Раздел 7. Особенности современного этапа развития науки — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Раздел 7. Особенности современного этапа развития науки

2017-10-01 231
Раздел 7. Особенности современного этапа развития науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАЗДЕЛ 7. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

96. ГЛАВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

ПЛАН

1. Идеи и методы синергетики.

2. Укрепление парадигмы целостности.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) ко­эволюции.

4. Внедрение времени во все науки, все более широкое распростране­ние идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

5. Изменение характера объекта исследования и усиление роли меж­дисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

6. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление раз­рыва объекта и субъекта.

7. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

8. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличиваю­щийся уровень их абстрактности и сложности.

9. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, одно­сторонности любой методологии — в том числе рационалистичес­кой (включая диалектико-материалистическую).

 

1. Идеи и методы синергетики. Широкое распространение идей и методов синергетикитеории самоорганизации и развития систем любой природы.

В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не толь­ко как о саморазвивающейся целостности, но и о как нестабильно­го, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присут­ствия» в Универсуме противоположных характеристик. (Подроб­нее об этом см. темы 97, 98.)

 

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходи­мости глобального всестороннего взгляда на мир.

Сегодня стало очевидным, что принятие диалектики целостнос­ти, включенности человека в систему — одно из величайших научных достижений современного естествознания и цивилизации в целом.

В чем проявляется парадигма целостности?

 

· В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его.

Он всегда лишь часть, познающая целое.

 

· В формировании нового — «организмического» — видения (понимания природы). Последняя все чаще рассматривается не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах.

НАРУШЕ­НИЕ ЭТИХ ГРАНИЦ ПРИВОДИТ К ИЗМЕНЕНИЮ СИСТЕМЫ, К ЕЕ ПЕРЕХОДУ В КАЧЕСТВЕННО ИНОЕ СОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ НЕОБРА­ТИМОЕ РАЗРУШЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМЫ.

Здесь уже централь­ное место занимает принцип органической целостности приме­нительно и ко всей природе, и к ее различным подсистемам.

Организм, вид, биоценоз, биогеоценоз — основные формы орга­низации жизни, уровни (стадии) ее организации.

 

· Для начала XXI в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Идеи и принципы, получающие развитие в современном естество­знании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитар­ные науки, но имеет место и обратный процесс.

Освоение наукой са­моразвивающихся «человекоразмерных» систем стирает прежние не­проходимые границы между методологией естествознания и социаль­ного познания.

 

ПЛАН

Что такое синергетика?

Г. Хакен о синергетике.

3. Новые приоритеты современной картины мира, которые включила в себя синергетика.

В чем состоит основополагающая идея синергетики?

5. На что опираются новые стратегии научного поиска в связи с необходимостью осво­ения самоорганизующихся синергетических систем?

Каково понимание хаоса в постнеклассической науке?

ПЛАН

1. С какими понятиями связана стратегия освоения самоорганизующихся синергетических си­стем?

2. Бифуркация.

3. Флуктуации.

4. Что такое диссипативная система?

5. Аттракторы.

6. Исследование феномена онтологической неопределенности как приоритетное направление новой парадигмы.

7. Вероятность и случайность.

8. Статистические закономерности.

9. «Достоверно то, что подавляюще вероятно» как постулат современной науки.

10. Принципиальная гипотетичность научного знания.

11. Неустойчивость как «случайное движение внутри вполне определенной области параметров».

12. Междисциплинарность, интерсубъективность «нелинейного» инструментализма синергетики.

 

1. С какими понятиями связана стратегия освоения самоорганизующихся синергетических си­стем? Своеобразная организационная открытость мира предполагает раз­личные сценарно-структурные сцепления материальных взаимодействий.

Стратегия освоения самоорганизующихся синергетических си­стем связана с такими понятиями, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность, неопре­деленность и др.

Они используются для объяснения поведения всех типов систем: доорганизмических, органических, социальных, деятельностных, этнических, духовных и пр.

