Учебное помещение и учебное оборудование. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Учебное помещение и учебное оборудование.

2017-10-01 186
Учебное помещение и учебное оборудование. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План лекции:

1. Строение мышц.

2. Основные группы мышц.

3. Причины нарушения осанки у детей.

4. Плоскостопие.

 

Строение мышц. Движения нашего тела и отдельных орга­нов всего организма обеспечивается деятельностью мышц. По строению и физиологическим свойствам различают поперечнополосатые и гладкие мышцы. К поперечнополосатым принадлежат скелетные мышцы, мышца сердца, а к глад­ким — мышцы других внутренних органов, кровеносных соудов. Для всех видов мышц характерно общее свойство — со­кратимость мышечных волокон.

Все произвольные простые и сложные движения осущест­вляются в результате сокращения поперечнополосатых мышц скелета. В теле человека их насчитывается около 400.Кяждая мышца представляет собой орган, имеющий мышечную и сухожильную часть. Пучки скелетных мышц, все более укрупняясь, образуют пучки первого, второго и третьего порядка. Каждый из пучков разделен прослойками соединительной ткани, а вся мышца снаружи покрыта чехлом, тоже соедини­тельнотканным, который называется фасцией.

Мышцы прикрепляются к костям при помощи сухожилий. Сухожилия образованы соединительной тканью и не обладают свойством сократимости.

В зависимости от местонахождения и выполняемой функ­ции различают мышцы короткие, круговые, широкие и длинные. Короткие мышцы располагаются в местах наименьшего размаха движений и большого сопротивления. Примером мо­гут быть межпозвоночные и межреберные мышцы. Круговые мышцы располагаются вокруг глаза, рта и т. п. Примером широких мышц являются мышцы живота, спины, груди.

Длинные мышцы находятся на верхних и нижних конечно­стях (мышцы плеча, предплечья, голени, бедра).

По выполняемой функции мышцы подразделяются на сгибатели и разгибатели, т е выступают по отношению друг к другу в качестве антагонистов или синергистов. Например, двуглавая и трехглавая мышцы плеча являются антагониста­ми, а мышцы, обеспечивающие одно определенное действие, например сгибание в локтевом суставе,— синергистами.

Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов (кишечника, пищевода, желудка, кровеносных сосудов, бронхов и т др)

 

Основные группы мышц. Мышцы туловища делятся на мышцы спины, груди и живота. К мышцам спины относятся трапециевидная, широчайшая мышца спины, мышца, поднимающая лопатку, ромбовидная и другие мышцы. H другие мышцы. Все эти мышцы обеспечивают движение и укрепление плечевого пояса и рук. Вертикальное положение тела и разгибание позвоночника осуществляют глу­бокие мышцы спины, которые лежат под вышеперечисленны­ми мышцами.

К мышцам груди принадлежат малые и большие грудные, наружные и внутренние межреберные, передние зубчатые и другие мышцы.

К мышцам живота относятся мышцы, образующие брюш­ной пресс (прямая, внутренние и наружные косые, попереч ные). Большой пресс выполняет ряд функций: он участвует

в акте дыхания (сокращение мышц брюшного пресса повыша­ет давление в брюшной полости и способствует увеличению кривизны диафрагмы во время выдоха); находясь постоянно в некотором напряжении, мышцы брюшного пресса способст­вуют удержанию органов брюшной полости в нормальном по­ложении и принимают участие в движении позвоночника. Диафрагма, или грудобрюшная преграда, отделяет брюш­ную полость от грудной. Внешне она имеет вид купола, при­крепленного к краю нижнего отверстия грудной клетки. Уча­ствуя в акте дыхания, диафрагма может изменять форму — уплощаться (при вдохе) и вдаваться внутрь грудной полости (при выдохе).

Мышцы верхней конечности представлены мышцами пле­чевого пояса и мышцами свободной верхней конечности. Мышцы плечевого пояса участвуют в движениях верхних ко­нечностей. Они располагаются на спинной и грудной стороне туловища. Таковы, например, надостная, подостная, подлопа­точная, дельтовидная и другие мышцы. К мышцам свободной верхней конечности относятся, например, двуглавая мышца меча, трехглавая мышца плеча и другие мышцы.

