Где и как находить восходящие потоки — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Где и как находить восходящие потоки

2017-10-01 284
Где и как находить восходящие потоки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пилоту надо много потрудиться, чтобы воспользоваться энер­гией восходящих потоков. Начинающим ларителям потоки найти очень трудно, ибо для этого нужен определенный опыт.

Расскажем о приемах поисков восходящих потоков, которые мо­гут пригодиться молодым планеристам в первом же полете

Восходящие потоки по своей природе бывают нескольких видов: обтекания, термические, волновые и некоторые другие.

Потоки обтекания возникают в результате отклонения вверх по­тока воздуха, набегающего на препятствие, например, на склон холма, горы. Эти потоки особенно интенсивно использовались в первые годы развития планеризма, но позже перестали удовлетво­рять парителей, и они, как говорится, “спустились с гор на рав­нину”.

Ведь планеристов увлекает простор и далекие маршруты, а здесь все ограничено протяженностью.горного склона. Однако знать о потоках обтекания необходимо каждому, так как попутное их использование возможно в любом полете при попадании в район с достаточно пересеченной местностью,

В горах, на подветренных склонах хребтов, возникают при опре­деленных метеорологических условиях волновые движения воздуха. В передних, наветренных частях гребней воздушных волн воздух поднимается вверх, образуя восходящие потоки, достигающие боль-


шнх высот. По характеру образования их называют волновыми по­токами. Волновые потоки бывают, как правило, в горах, но не всег­да. Подробнее о них расскажем дальше.

Основное внимание обратим на тепловые, или термические по­токи (термики), которые широко используют планеристы во всем мире.

Следует отметить, что название “тепловой” несколько обман­чиво. Можно подумать, что восходящие потоки, раз они называют­ся тепловыми, возникают только в очень жаркие солнечные дни. Однако это не так.

Термические потоки могут образоваться при определенных ус­ловиях везде и в любое время года. Поэтому они являются в на­стоящее время основным источником энергии, используемой плане­ристами.

Советские метеорологи наблюдали действие восходящих потоков даже в Антарктиде, при морозе в 30°. А московский планерист Виктор Выгонов вскоре после войны, зимой, при морозе в 15°, про­летел на планере в восходящих потоках около 500 км.

Так что дело здесь не в абсолютной температуре, а в разно­сти температур соседствующих воздушных масс. Масса воздуха с более высокой температурой по отношению к окружающему ее воз­духу (даже если температуры обеих масс отрицательные) назы­вается теплой. Воздух с более высокой температурой обладает меньшим удельным весом и потому всплывает вверх. Такова схем я возникновения тепловых восходящих потоков.

Воздух в значительной мере прозрачен для солнечных лучей и непосредственно от них почти не нагревается. Нагрев его происхо­дит при соприкосновении с поверхностью земли, или, как принято говорить, с подстилающей поверхностью, которая поглощает энер­гию солнечных лучей.

Поскольку поверхность земли не однородна, то и нагревается она под солнечными лучами неодинаково. Так, летом пашня, песок, асфальт, крыши домов нагреваются значительно сильнее, чем поля с посевами, луга или озера. Следовательно, и воздух над подсти­лающей поверхностью будет нагреваться различно. Над пашней он нагревается сильнее, чем над озером или рекой.

Более теплый воздух над пашней поднимается, а на его место со стороны озера подходит более холодный. В свою очередь, про­гревшись над пашней, он тоже устремится вверх. Так образуется термический поток.

А что же происходит над озером? Часть воздуха от него устрем­ляется на пашню. Но природа, как известно, не терпит пустоты, и всякое нарушение равновесия тут же влечет за собой компенсирую­щие процессы. С высоты вместо ушедшего воздуха опускаются мас­сы более холодного, образуя нисходящий поток.

Вертикальное перемещение воздуха между различными слоями атмосферы, обусловленное неравномерным его нагреванием, назы­вается конвекцией. Следует различать потоки в зависимости от ха­рактера их образования. Таких основных разновидностей три:

2 Заказ 375 17


потоки, возникающие внутри однородной по своим физическим, свойствам массы воздуха за счет неравномерного прогревания под­стилающей поверхности;

потоки холодной адвекции, об­разующиеся при натекании хо­лодных масс арктического возду­ха на теплую подстилающую по­верхность;

внутриоблачные потоки, соз­дающиеся в результате внутри-облачной циркуляции воздуха, являющейся следствием выделе­ния скрытой теплоты при конден­сации пара.

