Курса внеурочной деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Курса внеурочной деятельности

2017-09-30 162
Курса внеурочной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ программа

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШАХМАТЫ»

КЛАСС

 

подготовила

учитель начальных классов

Северина Ольга Анатольевна

 

г. Ростов-на-Дону

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

· Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Закона Ростовской области от 14.11.2013г. №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

· примерной образовательной программы начального общего образования;

· Авторской программы к курсу «От пешки до короля» на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина

· основной образовательной программы МБОУ «Школа № 107»;

· учебного плана начального общего образования и календарного учебного графика МБОУ «Школа № 107»;

· письма Министерства общего и профессионального образования от 08.08.2014 г. № 24/411-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;

· локального акта МБОУ «Школа № 107» «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)»

· Федерального компонента по предмету «Математика» (ГОС по предмету);

· дополнения к государственному образовательному стандарту, называемому «Региональный компонент».

 

Цели и задачи:

Цели программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.
  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Личностные результаты освоения программы курса

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Содержание учебного предмета

Шахматная доска (2 ч)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Шахматные фигуры (1 ч)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Ходы и взятие фигур (16 ч)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Учебно-методическое обеспечение

УМК учителя УМК обучающихся
ü Программа И.Г.Сухина «Шахматы школе», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации опубликована в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание ü А.А. Тимофеев "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011 ü Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012. ü Сухин И. "Шахматы. 1 класс. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны." Учебник в двух частях ü Сухин И. "Шахматы первый год или учусь и учу. Пособие для учителя"

Интернет-сайты

http://chessdeti.ru/articles/obuchenie

http://easyen.ru/load/metodika

http://www.megachess.net/

lichess.org

 


 

РАБОЧАЯ программа

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШАХМАТЫ»

КЛАСС

 

подготовила

учитель начальных классов

Северина Ольга Анатольевна

 

г. Ростов-на-Дону

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

· Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Закона Ростовской области от 14.11.2013г. №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

· примерной образовательной программы начального общего образования;

· Авторской программы к курсу «От пешки до короля» на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина

· основной образовательной программы МБОУ «Школа № 107»;

· учебного плана начального общего образования и календарного учебного графика МБОУ «Школа № 107»;

· письма Министерства общего и профессионального образования от 08.08.2014 г. № 24/411-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;

· локального акта МБОУ «Школа № 107» «Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)»

· Федерального компонента по предмету «Математика» (ГОС по предмету);

· дополнения к государственному образовательному стандарту, называемому «Региональный компонент».

 

Цели и задачи:

Цели программы:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.
  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.