Сопоставление и определение терминов. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сопоставление и определение терминов.

2017-09-26 161
Сопоставление и определение терминов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Почему мы выбрали эту тему?

За годы нам пришлось убедиться, что обычно применяемые методы лечения часто малоэффективны, т.к. они направляются на пациента как на биологический объект, на организм, но не на личность в целом, не затрагивается социум человека. Успешное лечение СД требовало активного и осознанного участия пациента в процессе на основе партнерских, а не подчиненных врачу отношений. Иначе достигнутая в стационаре в течение месяца компенсация заболевания «срывалась» при выходе пациента из стен больницы, он пассивно не менял поведения в изменившихся условиях окружающей среды и быстро повторно нуждался в медицинской помощи. Значит, нужно было научить пациента жить с СД. Поэтому в 1988 г. мы открыли «Школу здоровья психофизической саморегуляции», позже получившей имя Эрнесто Рома, создателя первой в мире Школы для больных диабетом, для пациентов с СД на базе Всесоюзного психоэндокринологического научного центра, где больные люди получали необходимые знания для активного введения изменений в свою жизнь в связи с наличием СД, в школе применяются и психотерапевтические методики. Тогда же наладились связи с первым в стране московским диабетическим обществом. На нас легли моральные обязанности по медицинскому обеспечению, психосоциальной реабилитации, обучению пациентов и врачей, налаживанию международных связей. Возникла потребность осмысления цели и задач РДА как общественной организации, понимания и воздействия на все механизмы цепи от молекулярно-рецепторного – нарушения работы гормона инсулина, через клеточный, тканевый, органный, организменный, личностно-психологический, через групповой – до социального уровня адаптации, что естественно потребует глубоких научных разработок.

Определение границ проблемы

Для разрешения комплекса указанных медикопсихосоциальных проблем необходимо сформулировать цель, которая должна быть достигнута – суть ее – адаптация. Определим общефилософские проблемы адаптации. Мы не можем считать результаты терапевтического воздействия удовлетворительными, если человек-пациент не чувствует себя счастливым, гармонично сочетающимся с окружающим миром. Адаптация (приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации (А.) – согласование оценок, самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностями социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта.

А. включает в себя все перечисленные нами уровни: физиологический, биологический, психологический и собственно социальный уровни. Понятие А. возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функции организмов к условиям существования или привыкания к ним. Психологическая А. определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда – адаптивная и, одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм А., складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю. При недооценке фактора социальной и психической активности личности А. сводится к простому равновесию биологических желаний человека и социальных требований и запретов, а сама личность – к пассивному результату столкновения того и другого. Однако нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, считающих, что психоаналитический подход не учитывает собственную психосоциальную активность личности.

На собственно социальном уровне А. в первую очередь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальной среды А. определяется целями деятельности, социальными нормами-способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм.