Рис. I

Для чего нужна такая класси­фикация?

Рис. 2

В зависимости от типа образо­вания потоков они имеют свою специфику, о которой мы будем говорить непосредственно при-изучении тактики полетов. Так,. например, потоки холодной ад­векции, возникающие в тылу хо­лодного фронта, как правило, со­провождаются ветрами и разви­той кучевой облачностью. В та­кую погоду хорошо совершать полеты на открытую дальность или в намеченный пункт. Для воз­никновения термиков, т. е. пото­ков, не увенчивающихся куче­вым облаком и поэтому особенна трудных для поисков, наоборот, более благоприятны безветрен­ные дни.

Молодого спортсмена-плане­риста, приступающего к парящим полетам, больше всего волнуют два вопроса: как найти восходящий поток и как в нем удержаться? Первый из них, пожалуй, самый главный. Если не сумеете оты­скать поток, то вопрос, как в нем удержаться, отпадает сам собой. Обучение парению лучше всего начинать при наличии хорошей кучевой облачности.

Напомним общую схему процесса возникновения кучевых обла­ков. Более теплый воздух охлаждается примерно-на 1°С при подъеме на каждые 100 м. Тг1кое изменение температуры воздуха при подъеме называется сухоадиабатическим градиентом. Достигая точки росы (это температура, при которой воздух становится пол-


ностью насыщенным водяным паром), избыток пара в восходящем потоке воздуха начинает конденсироваться. Возникает кучевое об­лако, которое, словно шапка, увенчивает вершину восходящего по­тока (рис. 1). По мере действия потока облако растет, ширится и, таким образом, как бы подсказывает, что в этом месте под ним есть развивающийся восходящий поток. Обычно в таких случаях плане­ристы спешат к облаку, и, хотя потока не видно, быстро находят его. Казалось бы, все очень просто. Но часто бывает так, что плане­рист избороздит под облаком все пространство, зная, что поток где-то рядом, но так и не сможет попасть в него. Чтобы этого не случалось, необходимо детально разобраться в способах поисков потока.

Прежде всего, еще на земле надо представить себе, как на по­ложение потока влияет ветер. Известно, что ветер вызывает так называемый скос потока, т. е. отклоняет его в сторону от места возникновения. Этот скос будет тем больше, чем сильнее ветер. Скос потока хорошо виден по отклонению дыма из трубы (рис. 2). В штиль, когда воздух неподвижен, дым идет вертикально вверх. Но как только начинается ветер, он отклоняет дым от трубы в сто­рону: чем сильнее ветер, тем больше угол наклона (скос).

То же самое происходит и с потоками. Но поскольку они, в от­личие от дыма, не имеют окраски, то увидеть угол наклона потока нельзя. О его величине можно судить только умозрительно, по си­ле ветра.

Но величина скоса потока зависит не только от силы ветра. Угол скоса зависит также и от вертикальной скорости самого по­тока (рис. 3). Чем слабее поток, тем сильнее при одинаковом ветре он отклонится от вертикали. В слабых потоках набор высоты идет медленно, а относ от линии маршрута получается настолько значи-

Рис. 3

 

 



Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

тельным, что при определении ме­ста потока на той или иной высоте приходится вносить существенные поправки на угол скоса и на угол сноса от линии пути. Сильный же поток при одной и той же скоро­сти ветра отклоняется меньше, чем слабый. Если потоки в дан­ный день вообще очень слабые, то даже при умеренном ветре откло­нение их, т. е. скос, будет значи­телен и, в силу этого, найти пото­ки трудно.

Рис. 4

При хорошей парящей погоде, когда потоки встречаются разные (и сильные, и слабые), планерист должен заранее учитывать, что и скос их будет различный, и вно­сить в поиски соответствующие поправки. Даже опытным масте­рам спорта не всегда удается, точно учесть скос и попасть в поток с ходу. Поэтому приходится искать его курсированием в районе предполагаемого местонахождения потока. Вот почему в перво­начальных полетах на парение лучше всего использовать штиле­вую ил.и маловетреную погоду, когда скоса нет или он незначи­телен. В этих случаях поток надо искать или непосредственно под облаком, или над очагом образования термиков — пашнями, опушками леса. Отцепившись от самолета-буксировщика или набрав высоту с помощью лебедки, следует направиться по крат­чайшему пути к ближайшему облаку и пролететь строго под ним. Как только планер войдет в поток, вариометр зафиксирует подъем (стрелка отклонится вверх). Легкий пружинистый толчок, кото­рый сопутствует входу планера в поток, вы почувствуете вполне отчетливо.

