Память 30 августа / 12 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Память 30 августа / 12 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких

2017-09-30 205
Память 30 августа / 12 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родился 20 августа / 2 сентября 1888 года в селе Шехмино Рязанской губернии (ныне Рыбновский район Рязанской области) семье псаломщика, впоследствии ставшего священником. В отрочестве прислуживал в храме с. Болошнево Рязанской губ., где настоятелем был протоиерей Иоанн Викторов, а позже служил его сын о.Михаил Викторов.

В 1904 году закончил Рязанское духовное училище, в 1910 году - Рязанскую духовную семинарию. Как первого ученика, за казенный счет его отправили в Киевскую духовную академию.

На родине у него осталась невеста, Мария Стародубцева, внучка протоиерея Иоанна Викторова от дочери Анастасии Ивановны. Когда Петр после первого курса в 1911 г. приехал на каникулы, то будущая теща приложила старания к тому, чтобы молодые поженились, хотя устав Академии запрещал жениться до окончания учебы, и свадьба состоялась. Вернувшись в Академию, Петр по собственному прошению был уволен из числа студентов.

16 / 29 октября 1911 г. был рукоположен во священника епископом Димитрием (Сперовским). Определен к Георгиевской церкви с.Уляхино-Юрьево Городище Касимовского уезда Рязанской губернии. Одновременно был законоучителем Уляхинской церковно-приходской школы и Сивцевской школы грамоты.

В августе 1912 г. о.Петр по совету протоиерея Анатолия Правдолюбова подал прошение о восстановлении в Киевской духовной академии (женатым священникам дозволялось учиться в академии) и поступил на второй курс. В 1915 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без новых устных испытаний

В 1915 году назначен преподавателем Ветхого Завета в Смоленской духовной семинарии. Одновременно с преподаванием в духовной семинарии с 24 октября / 6 ноября 1915 г. до 1918 г. служил законоучителем и инспектором классов в Смоленском женском епархиальном училище. С 22 июля / 4 августа 1916 г. он исполнял обязанности редактора "Смоленских епархиальных ведомостей".

О.Петр был активным церковно-общественным деятелем Смоленска. 31 июля / 13 августа 1916 г. преосвященный Феодосий (Феодосиев) назначил о.Петра товарищем председателя Братства преподобного Авраамия Смоленского (председателем был сам епископ). 8 / 21 августа 1916 г. он был избран членом Комитета помощи жертвам войны. Ему было поручено приобретение Евангелия и религиозно-просветительской литературы для лазаретов, выяснение возможностей издания житий Смоленских святых. Он участвовал в организованных Братством публичных религиозно-нравственных чтениях в пользу жертв войны. 21 ноября / 4 декабря 1916 г. на таких чтениях он прочитал лекцию "О смысле страданий". В 1916 г. он принимал активное участие в съезде духовенства и церковных старост Смоленской епархии. 25 мая - 5 июня (7 – 18 июня) 1917 г. участвовал во Всероссийском Съезде педагогов и деятелей духовных школ в Москве.

Иерей Петр Чельцов

Был избран от клириков и мирян Смоленской епархии членом Поместного Собора 1917-1918, на котором был одним из самых молодых участников.

После закрытия в 1918 г. духовных учебных заведений был призван солдатом в тыловое ополчение, как не имеющий прихода. Но по ходатайству прихода Ильинской церкви г. Смоленска был освобожден и приходским собранием в ноябре 1918 г. был избран священником этого храма. Преподавал литургику и гомилетику на пастырских курсах, организованных в 1921 г. смоленским епархиальным начальством, был экзаменатором кандидатов в диаконы и священники.

18 апреля 1921 г. был возведен в сан протоиерея. О.Петр был ревностным последователем патриарха Тихона.

6 апреля 1922 года арестован за "сопротивление изъятию церковных ценностей", освобожден через два месяца "за неимением состава преступления".

Вместе с супругой воспитывали приемную дочь Марию. Матушка часто ездила к старцам и побуждала к этому и отца Петра. Часто они бывали в Оптиной у старца Нектария, а один блаженный сказал батюшке, когда тот закончил академию: “Ну вот, Петенька, начинается наша академия”. Это был 1915 г. Позже, в заключении, отец Петр не раз вспоминал эти слова.