Различают следующие варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности или группы. Подчинение среде, при котором собственные цели личности или группы и способы их достижения выработаны общественно-исторически, общеприняты, традиционны, полностью соответствуют социальным нормам; что соответствует понятию «диабетической личности» и возникновению диабетических обществ-«просителей», требующих от местных властей льгот и привилегий, постоянной благотворительности, спонсорства. Как правило, правления таких обществ состоят из родителей больных детей и не стремятся к расширению поля своей деятельности далее распределения получаемых пассивно общественных благ. Обновление среды, при котором для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа использует нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. Ассимиляция в диабетическом движении может носить как конструктивный, так и деструктивный характер: на определенных этапах своего развития диабетические общества входят в конфликтные взаимоотношения с медицинской администрацией разных уровней, а иногда даже с органами исполнительной государственной власти на местах; начинают заниматься самостоятельным поиском материальных средств для решения своих задач – чаще занимаясь предпринимательской деятельностью. А на более поздних этапах сами выступают с законодательной инициативой, как, например, Региональная Украинская Диабетическая Ассоциация (РУДА) вынесла на рассмотрение парламента законопроект о сахарном диабете. В ряде стран такие законы уже существуют. Ритуализм, при котором, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют внешне благопристойные, одобряемые и общепринятые способы, строго следуя традициям и ритуалам. Как, например, «родительские» диабетические общества законным порядком добиваются присвоения группы инвалидности заболевшим СД детям независимо от степени тяжести заболевания вместо того, чтобы помочь ребенку войти в жизнь полноценным человеком, что в конечном счете носит дезадаптирующий характер, «виктимизируя» личность, воспроизводя в общественном сознании представление о диабетическом обществе (ДО), как об «инвалидном», меняя вектор А. на противоположный. Уход от жизни, при котором не принятые, странные с точки зрения среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами. На социальном уровне в ДО такое взаимодействие, как правило, не проявляется, нивелируясь разнонаправленными личностными воздействиями внутри группы. На личностно-психологическом уровне нам известны примеры суицидальных попыток на почве СД, истероидных реакций в ответ на возникновение и дефакториальность СД – девушка специально вызывает декомпенсацию заболевания, чтобы причинить боль своим родителям. Пришлось столкнуться с двумя молодыми пациентами, пришедшими к христианскому мировоззрению после начала заболевания. Бунт, мятеж, при которых отказываясь от общепринятых целей, личность или группа выступают не с реакционных позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения, что часто выступает как творческое конструктивное преобразование среды. Личностный бунт – часто встречающийся механизм психологической защиты (МПЗ) при СД в подростковом возрасте.

Сопоставление психологической и философской литературы заставляет задуматься о корреляции между встречающимися МПЗ и социальными вариантами адаптационного взаимодействия.

Важнейшим условием успешной адаптации является успешное, оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима А. Здесь возможно задуматься над верностью высказывания Ф.М. Достоевского о том, что человек есть существо, которое ко всему привыкает. В. Франкл выделил два возможных варианта фазы собственно личностной А.: регрессия психологическая – психоаналитический термин, обозначающий возврат личности к онто- и филогенетически менее зрелым формам поведения (примитивизация желаний, концентрация. Фокусирование мыслей, желаний, стремлений на болезни, уход в нее); как наиболее частая реакция на психологический стресс, и морально-психологическая прогрессия, в нашем случае проявляющаяся в гиперадаптации, когда заболевший думает: «Я вам еще покажу…». Чемпион мира по троеборью Адриан Марплз, хоккеист-профессионал Бобби Халл, писатель-фантаст Герберт Уэллс были пациентами с СД. Но такие примеры нечасты: все прекрасное так же трудно, как и редко, как сказано в последней фразе «Этики» Бенедикта Спинозы. Основа А. – высокоосознанная творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на новый более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности или группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определенных социальных условиях. Дезактуализация самого существования при хроническом неизлечимом заболевании становится мощным дезадаптирующим фактором. Психологический статус пациента с СД можно уподобить статусу заключенного концлагеря с меньшей выраженностью симптомов – заключенный не знает, когда его освободят или когда он умрет (неопределенность конца). Так и больной не знает, когда он выздоровеет и выздоровеет ли вообще. Потеря жизненной цели проявляется в ее переориентации с собственно цели на текущее ежедневное выживание. «Принимая во внимание преимущественно временный характер, присущий человеческому существованию, более чем понятно то, что жизни в лагере (концентрационном, примеч. автора) сопутствовала потеря уклада всего существования. Без фиксированной точки отсчета в будущем человек, собственно, просто не может существовать. Обычно все настоящее структурируется, исходя из нее, ориентируется на нее, как металлические опилки в магнитном поле на полюс магнита», - писал В. Франкл. Возникает бездумное наличное существование. Отсюда ясно возникновение религиозного мировоззрения у наших больных, отсюда также возможно сформулировать основные задачи психотерапии хронических больных. Иначе говоря, без сознания безусловного смысла существования полноценная А. невозможна. А если цели личности противостоят провозглашаемым общественным целям, то возникают различные формы отклоняющегося поведения, очевидно, неизбежные в личностно-социальном развитии.

 

Почему мы выбрали эту тему?

