Введение в организационную теорию — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Введение в организационную теорию

2017-10-01 266
Введение в организационную теорию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение в организационную теорию

Организации и организационная теория

Менеджмент и его отрасли — менеджмент персонала, операционный, стратегический, маркетинг-менеджмент, финансовый, инновационный — изучают функции, технологии и инструменты управления организационными системами и людьми. Экономика организации (экономическая теория фирмы) в основном изучает организацию как хозяйствующий субъект, оперируя такими понятиями как экономическая эффективность, производительность труда, прибыль, фонды и т.д. Социология организации изучает роль, место и функции организаций как социальных групп в обществе; организационное поведение, как следует из названия, рассматривает источники, особенности и аспекты управления поведением людей в организациях как социально-трудовых группах.

Зачем изучают организации

Существует, по крайней мере, пять поводов для того, чтобы изучать теорию организации:

1. организации влияют на мир, в котором мы живем;

2. организации влияют на нашу жизнь и жизнь наших семей;

3. организации — это место нашей работы и источник средств существования;

4. теория организации может показать нам инструменты для повышения продуктивности организаций;

5. теория организации дает понимание того, как сделать организацию более эффективной экономически и социально.

Определение и признаки организации

1. Наличие совокупности целей.

2. Совместная деятельность.

3. Особая система организационных отношений.

4. Управление

5. Технологичность.

6. Организационная культура.

Функции организации

Известный американский специалист в области теории организации Ричард Дафт (Richard Daft) так формулирует основные социальные функции организации

1. Интеграция ресурсов и возможностей ради достижения желаемых целей.

2. Эффективное и удовлетворяющее потребителей производство продуктов и услуг.

3. Улучшение и упрощение инновационных процедур и процессов.

4. Приспособление к изменениям во внешней среде и оказание влияния на нее.

5. Создание новых ценностей для владельцев, работников и потребителей.

 
 

1.5 Теория организации в системе социально-управленческих наук

Рисунок 5.1 – Теория организации в системе социально-управленческих наук

Многие управленческие категории изучаются в различных курсах и то, какие понятия и категории являются специфичными, в частности, для теории организации. Как видно, целый ряд понятий повторяется, но рассматриваются они в различных аспектах. Теория организации в большей степени рассматривает структурные аспекты, организационное поведение — психолого-социальные, а менеджмент — технологические.

 

Источники и базовые концепции теории организации

Все рассматриваемые теории и концепции разделены на три части:

· классические социологические и экономические влияния, представленные идеями Адама Смита, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Александра Богданова;

· теории и концепции менеджмента, среди которых мы рассмотрим подходы Фредерика Тейлора, Анри Файоля и Честера Барнарда;

· общеметодологические научные и управленческие теории (подходы), важнейшие из которых (в плане влияния на теорию организации) — системный подход и организационный гуманизм.

 

Современные организационные теории и концепции

3.1.

Современные социально-философские влияния

Современные влияния — достаточно условное определение. Здесь имеется в виду, конечно, не время, когда создана та или иная теория, а значимость и актуальность тех или иных концепций и подходов для современной теории организации.

3.1.1.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм — одно из самых популярных и значимых течений в современной социологической науке. Его родоначальником считается американский социолог и социопсихолог Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, 1863—1931).

3.1.2.

Постмодернизм. Примерно в середине 70-х гг. ХХ в. постмодернизм начинает проникать в социологию и связанные с ней науки, в том числе управленческие. Тогда-то французским философом Жан-Франсуа Лиотаром(Jean-Francois Lyotard) в его работе «Состояние постмодерна» и был введен сам термин «постмодернизм».

3.2.

3.2.1.

Ситуационная концепция

Основоположники ситуационного подхода в менеджменте, пожалуй, впервые обратили внимание на внешнее окружение организации как на динамичную, сложную и гетерогенную систему. Английские исследователи Том Бернс (Tom Burns) и Джеральд Сталкер(Gerald Stalker), вслед за ними американские авторы Пол Лоуренс (Paul Lawrence) и Джей Лорш (Jay Lorsch) сформулировали главные положения ситуационной теории.

3.2.2.

3.2.3.

3.3.

Сложность

Сложность организации — это мера количества и разнообразия существующих в ней подсистем. Сложность имеет два измерения — количество элементов и их разнообразие. Соотношение измерений сложности и соответствующих ему разновидностей организаций (по сложности) показано в таблице 6.1.

Эти измерения имеют отношение ко всем разновидностям сложности — вертикальной, горизонтальной, пространственной.

Таблица 5.1 – Соотношение измерений сложности организаций

Разнообразие элементов (подразделений) Количество элементов (подразделений)
Небольшое Большое
Большое Сложность в разнообразии (дифференциальная) Высокая сложность
Небольшое Низкая сложность (простота) Сложность количественная

Вертикально сложная организация имеет большое количество уровней иерархии и/или разнообразные по функциям и предназначению подразделения практически на каждом уровне.

В вертикально простых («плоских» или горизонтальных) организациях немного уровней иерархии, и разнообразие элементов также невелико.

В горизонтально сложной организации имеется множество различных подразделений на любом отдельно взятом уровне. Эти подразделения могут быть достаточно разнообразными по ряду параметров (по функциям, содержанию деятельности, составу работников и т.д.), а могут быть однородными.

Наконец, пространственная сложность связана с количеством регионов (точек), где расположены подразделения организации — пространственное многообразие.

