синодальном переводе), это спутало бы всю картину события. Так и в ТМ не сказано «хорошо»; будет мне доброе – йитав-ли yl-bjyy.

Вот ситуация, в которую Аврам поставлен: нет решения без зла [5]. Его положение в собственном смысле слова «трагическое».

Кто глава Церкви Божьей?

Аврам? Тогда он принял последнее решение и точно: это он дал согласие на прелюбодеяние жены. Или глава Церкви Бог? Тогда праведник «возложил свою печаль на Господа» (см. Пс. 55/54:23). А это значит, что

Аврам повел себя как мученик, Церковь – дает согласие на бесчестие. Нам должно не с осуждением, а с состраданием воспринять эту историю и извлечь из нее научение…

Но именно сострадания не хватает тем, кто с ходу готов рассматривать предложенную историю как психологическую драму. Как будто это так естественно в Священной Истории находить бытовые интрижные сюжеты. Конечно, там и таковые есть, вопрос в том, где сокровище наше? Что идет впереди нашего внимания, как бы предварительно прощупывая: какого свойства предмет предложен нам и в контексте каких событий? Должны ли мы осудить трусливость праотца? Или с сожалением отвернуться от его слабости? Или, может быть, наоборот, сообразив, что речь идет о смерти и спасении и о финальной стадии становления семьи как Церкви – многому научиться и уяснить на будущее свою позицию к церковной истории.

«Блаженную Сару прославило послушание», – определенно ставит св. Ин. Златоуст. Когда Церковь была не народ, а только семья, жена была вместе с мужем – Церковь. Сара, читай: Церковь – дает согласие на бесчестие.

 

П

онятно, в каком контексте читается эта история в современной России, после гонений на Церковь в прошлом веке. Мученики ее не все прославлены…

Был момент в истории русской Церкви ХХ века, когда «не было решения без зла». Один человек должен был принять решение, и он, зная или не зная, уподобился Авраму в видении ситуации и решимости все возложить на Господа. Когда тебе свои говорят, что нужно спасать Церковь, нужно было дать Церкви спасти себя.

В отличие от Аврама, патриарх Сергий не увидел при жизни своей правоты, и после смерти он не имеют общей от верующих благодарности… Почему это так? Потому что с именем патриарха Сергия связали некоторое понятие и определенное течение в церковной жизни – «сергианство». Когда «нет решения без зла» – это в точном смысле слова трагический момент, в этот момент Патриарх Сергий действовал как бескровный мученик. Но когда трагический момент проходит – нужно принимать решение «без зла»… Историческая фигура «Сергий» и историческое явление «сергианство» – разные вещи. Вопрос в том, справедливо ли «сергианство» – как стиль церковной жизни – называть по имени «Сергия»?.. Эта полная тончайших исторических деталей картина – не наша тема. Мы в Св. Писании находим образцы, когда в одном человеке Церковь обретает верное самочувствие.

То не была только любовь мужа к жене или – человека к человеку. Это было первым откровением Церковного сознания: в Церкви хорошо человеку быть. Как в раю засвидетельствовано Адамом, так и Аврамом – в Египте: человек имеет самочувствие Церкви.

В Авраме произошло самочувствие Церкви, оно стало верным, как и обещал ему Бог: «благословлю тебя, и будешь благословен» (Быт. 12:2).

 

 

II

В Аврааме, Моисее, Иакове

 

 

Церковь может иметь самочувствие, может ощущать себя как Церковь – это происходит в собрании верующих, которые в Духе вдруг начинают иметь единое сердце и единые уста (Рим. 15; Кол. 2:2)… Но еще возможно, что самочувствие Церкви происходит – в одном человеке, в конкретном личности при каких-то «из ряда вон» обстоятельствах, на которые нет никаких правил… Человек, который несет в себе самочувствие Церкви – особенный, он всегда проходит через тяжелейшее испытание, он почти всегда совершенно одинок – даже в кругу своих, его поведение часто остается непонятым, ни современниками, ни потомками… Однако такой человек – это настоящая Церковная драгоценность. Из Ветхого Завета возьмем три сюжета и трех праведных, в которых осуществилось самочувствие Церкви – Авраам, Моисей, Иаков.

 

I

Аврам и Сара в Египте

 

К

огда Авраам – тогда его имя было Аврам – вошел в Палестину, и прошел всю землю от севера до крайнего юга, главной задачей его жизненного пути на этом этапе было создание семьи как Церкви, но Аврам этого не знал … Ему предстояло решить задачу, которую он не знал. И нам предстоит понять… точнее, вместе с Аврамом открыть, что это значит «семья Церковь», и почему «Жена» – символ Церкви (Отк. 12:1).

Тяжкое обстоятельство, постигшее Аврама – голод во всей Палестине, оно ведет Авраама еще дальше на юг, за пределы Палестины, в Египет. И перед тем, как войти в Египет, Аврам должен будет принять очень трудное решение – совершенно самостоятельно, без всякой помощи Божьей. Испытание Аврама и Сары в Египте будет очень трудным. Это знаменитый эпизод, когда Аврам скажет о Саре: это сестра моя…

Авраам был поставлен в положение, где «нет решения без зла», но должно найти выход… Никакой помощи свыше Аврам иметь не будет. И никому из сынов Божьих он «подражать» не сможет.

