Кафедра менеджмента и инноваций — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кафедра менеджмента и инноваций



Кафедра менеджмента и инноваций

 

 

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКий МЕНЕДЖМЕНТ

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

Направление подготовки 38.03.02 – Менеджмент

 

Квалификация – бакалавр

 

 

Санкт-Петербург


 

Содержание

1. Общие положения …….………………………………………...4

2. Методические указания к изучению дисциплины.………….. 5

Методические указания к выполнению контрольной

работы…………………………………………………......……….6

4. Контрольные задания ……………………………………….…..7

5. Требования к оформлению контрольной работы………….…16

6. Список литературы………………………………………...…..17

Приложение 1…………………………………………………......18

Приложение 2……………………………………………………..19

 

 

Общие положения

Цель дисциплины «Стратегический менеджмент» – усвоение теоретических основ современных концепций и методов стратегического менеджмента и выработка у студентов навыков и умений в области разработки и реализации стратегий организации, функционирующей в условиях быстро меняющейся конкурентной среды.

Основные задачи дисциплины:

· изучение понятий, категорий и элементов стратегического менеджмента;

· ознакомление с содержанием процесса стратегического менеджмента в организациях;

· изучение методов структуризации стратегических целей организации, анализа внешней и внутренней сред организации, конкурентного и портфельного анализа;

· освоение методов и моделей стратегического менеджмента и выработка умений в области формирования стратегических альтернатив и выбора портфельной и конкурентной стратегии организации с учетом возможных шансов и рисков;

· закрепление знаний и привитие навыков практической деятельности по обоснованию, выбору стратегий и обеспечению процессов реализации стратегий при активном применении кейс-метода.

Перечисленные задачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

· способность находить организационно-управленческие решения готовность нести за них ответственность (ОК-8);

· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

· владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

· способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);



· способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

· способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

· способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

· готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

Предусмотренная учебным планом специальности для студентов заочной формы обучения контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студентов. Положительная оценка контрольной работы служит основанием для допуска студента к экзамену по дисциплине «Стратегический менеджмент».

2. Методические указания к изучению дисциплины

 

При изучении дисциплины и выполнение контрольной работы студент должен использовать учебную и специальную литературу, периодическую печать (газеты, журналы по экономике и менеджменту), а также собственный практический опыт. При выполнении контрольной работы нельзя ориентироваться только на рекомендуемую литературу, так как за время, прошедшее со времени издания методических указаний, могли выйти новые учебники, учебные пособия, статьи, специальные работы по стратегическому менеджменту, которые могут оказаться полезными при изучении курса и выполнении контрольной работы.

Использование только учебной литературы для выполнения задания является недостаточным для получения зачета по контрольной работе, а в ряде случаев и невозможно из-за отсутствия в учебниках соответствующего материала.

Вариант 0.

1. Сущность стратегического менеджмента. Значение и роль стратегического менеджмента в системе управления организацией.



2. Диверсификация. Виды и характеристика. Стратегии диверсификации.

Вариант 1.

1. Основные категории стратегического менеджмента.

2. Стратегии роста и их разновидности.

Вариант 2.

1. Диагностика внешней среды организации.

2. Реализация стратегий. Основные стадии выполнения стратегий. Стратегические изменения и их виды.

 

 

Вариант 3.

1. Модель формирования стратегии организации и механизм принятия стратегических решений.

2. Общие (базисные, эталонные) стратегические альтернативы развития бизнеса и их характеристика.

Вариант 4.

1. Миссия организации. Понятие и основные компоненты. Значение миссии для организации.

2. Продуктово-рыночные (портфельные) стратегии организации.

Вариант 5.

1. Внутренняя среда организации как потенциал в конкурентной борьбе. Анализ факторов внутренней среды организации.

2. Анализ отрасли и конкуренции в ней. Семь элементов отраслевого анализа.

Вариант 6.

1. Анализ конкуренции. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

2. Матрица Mc Kincey.

Вариант 7.

1. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). "Кривая опыта" и концепция "жизненного цикла", лежащие в основе матрицы БКГ.

2. Цели организации, их виды и характеристика. Ключевые области определения стратегических целей по П. Друкеру. Требования, предъявляемые к стратегическим целям организации.

Вариант 8.

1. Сущность и содержание SWOT-анализа среды организации.

2. Классификация стратегий организации. Корпоративные, деловые, функциональные стратегии, их особенности.

Вариант 9.

1. Иерархия целей организации (метод декомпозиции). Правила построения "дерева целей".