Профессионализм

Профессионализм — степень образованности и профессиональной подготовленности персонала. Здесь имеется в виду профессионализм, задаваемый самими условиями деятельности организации, а также объективной сложностью исполняемых функций. На краях континуума профессионализма можно выделить, соответственно, организации высокопрофессиональные и низкопрофессиональные. Причем последнее отнюдь не означает, что эта организация неэффективна. Просто условия ее деятельности не требуют ото всех ее членов докторских степеней или даже высшего образования.

Степень профессионализма часто измеряют средним количеством лет, потраченным работниками на свое образование.

Степень профессионализма персонала организации тесным образом связана с такой организационной характеристикой, как специализация.

Специализация

Специализация отражает степень обобщенности деятельности на рабочих местах.

Специализация как организационная характеристика проявляется в процессе реализации принципа разделения труда и имеет два измерения, соотносящиеся с видами разделения труда.

Горизонтальная специализация означает возрастание повторяемости выполняемых в процессе труда действий, вследствие чего возникает возможность их стандартизации.

Вертикальная специализация отражает степень разделения процесса выполнения трудовых операций и управления этим процессом.

Централизация

Централизация отражает степень сосредоточения власти на тех или иных уровнях организационной иерархии.

Оценить степень централизации конкретной организации можно по следующим параметрам.

1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях иерархии.

2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

3. Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

4. Качество и частота контроля за работой подчиненных.

В одной и той же организации одни подразделения могут быть более централизованы, чем другие.

Размер

Размер — это характеристика, производная от численности персонала организации. Такие параметры деятельности организации, как капитализация, объем выпуска, доход и им подобные, тоже отражают то, насколько крупна организация, но они не описывают ее размер, как части социума. Размер во многом предопределяет строение организации (как вертикальное, так и горизонтальное), тип организационной структуры, степень формализации, способы координации и контроля, систему ролей и неформальных отношений, линии коммуникации и т.д. Различные по размеру организации по-разному адаптируются к внешней среде, в них отличаются внутренние динамические процессы и степень проявления организационных патологий.

Соотношение характеристик

Структурные характеристики взаимодействуют друг с другом и находятся в объективной взаимозависимости. Так, размер организации и ее сложность находятся в прямой зависимости: сложные (по различным измерениям и типам) организации, как правило, велики по размерам и наоборот. Большие и сложные организации стремятся к большей децентрализации, чем малые и простые. Высокопрофессиональные организации, как правило, менее централизованы и менее специализированы, чем низкопрофессиональные.

Типы и виды организаций

Рисунок 6.1 – Типология организаций

 

Функциональный подход

В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе — по их предназначению.

1. Производственные организации производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.

2. Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство организаций государственного и муниципального управления, политические партии и т.д.

3. Социальные организации сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта. Это и церковь, и образовательные организации, и музеи, и редакции, и издательства и тому подобное.

Интегративные организации выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей. Это, например, прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).

Цели и ресурсы организации

Цели организации

Цели организации — это идеальные модели результатов ее деятельности. Иными словами, это определенным образом сформулированные представления о желаемых состояниях, которых мы хотели бы достичь. Система организационных целей сложна и многообразна, и для упрощения понимания целевой структуры в теории организации и менеджменте часто используют понятие «дерево целей», которое хорошо отображает систему целей.

Миссия отражает смысл создания и существования организации, ее роль и значение в окружающем мире.

Функциональные цели — это предполагаемые результаты деятельности в функциональных областях деятельности, которые осуществляет любая компания, независимо от структуры, набора и группировки подразделений. Обычно функциональные цели формулируются в определенных сферах.

1. Маркетинговая.

2. Инновационная.

3. Производственная.

4. Социальная.

5. Финансовая.

 

Оперативные цели — это цели, конкретизированные на уровне отдельных рабочих групп (бизнес-процессов, бизнес-единиц, подразделений, команд, отделов). Чаще всего они производны от функциональных целей, но могут вытекать непосредственно из миссии — в случае, когда в организации реализуется процессный подход в управлении и основой ее структуры являются бизнес-процессы.

Исполнительские цели(их чаще называют рабочими задачами или даже инструкциями) представляют собой операционализированный (расписанный по конкретным исполнителям) вариант оперативных целей.

Организационные ресурсы

Понятие «ресурсы» происходит от французского слова ressource — вспомогательное средство. Под ресурсами понимаются «денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов».

Все ресурсы обычно подразделяют на природные и экономические.

Природные ресурсы — это компоненты природы, используемые человеком. Главные виды природных ресурсов: минеральные, биологические, земельные, климатические, водные. Природные ресурсы бывают также исчерпаемые, в том числе, возобновляемые (биологические, земельные, водные и др.) и невозобновляемые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды).

Экономические ресурсы в самом общем плане — это источники и средства обеспечения производства.

Организационные ресурсы относятся к экономическим, их можно рассматривать как источники и средства обеспечения организационной деятельности и достижения ею эффективных результатов. Обычно в их состав включают:

· человеческие ресурсы (трудовые, людские);

· финансовые ресурсы (денежный капитал);

· материальные ресурсы (сырье, материалы, физический капитал);

· информационные ресурсы.

В каждой организации есть свой ресурсный приоритет — тот ресурс, с которым организация работает чаще всего и который, собственно, и является предметом ее деятельности.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА.

Введение в организационную теорию


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.