2. Бифуркация. В условиях, далеких от равновесия, действуют бифуркационныемеханизмы, предполагающие наличие точек раздвоения и неединственность продолжения развития.

Результаты их действия труднопредсказуемы.

Бифуркационные про­цессы свидетельствуют об усложнении системы.

 

3. Флуктуации. Флуктуации в общем случае означают возмущения и подразделя­ются на два больших класса:

· создаваемых внешней средой и

 

· воспро­изводимых самой системой.

ВОЗМОЖНЫ СЛУЧАИ, КОГДА ФЛУКТУАЦИИ БУДУТ СТОЛЬ СИЛЬНЫ, ЧТО ОВЛАДЕЮТ СИСТЕМОЙ ПОЛНОСТЬЮ, ПРИДАВ ЕЙ СВОИ КОЛЕБАНИЯ, И ПО СУТИ ИЗМЕНЯТ РЕЖИМ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ.

 

Они вы­ведут систему из свойственного ей «типа порядка», но обязательно ли к хаосу или к упорядоченности иного уровня — это особый вопрос.

 

4. Что такое диссипативная система? Система, по которой рассеиваются возмущения, называется диссипативной.

 

ПО СУТИ ДЕЛА — ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ФЛУКТУАЦИЯХ, КОТОРЫЕ ОХВАТИЛИ ЕЕ ПОЛНОСТЬЮ.

 

Основное свой­ство диссипативной системы — необычайная чувствительность к все­возможным воздействиям и в связи с этим чрезвычайная неравновес­ность.

 

5. Аттракторы. Ученые выделяют такую структуру, как аттракторы — притя­гивающие множества, образующие собой как бы центры, к которым тяготеют элементы.

К примеру, когда скапливается большая толпа народа отдельный человек, двигающийся в собственном направлении, не в состоянии пройти мимо, не отреагировав на нее.

 

В теории само­организации подобный процесс получил название «сползание в точку скопления».

АТТРАКТОРЫ СТЯГИВАЮТ И КОНЦЕНТРИРУЮТ ВОКРУГ СЕБЯ СТО­ХАСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ТЕМ САМЫМ, СТРУКТУРИРУЯ СРЕДУ И ВЫСТУПАЯ УЧАСТНИКАМИ СОЗИДАНИЯ ПОРЯДКА.

 

6. Исследование феномена онтологической неопределенности как приоритетное направление новой парадигмы. Приоритетное направление новой парадигмы — анализ нестабиль­ных, неравновесных систем — сталкивается с необходимостью иссле­дования феномена онтологической неопределенности, который фик­сирует отсутствие реального референта будущего.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ — ЭТО ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ЛИШЕННЫХ КОНЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОЙ ФОРМЫ.

 

Она может быть производна от гетерономной, комплексной природы объек­та-события, когда последнее происходит, как говорится, прямо «на глазах», опережая всевозможные прогнозы, расчеты и ожидания.

 

ФЕ­НОМЕН НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОТОЖДЕСТВИМ С ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПОЛНОТОЙ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КОНСТАНТ.

 

7. Вероятность и случайность. Вероятность предполагает устойчивое распре­деление признаков совокупности и нацелена на исчисление контину­ума возможных изменений.

 

В новой стратегии научного поиска демонстрирует свою актуаль­ность категория случайности, которая предстает как характеристика поведения любого типа систем, не только сложных, но и простых.

 

СЛУЧАЙНОСТЬ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ ИЗ­МЕНЯЮТ СВОИ ЗНАЧЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫМ ОБРАЗОМ И НЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПЕ­РЕЧНЕМ ХАРАКТЕРИСТИК ДРУГИХ ЯВЛЕНИЙ.

 

В одной из последних интер­претаций такую случайность назвали динамическим хаосом.