При поиске термика выбирайте участки земной поверхности с пашнями, песками, лесными опушками, освещенные солнцем склоны оврагов и холмов и т. д. Найдя наиболее прогретые участки земли, где должен быть термик, направляйтесь прямо туда. Если термик действительно существует, сразу почувствуете это по легкой болтанке и показанию вариометра. Если же термика нет и одна-две поисковых спирали над намеченным местом не дают результата, не теряйте дальше время и высоту и переходите к очередному очагу, над которым вероятна встреча с термиком. К сожалению, штилевые дни, когда скоса потоков не существует, бывают редко.

Вот почему планерист в полете все время должен помнить о ветре, учитывать его действие на потоки, мысленно представлять себе направление скоса в пространстве и его угол. Нетрудно по­нять, что если направление полета совпадаете направлением ветра, как это показано на рис. 4, то планерист, идя к облаку с попутным ветром, непременно встретит поток на подходе к облаку. И чем у


него меньше высота, тем дальше от облака произойдет эта встре­ча. Введя планер в спираль в по­токе, иногда бывает трудно по­нять, откуда здесь может быть поток: до облака еще далеко, а подъем уже есть «в чистом небе». И если в этом случае направить планер дальше под центральную часть облака в надежде, что там поток сильнее, то это неизбежно приведет к выходу из потока (см. рис. 4).

Если вы летите против ветра (см. рис. 4), то для того, чтобы встретить поток, надо пролететь под облаком, выйти на его навет­ренную сторону и только здесь начать поиски.

Однако строение термиков ча­сто бывает не так просто, как по­казано схематично на рис. 4. Ведь нередки случаи, когда ветер с высотой меняет не только свою силу, но и направление. Тогда он «изламывает» поток, и поиски его еще более усложняются.

Предварительно оценить строе­ние термиков можно, только изу­чив шаропилотные данные ветра, которые следует получить на ме­теостанции. В них отражена кар­тина изменения силы и направле­ния ветра по высотам. Но так как не на всех спортивных аэродро­мах есть метеостанции, планери­стам надо вести наблюдение за облаком и ветром.

Перед полетами посмотрите внимательно на движение обла­ков. Обычно они движутся так же, как и ветер у земли, или очень незначительно отклоняясь от этого направления в ту или иную сторону (обычно ветер на высоте отклоняется вправо). В этом случае ваши действия в воз­духе не будут осложняться пере­меной ветра, и поток не будет


иметь изломов. Если же сила ветра или его направление с высотой резко меняются — ветер дует на земле в одну сторону, а облака бегут в другую, — скос потока будет изломанным, и поиски потоков значительно усложнятся.

Изменение силы ветра по высоте можно определить по внеш­нему виду облаков. В том случае, когда ветер с увеличением вы­соты усиливается, вершина облака скошена по ветру (рис. 5, а). При ослаблении ветра — его вершина скошена против ветра (рис. 5, б). Наблюдения за формой облаков и направлением их движения могут помочь еще на земле предусмотреть всевозможные изменения направления ветра и скоса потоков.

На соревнованиях опытные планеристы перед полетом тщатель­но всматриваются в облака, пытаясь с их помощью разгадать «коз­ни» ветра. Будьте внимательны и вы перед полетом, изучите, как ведет себя ветер с высотой: усиливается, слабеет, меняет направле­ние. Чаще всего он с высотой усиливается и не вводит в заблужде­ние. Но ведь так бывает не всегда, поэтому заранее предусмотрите свои действия в воздухе.

Практика показывает, что молодые планеристы в первых поле­тах на парение не только забывают о скосе потока, но даже теряют представление о том, откуда дует ветер. И это понятно. Ведь плане­рист в поисках потоков постоянно меняет направление полета, уп­равляет планером, следит за показанием приборов, а нужно сле­дить и за направлением ветра.