Мышцы нижней конечно делятся на мышцы таза (среди них укажем подвздошно-поясничную, большую, среднюю и малую яго­дичные мышцы и др.) и мышцы свободной ниж­ней конечности. К по­следним относятся, на­пример, портняжная мышца, четырехглавая мышца бедра, двуглавая мышца бедра, тонкая, полу сухожильная мыш­цы и икроножная мыш­ца — сгибатель коленно­го и голеностопного су­ставов.

Мышцы головы образуют две группы — жевательные и мимические. К жева­тельным мышцам при­надлежат височная, жевательная две крыловидные (внутренняя и на­ружная). Все жевательные мышцы концами прикрепляются к нижнечелюстной кости. Мимические мышцы достигли у человека большого развития и совершенства. При их помощи изменяется выражение лица — мимика. В отличие от жева­тельных мимические мышцы прикрепляются к коже. К ми­мическим мышцам относятся, например, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, скуловая мышца, мышца смеха, щечная мышца и квадратные мышцы, участвующие в подни­мании губ и углов рта.

В области шеи находятся мышцы, выполняющие различ­ные функции: повороты, наклоны головы. К мышцам шеи принадлежат, например, широкая подкожная, грудино-ключично-сосцевидная, лестничные-мышцы.

 

Причины нарушения осанки у детей. У детей младшего школьного возраста продолжается процесс окостенения Скеле­та и постепенного укрепления мышечно-связочного аппарата. Вся опорно-двигательная система ребенка в этот период ин­тенсивно приспосабливается к новым нагрузкам, новым усло­виям. Детям приходится учиться правильно держать каран­даш, ручку, подолгу сидеть за партой в школе, за рабочим столом дома. Образ жизни ребенка, его привычки наклады­вают отпечаток на форму позвоночника, формируют осанку. Под влиянием неблагоприятных воздействий у детей относи­тельно легко возникают различные искривления позвоночни­ка. Тяжесть подобных заболеваний особенно ярко проявляет­ся у младших школьников и у подростков, причем чаще у де­вочек, чем у мальчиков. Это объясняется большей подвиж­ностью мальчиков, которая способствует сохранению правиль­ной осанки и устранению возникающих искривлений.

Осанка - это привычная поза при видении стоянии ходьбе. Правильной считается осанка, при которой все изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены, голова рас­положена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных ко­стей находятся на одной линии. Осанка вырабатыва­ется в процессе роста, физического развития и воспитания у детей навыков сохранения правильной позы, Хорошая осан­ка ребенка — это собранность и подтянутость без напряжения. Манера правильно держаться важна не только с эстетической стороны. Неправильная осанка оказывает отрица­тельное влияние на здоровье ребенка: у него нарушаются кровообращение, дыхание, пищеварение. Сутулая спина, за­павшая грудь не дают возможности легким функционировать нормально. Их жизненная емкость ниже нормаль­ной. Недостаток кислорода влечет за собой нарушение окис­лительных процессов, что ведет, в свою очередь, к понижению сопротивляемости организма неблагоприятным влияниям внешней среды.

Одно из самых тяжелых нарушений осанки — сколиоз. Он связан не только с деформацией скелета, но и с наруше­ниями в правильности развития мышц. При сколиозе смеща­ются сердце, легкие, печень.

К особенно часто встречающимся нарушениям осанки и деформациям позвоночника относятся вялая осанка, плоская спина, сутулая спина..

Вялая осанка характеризуется рез­ко выраженными шейными и грудными изгибами позвоночника. Голова у детей опущена, плечи сдвинуты вперед. Груд­ная клетка запавшая, лопатки отстают от спины, живот выступает вперед, но­ги в коленных суставах слегка согнуты. Плоская спина выражается в умень­шении всех изгибов позвоночника. Пле­чи опущены вниз и слегка выдаются вперед, живот выпячен (особенно в ниж­ней части).

При сутулой спине особенно сильно развит грудной изгиб позвоночника. Плечи сильно свисают вперед, умень­шена поясничная кривизна, сильно вы­пячен живот.

Все перечисленные нарушения осанки объясняются слабостью мышечной связочного аппарата, нарушением гармоний мышц, удерживающих позво­ночник в правильном положении. Школьники с подобными деформация­ми осанки быстро утомляются. Они бес­покойны на уроках, у них часто возни­кает потребность сменять одно положе­ние туловища другим.