 

ПОРОЖ­ДЕННАЯ ДЕЙСТВИЕМ ПОБОЧНЫХ, НЕРЕГУЛЯРНЫХ, МАЛЫХ ИЛИ ВЗАИМОПЕРЕП­ЛЕТЕНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ ПРИЧИН, СЛУЧАЙНОСТЬ — ЭТО КОНКРЕТНО-ОСОБЕН­НОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.

 

Категорией возможность отражается будущее состояние объек­та, она нацелена на соотнесение предпосылок и тенденций развиваю­щегося явления и предполагает варианты последующих изменений.

 

ПЛАН

1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма?

2. Четыре типа эволюции.

3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обще­ствоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма.

4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма.

5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма.

6. Глобальный эволюционизм и противо­речия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.

7. Химическая форма глобального эволюционизма.

8. Биологическая форма глобального эволюционизма.

9. Социальная форма глобального эволюционизма.

 

1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма? Глобальный эволюционизм выступает как интегративное направ­ление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров.

ОН ОПИРАЕТСЯ НА ИДЕЮ ЕДИНСТВА МИРОЗДА­НИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ.

Концепция гло­бального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в.

2. Четыре типа эволюции. Глобальный эволюционизм охватывает четыре типа эволюции:

· кос­мическую,

· химическую,

· биологическую и

· социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью.

 

3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обще­ствоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма. Наряду со стремле­нием к объединению представлений о живой и неживой природе, со­циальной жизни и технике, одной из целей глобального эволюцио­низма явилось стремление интегрировать естественнонаучное, обще­ствоведческое, гуманитарное, а также техническое знание.

В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на созда­ние нового типа целостного знания, сочетающего в себе научно-мето­дологические и философские основания.

ПОЯВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИКИ ТАК­ЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПОИСКЕ ГЛОБАЛЬНЫХ И ОБЩЕЭВОЛЮЦИОННЫХ ЗАКО­НОМЕРНОСТЕЙ, УНИВЕРСАЛЬНО ОБЪЕДИНЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ РАЗЛИЧ­НОЙ ПРИРОДЫ.

 

4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма. Обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важ­нейших современных научных подхода:

· теория нестационарной Все­ленной,

· концепция биосферы и ноосферы,

· идеи синергетики.

 

5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма. В понимании глобального эволюционизма важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами рас­ширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни.

Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаменталь­ных физических констант, при небольшом изменении которых струк­тура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей.

· «Слабый» антропный принцип указывает: то, что мы ожидаем наблю­дать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для наше­го существования как наблюдателей.

· «Сильный» антропный принцип утверждает: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей, она дол­жна обладать свойствами, позволяющими возникновение жизни и че­ловека.

Из факта существования человека делается вывод о физичес­ких свойствах Вселенной, устанавливается определенное соотноше­ние между наличием жизни и человека и физическими параметрами Вселенной.

ГИПОТЕТИЧНОСТЬ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА НЕ СНИЖАЕТ ЗНАЧИМОСТИ КОС­МИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

 

6. Глобальный эволюционизм и противо­речия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики. Глобальный эволюционизм вскрывает противо­речия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.

· Эволюционная теория Дарвина провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и состояний живого.

· Второе начало термодинамики провозглашает рост энтропии — меры хаотизации.

 

7. Химическая форма глобального эволюционизма. Химическая форма глобального эволюционизма прослеживает со­вокупность межатомных соединений и их превращений, происходя­щих с разрывом одних атомных связей и образованием других.

В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций (например, радиационные реакции, реакции каталитического синтеза и пр.).

ПРОБЛЕМНЫЙ РЯД ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА:

· Объяснение и предсказание новых видов химических соединений.

· Возможность управления химическими реакциями.

· Удовлетворение запросов, предъявляемых химии со стороны промышленности и про­изводства.

· Осмысление негативных последствий в контексте глобаль­ных планетарных процессов составило.

 

8. Биологическая форма глобального эволюционизма. В рамках глобального эволюционизма большое внимание уделя­ется эволюции биологической.