Для лучшего учета ветра в полете рекомендуется сориентиро­вать его по отношению к солнцу. Такая ориентировка очень удоб­на. Так, например, вы взлетаете в полдень. Солнце находится поч­ти на юге. Допустим, ветер дует в сторону солнца. Значит, в полете можете определить направление ветра по отношению к солнцу, а следовательно, и по отношению к планеру (рис. 6). Если вы летите в сторону солнца, ветер попутный, а. Если солнце осталось сзади планера, ветер встречный, б. Если солнце слева по борту, значит, боковой ветер справа и сносит вас по курсу влево, в. И, наоборот, если солнце справа, ветер дует слева, г и т. д.

Преимущество такой ориентации ветра по солнцу очевидно: не надо вспоминать метеорологическое направление ветра (откуда ду­ет) и постоянно фиксировать его по картушке компаса или пред­ставлять мысленно. При выполнении спиралей этот процесс затруд­нен, так как картушка компаса вращается и притом неравномерно.

Недостаток такого метода заключается в том, что из-за враще­ния Земли мы вынуждены вносить поправку в свой расчеты на из­менение положения солнца. А оно каждый час смещается на 15° с востока на запад. Так, если вы взлетите в 13.00, а приземлитесь в 19.00, то солнце за это время сместится с юга на запад на 90°. Как же быть с этим неудобством? Не лучше ли все-таки придер­живаться компаса и по нему определять направление ветра?

Нет. В парящем полете выполняются сотни спиралей. И если каждый раз отыскивать ветер по компасу, чтобы определить напра­вление скоса потока, то на это уйдет слишком много времени и


^внимания! Значительно проще вносить поправки на смещение са­мого солнца. Для учета этого смещения солнца с течением времени следует соответственно увеличивать или уменьшать угол между

•направлением ветра и направлением относительно солнца. Измене­ние угла ветра относительно солнца показано на рис. 7.

Направление ветра можно определять и по движению облачных теней по земле. Но и в этом способе есть свои недостатки. Во-пер­вых, лри слабых ветрах тени движутся по земле медленно, и с большой высоты.не сразу определишь, в какую сторону направлено их движение. Во-вторых, при полете на термиках, когда нет обла­ков, нет и теней. В-третьих, часто облака разрастаются и занимают такую площадь, что кромка тени оказывается слишком далеко и проследить ее перемещение невозможно. В-четвертых, иногда ветер на высоте бывает противоположного направления, чем у земли. Это

•обстоятельство может дезориентировать пилота.

Используя сочетания различных способов ориентирования по ветру, всегда можно быстро определить требуемое направление движения планера.

В том случае, когда курс полета не совпадает с направление?,'!

•ветра, а перпендикулярен к нему, подлетая к облаку, надо брать упреждение на ветер и притом тем большее, чем сильнее ветер (следовательно, сильнее скос потока) и чем ниже от облака нахо­дится планер.

Полезно знать ряд примет, которые косвенно или непосредствен­но могут помочь летчику отыскивать потоки. Если вы увидите аиста, который кружится на месте, смело направляйтесь к нему — там непременно есть поток. Аистов называют лучшими друзьями планеристов. И не зря. Они хорошо парят и не любят напрасно расходовать свою энергию на мускульный полет. При малейших восходящих потоках эти птицы переходят на планирующий полег

•и, как планеристы, набирают в них высоту спиралями.

Коршуны, ястребы, степные и горные орлы также при первой возможности используют восходящий поток, набирая в нем высоту по спирали. Эти птицы тоже нередко выручают планеристов.

Если увидите в небе стрижей или ласточек, которые носятся на одном месте то вверх, то вниз, знайте, что там тоже вероятна встре­ча с потоком. Дело в том, что восходящий воздух захватывает и уносит с собой от земли мелких насекомых: мошкару, комаров, ба­бочек и других. Стрижи и ласточки, охотясь за этой живностью, нередко забираются на высоту 2 км и более, тем самым невольно показывая место потока.

В южных широтах и горных районах нашей страны планеристы нередко встречаются с орлами. Однако не следует забывать, что эти птицы агрессивны и не любят в своих владениях «чужаков», за которых иногда могут принять и планер. В Индии, Пакистане и других странах известны факты, когда огромные орлы нападали

•на планер. Такой случай произошел и с Эдвардом Макулой, который в 50-е годы в составе делегации польских планеристов проводил по­казательные полеты в столице Индии Дели. Огромный гриф атако-


вал планер Макулы и врезался в крыло. Поединок окончился для Макулы благополучно: он приземлился на аэродроме с большой дырой в крыле. Гриф упал мертвый.