Причинами возникновения дефек­тов осанки, сколиозов могут быть недо­статочное развитие мускулатуры; не­равномерность развития мышц, удер­живающих позвоночник в правильном положении; Перенесение некоторых бо­лезней, таких, как рахит, при котором довольно часто деформируется грудная клетка; неправильный режим жизни ребенка; не соответствующая росту и пропорциям тела мебель; недостаточ­ная освещенность рабочего места (не­правильная поза); неудобная одежда (сдавливающие грудную клетку лифчи­ки, тугие или слабые пояса).

Дети, у которых выявлены дефекты осанки, должны находиться под особым наблюдением. Необходимо посто­янно следить за правильностью их по­зы во время занятий в школе и дома. Их следует сажать за парты среднего ряда, они должны носить учебные принадлежности не в порт­фелях, а в ранцах. На уроках физкультуры детей с наруше­нием осанки не выделяют в специальную группу, но дополни­тельно с ними проводят корректирующую гимнастику.

Корригирующие гимнастические упражнения — это си­стема физических упражнений, укрепляющих определенные группы мышц и способствующих правильному развитию всего организма. Методика проведения корригирующих упражне­ний должна соответствовать возрастным особенностям орга­низма детей младшего школьного возраста. Очень важен ин­дивидуальный подход к каждому ребенку.

Корригирующие гимнастические упражнения включают упражнения для укрепления мышц, для улучшения координа­ции движений, для исправления дефектов осанки, для закреп­ления правильной осанки.

 

Плоскостопие. В связи с прямохождением стопа человека приобрела своеобразную конфигурацию. Она имеет два свода - продольный и поперечный. Продольный свод опирается на пяточную кость и кости плюсны. Поперечный свод играет роль рессоры. В результате походка человека пружинистая, эластичная. Оба свода укреплены связками и мышцами. При ослаблении этих мышц тяжесть тела ложится на связки, сво­ды придавливаются, и стопа становится плоской. При плоско­стопии наблюдается быстрая утомляемость при ходьбе и фи­зической работе. Нередко ребенок испытывает общее недомо­гание и другие неприятные ощущения.

Причины плоскостопия различны. Оно может быть вызва­но врожденной слабостью мышечного аппарата, недостаточ­ным общим физическим развитием, рахитом излишней тучностью ребенка, неправильно подобранной обувью. Нельзя разрешать девочкам носить обувь на высоком каблуке, так как при этом центр тяжести переносится вперед, вследствие чего мышцы и связки стопы перенапрягаются. Детям вредно носить обувь «на вырост». Для предупреждения дальнейшего развития плоскостопия рекомендуются стельки-супинаторы и укрепление мышечного аппарата ног с помощью гимнастики и массажа. Рекомендуется ходьба на носках, ходьба с опорой на наружный край стопы, упражнения на захват пальцами ног плоских предметов (карандаша, палочки), на захват сто­пами мяча.

 

 

вопросы для повторения

  1. Какое строе­ние имеют скелетные мышцы и как они развиваются у детей?
  2. Какие мышцы головы, шеи, туловища и конечностей вам известны?
  3. Како­вы причины повышенной утомляемости мышц у детей?
  4. Что такоеосанка и какие ее нарушения чаще всего встречаются у детей?
  5. Для чего применяются корригирующие гимнастические упражнения?
  6. Чем следует руководствоваться при подборе парт для учащихся?

 

Урок № - 35-36

Тема лекции. Регуляция функций организма гормонами желез внутренней секреции

План лекции:

1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

2. Железы смешанной секреции.

3. Гипофиз.

4. Щитовидная железа.

5. Вилочковая железа.

6. Надпочечники.

 

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Вли­янием только одной нервной системы невозможно объяснить согласованность деятельности различных систем органов тела, поддержание в нем оптимального уровня обмена веществ, осу­ществление саморегуляции в организме, приспособление его к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Наряду с нервной системой в обеспечении координированной деятель­ности организма принимает участие и эндокринная система, представленная железами внутренней секреции. В нашем ор­ганизме огромное количество разнообразных желез. Основной функцией их эпителиальных клеток является образование и выделение особых веществ, так называемых секретов, влияю­щих на разные стороны жизнедеятельности организма.

Все железы нашего организма по выполняемым функциям, делятся на три группы: железы внешней, внутренней и сме­шанной секреции.

Железы внешней секреции вырабатывают секреты, кото­рые через выводные протоки выделяются в полость или на поверхность тела. Таковы пищеварительные, потовые, молоч­ные, сильные и некоторые другие железы.