Эволюционные учения (Ламарк, Дар­вин и др.) воссоздаваликартину:

· естественного исторического измене­ния форм жизни,

· возникновения и трансформации видов,

· преобразо­вания биогеоценозов и биосферы.

В XX В. ВОЗНИКЛА СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ, В КОТОРОЙ БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН СИНТЕЗ ОСНОВНЫХ ПОЛО­ЖЕНИЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ДАРВИНА, СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ И РЯДА НОВЕЙШИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.

 

9. Социальная форма глобального эволюционизма. Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется ее основным законам.

Этап медленного, постепенного изменения обще­ства назван эволюцией социальной. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправ­ленный характер.

 

Эволюция человеческого общества происходит при сохранении ге­нетических констант вида Homo sapiens и реализуется через взаимо­связанные процессы развития:

 

· социальных структур,

· общественного сознания,

· производственных систем,

· науки, техники,

· материальной и духовной культуры.

 

КАЧЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЭТИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕНЯЕТСЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, ТЕХНОЭВОЛЮЦИИ, СКОРОСТЬ КОТОРОЙ В ОТЛИЧИЕ ОТ БИОЭВОЛЮЦИИ ПОСТОЯННО ВОЗРАСТАЕТ.

 

При большой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (три десятых порядка) говорить о коэволюции природы и общества невоз­можно.

 

Очаговые и локальные последствия деградации окружающей среды приводят к заболеваниям, смертности, генетическому уродству, они чреваты региональными и глобальными последствиями.

 

Поэтому важной в теории глобального эволюционизма становит­ся проблема «КОЭВОЛЮЦИИ», обозначающей согласованное существо­вание природы и человечества.

 

МЕХАНИЗМЫ «ВРАСТАНИЯ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРИРОДУ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ.

 

Это сложное интегративное качество взаимодействий мик­ро-, макрореальности и реальности глобального космического масш­таба, где один уровень накладывается на другой, видоизменяет под своим давлением третий и т.д.

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам составляет ее часть.

 

Реализация прин­ципа коэволюции — необходимое условие для обеспечения его буду­щего.

 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДОЛЖ­НЫ БЫТЬ СПОСОБНЫМИ ОБЕСПЕЧИТЬ СОВМЕСТНОЕ РАЗВИТИЕ (КОЭВОЛЮЦИЮ) ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

 

 

 

 

100. СВОБОДНА ЛИ НАУКА ОТ ЦЕННОСТЕЙ?

ПЛАН

1. Объективность как главная ориентация науки.

2. Восстание против безличности науки.

3. Противопоставление факта и ценности.

4. Аксиология: три подхода к пониманию сущности ценностей.

5. Проблема внутринаучных ценностей.

ПЛАН

1. Осмысление взаимосвязей социальных и внутринаучных ценностей как проблема.

2. Социальные ценности как своеобразные индикаторы состояния общества.

Социальные ценности.

4. Общезначимость социальных ценностей.

ПЛАН

1. О роли и значимости научного этоса.

2. Чем обусловлен обширный класс этических проблем?

3. Особое место этики ученого.

4. Институт ссылок.

5. Проблема одержимости ученого.

6. Проблемы повседневного бытия ученых.

7. Ответственность ученого перед обществом.

1. О роли и значимости научного этоса. Коллизии XX в. привели к необходимости глубокого осмысления роли и значимости научного этоса.

ПЛАН

1. Этические проблемы в области биоэтики.

2. Этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов.

3. Связь науки и биз­неса и особые проблемы этики.

4. Генная инженерия и этические проблемы.

5. Проблемы манипуляции над человеческой психикой.

6. Опасность признания врожденными таких отрицательных черт человека, как насилие, агрессия, угроза, вражда

7. Проблемность природно-эволюционно истолкования стремле­ний человека к карьерному росту, лидерству, инстинкту власти.

8. Проблемность вопросов о влиянии по­ловых различий на умственную деятельность, генетических и интел­лектуальных различий между расами и народностями, мужчинами и женщинами.

