Дополнительное дыхательное упражнение — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Дополнительное дыхательное упражнение

2017-10-01 130
Дополнительное дыхательное упражнение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Через некоторое время, когда ум становится более спокойным, обычно обнаруживается, что между дыханиями возникает некоторый разрыв – в нормальных условиях это происходит в конце выдоха до производства нового вдоха. В такой неожиданной остановке процесса ум подвержен колебаниям, находясь без объекта; в результате он обнаруживает склонность к блужданиям. Поэтому когда происходит этот разрыв, нужно позволить уму отметить одно или два ощущения, всегда присутствующие внутри тела. Например, следует отметить общее положение и ощущение тела в целом, когда оно спокойно сидит, занятое практикой, Это нужно отметить, как «сиденье». Затем ощущение давления под ягодицами или давление на лодыжки, если мы сидим со скрещенными ногами; их надо ответить, как «чувство».

Таким образом, для того чтобы удобно заполнить разрыв в дыхании, нужно взять два или три пункта (или ещё больше) для отметки. Эти отметки нужно производить с естественной удобной скоростью, без чрезмерной поспешности или преднамеренного излишнего замедления отметок, которое спровоцирует отвлекающие мысли. Лучший способ состоит в том, чтобы сделать пунктами для отметок наиболее явные ощущения; или, если в это время существует нечто, по природе похожее на постоянный шум, как проходящий автомобиль или пролетающий самолёт, можно сделать отметку «слушанье» вместе с другими пунктами ощущения того, как ум вернётся к дыханию перед началом нового вдоха. Так что, какой бы длительной ни была пауза в дыхании, мы просто продолжаем заполнять отметками подобные пункты ощущений. Иногда пауза может оказаться очень длительной – на более поздней ступени она иногда продолжается даже несколько минут, и в таком случае мы просто делаем круг по самым заметным ощущениям, отмечая их по очереди и продолжая вести осознание далее до тех пор, пока оно само по себе снова отметит начало следующего дыхания. Для такой цели обычно вполне достаточно количество в три или пять пунктов, в которых отмечаются выдающиеся ощущения.

В повседневной жизни

Никто не станет претендовать на то, что для него легка практика памятования в повседневной жизни, особенно в условиях современного большого города. Чтобы удерживать ум на необходимой высоте осознания и противостоять постоянной центробежной силе вокруг и внутри себя, требуются значительные и длительные усилия. Это такое усилие, которое, пожалуй, не все готовы предпринять. Однако едва ли менее трудными будут другие альтернативы, представляющие жизнь, какова она есть. Без повышения осознания и господства над собой, приносимых памятованием, жизнь вырождается: мы бредём, спотыкаясь, по неровной почве изменяющихся обстоятельств, которые развёртывает у нас под ногами поток кармы. Эволюция человека должна направляться вверх, в сторону большего осознания себя и самообуздания. «Развивайся или умри!» – таково настоятельное повеление природы; и, несомненно, человек без памятования живёт в состоянии медленной смерти, продолжая вести бесполезную борьбу с призраками. Будда сказал: «Сдержанные не умирают; легкомысленные подобны мертвецам».

Было бы приятнее иметь возможность сидеть без дела, праздно, легко относиться к жизни; но это оказывается пустой мечтой, и наш ум не даст нам отдыха, пока мы не одержим «жизненную победу» – победу над Неведеньем и Алчностью. Мы хотим лёгкости и «свободы»; но такая возможность зависит от того, для чего и от чего мы хотим освободиться. Если мы хотим быть свободными от самодисциплины, чтобы «наслаждаться» объектами внешних чувств, это просто указывает на то, что мы по-настоящему остаёмся рабами этих внешних чувств, причём среди прочих чувств оказывается и интеллект. Если же, с другой стороны, мы хотим быть свободными от рабства у внешних чувств, так чтобы достичь власти над собой и самоосуществления, это будет истинной свободой.

И обрести её возможно. Это спокойствие это истина, это более насыщенная жизнь, радость и свобода.

Практика памятования в повседневной жизни имеет склонность казаться более трудной, чем она есть, по двум главным причинам. Во-первых, мы к ней не привыкли, мы не держимся за неё; а потому в тот момент, когда мы с энтузиазмом начинаем попытки практиковать большую степень памятования в жизни, мы обнаруживаем, что очень скоро благой импульс каменеет ввиду отсутствия сотрудничества всего мира; и мы оказываемся, по-видимому, на том же самом месте, откуда начинали. Этому можно значительно противодействовать, если мы хоть раз по-настоящему ощутим вкус того чувства, которое вызывает подлинное памятование, – например, во время периода полного курса памятования под руководством наставника в центре медитации. Воздействие этого переживания, в особенности, если оно периодически возобновляется, помогает поддерживать должный уровень энергии. Но даже и в этом случае нам необходимо ожидать (и включать это в своё продвижение) периоды кажущегося провала в попытке поддерживать памятование. Важно здесь не позволять себе разочарования, а снова взяться за дело. Есть пословица: «Англичане проигрывают все битвы, кроме последней». Едва ли это верно исторически; но нечто подобное, пожалуй, можно было бы сказать в духовном смысле о самом святом человеке.