Железы внутренней секреции выводных протоков не име­ют, а вырабатываемые ими секреты, называемые также гор­монами, выделяются непосредственно в кровь, протекающую через капилляры, которые ветвятся в таких железах.

Гормоны обладают рядом свойств, в числе которых мож­но отметить специфичность их действия, способность оказы­вать мощное воздействие на жизненные процессы организма при малых концентрациях.

Железы внутренней секреции обычно невелики по разме­рам. Их масса колеблется между долями грамма и нескольки­ми граммами. Несмотря на малые размеры, железы внутрен­ней секреции оказывают огромное влияние на жизнедеятель­ность организма, активизируя и регулируя физиологические процессы (обмен веществ, рост, половое развитие), влияя на работоспособность и само­чувствие человека. Приме­ром сильного воздействия на организм может слу­жить влияние адреналина— гормона надпочечников — на сердечную деятельность, диаметр просветов кровено­сных сосудов, перистальти­ку кишечника. К железам внутренней секреции отно­сятся щитовидная, гипо­физ, надпочечники и дру­гие железы.

 

Железы смешанной секреции имеют выводные протоки, через которые выделяются их секреты, но отдельные участки таких желез не связаны с прото­ками и выделяют гормоны непосредственно в кровь. Примерами желез смешан­ной секреции., могут слу­жить поджелудочная и половые железы. Организм — это единый сложный комплекс, в кото­ром работа органов взаим­но контролируется и обу­словливается. Отклонения в деятельности одной желе­зы внутренней секреции приводят к глубоким пато­логическим изменениям в жизнедеятельности всего организма.

 

Гипофиз. Нижний мозговой придаток, или гипофиз имеет небольшую массу (0,5—0,7 г). Он расположен в углублении основной кости черепа. Гипофиз состоит из треx долей: передней, промежуточной и задней. Каждая из долей гипофиза представляет собой самостоятельную железу внутренней секреции, образующую специфические гормоны. гипофиз выделяет в общей сложности более 22 гормонов.

Передняя доля гипофиза выделяет б гормонов, влияющих на рост, регулирующих деятельность щитовидной и половых желез. Поступление в кровь гормона роста обеспечивает равномерный рост организма.При повышении функции передней доли гипофиза у людей наблюдается ускоренный рост, который в юношеском возрасте проявляется в гигантизме.При этом задерживается половое развитие ребенка,у него появляются головные боли, слабость, наблю­дается быстрая утомляе­мость, ухудшается зрение, отмечается непропорцио­нальность сложения. Гиган­тизм встречается сравни­тельно редко. В среднем на каждую тысячу человекприходится два-три человека с признаками гиган­тизма. Быстрый рост ре­бенка — явление нормаль­ное, если оно не сопровож­дается перечисленными выше болезненными симптомами. Рост ребенка зависит не только от гормональной функции передней доли ги­пофиза, но и от ряда других факторов (географиче­ское положение страны, пи­тание, возраст, пол, нацио­нальность и др.). И тем не менее на всех быстро растущих детей, рост которых превышает средние нормы соответствующих возраст­ных показателей, должны |обратить внимание учителя, родители и школьные врачи.

Усиленное поступление в кровь гормонов роста у взрослых людей вызывает заболевание акромегалию.

Причиной ее чаще всего бывает опухоль передней доли гипофиза (аденома). Такое заболевание сопро­вождается увеличением от­дельных частей тела: губ, подбородка, ушей, кисти, стопы. Дети акромегалией не болеют, но у них встречает­ся частичный гигантизм, т. е. увеличение какой-то одной части тела, например пальца руки.

Снижение функции передней доли гипофиза вле­чет за собой задержку рос­та (гипофизарный нанизм). Это заболевание чаще встречается у детей в возрасте 6—8 лет. Половые железы при этом заболевании не развиваются. В от­личие от детей, страдающих гигантизмом, гипофизарные кар­лики отличаются пропорциональностью телосложения). В умственном отношении они не отличаются от обычных детей.

При некоторых поражениях гипофиза развиваются резкое исхудание и большая мышечная слабость, появляется много морщин, складок как на лице, так и на туловище, возникает отвращение к пище, снижается кровяное давление. В других случаях появляется избыточное отложение жира в области живота, молочных желез, спины, таза.