Что касается аистов, то они ведут себя по отношению к плане­рам совершенно спокойно. Мно­гим пилотам неоднократно при­ходилось летать с ними совсем рядом.

Рис. 8

Но не только птицы могут указывать потоки. Существенную помощь в отыскании потоков (особенно на малых высотах) оказывают производственные ды­мы. Если дым из трубы стелется по ветру ровной струей и делает

вдруг вертикальный зигзаг, значит на своем пути он попал в вос­ходящий поток (рис. 8).

Бывает и такая картина: все дымы из близлежащих труб сте-лютея по ветру, а из одной — дым круче, чем из других, идет вверх, следовательно, его подхватил восходящий поток.

Заводы с их огромными цехами, градирни электростанций, ды­мящиеся терриконы шахт могут являться указателями постоянно-действующих потоков. И в случае потери высоты планеристы, ори­ентируясь на дымы, избегают преждевременной посадки.

Известный польский специалист по планерной метеорологии Владислав Парчевский посвятил производственным дымам как ис­точнику дополнительной информации для планеристов о восходя­щих потоках целое исследование. Он установил, что на конфигура­цию дымной струи после вылета ее из трубы оказывает самое не­посредственное влияние не только скорость ветра, но и состояние атмосферы, в частности вертикальный градиент температуры воз­духа.

По очертаниям заводских дымов можно понять, есть ли в дан­ный момент или отсутствуют «парящие» условия, и сделать пред­положение о предстоящих изменениях этих условий. Такое нагляд­ное «пособие» особенно полезно в тех случаях, когда на небе не появились облака, а вылететь нужно пораньше, так как предстоит преодолеть длинный маршрут. Тогда, наблюдая за дымом и зная,, при каких условиях погоды он приобретает ту или иную конфигу­рацию, сможете лучше ориентироваться в том, что происходит в ат­мосфере.

На рис. 9 показано несколько типов конфигураций дыма. Первый тип (рис. 9, а). Такое очертание дым приобретает тог­да, когда воздушная масса находится в состоянии неустойчивости,. а ветер на высоте заводской трубы слабый, не превышает 2 —


3 м/с. Показанная на рисунке «бугристая» конфигурация дыма свидетельствует о том, что в воз­духе уже имеются довольно ин­тенсивные термические потоки.

Второй тап (рис. 9, б). При скорости ветра на высоте трубы более 4 м/с, но при тех же усло­виях, что и на рис. 9, а, дым при­обретает более «плоскую» кон­фигурацию, напоминающую мор­ские волны. Это говорит о том, что в воздухе в наличии адвек-тивные термические потоки.

Напомним, что адвективные потоки возникают при натекании холодной массы воздуха на теп­лую подстилающую поверхность. При этом воздух нагревается, ста­новится неустойчивым, и созда­ются хорошие условия для возни­кновения восходящих потоков.

Рис. 9

Третий тип (рис. 9, в]. Дым приобретает такие очертания, если воздух находится в устойчи­вом равновесии. В этом случае, как видно слева из схемы верти­кального разреза атмосферы, вы­сотный температурный градиент слабый, если не по всей высоте атмосферы, то, по крайней мере, в довольно большом слое воздуха, расположенном выше трубы. Это происходит потому, что восходя­щих потоков пока нет. Вылет на парение задержите до тех пор, пока дым не начнет приобретать очертания двух предыдущих «тер­мических» типов. Но если устойчивость воздуха распространяется до больших высот (что можно узнать из шаропилотных данных), тогда в этот день рассчитывать на парящие условия вообще не стоит и следует планировать другие виды тренировочных полетов.

Четвертый тип (рис. 9, г). Такие очертания дым начинает при­обретать в устойчивой атмосфере, когда ветер превышает 4 м/с. Кажется, что эти очертания похожи на конфигурацию первого типа, ибо они тоже имеют волнистый характер. Но здесь надо присмо­треться к гребням «волн». В гребнях второго типа дым клубится, приобретает округлые очертания. В четвертом типе волна как бы придавлена книзу. Это говорит о том, что в воздухе нет условий


для возникновения и развития восходящих потоков и перемены этого состояния в ближайшие часы не предвидется.

