Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-10-01 | 287 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Методические указания для обучающихся по направлениям подготовки «Издательское дело» и «Журналистика»
Москва
Г.
УДК
ББК
К
Цивилизации: становление и развитие: методические указания для обучающихся по направлениям подготовки «Издательское дело» и «Журналистика» / сост. доц. С.М. Прокопьев; Московский политехнический университет. — М.: Изд-во Московского политехнического университета, 2017. — 64 с.
Методическое пособие по учебной дисциплине «Цивилизации: становление и развитие» включает в себя методические указания по организации самостоятельной работы студентов, по подготовке к семинарским занятиям и к мероприятиям текущего контроля успеваемости. Пособие предназначено для студентов направлений подготовки «Издательское дело» и «Журналистика» всех профилей очной и очно-заочной форм обучения института Издательского дела и журналистики Московского политехнического университета.
УДК
ББК
© Прокопьев С.М.
© Московский политехнический
университет, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Цивилизации: становление и развитие» предназначена для студентов всех направлений и профилей подготовки Института издательского дела и журналистики. Будучи дисциплиной по выбору (элективным курсом), она тесно связана с другими учебными дисциплинами, нацеленными на фундаментальную подготовку обучающихся. Изучение этого курса способствует осознанию поступательного развития общества, его единства и противоречивости, пониманию взаимосвязи с другими гуманитарными, социальными и естественнонаучными знаниями, выработке системных представлений о развитии мира во всех его проявлениях. Особенность данного курса – ориентация на потребности и запросы студентов, готовящихся стать профессионалами в издательском деле и журналистике.
|
Цели учебной дисциплины «Цивилизации: становление и развитие»: предоставить студентам возможность овладения основами знаний об историко-культурном развитии человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном и нравственном опыте, пробудить у студентов стремление анализировать события и явления действительности, а также достижения человеческой культуры с учетом их уникальности и органической принадлежности к единому потоку исторического движения, обнаруживать их корни, логику и динамику, научить излагать свое видение современных концепций историко-культурного развития.
Специальной целью курса станет попытка выявить и осознать способы взаимодействия отдельных цивилизаций с другими цивилизациями, обществами, культурами, а также изучить инструменты для организации и контроля внутренних явлений и процессов, присущих цивилизациям. Предполагается рассмотреть выработанные и реализованные цивилизациями трансляционно-коммуникативные модели, издательско-публикационную, журналистскую и рекламно-пропагандистскую деятельность.
Задачи учебной дисциплины «Цивилизации: становление и развитие»: определить понятие «цивилизация» с точки зрения различных научных школ и направлений; уяснить сущность и смысл цивилизационного подхода к рассмотрению историко-культурного процесса; рассмотреть структуру и типологию цивилизаций, периодизацию исторических циклов, механизмы смены цивилизаций, стадиальную и локальную теории цивилизационного развития; проанализировать основные этапы развития цивилизаций с учетом генезиса самого человека как обособленной биосоциальной системы, его ментальности и взаимосвязи с развитием природы и общества; выявить особенности развития цивилизаций Востока и Запада, ценности локальных цивилизаций в различные исторические эпохи; определить специфику российской цивилизации, раскрыть место и роль России в системе мировых и локальных цивилизаций; показать возможные перспективы развития человечества в условиях постиндустриальной (информационной) цивилизации, проанализировав футурологические прогнозы и проекты возможного будущего человечества.
|
В результате освоения данной дисциплины студент будет знать: основополагающие факты и разбираться в актуальных проблемах в области теории и методологии исторической науки; формационный и цивилизационный подходы к изучению всемирной истории; основные категории, теоретические аспекты и методы истории цивилизаций как научной дисциплины; основные закономерности цивилизационного исторического процесса, место человека в нем, принципы организации общества; научную типологию мировых цивилизаций; основные этапы и ключевые события истории цивилизаций с древности до наших дней; вклад выдающихся деятелей мировой истории в исторический процесс; роль России в истории мировых цивилизаций; судьбы и место основных цивилизаций в мировом историческом процессе. Работа над представляемым курсом будет способствовать приобретению студентами профессиональных качеств (компетенций), необходимых для будущей издательской и / или журналистской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРАМ
Блок «Теория цивилизаций»
Вопросы для обсуждения
1. Понятие цивилизации. Сущность и основные типы цивилизаций.
2. Цивилизация и культура: единство и противоположность.
3. Человек, его менталитет и социальное поведение как методологическая основа для понимания цивилизаций.