Промежуточная часть гипофиза развита у детей, а у взрослого человека она почти отсутствует. Эта часть гипофиза образует гормоны, влияющие на пигментацию кожи и на чер­ный пигментный слой в глазу.

Задняя доля гипофиза связана с подбугровой областью головного мозга посредством большого количества нервных волокон. Это дает основание рассматривать эндокринные же­лезы и подбугровую область головного мозга как единую нейроэндокринную систему. Из задней доли гипофиза выде­лены гормоны, один из которых резко угнетает мочеобразова-ние, другой повышает кровяное давление, третий вызывает сокращение мускулатуры матки.

Таким образом, гипофиз, несмотря на малые размеры, за­нимает особое место среди эндокринных желез. Велико его значение как регулятора деятельности других желез внутрен­ней секреции. Он оказывает значительное влияние на все ве­гетативные функции организма и высшую нервную деятель­ность.

 

Щитовидная железа. Ниже щитовидного хряща, впереди гортани, расположена щитовидная железа. Она имеет форму бабочки: состоит из правой и левой долей, соединен­ных перешейком. Щитовидная железа обильно пронизана кровеносными и лимфатическими сосудами и нервами. В те­чение 1 ч через эту железу протекает 5—6 л крови. Именно такое количество крови содержится в организме человека.

Строение и масса щитовидной железы находятся в прямой зависимости от возраста человека. Так, у новорожденных мас­са щитовидной железы не превышает 1 г, у младших школь­ников достигает уже 5—10 г, а у взрослого человека — 25—35 г.

Функциональная активность щитовидной железы также имеет возрастные особенности. Наибольшей она бывает у де­тей в возрасте 5—7 лет и у подростков 13—15 лет. В период полового созревания у девочек щитовидная железа значитель­но увеличивается. Это временное явление связано с усилением деятельности гипофиза и половых желез.

Щитовидная железа состоит из небольших пузырьков — фолликулов, в которых вырабатывается тироксин и ряд дру­гих гормонов. В тканях щитовидной железы содержится мно­го иода (в 300 раз больше, чем в плазме крови).

Щитовидная железа — важный орган внутренней секре­ции. Ее гормоны участвуют в регуляции обмена веществ, вли­яют на деятельность нервной и сердечнососудистой системы. Функционирование щитовидной железы находится в зависи­мости от деятельности гипофиза и центральной нервной си­стемы. Отклонения в. деятельности щитовид­ной железы могут быть врожденными или приобретенными. Они приводят к ряду нарушений нормальной жизнедеятельно­сти организма.

Недостаточная функция (гипофункция) (щитовидной железы выражается в сниже­нии поступления гормонов в кровь и при­водит к таким заболеваниям, как микседема, кретинизм и зоб.

Микседема (слизистый отек) является следствием перерождения ткани щитовидной железы. Эта болезнь влечет за собой ряд изменений не только в стро­ении организма ребенка, но и в его психической деятельности. У таких детей кожа сухая, грубая, отечная, ослаблены окислительные процессы, а значит, понижен обмен веществ, поэтому больные часто испытывают озноб. У них отмечаются потеря памяти, апатия, сонливость, малая подвижность, быстрая утомляемость, ослабление функций сердечнососудистой си­стемы, задержка роста.

Кретинизм (слабоумие) сопровождается карликовым ро­стом, непропорциональным развитием частей тела, значитель­ной умственной отсталостью, переходящей в идиотизм, и за­держкой полового развития. Это заболевание разви­вается в грудном возрасте, а иногда и внутриутробно. Оно вызывается недостатком иода в организме. Таких людей можно распознать по внеш­нему виду. У них большая голова, удлиненное туловище, открытый рот, вдавлен­ная переносица, недоразви­тые вторичные половые признаки.

При недостаточном со­держании иода в воде и пи­ще, а также в результате перенесенных инфекцион­ных болезней, плохих сани­тарных условий жизни на­рушается деятельность щи­товидной железы, что при­водит к выработке недоста­точного количества гормо­нов. В этих случаях ткань щитовидной железы разра­стается, чем частично компенсируется недостаток гормонов. Эта болезнь носит название зоб. У взрослого человека зоб иногда достигает огромных размеров (до 5—6 кг).