Пятый тип (рис. 9, д). Если в приземном слое воздуха сущест­вует довольно сильная инверсия, распространяющаяся значительно выше трубы, то пряди дыма приобретают очертания, показанные на этом рисунке. Они похожи на очертания дыма (рис. 9,в). И по­скольку мощная инверсия также способствует устойчивости при­земного слоя воздуха, в данный день рассчитывать на восходящие потоки в течение всего дня нельзя. Это тем более относится к слу­чаю, когда инверсия начинается от поверхности земли и не может быть нарушена ни за счет прогрева, ни за счет турбулентности. При безветрии дым в этом случае будет подниматься над трубой на не­значительную высоту и растекаться в виде султана.

Шестой тип (рис. 9, е). Такие очертания дым принимает тогда, когда приземная инверсия немного не достигает до жерла трубы, а повыше инверсии воздух находится в состоянии неустойчивого рав­новесия. Это говорит о том, что при дальнейшем прогреве земли н возникновении турбулентности тонкий слой инверсии скоро исчез­нет и надо готовиться к хорошему парящему дню -и сильным пото­кам. Если в окрестностях аэродрома имеются возвышенности, пре­вышающие высоту инверсионного слоя, то над ними уже в это вре­мя можно ожидать термик и возникновение первых кучевых обла­ков, образующихся за счет более быстрого прогрева обращенных к солнцу склонов.

Седьмой тип (рис. 9, ж). Пряди дыма приобретают такие очер­тания, если приземный воздух находится в состоянии неустойчиво­сти, но где-то, чуть выше уровня трубы, начинается слой инверсии.

Летом — это обычное явление в атмосфере для ранних утрен­них часов. Инверсия возникает за счет ночного выхолаживания при­земных слоев воздуха, и само это выхолаживание служит призна­ком того, что день будет хорошим для планеристов, а инверсия, которая пока задерживает развитие конвективных токов воздуха, при прогреве воздуха и развитии турбулентности исчезнет.

Однако в холодную пору года (ранней весной, поздней осенью) такая инверсионная ситуация может возникнуть и в результате на­плыва более теплого воздуха на приземный холодный слой либо за счет сжатия опускающихся слоев воздуха в антициклонах. В этих случаях слои инверсии будут достигать большой мощности, рассчитывать на то, что восходящие потоки «пробьют» ее, не при­ходится, и в течение нескольких дней условий для парения не будет.

В случае полного штиля дым из трубы будет вертикально под­ниматься вверх до тех пор, пока не достигнет слоя инверсии. Достиг­нув границы инверсии, он начнет растекаться под ней во все сто­роны тонким слоем. И тогда такое дымное «покрывало» может рас­пространиться над землей на десятки километров и будет хорошо видно издали около больших городов. Это верный признак того, что в ближайшие дни планеристы не могут рассчитывать на вос­ходящие потоки.


 

Как видим, заводские дымы могут рассказать опытным пла­неристам о многом, если за ними наблюдать внимательно и со зна­нием дела. Перечисленные ситуа­ции помогают прогнозировать с большой достоверностью пред­стоящую погоду на летный день.

Рис. 10

На наличие термических пото­ков указывают также мглистые темноватые пятна в небе, хорошо заметные с солнечной стороны. Термик уносит с собой от земли различные мельчайшие частицы и пыль. На вершине потока, нахо­дясь во взвешенном состоянии, они образуют пылевое облачко, которое и говорит о существова­нии потока.

Мощные потоки подхватывают и уносят с собой и более зри­мые вещи: обрывки бумаги, сухие листья, легкие пучки сена, со­ломы. Заметив их, можно надеяться на встречу с потоком.

В засушливые месяцы в степях Северного Казахстана, на юге Украины, Краснодарского края и в других местах нередко бывают «видимые» термики, которые можно заметить издали по характер­ным пылевым столбам.

