Раздел II. Действия с предметами — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Раздел II. Действия с предметами

2017-09-30 725
Раздел II. Действия с предметами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

o Формирование умения захватывать, удерживать, отпускать предмет.

Ожидаемый результат: захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.).

Методические рекомендации: ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах.

 

o Формирование умения встряхивать предмет, издающий звук.

Ожидаемый результат: встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).

Методические рекомендации: ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук.

 

o Формирование умения толкать предмет от себя.

Ожидаемый результат: толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.).

Методические рекомендации: сначала ребенок учится толкать (катать) игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает) игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. Затем ребенок учится толкать предмет от себя. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, задвигании ящиков и т. п.

 

o Формирование умения тянуть предмет по направлению к себе.

Ожидаемый результат: притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.).

Методические рекомендации: сначала ребенок учится тянуть детскую игрушку на колесах за веревочку. Затем он учится тянуть предмет, который расположен за ним или перед ним. Он учится прикладывать усилия при открывании и закрывании входных дверей, створок шкафа, выдвигании ящиков и т. п.

 

o Формирование умения вращать предмет.

Ожидаемый результат: вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)

Методические рекомендации: сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает/закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее.

 

o Формирование умения нажимать на предмет.

Ожидаемый результат: нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.): всей кистью, пальцем.

Методические рекомендации: сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т.д.).

 

o Формирование умения сжимать предмет.

Ожидаемый результат: сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами.

Методические рекомендации: работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуется использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. Затем ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др.

 

o Формирование умения вынимать предметы из емкости.

Ожидаемый результат: вынимание предметов из емкости.

Методические рекомендации: ребенок учится вынимать предмет из емкости (из коробки, ящика, шкафа и др.). Рекомендуется начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет.

 

o Формирование умения складывать предметы в емкость.

Ожидаемый результат: складывание предметов в емкость.

Методические рекомендации: ребенок учится складывать предметы в емкость (в коробку, ящик, шкаф и др.). Рекомендуется начинать работу с небольшого количества предметов (2-3). Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается.

 

o Формирование умения перекладывать предметы из одной емкости в другую.

Ожидаемый результат: перекладывание предметов из одной емкости в другую.

Методические рекомендации: ребенок учится перекладывать предметы из одной ёмкости в другую. Начинать работу следует с небольшого количества предметов (2-3). Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой.

 

o Формирование умения вставлять предметы в отверстия.

Ожидаемый результат: вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)

Методические рекомендации: ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга; вставляет шарики, мозаику в отверстия и др. Действие вставления предметов в отверстие ребенок начинает осваивать после того, как научился складывать и перекладывать предметы. Ребенок кладет предметы в коробку (или любую другую емкость), которая частично закрыта. Отверстие, в которое ребенок опускает предмет, постепенно уменьшается до размеров самого предмета. Ребенок учится вставлять предметы друг в друга (например, одинаковые баночки из-под сметаны вставляют друг в друга дном вниз или дном вверх). На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. Также ребенок учится вставлять одинаковые по форме и величине деревянные вкладыши, крупные пазлы.

 

o Формирование умения нанизывать предметы на стержень, нить.

Ожидаемый результат: нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень, на нить.

Методические рекомендации: ребенок учится нанизывать предметы (кольца/ шарики) на стержень, крупные бусины на нить, мелкие бусины на леску и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Сначала ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с металлическими ограничителями). Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника.

 

 

2.3. Программа коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Пояснительная записка.

 

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с
окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и
интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации
является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической
работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для
дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее
отсутствия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор
доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение
выбранным средством коммуникации и использование его для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические
изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными
словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные
тетради.


Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса
«Альтернативная и дополнительная коммуникация»:

- Использование взгляда как средство коммуникации.

- Использование мимики как средство коммуникации.

- Использование жеста как средство коммуникации.

- Использование звука как средство коммуникации.

- Использование предмета как средство коммуникации.

- Использование графических изображений/символов как средство
коммуникации.

- Использование таблицы букв как средство коммуникации.

- Использование карточек с напечатанными словами как средство
коммуникации.

- Использование набора букв как средство коммуникации.

- Использование компьютера как средство коммуникации.

 

 

Содержание коррекционного курса
«Альтернативная и дополнительная коммуникация».

Коммуникация с использованием невербальных средств:

 

- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос.

- Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

- Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

- Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия
(неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за
помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета.

- Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью,
приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного
символа.

- Выражение согласия (несогласия), удовольствии (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма).

- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
карточек с напечатанными словами.

- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
таблицы букв.

- Выражение своих желаний, согласия(несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера
(планшетного компьютера).


Развитие речи средствами невербальной коммуникации:
Импрессивная речь:

- Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

- Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

- Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма и др.).

- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и
др.).

- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

- Понимание простых предложений.

- Понимание сложных предложений.

- Понимание содержания текста.


Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

- Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства).

- Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

- Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

- Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для
обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой
и др.).

- Использование электронного устройства для обозначения числа и
количества предметов (пять, второй и др.).

- Составление простых предложений с использованием графического
изображения (электронного устройства).

- Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического
изображения (электронного устройства).

- Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического изображения (электронного
устройства).

- Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием
графического изображения (электронного устройства).

- Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием
графического изображения (электронного устройства).

- Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения (электронного устройства).

- Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).


Чтение и письмо.


Глобальное чтение: узнавание (различение) напечатанных слов,
обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование
карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

o Формирование умения использовать взгляд как средство
коммуникации.

Ожидаемый результат: использование взгляда как средства
коммуникации.
Методические рекомендации: уровень общения посредством взгляда
зависит от физических возможностей ребенка. Это может быть единственно
доступное средство общения или дополнение к другим средствам. При
обучении формируется навык указания взглядом на объект. В дальнейшем этот
навык ребенок использует для выражения своих желаний. При общении
посредством взгляда используются различные приспособления: наборное
полотно с прозрачными карманами, липкими полосками и небольшими
крючками для экспозиции картинок, пиктограмм или легких предметов,
поднос-подставку, на котором предметы располагаются на достаточном
расстоянии друг от друга, чтобы можно было точно различить, на какой
предмет направлен взгляд ребенка. Если трудно интерпретировать
направление взгляда ребенка, рекомендуется надеть на голову ребенка ободок с
обычной или лазерной указкой. Ребенок учится взглядом выражать согласие
или несогласие. Для обучения используются любые движения глаз, доступные
ребенку, (например, открытые глаза обозначают «да», закрытые глаза – «нет»;
поднятые вверх – опущенные вниз глаза, движение зрачками вправо – влево и
др.)

 

o Формирование умения использовать мимику как средство
коммуникации.

Ожидаемый результат: использование мимики как средства коммуникации.
Методические рекомендации: для некоторых детей с серьезными
двигательными ограничениями мимика является единственным доступным
средством общения. Например, с помощью мимики ребенок учится выражать
согласие или несогласие (улыбнуться – «да», нахмуриться – «нет»; высунуть
язык, подмигнуть и др.).

 

o Формирование умения использовать жест как средство коммуникации.

Ожидаемый результат: использование жеста как средства коммуникации.

Методические рекомендации: на начальном этапе обучения особое внимание
уделяют формированию осознанного указательного жеста, т.е. способности с
помощью жеста (прямого – рука, указательный палец и др.; опосредованного –
обруч с указкой и др.) выразить свою потребность и ответить на вопрос. При
формировании у ребенка некоторых навыков коммуникации (приветствия
собеседника, прощание с собеседником, выражение благодарности, выражение
согласия/несогласия) используются простые жесты, например: согласие - кивок
головы; несогласие - движения головы из стороны в сторону; приветствие –
помахать рукой, протянуть руку и др. При достаточных моторных
способностях ребенка обучают специфическим жестам (например, нож –
указательным пальцем одной руки водить вперед-назад по пальцу другой руки и
др.). Система жестов выбирается исходя из моторных и интеллектуальных
возможностей ребенка. Используемая ребенком система жестов должна быть
знакома всем, кто с ним общается.

 

o Формирование умения использовать звук как средство коммуникации.

Ожидаемый результат: использование звука как средства коммуникации.
Методические рекомендации: с целью привлечения к себе внимания
ребенок учится использовать различные звучащие предметы (звонок,
колокольчик, резиновая игрушка и др.). Каждому звуку можно придать
определенное значение (например, звонок колокольчика – идти гулять, писк
резиновой игрушки – играть и др.). Неречевые звуки ребенок использует для
ответов на вопросы (например, один раз нажать на звонок – «да», два раза –
«нет» и др.).

 

o Формирование умения использовать предмет как средство
коммуникации.