При повышении функ­ции (гиперфункции) щитовидной железы избыточное количество ее гормонов вы­деляется в кровь. Возника­ет заболевание, названное Базедовой болезнью. Внешне она иногда проявляется в пучеглазии: глазная щель широко открывается, врывается

пучеглазии: широко отмечается ред­кое мигание. У таких больных учащается работа сердца,

часто возникают приступообразные боли в животе, значи­тельно усиливается обмен веществ, наблюдается повышение температуры, наступает сильное исхудание, слабость, бессон­ница, увеличивается общая возбудимость нервной системы, появляется постоянное чувство беспокойства, раздражитель­ность, слезливость, потливость, одышка.

У детей эта болезнь распознается труднее, чем у взрослых, и встречается реже. Даже характер протекания ее у ребенка часто не совпадает с ходом болезни у взрослого человека. Например, у взрослых при этой болезни наступает исхудания а у детей ускоряется рост и формирование организма.

Околощитовидные железы. Самые маленькие железы внутренней секреции — это околощитовидные железы. Размер их достигают 1—2 мм. Масса всех четырех железок составляет 0,2 г. Они располагаются на задней стороне щитовидной железы, примыкая к ее капсуле. У детей околощитовидные железы светло-розового цвета и почти прозрачны, а у взрослых — более уплотненные, темной окраски. Как и все друг железы внутренней секреции, они обильно снабжают кровью.

Значение околощитовидных желез в жизнедеятельности организма очень велико. Они выделяют гормон, который регулирует обмен кальция и фосфора в организме и поддерживает постоянный уровень этих элементов в крови.

При понижении функции околощитовидных желез кон­центрация кальция в крови снижается, а фосфора повышает­ся. Это ведет к возникновению тетании — заболевания, которое сопровождается судорогами мышц лица, гортани и конечностей, выпадением волос, крошеним зубов и ногтей. Нервно-мышечная система таких больных находится в постоянном и сильном возбуждении. У детей недоразвитие околощитовидных желез может быть следствием рахита, травм, инфекцион­ных заболеваний. В детском возрасте тетания протекает очень тяжело.

При повышении функции околощитовидных желез развивается другое заболевание, сопровождающееся болями в костях, частыми их переломами, общей слабостью, а иногда и и почечными коликами. Причиной этого заболевания является усиленное выведение с мочой из организма фосфора с одновременно увеличивающейся в крови концентрацией кальция. Поэтому при повышенной функции околощитовидных железы кости размягчаются, искривляются, деформируется малый таз, фаланги пальцев и т. д.

 

Вилочковая железа. За грудиной в верхней части средостения на перикарде и крупных сосудах располагается вилочковая, или зобная, железа. Она состоит из двух долей, соединенных рыхлой клетчаткой. Каждая из долей имеет два слоя: наружный, более темный — корковый и внутренний, более светлый — мозговой. Эти слои выделяют специфические гормоны.

Вилочковую железу часто называют железой детства или железой роста. Именно в период роста человека она функционирует наиболее интенсивно и достигает максимальных paзамеров. С течением времени масса железы уменьшается ифункционирование ее значитель­но снижается, а у людей пожи­лого и старческого возраста она почти целиком замещается жи­ровой и соединительной тканью. Масса вилочковой железы у но­ворожденных составляет 10— 13 г, у детей 6—10 лет увели­чивается до 26 г, максимально­го развития — 37 г — достигает у молодых людей в период поло­вого созревания, у людей в воз­расте 50 лет ее масса падает до 13 г, а в старческом возрасте — до 6 г. Секреторная деятельность вилочковой железы у детей тор­мозит развитие половых желез.

В начале 40-х годов XX в. ученым удалось установить, что вилочковая железа очень тесно связана с другими железами внутренней секреции, а ее гор­моны функционально сходны с гормонами гипофиза, особенно с гормонами роста. Значение, ви­лочковой железы для организма весьма разнообразно: она при­нимает непосредственное учас­тие в защитно-приспособитель­ных реакциях, в выработке им­мунитета.

Заболевания вилочковой железы встречаются редко и сопро­вождаются избыточной полно­той, резко выраженной сла­бостью, увеличением лимфати­ческих желез, снижением сопро­тивляемости организма инфек­ционным заболеваниям. После удаления вилочковой железы у животных возникает нарушение минерального обмена: кости ста­новятся мягкими и гибкими, пе­реломы срастаются с трудом.