В 1924 году был вновь арестован (и тем самым изолирован) в связи с прохождением в Смоленске Обновленческого съезда - как последователь патриарха Тихона. Обвинялся в контрреволюционной деятельности, через 10 дней был освобожден за недоказанностью обвинения.

19 июня 1927 г. вновь арестован по обвинению в "групповой а/с деятельности, распространении к/р литературы" и был приговорен к 3 годам концлагеря, которые он провел в Соловецком лагере особого назначения. Впоследствии отец Петр вспоминал, что на Соловках его "даже в море топили, но Господь сохранил его". В Соловецком лагере окончил фельдшерские курсы, работал фельдшером. Матушка Мария собирала посылки о.Петру и даже ездила к нему на Соловки.

В 1929 году был досрочно освобожден из лагеря с запрещением проживания в 6 населенных пунктах с прикреплением к определенному месту жительства. Проживал до 1 ноября 1930 г. в д.Заречье, затем в г.Кадникове Вологодской области. Работал на дому сапожником. Матушка Мария поселилась вместе с ним. В это время он посещал Лазаревскую кладбищенскую церковь в г. Вологде.

7 марта 1933 года был арестован в Кадникове по обвинению в том, что "являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию, материальной помощи ссыльному духовенству". Проходил по групповому делу "Дело Чельцова П.А., Мечева С.А. и др., г.Кадников, 1933г.". Был приговорен к трем годам лагерей, отбывал наказание в ИТК г. Коноша Архангельской области. Освобожден в апреле 1936 г.

После освобождения служил в Казанской церкви села Нарма Курловского района (ныне Гусь-Хрустальный р-н) Владимирской области. В 1941 г. храм был закрыт.

В мае 1941 года был арестован в Нарме по обвинению в неуплате государственного налога, приговорен к 1 году ИТЛ, наказание отбывал в Угличском исправтрудлагере (Ярославская область). В мае 1942 г. был освобожден и вернулся в Нарму.

16 апреля 1942 г. назначен священником Рождественского храма села Заколпье - первого храма, открывшегося после долгих лет в Гусь-Хрустальном районе.

Из воспоминаний псаломщика, служившего вместе с о.Петром: "На Пасху к батюшке столько приходило народу, что пространство у Царских врат между железными перилами завязывалось веревками, чтобы народ не подавил о.Петра. С каждым прихожанином, подходившим к кресту после литургии, батюшка на Пасху троекратно лобызался и говорил: "Христос Воскресе!" Это неимоверная нагрузка, не считая службы. На ногу батюшка был очень легкий. Надевал лапти и ходил по деревням для совершения треб. После войны было много людей с нервными расстройствами. Отец Петр соборовал, причащал и даже дерзал отчитывать бесноватых. Нередко он помогал неимущим - на строительство"

18 июня 1949 года был арестовал в Заколпье по обвинении в "участии в антисоветской группе".

О.Петра обвинили в следующем:

"Будучи убежденным монархистом, неоднократно судившимся за антисоветскую деятельность, в 1942г. установил связь с Молостовым Г.М., после чего вошел в число наиболее активных участников антисоветского подполья. На протяжении 1942-1945 гг. в лесу, в сторожке, где укрывался руководитель подполья Молостов, Чельцов неоднократно принимал активное участие в антисоветских сборищах церковно-монашествующего элемента, где присутствующими распевались антисоветские стихи [богослужебные песнопения], давались Молостовым установки по антисоветской работе.

Прот. Петр Чельцов. Соловки, 1928 г.

В 1943г. Чельцов неоднократно укрывал в своем доме руководителя подполья Молостова Г.М. и его приближенных, оказывал ему материальную поддержку. Одновременно с этим, в целях популяризации Молостова среди населения, Чельцов во время богослужения в церкви с.Заколпье, предоставлял ему возможность выступать перед верующими... На протяжении 1943-1946гг. Чельцов группировал вокруг себя из числа прихожанок - колхозниц сестер Яниных Анну и Марию и др., взял их на свое содержание и разжигая среди них религиозный фанатизм, принудил их бросить работу и заняться кликушеством...