9. Проблемность технологии клониро­вания.

10. Сознание ответственности ученого за судьбу человечества.

1. Этические проблемы в области биоэтики. Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвы­чайно острые, требующие своего неотлагательного решения и реак­ции общества.

СТРЕССОВЫЕ НАГРУЗКИ, КАНЦЕРОГЕНЫ, ЗАСОРЕНИЕ ОКРУЖА­ЮЩЕЙ СРЕДЫ серьезно трансформируют человека и разрушают его здо­ровье, ухудшают генофонд.

Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины.

Они имеют выходы на практику здравоохра­нения и правительственные программы.

· Чем вызваны проблемы биоэтики? Ряд проблем вызван отноше­нием к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики.

К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач — па­циент».

В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, ли­шаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств.

· Патерналистская модель пациента и модель автономной ценности пациента. Пришедшая на смену ПАТЕРНАЛИСТСКОЙ МОДЕЛИ, МОДЕЛЬ АВТОНОМНОЙ ЦЕННОСТИ ПАЦИЕНТА позволяет врачу самостоятельно принимать реше­ния за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.

· Биоэти­ка экспериментирования на животных как проблема. В 70-х гг. XX в. в самостоятельную проблему выделилась биоэти­ка экспериментирования на животных.

В настоящее время идет про­цесс выработки основных критериев, допускающих экспериментиро­вание не только на человеке, но и на животных.

2. Этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов. Особое место занимают этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возмож­ности воздействия на человека.

Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естествен­ные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни.

Различные методы искусственной репродукции человека, за­мены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных ге­нов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их по­следствиях.

Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесно­сти и психики, функционирование которой сложилась в ходе продол­жительной эволюции.

 

3. Связь науки и биз­неса и особые проблемы этики. Особые проблемы вызывает связь науки и биз­неса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций.

 

АКТУ­АЛЬНОЙ ДОЛЖНА СТАТЬ ПРАКТИКА ЭТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В МЕДИЦИНЕ.

4. Генная инженерия и этические проблемы. Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказа­лась на передовом рубеже научно-экспериментальных исследований мира жи­вого.

ПЛАН

1. Сложность техногенной цивилизации.

2. Основная ценность техногенных об­ществ.

3. Изменения в мировоззренческих ориентациях через принятие ценности «научно-технический прогресс».

4. Различия техногенного и традиционного обществ в аспекте решения проблемы автономии личности.

5. Стадии культурной матрицы техногенного развития.

6. Основные признаки пост­индустриального общества по Беллу.

7. Стремление к «технизации» всех сфер общества в целом.

8. Многообразие негативов современного технократического развития.

9. Отсутствие абсолютной гарантии от технологических катастроф.

10. Парадоксальная ситуация: возможны такие негативные по­следствия, о существовании которых людям лучше не знать.

11. Критические, антисциентист­ские позиции и установки как мировоззренческая ориентация.

12. Призывы к оформлению третьего (по отношению к традиционному и техноген­ному) типа цивилизационного развития.

13. Парадигмальный характер науки как мировоззренческая ориентация современной науки.

14. Специфическая мировоззренческая ориентация современного человека: опора на плюрализм и построение альтернативных сценариев жизненных стратегий.

 

 

1. Сложность техногенной цивилизации. Современный техногенный мир сложен, техногенная цивилиза­ция ориентирована на ускоренное изменение природной среды, со­провождаемое видоизменением социальных связей людей.

Для нее характерно формированиеТЕХНОСФЕРЫ КАК ИСКУССТВЕННОГО МАТЕРИАЛЬ­НОГО МИРА.

Считается, что техногенная цивилизация весьма агрессив­на и приводит к гибели многие традиционные культуры и традиции, трансплантирует в них модели западного образца.

 

2. Основная ценность техногенных об­ществ. В техногенных об­ществах основной ценностью являются инновация и новизна, внут­ренними резервами развития становится дальнейший технологичес­кий прогресс.