Другая причина, по которой мы как будто слабо продвигаемся вперёд, несмотря на все усилия практиковать памятование, является следствием застарелой человеческой привычки. «Святая жизнь» – в монашеском одеянии или без него – требует отречения; мы должны отвернуться от мира, иначе говоря, от внешних чувств. Это не бегство от них, не отталкивание их, а утрата интереса к ним. Как сказано в «повторе» «Беседы о практике памятования», мы «оставляем желание мира и отвращение к нему». Это «святое безразличие» есть надёжное вступление в подлинное памятование. При его наличии нас ничто не отвлечёт, как ничто не захватит наш интерес – ни чувственные мысли, ни раздражение, ни сомнения, ни весь сонм прочих мелких мыслей и воспоминаний, которые постоянно наводняют наш ум.

Такой эмоциональный уход в себя, отказ от интереса к обусловленным предметам, никоим образом не помешает нашей способности выполнять необходимую функцию в жизни. Наоборот, мир и ясное виденье приносят с собой гораздо более значительную действенность благодаря радости и свободе от осознания того, что «я не действую».

Нет другой практики, столь подходящей для применения в повседневной жизни, как практика памятования. Это такая практика, которую можно и нужно использовать во всякое время и во всех разнообразных обстоятельствах. Сказано, что подобно тому, как соль годится для всех блюд, так и памятование оказывается пригодным во всех событиях жизни. Существует известный рассказ о мастере дзэн; его спросили, как следует жить, и он ответил: «Когда мы голодны, мы едим; когда мы утомились, мы отдыхаем. «Спрашивающий возразил на это: «Но ведь так живёт каждый человек!» «Совсем нет, – ответил мастер. – В большинстве своём люди во время еды не просто едят, а погружаются во всевозможные образы воображения и праздные мысли». Это и есть различие между жизнью в состоянии памятования и жизнью без него.

Люди часто возражают: «Но у меня нет времени для практики медитации! Я – занятой человек». Нет времени для осознания? Странное утверждение! Люди опасаются, что практика памятования во время работы помешает выполнению этой работы; на самом же деле это противоречит истине.

Однако взглянем на огромную массу времени, которое ежедневно тратится попусту. Мы встаём и одеваемся – о чём мы в это время думаем? Мы умываемся и бреемся – о чём мы думаем? Готовим завтрак – о чём думаем? Разве более «продуктивно» разрешать уму бегать взад и вперёд, занимая его политикой, модами, любовными делами, всяческими заботами, – вместо того, чтобы вдумчиво сосредоточить его на выполняемой работе? Даже во время разговора мы можем быть с ним, слушая, когда слушаем, говоря, когда говорим. Когда мы идём к автобусу или к метро – о чём мы думаем? О чём думаем, сидя в поезде? Разве это такое ценное занятие – глазеть на объявления и на окружающих? Когда мы заняты домашней работой – о чём мы думаем? Можно мести, когда метём, вытирать пыль, когда вытираем её, мыть, когда моем, – и так далее.

Пусть всё идет свои чередом

Люди испытывают почти инстинктивный страх, думая, что, если они не будут «думать», не будут «все контролировать», то забудут что-то важное, и все пойдет неправильно. Однако на самом деле даже четвёртая часть тех мыслей, которые проносятся через такой чрезмерно занятой ум, не составляет подлинное функциональное содержание; а остальные мысли – это просто прыжки кузнечика. Если условия требуют предпринять некоторое действие, целые годы обусловленности также обеспечат возникновение импульса; и чтобы нам не пропустить его и не вытеснить, лучше всего оставаться спокойными и памятливыми, иначе более вероятно, что он окажется заглушённым или затуманенным потоком воспоминаний, надежд, тревог и забот.

Полагаться на закон кармы, закон обусловленности, видеть, что вещи происходят так, как им следует происходить, обрести надёжность в понимании: «нечто действует через меня, я – только орудие» – это гораздо более счастливый и более памятливый образ жизни. Но, конечно, сила привязанности и завеса ошибочных чувств – «я действую» – вызывает поток мыслей в обычной недисциплинированной и беспокойной форме.

Более значительное памятование приносит мир, свободу от дурных эмоций, более ясные суждения и подлинное чувство благополучия. Оно убивает двух великих гигантов – Страсть (танха) и Неведенье (авидджа), обитающих в зарослях джунглей нашего ума. Вожделение уничтожается при помощи мира, при помощи свободы от озабоченности и вредных эмоций, оставляя радость, благожелательность, сострадание и тому подобные чувства, которые не ослепляют ум; а неведенье уничтожается ясностью виденья и возрастающим осознанием истины «не-я», анатта, приносящей понимание: «Это не моё; это – не я; это не моя истинная природа». Иными словами, «эти объекты не имеют ничего общего со мною; они никоим образом не затрагивают моего истинного существа, не я совершаю эти действия». Именно неведенье заставляет нас отождествлять себя со «своими» действиями и возлагать на свои плечи ответственность за них. И вот таким образом мы привязываем себя к Колесу Обусловленности.

Постоянное же памятование в соединении с мудростью приносит нам освобождение, – вернее, показывает, что мы никогда и не были по-настоящему связаны, а связанность оставалась только в МЫСЛИ.

Да будут счастливы все создания!

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.