Повсеместно наблюдаются в сухие и жаркие дни своеобразные маленькие смерчи — пылевые вихри. Они возникают внезапно. На­летает ветер, начинает клубиться пыль, мусор, и все это, вращаясь, уносится кверху. Внизу, у основания вихря, образуется как бы во­ронка, которая, расширяясь, растет вверх. Этот своеобразный вих­ревой восходящий поток, как правило, свидетельствует о зарожде­нии термика. Но в него не торопитесь попадать. Такие вихри быва­ют очень сильные, а скорость вращения их очень большая. Попав в такой вихрь, управлять планером становится трудно, иногда не­возможно, не исключен срыв в штопор. Причина непроизвольного срыва заключается в том, что такие вихри сравнительно узки. Пла­нер, пролетая через них, одной консолью попадает в набегающий поток (подъемная сила ее резко возрастает), в то же время другой оказывается в попутном потоке (ее скорость относительно воздуха может быть даже близкой к нулевой). Вследствие резкого возра­стания подъемной силы на одной консоли и уменьшения на другой планер приобретает крен и может перейти в штопор (рис. 10).

При срыве в штопор на малой высоте вероятность аварии вели­ка. Поэтому заходить в смерчевые сильные вихри на низких высо­тах категорически запрещено.

Однако на больших высотах эти же вихри становятся шире, и практика показывает, что вход в них на высотах 400—600 м безо­пасен. Даже если планер и свалится в штопор в таком вихре, на-


личие высоты позволит вывести его в нормальный полет. Для уве­личения эффективности рулей при полете в таком турбулентном потоке надо держать скорость на 5—10 км/ч больше обычной.

Однажды автор этой книги в составе группы из четырех плане­ров пролетел из Днепропетровска в Киев, используя одни лишь вихри. Полет проходил на высотах 800—1800 м, и только несколько раз опускались ниже. Он ничем не отличался от полета в обычных терминах, но был намного легче, так как пылевые вихри хорошо заметны издалека. Особенно они хорошо видны над пашнями, что значительно облегчает их поиски. Больше того, по ширине вихря и степени его запыленности можно приблизительно судить даже о скороподъемности потока и потому совершать переходы от вихря к вихрю на оптимальных скоростях, т. е. как и при полете с ис­пользованием облаков.

Однако еще раз повторяем, что вход в маленькие смерчи на малых высотах категорически запрещен. Искать потоки в них мож­но только на высотах, обеспечивающих безопасность полета.

Вот так, по ряду вспомогательных примет, можно находить по­токи. В процессе тренировок и маршрутных полетов надо постоянно накапливать запас этих примет и способов использования их для выполнения полетного задания. Ибо в каждом, даже, казалось бы, самом благополучном, с точки зрения планерной погоды, полете, когда есть и кучевые облака, и мощная конвективная деятельность, можно попасть в безоблачный район, где все эти приметы приго­дятся и помогут избежать неожиданной, преждевременной посадки.

Основной вид спортивных полетов в настоящее время — это парящие полеты с использованием термических потоков и, в пер­вую очередь, с кучевыми облаками, или, как говорят планеристы, с «кучевкой». О них будем много говорить на протяжении всей кни­ги. Однако, когда в небе нет ни облаков, ни птиц, ни пылевых столбов, ни заводских дымов, когда никаких примет терминов со­вершенно не видно, тогда остается один-единственный способ их поисков — по контрастности земной поверхности. Чем более кон­трастная местность, чем сильнее она изрезана оврагами, руслами рек, чем больше на ней озер и перелесков, тем больше предпосылок для неоднородного прогревания подстилающей поверхности и воз­никновения термических потоков.

Даже на бескрайних равнинах, как в Казахстане или на юге Украины, где степь ровна и однообразна на огромном пространстве, и там можно найти потоки, возникновению которых способствуют контрасты цветного покрова степи, ее разноколерные посевы и даже неоднородность структуры почвы.

'Принцип поиска потоков в этих случаях один. Термики возника­ют при соседстве наиболее контрастных мест: река — песчаный пляж, посев — пашня, сухой луг — мокрый луг, зеленое поле — спелая рожь, низкий посев — высокий посев, один цвет поля — другой цвет поля, почва черноземная — почва глинистая и т. д.

В каждом полете внимательно присматривайтесь к местам об­разования терминов, анализируйте причину их возникновения, за-


поминайте все это и знайте, что каждая мелочь важна в летной практике. Со временем у вас выработается интуиция, которая, яв­ляясь результатом большого опыта, поможет потом находить вос­ходящие потоки без тех трудностей, которые были вначале.

Как использовать эти потоки и как «вписаться» в их централо-ную часть, чтобы подъем планера был максимальным, будет рас­сказано в следующем разделе.