 

Надпочечники. Само название данных желез — надпочеч­ники — говорит о том, что они расположены над почками. У детей младшего школьного возраста масса одного надпочечника составляет 4—5 г. Надпочечники образованы двумя слоями: наружным — корковым и внутренним - мозговым. Каждый слой надпочечника производит специфические гормоны. Так, в корковом слое происходят сложные химические процессы, связанные с образованием ряда гормонов, из которых особенно важны кортизон, гидрокортизон, альдостерон. Кортизон и гидрокортизон играют исключительно важную роль в белково-углеводном обмене, в повышений иммунитета, а альдостерон регулирует водно-минеральный ой мен. Группа гормонов коркового слоя по биологическому действию близка к мужским и женским половым гормонам.

В мозговом слое надпочечников вырабатывается адреналин и норадреналин. Адреналин действует на симпатически нервную систему, повышая ее возбудимость, а также регулирует обмен веществ, особенно углеводный. Этот гормон усиливает и учащает сердечную деятельность, суживает сосуды, повышает кровяное давление. Количество адреналина, поступающего в кровь, увеличивается при таких эмоциях, как страх, гнев, а также при болевых раздражениях кожи. норадреналин вызывает повышение кровяного давления.

Нарушения в деятельности коркового слоя надпочечник у детей вызывают тяжелые последствия. У таких детей нарушаются функции половых желез: наступает раннее половое созревание или развиваются вторичные половые признан противоположного пола. Кроме того, у них появляется слабость, снижается кровяное давление, падает аппетит, наблюдаются желудочно-кишечные расстройства, боль во всем теле.

Поражение мозгового слоя надпочечников вызывает у детей резкое повышение кровяного давления, которое затем переходит в стойкую гипертонию с головными болями, рвотой, болями в области сердца.

 

Вопросы для повторения

  1. Какие железы называются внешнесекреторными, внутрисекреторными, смешанными?
  2. Какие железы внутренней секреции вы знаете и где они расположены?
  3. Что такое гормоны и какими свойствами они обладают?
  4. Какое воздействие на растущий организм оказывает гипо­физ?
  5. Какое строение имеет щитовидная железа и какие функции она выполняет?
  6. Каково значение вилочковой железы для организма?
  7. Какие функции в организме выполняют надпочечники?

 

Урок № - 37-38

Тема лекции. Железы смешанной секреции. Половое воспитание ребенка.

План лекции:

1. Поджелудочная железа.

2. Половые железы.

3. Половое воспитание.

4.

Поджелудочная железа. Наряду с внешнесекреторной функцией — выделением поджелудочного сока в двенадцатиперстную кишку — поджелудочная железа выполняет внутри­секреторную функцию. В ткани этой железы есть островки клеток, называемые островками Лангерганса - Соболева. Эти клетки не имеют выводных протоков и обильно снабжаются кровью. Эпителиальные клетки таких островков вырабатывают гормон инсулин (от латинского слова инсула - остров). Этот гормон играет очень важную роль в углеводном обмене. У здоровых людей в крови содержится 0,1—0,12% глюкозы. Избыток ее, поступающий в кровь из органов пище­варения, проходя через печень, под действием инсулина полимеризуется в полисахарид гликоген, который откладывается в этом органе про запас. При недостатке глюкозы в крови часть гликогена превращается в глюкозу под влиянием гормо­нов других эндокринных желез. Это обеспечивает динамиче­ское постоянство состава кровяной плазмы, являющееся од­ним из проявлений гомеостаза.

С гипофункцией внутрисекреторных участков поджелудоч­ной железы связана довольно распространенная в настоящее время болезнь — диабет. При недостатке инсулина в крови значительно понижается образование гликогена в печени, и глюкоза, свободно проходя через этот орган, попадает в кро­вяное русло. Тогда содержание глюкозы в крови значительно возрастает — вдвое, втрое идаже больше. В таких случаях почки начинают выделять избыток глюкозы, поглощая ее из крови, и в моче появляется обычно отсутствующий в ней виноградный сахар.

Половые железы. Половые железы — яички у мужчин и яичники у женщин, как и поджелудочная железа, относятся кжелезам смешанной секреции. Половые железы выполняют две функции: выделение половых клеток (внешнесекреторная функция) и выделение мужских и женских половых гормо­нов (эндокринная функция). Половые гормоны, попадая в кровь, оказывают большое влияние на рост и общее разви­тие ребенка, так как обеспечивают формирование полового аппарата, появление вторичных половых признаков и оказы­вают воздействие на психику. Под вторичными половыми признаками понимают те внешние различия, которые харак­терны для мужчин и женщин.