2. Конкурентные преимущества и базовые стратегии (по Портеру).

Вариант 10.

1. Анализ диверсифицированной компании (портфельный анализ).

2. Стратегический контроль.

Вариант 11.

1. Выбор стратегии, исходя из позиции, занимаемой организацией на рынке.

2. Ситуационный анализ, его содержание.

Вариант 12.

1. Оценка рыночной позиции конкурентов. Построение карты стратегических групп.

2. Виды функциональных стратегий.

Вариант 13.

1. Стратегия лидерства в издержках. Условия реализации и риски. Преимущество относительно пяти сил конкуренции.

2. Модель "Продукт-рынок" (матрица И. Ансоффа).

Вариант 14.

1. Стратегический ценовой анализ (анализ ценовой цепочки).

2. Выбор стратегии, исходя из степени зрелости отрасли.

 

Контрольное задание №2

Задание охватывает следующие темы рабочей программы дисциплины: «Стратегическое целеполагание» (тема 5), «Диагностика и анализ внешней среды организации» (тема 6), «Диагностика и анализ внутренней среды организации» (тема 7) [6.1: 2, 3, 4,5; 6.2: 3, 7, 14].

Данное контрольное задание является исследовательским и предполагает проведение некоторых этапов стратегического анализа, который предшествует обычно формированию стратегии организации.

Формулировка задания единая для всех студентов, без вариантов. Так как каждый студент будет проводить анализ конкретной организации, а каждая из них уникальна, то содержание задания будет различно.

В качестве организации для исследования может быть выбрана:

- организация, в которой студент работает;

- организация, с деятельностью которой он хорошо знаком;

- организация, информацию, о деятельности которой можно взять из газет или журналов.

Стратегический анализ должен включать следующие этапы (разделы):

 

1. Общая характеристика организации.

Необходимо привести данные об особенностях деятельности организации, характеристику рынка, конкуренции и т.п. Желательно использовать цифровые данные, диаграммы, таблицы.

 

2. Миссия организации.

Миссия в обобщенном виде отражает главное предназначение организации; ее место и роль в отрасли и на рынке; принципиальное отличие от других; культуру и имидж; философию бизнеса (базовые взгляды, ценности, предпочтения); совокупность важнейших задач, выгод для клиента; социальную ответственность перед обществом и своими работниками; основные области деятельности и виды выпускаемой продукции; используемые технологии; концепцию управления. Неотъемлемым элементом миссии является лозунг.

3. Анализ макросреды организации.

Для изучения влияния макросреды организации можно использовать PEST- анализ (Political, Economical, Socio-cultural, Thechnological), который даёт возможность идентифицировать основные политические, экономические, социально-культурные и технологические силы, влияющие на деятельность компании. Необходимо дать количественную оценку внешних возможностей и опасностей для организации, используя экспертный метод оценок и составляя профиль внешней среды организации. Важность факторов для организации оценивается в баллах: от 0 (нейтральные) до 5 (очень важные). Воздействие факторов оценивается по шкале: +50 (сильное положительное воздействие, сильная возможность), 0 (отсутствие воздействия, нейтральность), -50 (сильное отрицательное воздействие, сильная опасность). Форма оценки, приведена в таблице 2.

Таблица 2

Задание.

· Сформировать портфельную (продуктовую) стратегию предприятия, используя матрицу БКГ (Бостонской консультационной группы).

· Сопоставить и оценить рассматриваемые стратегические зоны хозяйствования – СЗХ, используя матрицу БКГ.

· Сделать выбор перспективных СЗХ и дать стратегические рекомендации предприятию.

 

Исходные данные.

На предприятии выделены 6 потенциальных стратегических зон хозяйствования - СЗХ Экономическая характеристика каждой СЗХ по вариантам представлена в таблицах.

Вариант 0.

Варианты 1, 2, 3.

 

В вариантах меняются значения показателей относительной доли рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 0.

 

 

№ варианта Относительная доля рынка СЗХ
0,6 0,4 0,44 0,2 1,2 1,2
1,2 0,46 2,1 1,2 0,8 2,1
0,8 1,8 0,2 1,6 0,4 0,8

Варианты 4, 5, 6.

 

В вариантах меняются значение показателя рост рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 0.

 

№ варианта Рост рынка СЗХ, %

Вариант 7.

Варианты 8, 9, 10,11.

В вариантах меняются значение показателя рост рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 7.

