Определение общения в сестринском деле — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Определение общения в сестринском деле

2017-10-01 4853
Определение общения в сестринском деле 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

Функции общения в сестринском деле:

1. информационная (получение и сообщение необходимой информации). Медсестре необходима информация о самочувствие пациента, его реакции на пребывание в медицинском учреждении, лечение. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приёма лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему исследованию, и другое.

2. экспрессивная (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Холодность и отчуждённость, привычка постоянно контролировать любые свои эмоции создают впечатление чёрствости и бездушности.

3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение). В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь, медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

 

Уровни общения:

1. внутриличностное – общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуацию, вырабатывает планы, но вслух не произносит (например, составление плана ухода за пациентом, подготовка к предстоящей беседе с пациентом);

2. межличностное – между двумя и более людьми: общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений (например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента, согласование плана ухода с пациентом и его близкими);

3. общественное – общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией (например, проведение санитарно-просветительской работы со школьниками параллельных классов).

 

Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.

 

ТИПЫ ОБЩЕНИЯ

(каналы общения, способы коммуникации)

Словесный (вербальный) – устная и письменная речь.

Бессловесный (невербальный) – неречевое сообщение (мимика, жесты, позы, действия, прикосновения).

 

 

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Различают 2 вида общения:

  • терапевтическое, эффективное;
  • нетерапевтическое, не эффективное.

Терапевтическое общение – благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

 

Фундамент терапевтического общения – доброжелательное отношение к людям!

 

Цели терапевтического общения:

· Предоставление пациенту информации о его состоянии в со­гласованных с врачом и близкими пределах.

· Снятие страха перед заболеванием и его лечением.

· Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.

Таким образом, главная цель общения в сестринском деле - помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

Терапевтические средства общения:

· Пристальное внимание к пациенту (не оставлять одного, успокаивать, ободрять, вовремя реагировать на его просьбы и т.п.).

· Терапевтическое прикосновение (знаки одобрения, сочувствия, поддержки).

· Контакт глаз (способствует взамопониманию, символизирует внимание к собеседнику).

В процессе терапевтического общения имеет значение социальная поддержка (помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье):

· вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.

· невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.

 

Нетерапевтические средства общения:

· избирательное или невнимательное выслушивание,

· констатированное заключение,

· безличное отношение,

· неоправданное доверие,

· стойкое и испуганное молчание,

· фальшивое успокаивание,

· морализирование,

· критика, насмешка, угроза.

 

 

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

1. Отправитель – человек, который хочет передать информацию.

2. Сообщение – информация, посланная этим человеком.

3. Канал – способ отправки сообщения, с помощью устной речи, неречевых компонентов или в письменном виде.

4. Получатель – человек, которому посылается сообщение.

5. Подтверждение – способ, с помощью которого получатель даёт знать отправителю, что сообщение получено.

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Устное общение может быть эффективным, если:

  • привлечь внимание получателя сообщением;
  • говорить медленно, чётко произносить слова;
  • грамотно излагать свои мысли, но не злоупотреблять медицинскими терминами;
  • говорить простыми, короткими фразами;
  • правильно выбирать время для общения (учитывать интерес пациента к беседе);
  • не начинать беседу с неприятного;
  • следить за интонацией голоса (интонация должна соответствовать содержанию);
  • выбирать нужную громкость;
  • использовать корректный юмор;
  • правильно формулировать вопросы и по возможности задавать открытые вопросы.

 

* Для медицинской сестры очень важно умение задавать вопросы. Умение правильно формулировать вопросы помогает достичь лучшего взаимопонимания с пациентом, направлять беседу в нужное русло, сократить время сбора необходимой информации. С помощью правильных вопросов можно успешно передать свои мысли, построить цепочку умозаключений, приводящую к нужным выводам.

Вопросы бывают следующих видов:

Закрытые вопросы. Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях. *

 

В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.). Вы можете общаться с ними письменно.

Эффективность письменного общения зависит от того, умеет ли человек читать, понимать, видеть написанное сообщение.

 

 

ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Письменное общение может быть эффективным, если:

· писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

· выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);

· включать в записку всю необходимую информацию;

· писать грамотно (ошибки подрывают авторитет медицинской сестры);

· выбирать простые и понятные слова;

· точно указывать время;

· обязательно подписывать сообщение;

· человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.

 

Если пациент не слышит, не может прочитать сообщение, не понимает язык общения, не может ответить, можно общаться:

посредством карточек с рисунками (это вариант письменного общения);

через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрывать глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.