4. Теории стадиального и локального развития. Мировые и локальные цивилизации: понятие и динамика их взаимодействия.
Основная литература
1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
|
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 759 с.
2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с.
3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 30–43; 72–89; 106–129.
Литература для факультативного изучения
1. Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры / А.Л. Крёбер. — М.: РОССПЭН, 2004. — С. 801–928.
2. Культурология: учебник для бакалавров / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Юрайт, 2012. — С. 69–81.
3. Померанц Г.С. Выход из транса / Г.С. Померанц. — 2-е изд. — М.: РОССПЭН, 2010. — С. 195–298.
4. Семенов Ю.И. Философия истории: (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней) / Ю.И. Семенов. — М.: Современные тетради, 2003.
5. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / под ред. Б.С. Ерасова. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
6. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории / А.Дж. Тойнби. — М.: Айрис-Пресс, 2003.
7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. — М.: АСТ, 2003.
8. Шпенглер О. Закат Западного мира / О. Шпенглер. — М.: Альфа-книга, 2014.
Методические указания
Раскройте категорию «цивилизация», рассмотрев то, как в научной литературе решается проблема множественности ее трактовок. Какие существуют школы и направления в разработке и изучении цивилизационного подхода к осмыслению истории? Разберите цели и задачи курса «Цивилизации: становление и развитие» с позиций идей по гуманитаризации российского высшего образования. Дайте определение понятию цивилизации, раскройте сущность, признаки и основные типы цивилизации. Разберите вопрос о взаимоотношении категорий «цивилизация» и «культура». В чем заключается конфликт категорий «цивилизация» и «общественно-экономическая формация»? Постарайтесь осмыслить понятие цивилизации как этапа общественного прогресса. Какие этапы цивилизационной истории человечества можно выделить? Дайте им соответствующую характеристику.
|
Рассмотрите процесс возникновения цивилизаций в истории человечества. Примите во внимание понятие человека, рассмотрите его менталитет и социальное поведение как методологическую основу для постижения цивилизаций. Что такое цивилизационные кризисы? В чем состоит логика и механизм смены цивилизаций? Рассматривая историческое многообразие цивилизаций, постарайтесь принять во внимание их материальные основы и духовные предпосылки. Какие ведущие типы цивилизаций можно выделить? Приведите характеристику теорий стадиального и локального развития. Что такое мировые и локальные цивилизации? В чем заключается динамика их взаимодействия? Важное место следует уделить понятиям Востока и Запада. Рассмотрите их в качестве цивилизационных ареалов, приведите их социокультурную характеристику и рассмотрите проблему их взаимоотношения.
Вопросы для обсуждения
1. Происхождение человека и становление человеческого общества.
2. Первобытная идеология и мышление первобытного человека.
3. Первобытное искусство: зарождение, сущность, функции.
4. «Неолитическая революция» и проблема перехода к цивилизации.
Основная литература
1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 759 с.
2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с.
3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 138–159.
Литература для факультативного изучения
1. Археология: учебник / под ред. академика РАН В.Л. Янина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.
2. Бутовская М.Л. У истоков человеческого общества / М.Л. Бутовская, Л.А. Файнберг. — М.: Наука, 1993.
3. Вуд М. В поисках первых цивилизаций / Майкл Вуд. ― М.: Столица-Принт, 2007.
4. Гринин Л.Е. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. Государство и исторический процесс / Л.Е. Гринин. ― 2-е изд., перераб. и доп. ― М.: КомКнига; URSS, 2011.
5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. — М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт, 2008.
6. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Люсьен Леви-Брюль. ― М.: Педагогика-Пресс, 1999.
7. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Клод Леви-Строс. ― М.: ТЕРРА, 1999.
|
8. Линдблад Я. Человек — ты, я и первозданный / Ян Линдблад. — М.: Прогресс, 1991.
9. Марков А. Эволюция человека: в 2 кн. / А.В. Марков. — М.: Астрель; Corpus, 2011.
10. Марков А. Эволюция: Классические идеи в свете новых открытий / А.В. Марков, Е.Б. Наймарк. — М.: Corpus, 2014.
11. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. — М.: Наука, 1990.
12. Тэйлор Э. Первобытная культура: в 2 кн. / Эдуард Бернетт Тайлор. — М.: ТЕРРА, 2009.
13. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Джеймс Фрезер. — М.: Эксмо, 2006.
14. Эволюция: Проблемы и дискуссии: альманах / под ред. Л.Е. Гринина, А.В. Маркова, А.В. Коротаева. — М.: Изд-во ЛКИ, 2010.