Кроме того, обв.Чельцов на протяжении длительного периода времени хранил и распространял контрреволюционную и монархическую литературу... Выступал с антисоветским проповедями. Группируя вокруг себя враждебный церковный элемент, среди которого вел агитацию, направленную на срыв мероприятий, проводимых Советской властью. Призывал колхозников на невыход на работу и отказ от участия в выборах депутатов в Верховные Местные органы Соввласти".

В предъявленном обвинении о.Петр виновным себя не признал. Во время следствия содержался во Владимирской тюрьме.

13 февраля 1950 года он был приговорен к 10 годам ИТЛ. Был этапирован усиленным конвоем как "особо опасный преступник" в ИТЛ на лесоповале пос. Инта, Коми АССР. Затем перемещен в ИТЛ "Минеральный", пос. Абезь Интинского района Коми АССР.

В 1954 г. о.Петр обратился к Генеральному Прокурору СССР с заявлением, в котором описывал как проходило следствие (жалоба была оставлена без удовлетворения): "В процессе следствия мне было предъявлено обвинение в том, что я будучи священником Православной Церкви, будто бы вел агитацию против колхозов и участвовал в антисоветской организации, группировавшейся вокруг монаха Молостова. В отношении первого обвинения никаких доказательств мне предъявлено не было, хотя я очень просил допросить свидетелей, меня изобличающих в этом и дать мне очные ставки. Я настойчиво требовал дать мне очную ставку с монахом Молостовым, но и в этом мне было отказано. А ставка дала бы очень многое. Дело в том, что этого Молостова я был вызван два раза причащать в 1943г. и в том же году его больного привозили причащаться ко мне в храм. Больше до 1945г. я Молостова не видал. В 1945г. до меня дошел слух, будто бы Молостов внушает своим посетителям, не посещать храмов патриаршей ориентации, как красных и еретических. С целью вразумить Молостова, прекратить такую подрывную агитацию, я в августе 1945г. нарочно ходил убеждать Молостова, и последний должен был подтвердить на очной ставке это, но в этой ставке мне было отказано и меня следователь характеризовал как противника патриарху Алексию, в то время как я был зарегистрирован священнослужителем патриаршей церкви в с. Заколпье...

Меня обвинили в хранении контрреволюционной литературы. Что это за литература?... [о.Петр перечислил книги изданные до 1917 г.]. Но кто и когда ранее 1949 г. объявил ее контрреволюционной и где было напечатано запрещение хранить ее? А если это контрреволюционная литература, то почему меня за хранение ее не судили? Когда меня допрашивал следователь, я ставил перед ним вопрос: Будет ли у меня суд? Будет ли мне предоставлена защита? Следователь мне постоянно отвечал, что будет суд и на суде вы будете оправданы, а для ускорения дела вы подписывайте все, что вам предъявят. "На суде все это отлетит, как шелуха". Конечно, ему я верил, и вот когда материал был ими собран, вместо суда дело отправили в ОСО. Почему? Юристы говорят, что для суда в вашем деле нет состава преступления, и вас не за что было судить. Я третий раз в лагерях, и ни разу меня не судили.

В 1927 г. с физическим воздействием заставили подписать чистый лист бумаги (sic!). Когда я протестовал, почему должен подписывать чистый лист? Мне говорили: "А Вам не все равно, вы пишите: "предъявленное обвинение не признаю" и я подписал, а что на этом листу писалось потом, я ничуть не знаю. Я полагаю, что три раза я был репрессирован только потому, что я был священником (священствую с 1911 г.), на основании голого подозрения и искривления линии поведения работников ГПУ и МГБ. Я окончил Духовную Академию и с 1936 г., как репрессированный, я уже не стремился служить в городе, а был священником при сельском храме. Как образованный священник я был "бельмом на глазу" для работников МГБ. Вполне понятно, что в отношении меня могло сложиться решение: "Этого попа нам во что бы то ни стало нужно посадить!" Так предупреждали расположенные ко мне прихожане, кои были в разное время допрашиваемы обо мне. "Как мы Вас пропустили в 1937 г., когда мы всех зачищали?" Так говорил мне следователь в 1949 г. "Так в чем же я виноват и за что вы будете меня судить?" Спрашиваю я следователя Чугина и получаю ответ: "Вы сами понимаете: в случае войны на вас надеяться нельзя, и мы вас должны изолировать!" Для меня ясно, что репрессирован я на основании голого подозрения. Я не контрреволюционер и чувствую себя не виновным. Прошу мое дело пересмотреть и за недоказанностью обвинения дело мое производством прекратить, или же дать мне возможность опровергнуть обвинение судебным порядком. Петр Чельцов. 22.12.54[г.].