 

Половое воспитание. Половое воспитание — одна из сто­рон нравственного воспитания, серьезная социально-гигиени­ческая проблема.

Половое воспитание начинается задолго до периода поло­вого созревания, с первых дней жизни ребенка. На первых по­рах оно заключается в уходе за малышом, в соблюдении эле­ментарных правил гигиены, а позже — в половом просвеще­нии и формировании нравственного поведения.

Очень часто родители думают, что неосведомленность ре­бенка в вопросах пола помогает ему сохранить' чистоту дет­ских взглядов. Родители стараются избегать тех вопросов, которые начинают волновать детей, расценивают эти вопросы как «неприличные». Иногда родители не придают должного значения происходящим у детей возрастным изменениям, т. е. проводят «бесполое» воспитание. Вопросы младших школьников о причинах появления на свет своих братьев и сестер вполне естественны. Такие вопро­сы не должны пугать родителей, так как являются результа­том развития мышления ребенка. Кстати, задавая эти и подоб­ные вопросы, дети не ждут от родителей исчерпывающих отве­тов. Ответ в таких случаях должен быть правдивым, но не возбуждающим повышенного интереса к интимным отноше­ниям взрослых.

Сексуально-этическое воспитание детей младшего школь­ного возрастание является исключительно прерогативой толь­ко родителей или только учителей. Нет сомнения в том, что задачи полового воспитания будут решаться успешнее, если в их осуществлении будут участвовать и родители, и учителя, и врачи.

Надо сказать, что вопросы полового воспитания приобре­тают особую остроту в настоящее время в связи с акселерацией, т. е. с ускорением полового, физического, психического и интеллектуального развития детей. Более раннее половое созревание придает сексуально-этическому воспитанию еще большую актуальность. Половое воспитание надо рассматри­вать как часть воспитания личности при социализме, поэтому мы говорим, что сексуально-этическое воспитание — педагоги­ческая проблема.

Младший школьный возраст — это такой возраст, когда дети осознают свой пол. При неправильном воспитании мо­жет возникнуть антагонизм, неприязнь между мальчиками и девочками.

Успех полового воспитания младших школьников зависит во многом от педагогического такта, опыта, тонкого и чуткого понимания детей. Было бы непоправимой ошибкой подобные вопросы решать на классных собраниях или допускать в бесе­дах излишнюю торопливость, неискренность. Очень важно знать не только, о чем говорить с детьми, но и как с ними го­ворить. А. С. Макаренко не рекомендовал вопросы полового вос­питания рассматривать отдельно от других проблем воспита­ния и придавать им слишком большое значение. Задача учи­теля — помочь детям установить такие отношения между мальчиками и девочками, в основе которых были бы взаимное уважение, чувство собственного достоинства у девочек и ры­царство у мальчиков (уступить место, помочь справиться с трудной работой, защитить и т. д.). Детскую дружбу следует поощрять и в то же время держать ее под деликатным, не на­зойливым, разумным контролем. Нужно очень хорошо знать индивидуальные особенности и интересы своих учеников. Все это необходимо для преодоления несоответствия между физи­ческой и социальной зрелостью детей и подростков, проявляю­щегося при акселерации.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. В чем за­ключается внутрисекреторная функция поджелудочной железы?
  2. Ка­ковы особенности полового созревания мальчиков и девочек?

 

 

Урок № - 39-40

Тема лекции. Обменные процессы в клетке и в целостном организме.

План лекции:

1. Внутриклеточный обмен веществ.

2. Обмен веществ между организмом и окружающей средой.

3. Ассимиляция и диссимиляция.

4. Понятие об основном обмене веществ.

5. Обмен белков.

6. Обмен жирков.

7. Обмен углеводов.

 

Внутриклеточный обмен веществ. Все функции целостного организма связаны с теми интимными процессами, которые совершаются в клетках, образующих его ткани. Каждая жи­вая, клетка нашего тела выполняет определенные функции в зависимости от того, какой ткани она принадлежит. Но наряду со специфическими функциями, которые определяют место клеток в жизнедеятельности целостного организма, для всех них характерны общие жизненные отправления. В са­мом деле, клетки могут выполнять свои функции только приусловии, ес


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.