Трудновоспитуемыми рождаются или становятся? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Трудновоспитуемыми рождаются или становятся?

2017-10-01 387
Трудновоспитуемыми рождаются или становятся? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Основной признак, в соответствии с которым можно судить о трудновоспитуемости ребенка, это его активное сопротивление воспитанию, непринятие им признанных средств педагогического воздействия", - писал А.С.Макаренко.

Сложные педагогические ситуации создаются, в основном, педагогически запущенными детьми, трудновоспитуемыми. Они действительно оказывают активное сопротивление воспитательным мерам, что порождает конфликты между родителем и ребенком. И поскольку в сложных педагогических ситуациях в основном фигурируют трудновоспитуемые, постольку, прежде всего, необходимо определить, кто такие "трудные" дети.

По определению А.И.Кочетова, понятие "трудный ребенок" касается тех детей, у которых из-за ошибок, допущенных взрослыми в процессе воспитания, сформировалась привычка отрицательно реагировать на педагогическое воздействие.

Одним из существенных признаков, характеризующих трудновоспитуемых, является их неправильные представления и неверные взаимоотношения с окружающими их людьми. На доброту и ласку трудновоспитуемый смотрит с недоверием, а иногда его реакция может быть грубой, поведение вызывающим.

Исследователи выделяют три основных признака, присущих трудновоспитуемому:

- неравномерное развитие психики (чрезмерное развитие какой-либо ее стороны и отставание другой),

- педагогическая запущенность,

- неадекватные взаимоотношения с окружающим миром.

Э.Г.Костяшкин делит трудных детей на три большие группы:

- аномальных в психоневрологическом отношении,

- педагогически запущенных,

- временно отстающих в умственном развитии.

Огромное значение для проведения воспитательно-профилактической работы с трудновоспитуемыми, для разрешения проблем и конфликтов имеет правильное и своевременное распределение детей по отдельным группам. И, если в работе с одной группой трудновоспитуемых может оказаться достаточным соответствующее педагогическое воздействие, то вторая группа трудных требует медико-педагогического наблюдения и воздействия. Таким образом, становится необходимым серьезно и всесторонне изучать ребенка, как только мы назовем его трудновоспитуемым.

Исследователи, работающие по проблемам, связанным с трудновоспитуемыми, подчеркивают то обстоятельство, что особенно осложняется положение в переходном возрасте. Правда, "трудные" дети встречаются уже в дошкольном возрасте и на начальной ступени школьного обучения, однако практика все же свидетельствует, что как с количественной, так и качественной стороны трудности в воспитании наиболее явно проявляются в переходном возрасте.

Трудные дети, как правило, нарушают порядок, плохо учатся (часть их составляют второгодники), дерутся, лгут, нецензурно выражаются, иногда воруют. Хотя существуют и исключения, когда трудновоспитуемый учится неплохо, однако в его поведении наблюдаются отклонения, а порой, напротив, в классе он не нарушает порядка, но не хочет учиться и попадает в число академически неуспевающих учеников.

Для части трудных детей характерна потребность в ярких эмоциональных переживаниях, острых впечатлениях. Большинство трудновоспитуемых отличается эгоизмом, для них в любом деле главное - удовлетворение их личных желаний и интересов.

Формы нарушения норм поведения трудновоспитуемыми девочками и мальчиками различны. Трудные девочки, на первый взгляд, часто ничем не отличаются от своих одноклассниц. На уроках они ведут себя прилично, выглядят аккуратно. "Трудность" девочек в большей степени касается их личной жизни, морали, чем их поведения в школе, а потому более скрыта и менее видна посторонним.

Когда имеешь дело с трудновоспитуемым, как правило, обнаруживаешь в семье воспитанника нездоровую атмосферу; часто семья ребенка внешне выглядит вполне благополучной и надежной, однако при более тщательном ознакомлении с взаимоотношениями, связывающими членов семьи, становятся явными условия, которые порождают или усиливают свойства и качества характера, присущие трудновоспитуемым детям.

Некоторые авторы (Л.С.Алексеева и др.) основной причиной моральной деформации личности ребенка считают неполную семью.

Как известно, отклонения от норм социального поведения могут начинаться еще в дошкольном возрасте, когда и закладывается фундамент основных компонентов социально-психологической структуры личности, база для создания как правильных, так и неверных представлений и взаимоотношений с людьми, предметами и явлениями окружающего мира.

Л.С.Алексеева выделяет два типа неблагополучных семей:

- постоянно конфликтные семьи

- семьи, где конфликты возникают эпизодически.