За годы нам пришлось убедиться, что обычно применяемые методы лечения часто малоэффективны, т.к. они направляются на пациента как на биологический объект, на организм, но не на личность в целом, не затрагивается социум человека. Успешное лечение СД требовало активного и осознанного участия пациента в процессе на основе партнерских, а не подчиненных врачу отношений. Иначе достигнутая в стационаре в течение месяца компенсация заболевания «срывалась» при выходе пациента из стен больницы, он пассивно не менял поведения в изменившихся условиях окружающей среды и быстро повторно нуждался в медицинской помощи. Значит, нужно было научить пациента жить с СД. Поэтому в 1988 г. мы открыли «Школу здоровья психофизической саморегуляции», позже получившей имя Эрнесто Рома, создателя первой в мире Школы для больных диабетом, для пациентов с СД на базе Всесоюзного психоэндокринологического научного центра, где больные люди получали необходимые знания для активного введения изменений в свою жизнь в связи с наличием СД, в школе применяются и психотерапевтические методики. Тогда же наладились связи с первым в стране московским диабетическим обществом. На нас легли моральные обязанности по медицинскому обеспечению, психосоциальной реабилитации, обучению пациентов и врачей, налаживанию международных связей. Возникла потребность осмысления цели и задач РДА как общественной организации, понимания и воздействия на все механизмы цепи от молекулярно-рецепторного – нарушения работы гормона инсулина, через клеточный, тканевый, органный, организменный, личностно-психологический, через групповой – до социального уровня адаптации, что естественно потребует глубоких научных разработок.

Определение границ проблемы

Для разрешения комплекса указанных медикопсихосоциальных проблем необходимо сформулировать цель, которая должна быть достигнута – суть ее – адаптация. Определим общефилософские проблемы адаптации. Мы не можем считать результаты терапевтического воздействия удовлетворительными, если человек-пациент не чувствует себя счастливым, гармонично сочетающимся с окружающим миром. Адаптация (приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации (А.) – согласование оценок, самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностями социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта.

А. включает в себя все перечисленные нами уровни: физиологический, биологический, психологический и собственно социальный уровни. Понятие А. возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функции организмов к условиям существования или привыкания к ним. Психологическая А. определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляции («уподобления» себе, преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействуют на среду. Отсюда – адаптивная и, одновременно адаптирующая активность личности или группы. Такой механизм А., складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю. При недооценке фактора социальной и психической активности личности А. сводится к простому равновесию биологических желаний человека и социальных требований и запретов, а сама личность – к пассивному результату столкновения того и другого. Однако нельзя согласиться с мнением некоторых авторов, считающих, что психоаналитический подход не учитывает собственную психосоциальную активность личности.

На собственно социальном уровне А. в первую очередь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальной среды А. определяется целями деятельности, социальными нормами-способами их достижения и санкциями за отклонение от этих норм.