Действительно, никто через такое не проходил. Здесь можно вспомнить, каким напутствием снабдил апостол Павел свое знаменитое слово «Подражайте». Павел говорит не о подражании поступкам праведных, но о подражании «образу»: tЪpoj, который мы имеем в них (2 Фес. 3:9; Фил. 3:17), о подражании «вере их» (Евр. 13:7) и, что стало возможным после Боговоплощения, о подражании Богу Христу (Еф. 5:1; 1 Кор. 4:16). Апостол говорит о таком подражании, которое требует творческого усилия веры.

То же говорит и Христос. В изменяющемся мире человек должен находить путьспасения, который труден не потому, что он узок, а потому что его трудно найти, как сказал Христос:

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Мф. 7:14

Голод гонит Аврама в Египет. Но испытанием был не голод, а то, что перед лицом смерти Господь не говорит Авраму, что делать. Скажем ли, что Бог Аврама оставил? Так нельзя скащать. Есть а Аврама вера или нет? Вера – живая? Да, она спасет Аврама от смерти.

Авраму предстоит «спуститься в Египет»… Заметим, что Откровение Божие не было дано представителям какой-либо из великих цивилизаций. И Вавилон, и Египет были известны Авраму, он там бывал: близко от Вавилона жил и мимо проходил, когда вышел из Месопотамии. Когда случился голод, Аврам отправился в Египет. Палестина так расположена, что ее жители соприкасались с той и другой цивилизацией, все это находилось по соседству, однако Откровение шло своим путем – мимо цивилизационных центров.

Итак, Аврам поставлен в положение, где нет решения без зла. Господь молчит. Вера живая спасает от смерти… В Египте Аврам будет спасен от смерти. И тогда возникнет семья как Церковь.

Как только явилось спасение – из безвыходности, явилась Церковь… Как женщины рожают в муках, так и Церковь рождалась в муках.

От Аврама идет возобновление Церковной жизни. Церковь Божья может принимать различные формы человеческой общности [1] – как семья, как народ, как Вселенская Церковь. И когда одна форма сменяет другую, являются некоторые общие черты. Формы церковной общности – разные, но

созидание Церкви в новой форме происходит только через мученичество. Конечное событие рождения Церкви происходит, когда жена (Жена) являет свою высшую добродетель.

И разве не таким было рождение Вселенской Церкви с пришествием Христа-Мессии? Были и Крест Господень, и Жена у Креста, «которой оружие прошло душу» (Лук. 2:35). И души учеников Христа, должны были пройти через родильную муку, когда на время потеряли Учителя – и через то как бы заново родиться в вечную жизнь. Так сказал Господь:

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.

Ин. 16:21, 22.

И, наконец, в рождении Церкви Христовой исполнится пророчество Иеремии о том, в чем – высшая добродетель жены:

Сотворит Яхве новое на земле: жена спасет (оградит) мужа.

ТМ Иер. 31:22

 

С

опорой на такой взгляд на мировую историю можно подступиться к этому сложнейшему богословскому сюжету: «Аврам и Сара в Египте». Эта история будет испытанием для каждого, кто ее читает.

И был голод на земле. И сошел Аврам в Египет, чтобы поселиться [2] там, ибо усилился голод на земле [3].

Быт. 12:10

Авраму не было другого пути, как «спуститься, сойти» в Египет, страну гарантированного земледелия. Аврам был направлен на неизбежное испытание.

И было, когда приблизился Аврам, чтобы войти в Египет, сказал Аврам Саре жене своей: знаю я, что ты женщина +красивая видом+.

Быт. 12:11

Сара была «красивая видом». ― Красота в полном своем расцвете передается выражением: «красив станом, красив видом», такова была красота Рахили и Иосифа (Быт. 29:17, 39:6). Сара уже не молода, она иначе красива, чем юные Рахиль и Иосиф: в ней уже нет красоты «стана», которая привлекает любовь чадородную. Сара – в своем возрасте, который не для интимных посяганий. Сара – украшение двора. Сара, как бы сказать, личность. ― На греческий перевели: Сара eЩprТswpoj – красивая лицом, «добролична» (LXXc).

Мы входим в зону тонких терминологических различий, которые связаны с понятиями «хорошо», «красиво», «добро». То, что в глазах Божиих было хорошо: тов, kalТn, мы переводили только как «хорошо»: «И увидел Бог, что (это) хорошо». Когда жена в раю увидела, что запретное древо «хорошо» (Быт. 3:6 LXX=ТМ), то был не грех, а грехопадение. Когда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они «хороши» (Быт. 6:1 LXX=ТМ), то был грех, который привел к Потопу.

