Исследование влияния пористости на физико-механические свойства углепластика в физическом эксперименте. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Исследование влияния пористости на физико-механические свойства углепластика в физическом эксперименте.

2017-09-30 1073
Исследование влияния пористости на физико-механические свойства углепластика в физическом эксперименте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литературный обзор

Дефекты в армированных ПКМ.

Надежность деталей и агрегатов изделий из армированных ПКМ зависит не только от свойств материалов, но и от наличия в них скрытых структурных неоднородностей и несплошностей, приводящих к отклонениям физико-механических характеристик материала от номинальных значений.

На рис.1.1 показаны обычно наблюдаемые типы повреждений (дефектов, трещин)армированных слоистых ПКМ на трех основных уровнях (масштабах) их структуры: макро- (элементы конструкции или соединения); мезо- (слои ПКМ или адгезионные слои) и микро- (армирующие волокна и матрица), соответсвенно типы повреждений: сквозные трещины и расслоения по границе раздела элементов конструкции; трансверсальные и продольные внутри- и межслоевые трещины и расслоения; разрывы, отрывы и извлечение из матрицы отдельных волокон. При этом очевидно, что повреждения развиваются от микро- к макромасштабу.

 

Рисунок 1.1. Схема основных уровней структуры армированных слоистых ПКМ и типы типичных повреждений на этих уровнях

 

Наиболее часто встречающимися опасными макродефектами в армированных ПКМ, являются дефекты типа нарушения сплошности, например, расслоения, непроклеи, трещины, крупные воздушные или газовые раковины, инородные включения, прочность в зоне которых равна или близка к нулю.

Кроме того, в ПКМ присутствуют дефекты на уровне микроструктуры: поры (зоны повышенной пористости), отклонения от оптимального соотношения матрицы и армирующего наполнителя, низкая степень отверждения связующего при формовании, нарушения ориентации волокон, складки, свили, поверхностные подмятия и царапины и т. п., в зоне которых отмечается пониженная прочность материала [1].

Дефекты ПКМ различаются: по происхождению (возникают на стадии изготовления, хранения, транспортировки или эксплуатации); местоположению в детали (поверхностные, изолированные или выходящие на кромку детали); глубине залегания: раскрытию; размерам в плане данных структурных неоднородностей (макродефекты - свыше 60-100 мкм, которые обычно локализованы в объеме материала конструкции, и микродефекты - размером до 60-100 мкм. как правило, распределенные в объеме материала или в значительной его части). Например, пора (микродефект) имеет размер менее 100 мкм, воздушное включение типа раковины (макродефект) - более 100 мкм.

К первой группе наиболее опасных дефектов относится низкая степень отверждения связующего при формовании. Чаще встречаются дефекты типа расслоений (вторая группа опасности), трещин (третья группа), локальных несоответствий норме состава материала (четвертая группа).

Сложность состава ПКМ, многообразие форм армирующих наполнителей, различные технологии изготовления препрегов и методов формования обусловливают и многообразие получаемых дефектов. Например, на этапе изготовления жгутовых препрегов могут быть получены дефекты типа: нарушения состава компонентов, раздвижки и скручивания жгутов, образования местных непрочитанных участков, натеков связующего, стыков и нахлестов отдельных жгутов, повышенной или пониженной плотности раскладки жгутов и связанной с этим разной плотности укладки жгутов в препреге и, как результат, изменения толщины монослоя препрега. На этапе изготовления тканого препрега помимо дефектов, привнесенных самой тканью: близна, провисание фона ткани, наработанный пух, повышенная влажность и т.д., могут появляться такие дефекты, как: местные натеки связующего, нарушение состава компонентов, смещение текстуры ткани, складки от воздействия разделительного слоя.

На этапе раскроя, если используется качественный препрег без нарушений условий его хранения, из наиболее часто встречающихся дефектов можно выделить следующие: нарушение угла вырезки, подрез отдельных нитей, нарушение текстуры при снятии шаблона, деформирование раскроя при транспортировке, отклонение места реза от контура шаблона, нарушение текстуры наполнителя в зоне реза.

На этапе сборки пакета (выкладки) могут появиться дефекты, связанные с нарушением угла выкладки, смешением зоны выкладки, искривлением структуры препрега в плоскости слоев (искривление волокна), образованием волнистости препрега из-за неравномерного натяжения при выкладке и изменения усилий, которое может привести к искривлению волокон в плоскости или формированию складки. Вероятность образования или тенденции образования дефектов на этапе выкладки для толстостенных деталей особенно велика из-за большого количества слоев и интенсивного уменьшения жесткости подложки с каждым выкладываемым слоем.

На этапе формования деталей могут возникнуть следующие дефекты: складки и искривления волокон в результате уплотнения и перемещения материала, нарушение состава материала, натеки связующего или раковины из-за неравномерного температурного поля: подмятая из-за попадания на поверхность наружных слоев посторонних включений, забоин на оснастке, от стыков разделительных пленок, цулаг или впитывающих слоев: расслоения и трещины от внутренних напряжений в материале, возникающих при проведении термообработки или при охлаждении детали или при небрежном снятии детали с оснастки.

На этапах транспортировки, хранения, механической обработки возможно возникновение дефектов типа сколов, царапин, забоин, выкрашивание в зоне механообработки, отрыв поверхностных слоев и образование трещин от воздействия инструмента.

Известно, что рекомендуемый верхний предел рабочей температуры материалов с термореактивной матрицей соответствует 95-98% степени конверсии реакционно-активных групп. При этом обеспечивается характерный для данного материала уровень температуры стеклования и связанная с ней теплостойкость материала. Различные дефекты по-разному влияют на физико-механические свойства материала и чаще всего уменьшают прочность деталей и конструкций из ПКМ [1]. Достаточно большое расслоение вызывает катастрофическое разрушение материала вследствие потери межслойной сдвиговой прочности вызванной наличием пор на границе раздела волокн-матрица. Снижение прочности зависит от схемы армирования и расположения дефекта, и для ПКМ с армированием [0; 45; 90; -45]s это снижение составляет: 9% при расслоении в слое с ориентацией 0°, 17% при расслоении в слое с ориентацией 90°.

Наиболее характерными и опасными дефектами ПКМ являются поры. Их появление связано с наличием в связующем большого количества растворителя или влаги, с неправильным выбором режимов термообработки (большая скорость нагрева, низкое давление), а также с образованием воздушных пузырьков, возникающих на этапе пропитки материала при мокром методе формования. Поры оказывают влияние на сопротивление сдвиговым нагрузкам слоистых композитов. Также они являются концентраторами напряжений в матрице и при внешнем воздействии на конструкцию или наличии внутренних остаточных напряжений в материале могут быть источниками образования трещин, как в самой матрице, так и вдоль границы раздела волокно-матрица.

Пористость, ухудшает характеристики матрицы, особенно термореактивной. Пористость в 1% снижает прочность до 15%. а усталостную долговечность - на 50%.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.