Ожидаемый результат: использование предмета как средства
коммуникации.
Методические рекомендации: дети с тяжелыми и множественными
нарушениями развития для общения учатся пользоваться реальными
предметами, их частями и миниатюрными копиями. Например, реальный
объект (предмет) карандаш обозначает «Я хочу рисовать», кружка - «Я хочу
пить» и др. Когда реальный предмет неудобен для использования в качестве
символа (имеет большие размеры), берутся части объектов (например, диск –
просмотр мультфильмов и др.). Можно использовать символы, которые
вызывают ассоциации с каким-либо предметом или деятельностью (например, кассовый чек – поход в магазин и др.).

 

o Формирование умения использовать графические
изображения/символы как средство коммуникации.

Ожидаемый результат: использование графические изображения/символы
как средства коммуникации.

Методические рекомендации: к графическим изображениям относятся:
фотографии (цветные и черно-белые), картинки (цветные и черно-белые),
пиктограммы (символические черные изображения на белом фоне, а также
белые изображения на черном фоне). На них изображены предметы, действия,
объекты, люди, различные места и др. На пиктограммах, обозначающих
действия, могут быть изображены люди, выполняющие действия (мальчик
рисует); рука, выполняющая действие (кисточка в руке); предметы и материалы,
относящиеся к этому виду деятельности (кисточка, краски) и другие символы
(палитра, геометрическая фигура). Выбор изображения для обучения зависит от
уровня восприятия ребенком изображений. Графические изображения/символы для дальнейшего использования вводятся следующим образом: знакомство с реальным предметом/действием/понятием, знакомство с изображением предмета/действия/понятия, соотнесение предмета/действия/понятия с его
изображением, использование изображения/символа для общения. По мере
накопления графические символы объединяют в коммуникативные таблицы,
папки, которые позволяют ребенку общаться на различные темы.
Коммуникативные таблицы (папки) создаются индивидуально с учетом
зрительных, двигательных, речевых, интеллектуальных возможностей ребенка
и его коммуникативных потребностей. В коммуникативной таблице (папке)
рекомендуем поместить краткую информацию о ребенке для его потенциальных
собеседников (например, Меня зовут… Я общаюсь с помощью символов. Я не
могу сам перевернуть страницу, поэтому мне нужна твоя помощь. и др.). Как
правило, любая коммуникативная папка обязательно содержит символы,
обозначающие вежливые слова и выражения («Спасибо», «Помогите мне,
пожалуйста» и др.), потребности и желания ребенка («Я хочу пить», «Мне
неудобно» и др.). Ребенок составляет предложения, показывая несколько
символов последовательно (например, «я» + «хочу» + «гулять» и др.). По мере
совершенствования навыков общения с помощью коммуникативных папок
необходимо добавлять символы, выражающие пространственные, временные
отношения. Все символы в папке подписываются для того, чтобы собеседник
понимал их значение, а ребенок запоминал графический образ слова.

 

o Формирование умения осваивать и использовать таблицу букв как
средство коммуникации.

Ожидаемый результат: освоение/использование таблицы букв как средства
коммуникации.

Методические рекомендации: если у ребенка есть способности к овладению письменной речью, одним из средств общения может быть таблица букв. Таблица букв — это таблица с крупными клетками для букв, цифр и слов (стереть, пробел, хочу, спасибо, да, нет и др.). Используя эту таблицу для общения, ребенок указывает на отдельные буквы, составляя их них слова. Составляя свое «высказывание», ребенок использует отдельные слова в поле таблицы (например, «Я хочу…» и др.), а недостающее ему слово составляет по буквам. Если нарушения моторики ограничивают применение прямого указательного жеста, следует использовать дополнительные приспособления (указка, лазерная указка, карандаш и др.).

 

o Формирование умения осваивать и использовать карточки с напечатанными словами как средство коммуникации.

Ожидаемый результат: освоение/использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Методические рекомендации: При обучении глобальному чтению используются карточки с напечатанными на них словами. Слова на карточках пишутся печатными буквами черного цвета на белой бумаге. В начале обучения размер букв на карточках около 5 см, затем размер букв постепенно уменьшается до размера обычного печатного шрифта. Обучение начинают со слов, которые обозначают известные ребенку предметы, действия, явления. Карточки с напечатанными словами могут использоваться для общения: ребенок может выражать свои желания, отвечать на вопросы. Также ребенок может составлять из них свое расписание дня.

 

o Формирование умения осваивать и использовать набор букв как средство коммуникации.

Ожидаемый результат: освоение /использование набора букв как средства коммуникации.

Методические рекомендации: если ребенок владеет письменной речью, основой для общения может быть набор букв. Набор букв представляет собой карточки, с напечатанными на них буквами, или штампы с буквами. Буквы, представленные в наборе карточек, должны быть в нескольких экземплярах, так как при составлении слов одна и та же буква может потребоваться несколько раз. Набор штампов представлен всеми буквами алфавита в одном экземпляре. При «написании» слова ребенок берет штамп с нужной буквой и ставит отпечаток на листе бумаги.