Методические указания
Раскройте понятие о первобытности и разберите то, как в научной литературе решается проблема статуса первобытного периода в истории человечества («предыстория», «праистория», «доистория»). В чем состоят трудности и парадоксы в определении начала человеческой истории? Опишите процесс зарождения историко-культурного процесса в свете современных представлений о человеке. Как можно ответить на вопрос о происхождении человека с позиций науки? Назовите основные научные гипотезы и концепции. Раскройте смысл понятия и содержание процесса антропосоциогенеза. Приведите характеристику основных его этапов. Как соотносятся между собой антропосоциогенез и человеческая история?
Проведите анализ материальных остатков, свидетельствующих о появлении человеческой культуры. Раскройте их смысл с позиций религиозного и научного мировосприятия. Примите во внимание социально-экономический аспект в деятельности первобытного человека. Особое место в работе должен занять вопрос об искусстве и материально-орудийной деятельности человека в первобытную эпоху. Что такое «первобытная религия»? Каковы ее основные формы? Сравните жизнедеятельность людей и животных, установив общее и особенное. Проследите и опишите зарождение и поэтапное развитие первобытных общественных отношений.
Раскройте роль производства (земледелия, скотоводства и ремесла) в первобытную эпоху. Сосредоточьте свое внимание на категории «неолитическая революция», расскажите о ее сущности, причинах и последствиях. В чем заключался «прогресс» и «регресс» в общественно-экономическом развитии на этапе поздней первобытности? Опишите первые признаки цивилизационного пути в развитии человечества: доминирование производящего хозяйства; возникновение городов и их «цивилизующей» роли; возникновение и углубление социальной стратификации; зарождение властных структур на фоне разложения родовых структур и кардинальных сдвигов в мировоззрении; появление письменности и монументального строительства. Расскажите о так называемых протоцивилизациях.
Вопросы для обсуждения
1. Ранние цивилизации Древнего Востока: общая характеристика.
2. Возникновение цивилизации в Египте.
3. Возникновение цивилизации в Месопотамии.
4. Сравнение цивилизаций Египта и Месопотамии с первобытностью.
5. Цивилизации Египта и Месопотамии: общее и особенное.
Основная литература
1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 759 с.
2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с.
3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 160–197.
Литература для факультативного изучения
1. Васильев Л.С. История Востока: учебник. В 2 т. — Т. 1. — М.: Высш. шк., 2001.
2. Вуд А. В поисках первых цивилизаций. ― М.: Столица-Принт, 2007.
3. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. — М.: Добросвет, 2000.
4. Деопик Д.В. История Древнего Востока: учеб. пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.
5. Дмитриева Н. Краткая история искусств. — М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2008.
6. История Древнего Востока: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005.
7. Капустин М.П. История мировой культуры: Древность: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2000.
8. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. — М.: Астрель; Мир энциклопедий, 2009.
9. Моисеева Л.А. История цивилизаций. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
10. Раннее государство, его альтернативы и аналоги / под ред. Л.Е. Гринина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, Н.Н. Крадина. — Волгоград: Учитель, 2006.
Методические указания
Начните с подробного рассмотрения природно-географических условий Древнего Египта: долина Нила и специфика ирригационной экономики в Северной Африке. Затем остановитесь на процессе зарождения цивилизации на территории Древнего Египта, назвав и проанализировав основные факторы и причины. Укажите этнолингвистические характеристики населения Египта и прилегающих к нему областей. Раскройте основные научные проблемы в периодизации истории Древнего Египта. В чем, на ваш взгляд, заключается феномен египетского государства? Рассмотрите соотношение и взаимодействие власти центральной и власти местной. Что такое храмовые хозяйства? В чем заключалась их роль? Приведите характеристику основных этапов древнеегипетской политической истории. Укажите основные события и лиц древнеегипетской внутренней и внешней политики.
В чем, на ваш взгляд, состоит специфика древнеегипетской культуры? Разберите мифологические представления египтян и дайте характеристику египетскому мировоззрению. В качестве примера приведите основные литературно-мифологические сюжеты и укажите на парадоксальность в их осмыслении. Отдельно раскройте сущность древнеегипетской религии, ее связь с мифологией и ее роль в жизни людей. Охарактеризуйте статус науки в Египте и роль научных знаний в жизни человека. Опишите быт и нравы древних египтян: дом, семья, повседневность. Остановитесь на проблеме соотношения новаций и традиций в египетской цивилизации. Какова судьба достижений древнеегипетской цивилизации?