№ варианта Рост рынка СЗХ, %

 

Варианты 12, 13, 14.

 

В вариантах меняются значения показателя относительной доли рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 7.

 

  № варианта Относительная доля рынка СЗХ
0,9 1,5 1,2 0,3 0,1
1,4 0,8 1,2 1,8 0,1 0,6
1,8 0,3 0,8 0,3 1,4 0,5

Порядок решения

1. Построить матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СЗХ. В качестве критериев оценки СЗХ принимаются темпы роста рынка и относительная доля рынка.

В качестве масштаба оценки (средние значения в матрице) могут применяться: средний рост рынка в отрасли в размере 10% и относительная доля рынка в отрасли на уровне 1,0. т.е. объемы продаж предприятия и сильнейшего конкурента равны. На матрице планируемые объемы реализации по каждой СЗХ показываются в виде кругов, диаметр которых пропорционален объему реализации по данному СЗХ. Сектором в этих кругах показывается доля покрытия затрат.

2. Определить покрытие затрат - величину,получаемую после вычета переменных затрат из выручки от реализации (или удельных переменных затрат из цены). Величина покрытия затрат предназначена для покрытия постоянных затрат за определенный период (например, за год). Эту величину необходимо максимизировать так, чтобы она была больше или равна сумме постоянных затрат и запланированной прибыли для предприятия.

Доля покрытия затрат - это относительная долявеличины покрытия затрат в объеме выручки от реализации. Этот показатель характеризует внутрипроизводственное соотношение между ценой и производительностью. Доля покрытия затрат показывает прибыльность каждого продукта. Оптимизация этого показателя возможна путем изменения ассортимента продукции, а также улучшения организационно-технологических условий производства.

 

3. На основе анализа матрицы БКГ сформировать портфельную (продуктовую) стратегию предприятия. Продуктовая стратегия предприятия формируется по отдельным зонам хозяйствования (СЗХ) и может содержать следующие стратегические решения:

· изменение объемов реализации (цены или количества);

· снижение уровня постоянных затрат;

· снижение уровня переменных затрат и т.п.

· исключение из продуктового "портфеля" предприятия;

· изменение относительной доли на рынке;

· увеличение инвестирования;

· введение жесткого контроля инвестиций и перераспределение денежных средств между отдельными видами бизнеса и т.п.

 

При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:

· "звезды" оберегать и укреплять;

· по возможности избавляться от "собак", если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;

· для "дойных коров" необходимы жестокий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;

· "дикие кошки" подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в "звезды";

· комбинация продуктов "кошки"," звезды" и "коровы" приводит к наилучшим результатам функционирования - умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;

· комбинация "кошки" и "звезды" ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;

· комбинация "коровы" и "собаки" ведет к падению продаж и рентабельности.

5. Требования к оформлению контрольной работы

 

Контрольная работа должна быть набрана на компьютере и распечатана. В виде исключения, контрольная работа может быть исполнена в рукописном варианте.

Контрольная работа состоит из следующих частей: титульного листа, содержания, основной части, списка литературы и приложений (при необходимости).

Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии с приложением 1.

Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится).

В содержании обязательно указываются страницы. На титульном листе должна быть указана дата выполнения контрольной работы и стоять личная подпись студента.

Основная часть включает в себя выполнение трех заданий. По каждому заданию рекомендуется текстовый материал сопровождать иллюстрациями: таблицами, рисунками, схемами, графиками. Ход проводимых исследований и принятия управленческих решений, должен сопровождаться пояснениями. По каждому заданию должны быть сделаны выводы. Рисунки и таблицы необходимо оформлять в соответствии с существующими требованиями.

Список литературы, необходимой для выполнения контрольной работы оформляется по правилам заполнения ГОСТ 7.1-2003. Ссылки на использованную литературу должны присутствовать в каждом задании.

Список литературы

6.1. Основная литература

1. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебное пособие / В.Р.Веснин .— Москва : Проспект, 2015 .— 186 с. 2. Перевозова О.В. Стратегический менеджмент: [учебное пособие] / О.В.Перевозова ; Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации, (Челябинский филиал) .— Челябинск : Челябинский дом печати, 2015 .— 144 с. : ил., табл. — Библиогр.: с. 140-144 (57 назв.) 3. Стратегическое управление на промышленном предприятии: теория и практика: учебник для студентов, обучающихся по направлению "Менеджмент" : [16+] / [Бездудная А.Г.и др.] ; под ред. Г.А.Краюхина ; Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т .— Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2016.— 464 с. : ил., табл. — (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения)

 

6.2. Дополнительная литература

4. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Пер. с англ. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2009.

5. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2008.

6. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций/ В.Д. Маркова, С.А Кузнецова. - М.: Новосибирск: ИНФРА - Сибирское соглашение, 2008.

7. Рябинина Е.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.П. Рябинина.- СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

8. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. А.Н. Петрова. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

9. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет управления

Кафедра менеджмента и инноваций

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

 

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Вариант (тема)____________

 

 

Направление (специальность)_______________________________________

(код, наименование)

Направленность (профиль, специализация, программа)_________________

 

Студент(ка)______________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

Группа______________ Подпись___________________

(номер группы)

Проверил________________________________________________________

(Фамилия И.О. преподавателя)

Должность____________________________________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка________________________ Дата:___________

 

Подпись:________________

Санкт-Петербург

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Список контрольных вопросов

1. Основные понятия стратегического менеджмента.

2. Значение и роль стратегического менеджмента в системе управления..

3. Основные категории стратегического менеджмента.

4. Виды стратегического управления. Управление на основе решения
стратегических задач.

5. Управление по слабым сигналам.

6. Управление в условиях стратегических неожиданностей.

10. Миссия организации. Понятие и основные компоненты. Значение миссии для организации.

11. Широкий и узкий подходы к формированию миссии.

12. Цели организации. Классификация и характеристика. Критерии качества поставленных целей.

10. Ключевые пространства определения стратегических целей организации.

11. Иерархия целей (метод декомпозиции). Правила построения «дерева целей» организации.

12. Диагностика внешней среды организации. Факторы внешней среды. Угрозы и возможности.

13. PEST - анализ макросреды организации.

14. Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли. Цель и содержание отраслевого анализа.

15. Семь элементов отраслевого анализа.

16. Определение экономических характеристик отрасли.

17. Анализ отраслевых движущих сил.

18. Анализ конкуренции. Модель «Пяти сил конкуренции» М. Портера.

19. Оценка рыночной позиции конкурентов. Построение карты стратегических групп.

20. Определение ключевых факторов успеха отрасли.

21. Формирование заключения о привлекательности отрасли.

22. Ситуационный анализ, его содержание.

23. SWOT- анализ.

24. Стратегический ценовой анализ (анализ ценовой цепочки).

25. Классификация стратегий организации: корпоративная, деловая и функциональная стратегии.

26. Основные стратегии развития бизнеса (базисные или эталонные стратегии).

27. Стратегии ограниченного роста.

28. Стратегии роста.

29. Стратегии сокращения.

30. Определение стратегии организации: уяснение текущей стратегии, формирование стратегических альтернатив, выбор стратегии организации.

31. Разработка стратегии одиночного бизнеса.

32. Конкурентные преимущества и базовые стратегии конкуренции.

33. Стратегия лидерства в издержках. Условия реализации и риски. Преимущество относительно пяти сил конкуренции.

34. Стратегия дифференциации. Цель и виды дифференциации. Условия реализации и риски. Преимущество относительно пяти сил конкуренции.

35. Стратегия фокусирования (концентрации).

36. Виды функциональных стратегий.

37. Разработка стратегии на корпоративном уровне. Понятие и преимущества диверсификации.

38. Виды диверсификации, их характеристика.

39. Связанная (родственная) диверсификация. Плюсы, проблемы, риски.

40. Несвязанная (неродственная) диверсификация. Плюсы, проблемы, риски.

41. Анализ диверсифицированной компании (портфельный анализ).

42. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ).

43.«Кривая опыта» и концепция «жизненного цикла», положенные в основу матрицы БКГ.

 

44. Матрица Mс Kincey.

45. Матрица Томпсона – Стрикленда.

46. Модель «Продукт-рынок» (Матрица И. Ансоффа).

47. Выбор стратегии, исходя из позиции организации на рынке.

48. Выбор стратегии, исходя из степени зрелости отрасли.

49. Основные стадии реализации стратегии, их содержание.

50. Стратегические изменения. Управление реализацией стратегических изменений.

51. Стратегический контроль.

 

 

Кафедра менеджмента и инноваций

 

 

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКий МЕНЕДЖМЕНТ

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

Направление подготовки 38.03.02 – Менеджмент

 

Квалификация – бакалавр

 

 

Санкт-Петербург


 

Содержание

1. Общие положения …….………………………………………...4

2. Методические указания к изучению дисциплины.………….. 5






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.038 с.