Внешний мир превращается в арену активной деятель­ности человека, который выступает ЦЕНТРОМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ТОКИ ПРЕ­ОБРАЗУЮЩЕГО И ПОКОРЯЮЩЕГО ИМПУЛЬСА.

Характеристика общекультур­ных отношений тесно связана с использованием понятия «СИЛА»: про­изводительные силы, силы знания, интеллектуальные силы.

Базис­ные ценности техногенной цивилизации оформляют «идеал господ­ства человека над природой, ориентированный на силовое преобразо­вание».

 

3. Изменения в мировоззренческих ориентациях через принятие ценности «научно-технический прогресс». Изменения в мировоззренческих ориентациях осуществляются в сторону принятия в качестве одной из важных ценностей — научно-технического прогресса, и в связи с ним — ТЕНДЕНЦИИ ВСЕОБЩЕЙ УНИ­ФИКАЦИИ, ПОДЧИНЕНИЮ ОДНИМ СТАНДАРТАМ ТЕХНОГЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СО ВСЕВОЗРАСТАЮЩИМ УРОВНЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ.

 

4. Различия техногенного и традиционного обществ в аспекте решения проблемы автономии личности. В техногенном обществе, в отличие от традиционного, различны отношения к проблеме автономии личности.

 

· Традиционному об­ществу автономия личности не свойственна, личность может саморе­ализоваться, лишь принадлежа к какой-либо общности, как элемент корпоративных связей.

 

· В техногенном обществе отстаивается авто­номия личности, позволяющая ей внедряться в самые разные соци­альные общности и культурные традиции.

 

Значимые мировоззренческие ориентации техногенного общества:

· АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА,

· ПА­ФОС КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА И ДЕМОКРАТИИ,

· ОРИЕНТАЦИЯ НА ОБЩЕ­СТВО ОТКРЫТОГО ТИПА.

 

5. Стадии культурной матрицы техногенного развития. Культурная матрица техногенного развития проходит:

· прединдустриальную,

· индустриальную,

· постиндустриальную стадии.

Доиндустриальному обществу соответствуют:

 

· примитивные производственные формы,

· неквалифицированный труд,

· взаимодействие человека с есте­ственной природой и

· социальный порядок обеспечивается на основе традиций.

 

Индустриальное общество осуществляет развитие произ­водства на основе энергетических ресурсов.

 

Постиндустриальному (обществу) — свойственна тесная взаимосвязь всех сфер производства на информа­ционной основе.

 

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ СЫРЬЯ И ЭНЕРГИИ К ИН­ФОРМАЦИИ КАК К ОСНОВНОМУ ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ РЕСУРСУ.

 

 

6. Основные признаки пост­индустриального общества по Беллу. По мнению западного ученого Белла, основными признаками пост­индустриального общества являются:

· центральная роль теоретическо­го знания,

· создание новой интеллектуальной технологии,

· рост класса носителей знания, интеллектуальной элиты.

 

 

7. Стремление к «технизации» всех сфер общества в целом. В техногенном обществе проявляется тенденция экспансии науки и техники во все виды чело­веческого освоения универсума, стремление к «технизации» всех сфер общества в целом.

 

ТЕХНОСФЕРА РАЗРАСТАЕТСЯ И ОБНАРУЖИВАЕТ СТРЕМЛЕ­НИЕ К ЗАМЕЩЕНИЮ БИОСФЕРЫ, ПО СВОЕЙ МАССЕ ОНА СТАЛА СОПОСТАВИМА С МАССОЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА, ЧТО ПАГУБНО ОТРАЖАЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ ПОКОЛЕНИЙ.

 

Циклы техногенных процессов во много крат превышают скорость восстановления природных ресурсов и ландшафта.

 

 

8. Многообразие негативов современного технократического развития. Негативы современного технократического развития многообраз­ны.