Раскройте условия, факторы и предпосылки зарождения цивилизации на территории Южной Месопотамии. Важное место отведите вопросу о шумерах: их происхождении и этнолингвистических характеристиках. В чем заключалась в Месопотамии роль ирригационной системы в становлении экономики нового типа? Дайте обзор взаимоотношений цивилизационной зоны и окружающего племенного мира. В чем заключается роль кочевников? Остановитесь на обзоре экономических и военно-политических контактов жителей Двуречья с окружающим миром.
Разберите особенности социально-политической истории Древней Месопотамии. Проведите типологическую характеристику городам-государствам и территориальным царствам Двуречья. Проследите поэтапно логику историко-политического развития региона: Шумер, Аккад, Шумеро-Аккадское царство, Вавилон, Ассирия, Персидская империя. Приведите основные события и лиц политической истории: реформы, войны, дипломатические акты, правители.
Проанализируйте развитие культуры народов Месопотамии. Остановитесь на шумерской культуре как ядре культуры Месопотамии. Укажите особенности различных отраслей и феноменов месопотамской культуры: язык, письменность, литература, школы, религия и особенности культа. В чем заключается специфика материальной культуры и искусства? Расскажите о зарождении и развитии права. Уделите особое внимание законам Хаммурапи. Раскройте проблему трансформации культуры Месопотамии в имперский период.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие об Античности. Античная цивилизация: общая характеристика
2. Этапы становления и развития древнегреческой цивилизации.
3. Полисная система ценностей — основа древнегреческой цивилизации.
4. Эпоха эллинизма как «симбиоз» греческих и восточных традиций.
5. Римская цивилизация: зарождение, развитие, упадок.
Основная литература
1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — С. 57–96.
2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с.
3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 198–245.
Литература для факультативного изучения
1. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2 т. — Ростов н/Д: Феникс, 1994.
2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
3. История Древнего Рима: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005.
4. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1. — М.: Изд-во ГЛК, 2001.
5. История Древней Греции: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005.
6. Кнабе Г.С. Древо познания и древо жизни. ― М.: Изд-во РГГУ, 2006. — С. 379–580.
7. Немировский А.И. Нить Ариадны: В лабиринтах археологии. — М.: Вече, 2007.
8. Осокин Ю.В. Античный тип культуры // Его же. Современная культурология в энциклопедических статьях. — М.: КомКнига, 2007. — С. 25–42.
9. Суриков И.Е., Ленская В.С., Соломатина Е.И. и др. История и культура Древней Греции: энциклопедический словарь / под общ. ред. И.Е. Сурикова. — М.: Языки славянских культур, 2009.
Методические указания
Начните с разбора слова «античность» как термина и понятия. В чем состоит условность в понимании категории «античность»? Опишите античный мир, его пространственные и временные рубежи, а также природно-географические и этнолингвистические составляющие античного Средиземноморья. Раскройте вопрос о периодизации античной истории. Порассуждайте о проблемах в осмыслении сущности античной цивилизации. Постарайтесь представить цивилизацию Древней Греции как составляющую античного мира, описав этапы ее становления и развития.
Что такое цивилизация острова Крит, и в чем заключается ее роль в историко-культурном развитии древнего Средиземноморья? Остановитесь на Минойской цивилизации Крита и проблеме усвоения ее достижений античной Грецией. Опишите картину развития цивилизации на Пелопоннесе (Микены и Элладская культура). Расскажите о дорийском вторжении и гибели Микенской цивилизации. Что такое «темные века»? Можно ли считать их периодом цивилизационного разрыва в истории Балкан и всего Эгейского мира?
Опишите цивилизацию Древней Греции в период архаики и классики. Введите понятие об античном полисе как средоточии древнегреческой системы ценностей. Раскройте специфику религиозной, политической, экономической и социальной жизни древнегреческих полисов. Сравните демократические Афины и олигархическую Спарту как варианты полисного развития. Назовите важнейшие альтернативы Афинам и Спарте. Опишите и проанализируйте систему рабства в Древней Греции.
Расскажите об обострении межполисных противоречий в Древней Греции и кризисе античного полиса. Проследите за важнейшими событиями V–IV вв. до н.э.: Пелопоннесская война, установление македонской гегемонии, восточные походы Александра Македонского и создание «мировой» державы, распад державы Александра и образование системы эллинистических монархий. Рассмотрите понятие об эллинистической цивилизации. Постарайтесь осмыслить эллинизм как «симбиоз» элементов эллинской культуры и восточных культур. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика культуры в эллинистическую эпоху? Опишите завоевание эллинистических царств Римом и дальнейшую судьбу эллинского наследия.