 

o Формирование умения осваивать и использовать компьютер как средство коммуникации.

Ожидаемый результат: освоение/использование компьютера как средства коммуникации.

Методические рекомендации: для общения ребенок может использовать традиционное письмо, набирая текст на клавиатуре компьютера. Для этого используется обычная или адаптированная клавиатура (крупные кнопки, «тактильные» буквы) и клавиатура, выведенная на экран (сенсорный экран). В случае необходимости для работы используется специальная компьютерная «мышь» - это одна клавиша/кнопка (различного диаметра). Она может лежать на рабочем столе или фиксироваться на специальном штативе, если ребенку удобно нажимать на нее локтем, головой и др.

 

Организационный раздел.

3.1. Тематическое планирование коррекционных курсов

3.1.1 Тематическое планирование коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой. Программа коррекционного курса по сенсорному развитию рассчитана на 4 года обучения и включает пять разделов:

- зрительное восприятие;

- слуховое восприятие;

- кинестетическое восприятие;

- восприятие запаха;

- восприятие вкуса.

 

Цель курса: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи курса:

1. Формирование полноценного восприятия окружающей действительности.

2. Накопление ребенком сенсорного опыта и формирование на основе опыта сенсорно-перцептивных действий.

3. Расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляция активности ребенка.

Учебный план курса «Сенсорное развитие»

Ый год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Зрительное восприятие  
Слуховое восприятие  
Кинестетическое восприятие  
Восприятие запаха  
Восприятие вкуса  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

Ой год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Зрительное восприятие  
Слуховое восприятие  
Кинестетическое восприятие  
Восприятие запаха  
Восприятие вкуса  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

 

Ий год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Зрительное восприятие  
Слуховое восприятие  
Кинестетическое восприятие  
Восприятие запаха  
Восприятие вкуса  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

Ый год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Зрительное восприятие  
Слуховое восприятие  
Кинестетическое восприятие  
Восприятие запаха  
Восприятие вкуса  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

 

*Учебно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» см. Приложение 1

 

3.1.2 Тематическое планирование коррекционного курса

«Предметно-практические действия»

Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой. Программа коррекционного курса по формированию предметно-практических действий рассчитана на 4 года обучения и включает два раздела:

- действия с материалами;

- действия с предметами.

 

Цель курса: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи курса:

1. Формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности (начиная с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами).

2. Накопление ребенком предметно-практического опыта и формирование на основе опыта предметно-практических действий.

3. Расширение диапазона предметно-практической деятельности, стимуляция активности ребенка.

Учебный план курса «Предметно-практические действия»

Ый год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Действия с материалами  
Действия с предметами  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

Ой год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Действия с материалами  
Действия с предметами  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

Ий год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Действия с материалами  
Действия с предметами  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

Ый год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Действия с материалами  
Действия с предметами  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

*Учебно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» см. Приложение 2

 

 

3.1.3 Тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Планирование составлено на основе методических рекомендаций к АООП для учащихся с умеренным, глубоким, тяжелым нарушением интеллекта, с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, составленных Е.А. Рудаковой, О.Ю. Сухаревой. Программа коррекционного курса по формированию речевых коммуникаций рассчитана на 4 года обучения

 

Цель курса: обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации.

Задачи курса:

1. Выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации.

2. Овладение выбранным средством коммуникации.

3. Использование доступного средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Учебный план курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Ый год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Установление контакта с собеседником  
Узнавание и различение имен окружающих  
Слова, обозначающие предмет  
Слова, обозначающие действие предмета  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

 

Ой год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Слова, обозначающие предмет  
Слова, обозначающие действие предмета  
Слова, обозначающие признак предмета  
Местоимения  
Количественные обозначения предметов  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

Ий год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Слова, обозначающие предмет  
Слова, обозначающие действие предмета  
Слова, обозначающие признак предмета  
Местоимения  
Количественные обозначения предметов  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

 

Ый год обучения

Содержание Кол-во часов
Обследование учащегося  
Количественные обозначения предметов  
Предложно-падежные конструкции  
Понимание и выполнение простейших инструкций  
Понимание и выполнение составных инструкций  
Понимание сюжетных изображений  
Итоговое обследование учащегося  
ИТОГО  

 

*Учебно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Альтернативная и дополнительная коммуникация» см. Приложение 4

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.