В ноябре 1955 г. после выхода Указа Президиума ВС от 3 октября 1955 г. о.Петр, как престарелый инвалид второй группы, был освобожден досрочно под опеку родственников и надзор органов МГБ. О.Петр выехал в с. Заколпье под опеку матушки Марии, у которой предварительно потребовали подписку о согласии взять на иждивение мужа-инвалида. В это время матушка Мария жила с помощью добрых людей - после ареста мужа ее выгнали из дома. Год о.Петр жил в с.Заколпье под надзором органов МВД как ссыльный поселенец. Он был обязан ежемесячно являться в Курловскую районную комендатуру на регистрацию, и только 28 марта 1956 г. он был освобожден из-под надзора органов МВД.

13 декабря 1955 г. по своему прошению получил назначение к Пятницкой церкви с. Великодворье (Пятница) Гусь-Хрустального района Владимирской области. В небольшой Пятницкий храм приезжали богомольцы из самых различных мест нашей Родины. Для каждого о.Петр находил слово утешения и ободрения. Служил он несколько раз в неделю. В течение дня иногда совершал не один молебен для многочисленных богомольцев.

В 1957 г. о.Петр подал заявление о снятии судимости и получил отказ, к заявлению была приложена справка архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима, в которой говорилось, что протоиерей Чельцов "за время своего служения зарекомендовал себя пастырем добрым, отзывчивым к нуждам своих пасомых, аккуратным и исполнительным в прохождении своих пастырских обязанностей. Никаких жалоб на него ни от кого не поступало. Взысканиям от Епархиального начальства не подвергался. Здание храма в селе Заколпье привел в должный порядок. В заключение выше изложенного не могу умолчать и других положительных качеств его личности как гражданина; он высокообразованный, безусловно трезв, культурен, патриотически настроен, проявлял похвальную активность в реализации Госзайма 1956 года и призывал к этому свою паству".

Службы о.Петра были очень торжественны. Особое попечение он имел о благолепии храма, привлекал к этим трудам прихожан. Служил он без сокращений (несмотря на уговоры жалевших его певчих), не допускал искажений и поспешности. Чтение было ясным, пение стройным. Когда была возможность, он сам пел на клиросе. Он был очень музыкален, имел приятный мягкий голос, дома под аккомпанемент физгармонии исполнял церковные песнопения.

Св. Петр Великодворский. Икона работы А. Соколова, Москва. 2000-2001 годы.

В половине пятого утра уже был в храме, принимал людей, исповедовал. Затем служил Литургию, молебен с акафистом и панихиду. Молился он горячо, со слезами. В 12 часов дня, уставший до изнеможения, шел домой, но уже через час вновь был в храме, отпевал, служил заказные молебны. Вечером - всенощная, а затем вновь принимал людей. 20 февраля 1969г. епископ Онисим обратился в Московскую Патриархию, чтобы изготовить потир для Пятницкой церкви емкостью полтора литра, т.к. существующий не вмещал частицы, вынутые на проскомидии, а еще надо было причащать до 400-500 исповедников. Отец Петр стоял со Святой Чашей до одеревянения ног, рукой его водила церковница. После причащения прихожан он не сразу мог сдвинуться с места.

Отец Петр часто повторял: “Я не врач, я помочь не могу, я молиться буду, и Господь исцелит”. Множество людей исцелилось по его молитвам, даже от безнадежных болезней (таких, как рак, например). Благодарные люди присылали батюшке с матушкой продукты: а они кормили богоморльцев, помогали нуждающимся - одеждой, деньгами. Служение Богу и людям было смыслом жизни о.Петра.

Летом 1972 года о.Петр заболел, но, превозмогая болезнь, продолжал богослужения.

Скончался 12 сентября 1972 г. и был погребен за алтарем храма. Чин погребения совершал архиепископ Владимирский Николай (Кутепов) в сослужении с клириками разных епархий. Когда гроб с телом о.Петра обносили вокруг храма, за ним следом несли и матушку Марию на носилках, сама она идти не могла. Матушка Мария скончалась 4 декабря 1972 г. на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

22 марта 1989 года был реабилитирован зам. прокурора Владимирской области по 1950 году репрессий, 31 марта того же года реабилитирован прокуратурой Вологодской области по 1933 году репрессий.

Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года протоиерей Петр (Чельцов) причислен к лику святых.

Награды

  • набедренник (27 декабря 1915 (это было бы 9 января 1916) г.)
  • скуфья (6 / 19 мая 1916, за усердную и полезную службу)
  • камилавка (25 февраля / 10 марта 1917)
  • золотой наперсный крест (декабрь 1917)
  • крест с украшениями (1923, от патр. Тихона)
  • митра (1927, от митр. Сергия)
  • право служения Литургии с отверстыми Царским вратами до "Отче наш" (1963)
  • орден св.кн.Владимира II степени (1 декабря 1967, от патр. Алексия I)
  • второй крест с украшениями (1968)

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Земли Русския украшение,/ правою верою благочестно пожил еси,/ верныя в годину гонений истине научая и утешая,/ узы, гонения и скорби терпя,/ молим тя Праведне отче Петре,/ спасай нас, Молитвами твоими/ от всех бед и печалей.

Кондак, глас 4

Первоверховному соименнаго пастыря/ утешителя скорбящих, целителя немощных, / Хвалу и утешение наше днесь любовию восхвалим вернии/. Сей бо есть целитель доблий// и молитвенник о душах наших.

Молитва

О, пресвитере и служителю Божий, отче святый Петре, избранниче и пастырю Христов! Ты измлада Бога искренно возлюбил еси, душу Храмом Святаго Духа соделал еси изрядно, всего себе, яко жертву непорочну, Спасу Христу предал еси до последнего твоего исхода. Ей, праведниче Петре, от древних святынь Печерския Лавры, яко от полноводныя реки познанию истин наученный, ты тяжкий и тернистый путь от Бога восприял еси во спасение свое и свидетельство пред миром лукавым, от негоже поношения жестокая понесл еси, имя Божие непрестанно исповедуя. Пастырь дивный в земле Владимирстей на радость и утешение явился еси, дары Божия людем страждущим показуя. Отовсюду в убогую твою весь за помощию шедшим болящий и недужнии, врачевство велие от тебе имея. Темже и мы, недостойнии и грешнии чада твоя, дивящеся твоему пред Богом дерзновению, егоже восприял еси за чистоту души своея, взываем к тебе сице: испроси благостояние Церкви Российстей, в мори житейском обуреваемей, Отечеству нашему мир и обновление духовное, нам же утверждение и преспеяние в вере, Христианскую кончину и Божие милосердие на Страшнем Суде Христовом, идеже праведницы возсияют яко солнце, с нимиже да прославим вечно в Троице певаемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Литература

  • Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. Машинопись. С.142-144.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.93.
  • ЖМП. 1974. N 7. С.17-18.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.211.
  • Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С.109.
  • Святой праведный пресвитер Петр Чельцов, исповедник. - М.: Издательство «Живоносный Источник» в Царицыно. – 2001. 68 с.
  • За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.596.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZC...t**
  • Каталог икон на сайте PravIcon.com:
    • http://pravicon.com/image-9347 - икона
  • Святой праведный пресвитер Петр Чельцов, исповедник. - М.: Издательство «Живоносный Источник» в Царицыно. – 2001. [взяты молитвословия]

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь благоверного князя Александра Невского. служил о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора.

Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Как и всегда, слова про благость ига Христова. Но прежде чем ощутить эту благость, человеку придется приложить много трудов, когда с помощью Божией он очистится от зла и окажется под действием Духа Господня и тогда Царство Божие водворится в нем. Тогда он и познает легкость бремени Господня. А до тех пор людям спасение невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу, а Бог не спасает человека насильно….

Литургия.

В сам день я также был на службе в соборе. Служил о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 1Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

6И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.

7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных 8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), 9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

11Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.

12Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Глава 3.