Рассмотрите древнеримскую цивилизацию, дав ей определение и общую характеристику. Опишите становление «римского мира», постарайтесь решить проблему его истоков и внешнего влияния. Дайте периодизацию римской истории. Расскажите о «царском периоде» и роли этрусков в процессе становления римской цивилизации. Введите понятие о римской гражданской общине как о первооснове римской государственности. Необходимо привести характеристику римской социальной структуры (патриции, плебеи, союзники, рабы). Раскройте особенности политического, социального, экономического и культурного развития Рима в период Республики. В чем состояла эволюция римской гражданской общины? Разберите античное классическое рабство в Древнем Риме. Проанализируйте внешнюю политику Рима, римские войны, «греческий фактор» в развитии цивилизации Древнего Рима. В чем причины социально-экономического кризиса римской республики, гражданских войн в Риме и падения республиканского строя?
Как произошло установление военной диктатуры Октавиана Августа? Опишите принципат как общественно-политическое и культурное явление. Охарактеризуйте развитие Рима в эпоху Империи. В чем состояли принципиальные изменения в политической системе, внутренней и внешней политике, экономической жизни социальном строе? Что представляла собой римская средиземноморская держава в эпоху Траяна? Расскажите о варварской угрозе и кризисе III в. Покажите, как в правление Диоклетиана происходило возрождение империи. Опишите реформы Диоклетиана и Константина I. Дайте оценку системе домината и религиозной политике римских императоров IV в. Опишите феномен римского права. Почему произошло усиление варварского натиска и падение Рима? Назовите причины и факторы, приведшие «римский мир» к гибели. Раскройте проблему единства и обособленности цивилизаций Древнего Рима и Древней Греции, дав им сравнительную характеристику.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о христианстве: вариативность трактовок. Христианство как религиозная система.
2. Библия и основы христианского вероучения.
3. Институциональные (организационные) формы в раннем христианстве: от общины к церкви.
4. Воздействие христианства на античный мир: прогрессивные и регрессивные тенденции.
Основная литература
1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015.
2. Прокопьев С.М. Возникновение христианской исторической мысли: Ориген Александрийский. — М.: МГУП, 2010.
Литература для факультативного изучения
Методические указания
Охарактеризуйте христианство как религиозную систему. Составьте представление о раннем христианстве, стараясь не путать его с современным христианством как мировой религией. Назовите основные христианские постулаты и идеи. Осмыслите христианство как религиозный фактор исторического развития. В чем состоят идейные и социально-политические истоки христианства? Какую роль в его становлении сыграли древнееврейская религия и Ветхий Завет, идеи античной философии и античные литературные модели, эзотерические практики и мистерии Востока? Остановитесь на фигуре Иисуса Христа как личностном средоточии христианского послания. Раскройте структуру и содержание Нового Завета: евангелий, книги апостольских деяний, посланий, апокалипсиса. Какое место в кругу христианских текстов занимает апокрифическая литература? Осветите основные проблемы становления новозаветного канона.
Опишите раннее христианство как социально-религиозное течение: его возникновение в рамках древней иудейской общины и основные этапы развития в I–III вв. Как проходило становление раннехристианской общины? Расскажите о преследованиях первых христиан и проблеме так называемых гонений римской императорской власти на христианство. В чем состоит феномен раннехристианского мученичества? Сосредоточьте внимание на понятии о христианской церкви и опишите ее эволюцию. Как складывались взаимоотношения римской императорской власти и христианской церкви? Расскажите о первых Вселенских соборах — Никейском и Константинопольском. Что такое Никейско-Константинопольский символ веры? В какой момент христианство становится государственной религией Римской империи? Проанализируйте роль императора Феодосия I Великого и дайте оценку его религиозная политике.
Свяжите крушение Западной Римской империи с судьбами христианства в IV–VI вв. Что вам известно о первых крупных разногласиях и расколах внутри единой христианской церкви? Каковы итоги работы Вселенских соборов V–VII вв. (особенно Эфесского и Халкидонского), какова их роль в становлении ортодоксального учения? Расскажите об отцах церкви Востока и Запада и их литературно-учительном наследии. Что такое «изгнание» платонизма из церкви? Проанализируйте возникновение христианского монашества и его роль на Западе и Востоке. В чем состоит феномен средневекового папства? Остановитесь на противоречиях и противоборстве между двумя частями христианского мира. Опишите схизму 1054 г. Каковы были причины и последствия раскола христианства на католицизм и православие? В чем состояла роль и значение христианства в процессе трансформации средиземноморского мира на путях от античности к Средневековью?