 

ЦЕНТРИРОВАНИЕ ПОТОКА

В начале обучения молодого планериста искусству парящего полета инструктор или руководитель полетов нередко выбирает мощное облако поблизости аэродрома, и планер буксируется под него.

Как только стрелка вариометра начнет показывать подъем, бук­сировщик дает сигнал отцепки. Все остальное, казалось бы, очень просто. Спортсмен должен отцепиться в самом потоке, ввести пла­нер в спираль и начать набирать высоту. Но каждый сразу же убе­ждается, что удержаться в потоке не так просто, вариометр пока­зывает то набор высоты, то спуск, то отсутствие того и другого.

В чем же дело? А в том, что вы не сумели отцентрировать по­ток, т. е. найти его центральную часть, и ваша спираль проходит или через него, или задевает только периферийные области потока, или совсем оказывается вне потока (рис. 11).

Чтобы планер устойчиво и быстрее набирал высоту, надо выпол­нять спирали вблизи центральной части потока, наиболее интен­сивной, где подъем наибольший. А как же найти ее, если поток не­видим? Для этого существует несколько приемов.

При подходе к облаку на буксире необходимо следить за ва­риометром особенно внимательно. Если стрелка начинает показы­вать набор больший, чем при буксировке в спокойном воздухе, зна­чит, планер попал в восходящий поток. В этот момент бросьте бег­лый взгляд вверх и заметьте, в каком месте облака находится по-


ток, так сказать, «привяжите» его к облаку, уяснив его простран­ственное положение.

Рис. 1
Рис. 12

Потоки могут находиться с различных сторон -облака: солнеч­ной, тыльной по отношению к солнцу, наветренной, подветрен­ной. В большинстве случаев «дер­жит» солнечная сторона облака (рис. 12). Но поскольку ветер то­же вносит свои коррективы в по­ложение потока, то нередко ока­зывается, что поток находится либо с тыльной, либо с наветрен­ной стороны облака. Это очень важно знать, так как расположе­ние потоков,по отношению к обла­ку — есть закономерность для данного дня, обусловленная ря­дом метеорологических и физиче­ских явлений: направлением вет­ра, влажностью воздуха, интен­сивностью солнечных лучей. А раз это закономерность, то, определив местоположение потока под пер­вым облаком, вы уже в течение всего полета ил!и определенной ча­сти его будете направлять планер сразу к той стороне последующих облаков, где действует поток. Если учесть, что облака занима­ют иногда очень большую пло­щадь, то такая «разведка» под первым облаком при поисках по­токов сэкономит вам потом много времени.

Итак, запомнив, с какой стороны облако «держит», не обяза­тельно снова внимательно следить за вариометром и спешить от­цепляться при малейшем движении стрелки вариометра вверх от обычного набора, ибо это может быть не поток, а лишь следствие турбулентности воздуха. Ширина потоков под обычными кучевыми облаками в хорошую погоду может колебаться в довольно значи­тельных пределах: от нескольких десятков до нескольких сотен мет­ров. Планеристы стремятся использовать наиболее скороподъем-ную центральную часть потока. Слабые периферийные области по­тока, как правило, менее интересны. Исходя из практических наб­людений, можно сказать, что «рабочая», т. е. обычно используемая планеристами ширина потоков, достигает 100—150 м. На буксире за самолетом Як-12 планер пролетает это расстояние за 3—5 се-


кунд. С учетом периферийной части потока продолжительность по­лета через поток иногда возрастает до 10—12 секунд и больше.

За это время необходимо успеть выяснить многое: вертикаль­ную скорость в потоке, его ширину и «характер», т. е. широкий ли поток и спокойный, без ярко выраженной центральной части, или узкий и с резким усилением подъема в центре. Молодым планери­стам еще при выполнении учебной программы в полетах на буксире полезно заниматься такой оценкой потоков, ибо она очень помо­гает в самостоятельных полетах осваивать парение и пригодится также и в дальнейших полетах.

Естественно, в широких потоках удержаться легче, чем в узких. Но бывают случаи, когда можно вдруг обнаружить, что потока, который был замечен в буксирном полете, после отцепки не ока­залось. Только что вариометр показывал подъем, а теперь планер-идет со снижением. Это случается потому, что, пока происходила отцепка, а потом уменьшалась скорость до нужной величины, по­ток остался позади, и теперь надо разворачиваться на 180° и ис­кать его снова. Возможн<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.