Эффективные приемы педагогического воздействия в школе. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эффективные приемы педагогического воздействия в школе.

2017-10-01 537
Эффективные приемы педагогического воздействия в школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как хулигана превратить в помощника?

Как пробудить совесть?

Как дать почувствовать уверенность в себе?

 

 

Приемы педагогического воздействия рассматриваются как способы корректировки поведения учащихся, развития у них необходимых качеств личности и черт характера, преодоление проблем и недостатков. Для наиболее успешного обучения детей, совершенствования образовательно - воспитательной системы общества большое значение имеет выбор правильной, оптимальной формы поведения учителя, наиболее действенных педагогических приемов.

В книге «Приемы педагогического воздействия» (М., 1972 г.) Э.Ш. Натанзон предлагает следующую классификацию педагогических приемов: созидающие и тормозящие.

По мнению Э.Ш.Натанзон: «Созидающие приемы способствуют развитию положительных качеств у учащихся в ходе его общения с учителем, преподавателем. Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных качеств и «расчищают почву» для появления, становления и развития положительных».

1. Созидающие приемы: 2. Тормозящие приемы:
1. Убеждение 2. Поощрение 3. Доброта, внимание, забота 4. Обходное движение 5. Просьба 6. Показ умений и превосходства учителя 7. Активизация сокровенных чувств ребенка 8. Опосредствование 9. Фланговый подход 10..Пробуждение гуманных чувств 11.Проявление огорчения 12.Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы 13.Организация успеха в учении 14. Доверие 15.Вовлечение в интересную деятельность 16.Нравственное упражнение 1. Параллельное педагогическое действие 2. Приказание 3. Ласковый упрек 4. Намек 5. Мнимое безразличие 6. Ирония 7. Развенчание 8. Мнимое недоверие 9. Проявление возмущения 10. Осуждение 11.Наказание 12.Предупреждение

 

15. Что можно почитать по этой теме?

А.С.Макаренко называет исключительные случаи, сложные педагогические ситуации семейными "катастрофами". (33,1983г.) В своей «Книге для родителей» великий педагог описывает неблагополучные семьи, родителей, которые потеряли детей из-за своих ошибок, семьи, где между воспитателями и воспитанниками установилось чувство ненависти.

Всему этому предшествовало возникновение причин, которые обязательно доводили дело до семейной "катастрофы". Например, стремясь предстать перед гостями в лучшем свете, родители учили ребенка лгать, лицемерить. ИЛИ такая картина: отец находит время для всего - поиграть в домино с соседями, выпить с друзьями, поболтать с прохожими, но у него нет времени для собственного ребенка. Когда же у отца возникло желание наладить отношения с сыном, он был очень удивлен, что сердце ребенка оказалось закрытым для него.

Дети, выросшие в таких семьях, как правило, в дальнейшем ставят родителей перед большими трудностями и проблемами.

А.С.Макаренко пристально всматривался в каждого воспитанника и совмещал индивидуальный подход с общей системой воспитания. На основе подобного подхода к каждой личности он разработал целый ряд новых средств педагогического воздействия на воспитанника: упражнение, доверие, обходное движение, параллельные педагогические действия, ирония, метод "взрыва" и др.

Макаренковская вера в ребенка, тщательный анализ его поступков имеет огромное значение для родителя, ибо, не обладая этими качествами, он не сможет верно понять и оценить тот или иной поступок ребенка, а без этого невозможно сознательно управлять процессом воспитания.

В книге В.А.Сухомлинского «Родительская педагогика» приводится несколько образцов писем, где описаны типичные сложные ситуации. Например: "Что нам делать с тринадцатилетним мальчишкой? Был тихим, послушным, покорным ребенком… и внезапно, абсолютно беспричинно - словно его кто-то подменил, как сказали бы наши предки, грубит, перечит нашим просьбам и наставлениям, дает наглые ответы. Как нам поступить? Что же будет с нами, если в дальнейшем эта злость и грубость буту развиваться в ребенке также стремительно?"

В различных вариантах разыгрывается эта трагедия в семьях. И во всех письмах родителей звучит мольба родителей: "Скажите, что нам делать?"

Подобные письма и откровенные беседы с родителями послужили причиной тому, что В.А.Сухомлинский свел воедино в этой книге советы и рекомендации, следование которым позволит избежать возникновения сложных педагогических ситуаций.

В книге М.М.Поташника и Б.З.Вульфова «Педагогические ситуации» описаны критические случаи, возникшие в процессе воспитания. Некоторые из них проанализированы авторами, некоторые нет, для того, чтобы читатель попытался сам решить поставленные в них проблемы и почувствовал себя как бы соавтором книги. Авторы книги избегают шаблонных оценок нравственных ситуаций. Они не дают однозначного ответа на поставленные вопросы.

Книги Ю.П.Азарова «Педагогика семейных отношений» и «Семейная педагогика» состоят из конкретных полезных советов и рекомендаций. Автор характеризует три различных модели семьи в соответствии со сложившимися между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная, средняя, негативная модели. Для каждой из них проанализированы ежедневные воспитательные ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. Для тех, у кого взаимоотношения с детьми сложились в негативную модель, автор дает рекомендации о том, как родитель должен приступать к улучшению сложившегося положения, как помочь ребенку; ученый подчеркивает, насколько важно начинать с малого, вселить в ребенка уверенность в свои силы.

Любопытен сам принцип подачи материала в книге, обеспечивающий включение читателя в размышления автора. Начиная разговор с узнаваемых, типичных педагогических ситуаций в семье, Ю.П.Азаров стремится объяснить их психологическую основу, а затем показать педагогические механизмы, управляющие непростыми двигателями педагогического процесса.

Главное достоинство этой книги - верно найденный тон общения с читателем и поставленные в ней актуальные вопросы, волнующие родителей. Автор стремится обратить внимание родителей на их собственный опыт семейного воспитания, вызвать потребность проанализировать весь этот процесс.

Нужно отметить также книгу В.А.Кан-Калика «Семейная педагогика», в которой представлена галерея разнообразных моделей организации взаимоотношений в семье, там же дается психолого-педагогическое истолкование, которое так необходимо каждому родителю не в отрыве от реального педагогического факта, а именно в связи с ним.

Автор книги выступает как тонкий наблюдатель педагогических ситуаций. Именно этим отмечается глава "Формула семейного воспитания". Как же формируется поступок ребенка, то сокровенное, что мы называем его качеством? В книге в популярной форме показывается, как в механике создания нравственного качества взаимодействует способ поведения и мотив, подробно анализируются пути развития и изменения мотивационно-потребностной сферы ребенка. И, что очень важно, прослеживается главный принцип организации воспитательного процесса, выдвигаемый автором, - творческий подход. Так на узнаваемых педагогических ситуациях В.А.Кан-Калик показывает реальные пути осуществления этой работы в семье, доступные каждому родителю.

 

 

Литература по развитию позитивного самоотношения:

 

1.А.Н.Прихожан. Психология неудачника, или тренинг развития уверенности

2. Б.де Анджелис «Секреты о жизни, которые должна знать каждая женщина»

3.Л.Хей. Исцели свою жизнь.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.