Блок «Средневековый Запад»
Вопросы для обсуждения
1. Происхождение и значение термина «средние века». Общая характеристика западного Средневековья.
2. Генезис западноевропейского Средневековья. Духовные основания цивилизации средневекового Запада.
3. Городская западноевропейская культура в Средние века.
4. Мироощущение и образ жизни средневекового человека.
Основная литература
1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — С. 137–150.
2. Самыгин П.С. История для бакалавров. — Ростов на Дону: Феникс, 2014.
Литература для факультативного изучения
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. В 3 т. — М.: Весь мир, 2006.
2. Вейс Г. История культуры народов мира: Европейское средневековье. Пламенеющая готика. — М.: Эксмо, 2005.
3. Вейс Г. История культуры народов мира: Расцвет Византии. Арабские завоевания. — М.: Эксмо, 2005.
4. Гуревич А.Я. Избранные труды: Культура средневековой Европы. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
5. Гуревич А.Я. Избранные труды: Средневековый мир. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
6. История Средних веков / под ред. С.П. Карпова. В 2 т. — М.: Изд-во МГУ; Наука, 2005.
7. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. — СПб.: Александрия, 2008.
8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
9. Померанц Г., Миркина З. Великие религии мира. — 3-е изд., испр. — М.: ИД Международного ун-та в Москве, 2006.
10. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учеб. пособие. — М.: Интерпракс, 1995.
Методические указания
Рассмотрите категорию «средние века», уделив внимание значению термина и понятия, стоящего за ним. Поднимите вопрос о периодизации истории западного Средневековья. В чем вы видите сущность и характерные признаки Средневековья на Западе? Как связаны между собой Великое переселение народов и падение Западно-Римской империи? Проследите историческую преемственность от Рима и варваров к западноевропейской цивилизации. Рассмотрите понятие феодализма, охарактеризовав его основные типологические признаки. В чем состоит специфика средневекового производства и экономического развития? Перечислите и раскройте особенности военно-политических и социальных отношений. В чем выражалась корпоративность средневекового общества? Опишите роль католической церкви, ее властные полномочия и социальные прерогативы. Какими были взаимоотношения крестьянского мира и мира феодалов? Обрисуйте место и роль королевской власти. В чем состояло основное препятствие в развитии средневекового города?
Каковы ведущие черты средневекового мышления? Сосредоточьте внимание на ментально-идеологической специфике средневековой культуры. В чем вы видите роль античного наследия на Западе? Было ли христианство основополагающей системой ценностей на Западе в Средние века? Опишите христианские идеалы и их воплощение в западной средневековой культуре. Каким был внутренний мир средневекового человека? Остановитесь на западноевропейских университетах и их роли в процессе накопления знаний о мире. Что такое схоластика? Опишите деятельность официальной церкви в преодолении ересей и расколов. Укажите на характер ее борьбы с инакомыслием. Уделите внимание проблеме человека эпохи Средневековья: его менталитету, этике, внутреннему миру. Остановитесь на быте и нравах в Средние века, на проблеме изучения повседневной жизни. В чем выражался кризис средневекового сознания, и как проявилась трансформация средневекового способа жизни в эпоху позднего Средневековья? Опишите город как форпост новых тенденций. Осмыслите понятие предвозрождения.
Блок «Византия»
1. Термин «средние века» и Византия. Общая характеристика византийского Средневековья.
2. Византийская цивилизация: основные вехи исторического пути.
3. Ментально-идеологическая основа византийской цивилизации.
4. Византийское православие: специфика богословия, церковной жизни и политической роли.
Основная литература
1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — С. 137–150.
2. Самыгин П.С. История для бакалавров. — Ростов на Дону: Феникс, 2014.
Литература для факультативного изучения
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Изд-во «Coda», 1997.
2. Библейская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
3. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1: Раннее христианство. Византия. — М.; СПб.: Университетская книга, 1999.
4. Вейс Г. История культуры народов мира: Расцвет Византии. Арабские завоевания. — М.: Эксмо, 2005.
5. Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика. — М.: Институт ДИ-ДИК, 2003.
6. Мейендорф И. Рим
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!