В постоянно конфликтных семьях прежние конфликты подготавливают почву для возникновения последующих. Ребенок воспринимает взаимоотношения взрослых, основанные на ругани, драках и взаимных угрозах, вне какой-либо критической их оценки и принимает их в качестве образца для собственного поведения, поэтому обстановка, складывающаяся в семье, оказывает своеобразное воздействие на формирование определенных свойств его личности. По мысли автора, опасней всего выработка у ребенка представлений о том, что якобы, формы поведения взрослых, воспринятые им в семье, представляют собой вполне приемлемые средства разрешения жизненных ситуаций. На основе учащающихся и развивающихся конфликтов между родителями у ребенка формируется представление, что в споре побеждает тот, кто более агрессивен, непокорен и кто обладает большим "запасом" конфликтности. В таких семьях родители настолько заняты постоянными ссорами друг с другом, что забывают о своих обязанностях по отношению к детям, не думают о необходимости создать для них элементарный психологический комфорт. Как следствие, у детей, выросших в подобных семьях, остаются неудовлетворенными потребности в любви, ласке и внимании со стороны родителей, что непременно доставляет им неприятные переживания и впоследствии становится основой формирования их отношения к окружающим людям.

Таким образом, накопленный в семье запас агрессивности способствует неадекватному самоутверждению ребенка, и поэтому этот процесс протекает при помощи драк, стычек и других, порой сомнительных, "героических" поступков. Часто у таких детей формируется желание установить дружеские взаимоотношения с группой сверстников или старших ребят за пределами семьи, что способствует определенной компенсации дефицита внимания и дружеских взаимоотношений, ощущаемого ребенком в семье. Именно такие дети вызывают претензии за безоговорочное лидерство среди ровесников. Невозможность удовлетворения этой претензии в классе, в силу различного рода причин (плохая академическая успеваемость, недисциплинированность, отсутствие авторитета у актива класса и преподавателей), доводит их до того, что на улице такие дети превращаются в своего рода "вожаков"

Мы также считаем, что невозможно не уделить внимания такому условию возникновения трудновоспитуемости ребенка, как наличие в семье отца-пьяницы. В такой семье и мать, и дети постоянно испытывают чувство унижения и часто подвергаются физическому оскорблению и побоям. Здесь нередко формируется "тихий" и "трусливый" тип ребенка, в большинстве это происходит с мальчиками. Поведение этих детей сведено к полному, но пассивному следованию требованиям и нормам, подсказываемым обстановкой и течением событий. Такие дети в последующем пополняют контингент ребят, попавших под влияние уличного "вожака".

В.Г.Сенько подчеркивает, что уже к моменту достижения школьного возраста ребенок накапливает достаточный нравственный опыт, у него формируются признаки индивидуального характера, вырабатываются привычки и навыки поведения, которые, в зависимости от условий воспитания, могут быть как положительными, так и отрицательными. Нежелательные с педагогической точки зрения условия воспитания ребенка способствуют накоплению отрицательных взаимоотношений, перерастающих в результате многократного их повторения в стойкое отношение, в привычку и проявляющихся в поведении ребенка в виде различных отклонений. (45,1980г.)

Н.Н.Верцинская изучила и проанализировала особенности ситуаций развития ребенка и нравственных отношений. Она выделяет пять наиболее характерных ситуаций развития.

Первая группа ситуаций характеризуется неупорядоченностью семейных взаимоотношений, низким уровнем духовных потребностей родителей, невниманием к интересам детей, негативным отношением к педагогам и конфликтами с ними, изолированностью ребенка от классного коллектива в результате его академической неуспеваемости. Эти обстоятельства стимулируют изменение поведения, способствуют концентрации внимания на отрицательных моментах из личного опыта ребенка.

Для второй группы ситуаций характерны повышенные материальные потребности, чрезмерная забота о ребенке, которая связана с неумением установить в коллективе отношения взаимопонимания, с пренебрежительным отношением к родителям, с неспособностью ребенка наладить положительные контакты с другими детьми на равноправной основе.

Ситуации, входящие в третью группу, характеризуют сложные взаимоотношения между взрослыми членами семьи, нравственное содержание этих взаимоотношений остается для ребенка непонятным, "борьба за ребенка", его вовлечение в нее отвлекает учащегося, мешая ему сконцентрировать внимание на школьной жизни. Переживая подобные ситуации, ребенок либо озлобляется, либо замыкается в сфере болезненных эмоций.

Четвертая группа ситуаций - это ситуации, в ходе развития которых педагогическая запущенность проявляется уже на уровне системы отношений ребенка, дефекты которой незаметны для воспитателя. Причины следует искать в педагогической непросвещенности родителей, в их неумении понять индивидуальные свойства и качества собственного ребенка. В эту ситуацию дети часто, совершенно неожиданно, привносят целый комплекс аморальных проявлений.

В пятой группе ситуаций ведущим отношением, вызывающим педагогическую запущенность ребенка, могут стать его неудачи в учебе, отрицательно влияющие на атмосферу в семье, в такой ситуации в поведении ребенка иногда происходит поворот в сторону отрицательных поступков.

Итак, взаимоотношения в семье для ребенка являются сферой приобретения опыта и, в силу этого, нравственный облик будущей личности во многом определяется именно семейным воспитанием.

С того момента, когда ребенок осознает существование иных взаимоотношений, он начинает впитывать культуру через посредство родителей (или людей, выполняющих функции родителей), а позднее путем контактов с другими членами его семьи.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.