Когда Аврам говорит жене: «я знаю», что ты красива видом (лицом), – мы должны учитывать, что муж особым образом знает свою жену. Сара была немолода, обычной привлекательности женской в ней могло уже не быть. Однако Аврам ожидает наверное, что самый взгляд египтян на эту, знаемую им красоту жены будет такой же, как у Евы на запретное древо или у сынов Божиих на дочерей человеческих. Вновь через зрение произойдет искушение [4].

То, что по-настоящему «красиво», египтяне увидят, как «хорошо». А где такой взгляд, там грех один не будет…

Будет ведь, когда увидят тебя Египтяне, скажут: жена его эта; и убьют меня, тебя же оберегут.

Скажи же: сестра ему я; да будет мне доброе через тебя, и (да) будет жива душа моя ради тебя.

Быт. 12:12, 13

«Да будет мне доброе» ― eв, никак не «хорошо» (как в Синодальном переводе), это спутало бы всю картину события. Так и в ТМ не сказано «хорошо»; будет мне доброе – йитав-ли yl-bjyy.

Вот ситуация, в которую Аврам поставлен: нет решения без зла [5]. Его положение в собственном смысле слова «трагическое».

Самое большое испытание, даже для опытного в вере человека – принять зло, зная, что это зло, которое «добром» является только по отношению к другому злу.

Аврам, для начала, видит ситуацию: ему понятно, как она будет развиваться. Св. Иоанн Златоуст поясняет: «Если бы он сказал, что Сара ему жена, то и ее отняли бы, и его убили. Да, лицо смерти было еще страшно». Златоуст говорит о том, что предчувствие смерти было совершенно иным, чем после Воскресения Христова, когда Он вывел души праведных из ада. «Лицо смерти было еще страшно».

Итак, совет Аврама жене, – что перед нами? ложь и согласие на прелюбодеяние жены? Различим эти два вопроса.

Подлинно ли Аврам побуждал Сару лгать, что она ему сестра? Родства Сары мы не знаем, но в сынах Божиих от Ноя шел благочестивый обычай «брать жен от братий своих» и «не брать жены чуждой, которая не от племени отца твоего» (Тов. 4:12). Если кто в потомстве Авраама женился не на родственницах, то это исключение (Исав, Иуда). Сара была Авраму и жена, и сестра – сестра по отцу (Быт. 20:12), и Аврам побуждал жену не лгать, а не все говорить…

Главный вопрос, подлинно ли «праведник соглашается на прелюбодеяние жены»? Это главный вопрос? А, может быть, другой вопрос – самый важный?

Кто глава Церкви Божьей?

Аврам? Тогда он принял последнее решение и точно: это он дал согласие на прелюбодеяние жены. Или глава Церкви Бог? Тогда праведник «возложил свою печаль на Господа» (см. Пс. 55/54:23). А это значит, что

Аврам повел себя как мученик, Церковь – дает согласие на бесчестие. Нам должно не с осуждением, а с состраданием воспринять эту историю и извлечь из нее научение…

Но именно сострадания не хватает тем, кто с ходу готов рассматривать предложенную историю как психологическую драму. Как будто это так естественно в Священной Истории находить бытовые интрижные сюжеты. Конечно, там и таковые есть, вопрос в том, где сокровище наше? Что идет впереди нашего внимания, как бы предварительно прощупывая: какого свойства предмет предложен нам и в контексте каких событий? Должны ли мы осудить трусливость праотца? Или с сожалением отвернуться от его слабости? Или, может быть, наоборот, сообразив, что речь идет о смерти и спасении и о финальной стадии становления семьи как Церкви – многому научиться и уяснить на будущее свою позицию к церковной истории.

«Блаженную Сару прославило послушание», – определенно ставит св. Ин. Златоуст. Когда Церковь была не народ, а только семья, жена была вместе с мужем – Церковь. Сара, читай: Церковь – дает согласие на бесчестие.

 

П

онятно, в каком контексте читается эта история в современной России, после гонений на Церковь в прошлом веке. Мученики ее не все прославлены…

Был момент в истории русской Церкви ХХ века, когда «не было решения без зла». Один человек должен был принять решение, и он, зная или не зная, уподобился Авраму в видении ситуации и решимости все возложить на Господа. Когда тебе свои говорят, что нужно спасать Церковь, нужно было дать Церкви спасти себя.

В отличие от Аврама, патриарх Сергий не увидел при жизни своей правоты, и после смерти он не имеют общей от верующих благодарности… Почему это так? Потому что с именем патриарха Сергия связали некоторое понятие и определенное течение в церковной жизни – «сергианство». Когда «нет решения без зла» – это в точном смысле слова трагический момент, в этот момент Патриарх Сергий действовал как бескровный мученик. Но когда трагический момент проходит – нужно принимать решение «без зла»… Историческая фигура «Сергий» и историческое явление «сергианство» – разные вещи. Вопрос в том, справедливо ли «сергианство» – как стиль церковной жизни – называть по имени «Сергия»?.. Эта полная тончайших исторических деталей картина – не наша тема. Мы в Св. Писании находим образцы, когда в одном человеке Церковь обретает верное самочувствие.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.