Различают следующие варианты адаптационного взаимодействия, зависящие от степени активности и направленности деятельности личности или группы. Подчинение среде, при котором собственные цели личности или группы и способы их достижения выработаны общественно-исторически, общеприняты, традиционны, полностью соответствуют социальным нормам; что соответствует понятию «диабетической личности» и возникновению диабетических обществ-«просителей», требующих от местных властей льгот и привилегий, постоянной благотворительности, спонсорства. Как правило, правления таких обществ состоят из родителей больных детей и не стремятся к расширению поля своей деятельности далее распределения получаемых пассивно общественных благ. Обновление среды, при котором для достижения общепринятых и одобряемых целей личность или группа использует нешаблонные, неодобряемые или неизвестные ранее способы. Ассимиляция в диабетическом движении может носить как конструктивный, так и деструктивный характер: на определенных этапах своего развития диабетические общества входят в конфликтные взаимоотношения с медицинской администрацией разных уровней, а иногда даже с органами исполнительной государственной власти на местах; начинают заниматься самостоятельным поиском материальных средств для решения своих задач – чаще занимаясь предпринимательской деятельностью. А на более поздних этапах сами выступают с законодательной инициативой, как, например, Региональная Украинская Диабетическая Ассоциация (РУДА) вынесла на рассмотрение парламента законопроект о сахарном диабете. В ряде стран такие законы уже существуют. Ритуализм, при котором, преследуя необщепринятые цели, личность или группа используют внешне благопристойные, одобряемые и общепринятые способы, строго следуя традициям и ритуалам. Как, например, «родительские» диабетические общества законным порядком добиваются присвоения группы инвалидности заболевшим СД детям независимо от степени тяжести заболевания вместо того, чтобы помочь ребенку войти в жизнь полноценным человеком, что в конечном счете носит дезадаптирующий характер, «виктимизируя» личность, воспроизводя в общественном сознании представление о диабетическом обществе (ДО), как об «инвалидном», меняя вектор А. на противоположный. Уход от жизни, при котором не принятые, странные с точки зрения среды цели достигаются такими же непонятными и неодобряемыми способами. На социальном уровне в ДО такое взаимодействие, как правило, не проявляется, нивелируясь разнонаправленными личностными воздействиями внутри группы. На личностно-психологическом уровне нам известны примеры суицидальных попыток на почве СД, истероидных реакций в ответ на возникновение и дефакториальность СД – девушка специально вызывает декомпенсацию заболевания, чтобы причинить боль своим родителям. Пришлось столкнуться с двумя молодыми пациентами, пришедшими к христианскому мировоззрению после начала заболевания. Бунт, мятеж, при которых отказываясь от общепринятых целей, личность или группа выступают не с реакционных позиций, а выдвигают новые цели и используют новые способы их достижения, что часто выступает как творческое конструктивное преобразование среды. Личностный бунт – часто встречающийся механизм психологической защиты (МПЗ) при СД в подростковом возрасте.

Сопоставление психологической и философской литературы заставляет задуматься о корреляции между встречающимися МПЗ и социальными вариантами адаптационного взаимодействия.

Важнейшим условием успешной адаптации является успешное, оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима А. Здесь возможно задуматься над верностью высказывания Ф.М. Достоевского о том, что человек есть существо, которое ко всему привыкает. В. Франкл выделил два возможных варианта фазы собственно личностной А.: регрессия психологическая – психоаналитический термин, обозначающий возврат личности к онто- и филогенетически менее зрелым формам поведения (примитивизация желаний, концентрация. Фокусирование мыслей, желаний, стремлений на болезни, уход в нее); как наиболее частая реакция на психологический стресс, и морально-психологическая прогрессия, в нашем случае проявляющаяся в гиперадаптации, когда заболевший думает: «Я вам еще покажу…». Чемпион мира по троеборью Адриан Марплз, хоккеист-профессионал Бобби Халл, писатель-фантаст Герберт Уэллс были пациентами с СД. Но такие примеры нечасты: все прекрасное так же трудно, как и редко, как сказано в последней фразе «Этики» Бенедикта Спинозы. Основа А. – высокоосознанная творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на новый более высокий уровень. Это требует осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности или группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определенных социальных условиях. Дезактуализация самого существования при хроническом неизлечимом заболевании становится мощным дезадаптирующим фактором. Психологический статус пациента с СД можно уподобить статусу заключенного концлагеря с меньшей выраженностью симптомов – заключенный не знает, когда его освободят или когда он умрет (неопределенность конца). Так и больной не знает, когда он выздоровеет и выздоровеет ли вообще. Потеря жизненной цели проявляется в ее переориентации с собственно цели на текущее ежедневное выживание. «Принимая во внимание преимущественно временный характер, присущий человеческому существованию, более чем понятно то, что жизни в лагере (концентрационном, примеч. автора) сопутствовала потеря уклада всего существования. Без фиксированной точки отсчета в будущем человек, собственно, просто не может существовать. Обычно все настоящее структурируется, исходя из нее, ориентируется на нее, как металлические опилки в магнитном поле на полюс магнита», - писал В. Франкл. Возникает бездумное наличное существование. Отсюда ясно возникновение религиозного мировоззрения у наших больных, отсюда также возможно сформулировать основные задачи психотерапии хронических больных. Иначе говоря, без сознания безусловного смысла существования полноценная А. невозможна. А если цели личности противостоят провозглашаемым общественным целям, то возникают различные формы отклоняющегося поведения, очевидно, неизбежные в личностно-социальном развитии.

 

Сопоставление и определение терминов.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.