1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

Если Законом оправдание, то Христос напрасно умер. В самом деле, если бы исполнение Закона Моисеева давало оправдание, то зачем было приходить Христу?! Но в том-то и дело, что никакие дела и обряды не приносили человеку оправдания, ибо даже каясь пред Богом, человек не творил полноценного покаяния, а каясь, тут же согрешал. Потому Господь благоволил прийти и спасти человека и лишь в Нем он получает спасение и прощение грехов. Соответственно, большой нужды в ветхозаветных обрядах нет. Этими словами апостол вразумляет паству, вдруг начавшую внимать иудействующим проповедникам, внушающих, что без обрезания и исполнения Закона Моисеева во всей полноте невозможно спастись. В качестве меры спасения, таким образом, предлагается то, что еще никого не спасло…

Евангелие (от Марка): 1Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

2Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его?

3Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

4Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем.

5И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.

7И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.

8И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

10И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.

11И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.

12Они пошли и проповедовали покаяние; 13изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

14Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 22дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

На сей раз под «своим градом» подразумевается Назарет. Даже слыша и поражаясь его словам, его земляки остаются глухи к самим словам и Его проповеди. Для них Он – лишь Иисус – сын местного плотника. Они судят по плоти, а потому не признают Христа. В Евангелии от Луки даже приводится эпизод, в котором Господь обличает их за неверие и они в злобе чуть не убивают Его, но час его еще не пришел, а потому они не могут причинить Ему вреда. Что сказать? Наше духовное зрение искажено, а потому людей подлинно святых, живущих правильной духовной жизнью, мы можем не заметить, а вот обманщиков и лжеучителей, льстящих слуху внимающих им, принять за истинных пастырей нам легко. Лишь с помощью Божией наше духовное зрение может быть просвещено. А пока… не следует судить поверхностно, как судили эти люди. Впрочем, они настолько прилепились к земному, что остались глухи к Слову Божию, не слушая ПРОПОВЕДАЮЩЕГО, но обсуждая саму Его личность.

Но да не будем им уподобляться!

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

И снова о делах плоти и плодах духа. Естество человеческое склонно ко греху, а потому удобно порождает грех. Творящий же грех Царства Божия не наследует. Поэтому апостол призывает искоренять его, стремиться к жизни добродетельной. Путь к ней лежит через борьбу, подчас тяжелую, так что слова апостола о «распятии плоти со страстями и похотями» более чем точны, так как многие греховные навыки сделались для падшего человека естественными (гнев, гордость и прочее). Указанные же апостолом плоды являются плодами борьбы, дарами Духа Божия, которые открываются в человеке, ставшем сосудом Духа. Таковы – любовь бесстрастная, одинаково обнимающая родных и неродных, друзей и врагов (лучше сказать – для такого человека есть только один враг – диавол), почитая их, как образ Божий, искаженный грехом, но не утративший достоинства. Таковы и радость и мир, неизменные, переполняющие человека. Их не может поколебать никакая скорбь века сего, никакая напасть, так что они не имеют ничего общего с нашими земными сиюминутными радостями. Таковы и происходящие от них терпение и доброта, а также милосердие, готовое истощать всего себя ради ближнего, вера, обладая которой, человек, как дитя, всецело доверяется Богу, отрекаясь от своей греховной воле, а живя лишь по воле Божией. Такова кротость и таково незлобие, охотно прощающие прегрешения ближних и таково воздержание, без колебаний отсекающее страстные и греховные влечения, как нечто чуждое и скверное. Все это так не похоже на нашу жизнь, но это, как было написано – плоды, то есть, то, что стяжает человек, уже добившись результата, что чаще всего, бывает к концу жизни… Человек есть храм и пусьой его душа не останется. Вопрос лишь в том, какой дух обитает в нем. Если же человек хочет наследовать Царство Божие, то строить его в себе человеку строить придется уже здесь, на земле.

Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

По окончании службы о.Евгений говорил на тему памяти сразу двух чтимых в этот день благоверных князей: Александра Невского, и его сына – Даниила Московского. Оба были выдающимися деятелями своего времени, даже если судить только с точки зрения светской истории. Однако светскую и церковную историю разделить на данном этапе невозможно. Тем более, оба они были не просто князьями, не просто политиками и полководцами, но молитвенниками, ибо тогдашняя тяжелая жизнь сама по себе настраивала на мысли о бренности бытия и возносила их к Богу. На Руси не было единства и войны между князьями были постоянными, как постоянно происходили набеги иноземцев. Притом, над Русью тяготело монгольское иг<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.