Это и:

 

· угроза ядерной и экологической катастроф,

· радиоактивное заражение биосферы,

· генетические мутации,

· генная инженерия и кло­нирование,

· зомбирования нейролептонного характера,

· сциентизиро-ванное мировоззрение.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОПРЕДЕЛЯЕТ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЗАМЕНЯЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ПРОСТОМ ТЕХНИЧЕСКОМ СРЕДСТВЕ.

 

 

9. Отсутствие абсолютной гарантии от технологических катастроф. Абсолютной гарантии от технологических катастроф не существует. Прогнозирование техни­ческого развития — одна из наиболее ответственных сфер, сопряжен­ных с действием многообразных эффектов сложных систем, не под­дающихся тотальному контролю.

 

 

10. Парадоксальная ситуация: возможны такие негативные по­следствия, о существовании которых людям лучше не знать. Наряду с острой потребностью в усилении контроля общества над тенденциями современного технического развития, методологи фик­сируют парадоксальную ситуацию: возможны такие негативные по­следствия, о существовании которых людям лучше не знать.

 

Ибо эти «опасные откровения» относительно общества, подобного пороховой бочке, делают мироощущение современника изначально патологич­ным, рождают технологический пессимизм и депрессию.

 

В условиях опасности ядерной катастрофы сама жизнь поколения становится рис­кованным технологическим экспериментом, что в корне меняет отно­шение к жизни, заставляет жить одним днем.

 

 

11. Критические, антисциентист­ские позиции и установки как мировоззренческая ориентация. В связи с этим к мировоззренческим ориентациям современного этапа развития следует отнести развитие критических, антисциентист­ских позиций и установок, которые связаны с образованием много­численных духовных сект и сообществ, партией зеленых, экологичес­кой этики и пр.

 

12. Призывы к оформлению третьего (по отношению к традиционному и техноген­ному) типа цивилизационного развития. В этих условиях весьма злободневно звучат призывы к оформлению третьего (по отношению к традиционному и техноген­ному) типа цивилизационного развития.

С ним связывают новые стра­тегии научно-технического развития:

 

· экологическую этику,

· этику не­насилия,

· стратегию регулирования сложных человекоразмерных сис­тем,

· диалог культур и цивилизаций.

 

13. Парадигмальный характер науки как мировоззренческая ориентация современной науки. Современная наука, раздвигая свои горизонты, во многом способ­ствует изменению мировоззренческих ориентации современника.

 

Она вышла в область познания микро- и мегамира, достигла таких гра­ниц, которые требуют расширения области рационального мировосп­риятия.

 

Значение имеет направленность на целостное обобщение име­ющейся системы многообразных областей знания, создание единой общенаучной картины мира, объясняющей все многообразие проти­воречивых явлений действительности.

 

Важной мировоззренческой ориентацией современной науки яв­ляется установка на ее парадигмальный характер.

 

· Для мировоззрен­ческих ориентаций науки классического типа, царившей в XVII— XVIII вв., была характерна НОРМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ НАУЧ­НОГО ЗНАНИЯ, диктовавшая максимальное ограждение науки от куль­туры и выработку некого универсального научного стандарта.

Как правило, в качестве такового выделялись либо математика с ее аксиома­тическим-дедуктивным методом, либо физика, с ее механико-экспе­риментальным методом.

 

· Для мировоззренческих ориентации современной, постнекласси­ческой стадии науки характерно УПРАЗДНЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АВТО­НОМИИ И ПРИНЯТИЕ ИДЕИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ НАУКИ.

ИДЕ­АЛОМ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ СТАДИИ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД СИНЕРГЕТИКИ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ СТРОГИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ФИЗИ­ЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОСТИЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ С НАУКОЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ.

 

Мир предстает как неравновесная, динамическая, сложнорегулируемая система, во многом зависимая от деятельности человечества.

 

Это предполагает и нацеливает на учет феномена обратной связи и особой роли активности субъекта в познании.

 

 

14. Специфическая мировоззренческая ор


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.