Кафедра социальной работы и организации работы с молодежью — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кафедра социальной работы и организации работы с молодежью

2017-09-30 413
Кафедра социальной работы и организации работы с молодежью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социальной работы и организации работы с молодежью

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

по дисциплине

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. СИСТЕМА ВЗАИМОПОМОЩИ В ДОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРИОД. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДРЕВНЕЙШИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ У СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩИННЫХ ПРИНЦИПОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы для обсуждения

1. Религиозные взгляды, лежашие в основе динамики становления общественной практики помощи и взаимопомощи.

2. Основные формы поддержки стариков в России в догосударственный период.

3. Характер ранних форм помощи и взаимопомощи до XIX века?

4. Древнейшие процессы, отражающие общинные формы защиты и поддержки.

 

Задание: заполнить таблицу на основании представленных вопросов

1. Сопоставьте основные виды помощи и взаимопомощи у славянских племен, дайте их краткую характеристику.

2. Дайте характеристику основных форм помощи и поддержки в древнейших славянских общинах.

3. Какие основные этапы развития культовых форм поддержки проходят славянские общины в дохристианскую эпоху?

4. В чем особенность общинно–родовых форм поддержки нуждающихся?

5. Какова роль хозяйственных механизмов помощи в системе родовых связей и отношений?

6. Какие основные представления о жизненном сценарии личности находят отражение в русском фольклоре?

Таблица

Основные виды помощи и взаимопомощи у славянских племен Характеристика основных форм помощи и поддержки в древнейших славянских общинах Основные этапы развития культовых форм поддержки Особенность общинно–родовых форм поддержки нуждающихся Роль хозяйственных механизмов помощи в системе родовых связей и отношений Основные представления о жизненном сценарии личности, находящие отражение в русском фольклоре
           

 

Д/з:

1. Найдите и запишите пословицы и поговорки древних славян.

2. Охарактеризуйте проблемы периодизации развития мифологических представлений славян (на примере работ Б. Рыбакова, Д. Шеппинга, Я. Боровского и др.)

3. Подготовьтесь к письменной работе по данной теме.

Литература

 

1. Фирсов М.В. История социальной работы. – М, 2004.

2. Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М,1999.

3. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М, 2008.

4. Основы социальной работы / Под ред. Курбатова. Раздел: Зарубежная социальная работа.

5. Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.– Армавир – 2008.

6. Спирина М.Л. История социальной работы в России и на Кубани: Курс лекций: Учебное пособие. – Армавир, 2012.

7. Спирина В.И., Спирина М.Л. Генезис социально–педагогической работы на Кубани. – Армавир, 2013.

8. Н.Ф. Басов. История социальной работы: Практикум. – М., 2008.

9. История социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. – М., 2011.

10. Боровский Я.Е. Мифологический мир древних славян. – Киев, 1982.

11. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2. ЦЕРКОВНО–ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ В XIV ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЕ МОНАСТЫРСКОЙ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ НУЖДАЮЩИМСЯ

Вопросы для обсуждения

1. Какие основные подходы сложились в отечественной историографии социальной работы к проблемам княжеского нищепитательства?

2. Раскройте основные тенденции княжеского попечительства с Х по XIII вв.

3. В чем историческое значение княжеского попечительства в данный период?

4. Покажите, какие подходы в монастырской и приходской системе помощи появляются в городской культуре Древней Руси.

5. Какое влияние оказали древние византийские писатели на становление идеологии помощи и милосердия в древнейший период славянской истории?

6. Каковы идеи милосердия и спасения в литературном наследии древнерусских книжников?

7. Какое развитие получила теория «милостыни» в памятниках древней литературы X–XIII вв.?

 

Д/з: подготовить письменный доклад на тему (по выбору студентов):

1. Подходы отечественных исследователей к княжескому нищепитательству.

2. Изгои в Древней Руси и отношение к ним власти и населения.

3. Княжеские грамоты и церковные законы как древнейшие памятники социального воспитания и защиты населения.

4. Отражение идеологии милосердия в памятниках древнерусской литературы.

5. Ктиторские монастыри как обители милосердия и воспитания.

Литература

1. Фирсов М.В. История социальной работы.– М, 2004.

2. Фирсов М.В. История социальной работы в России.– М,1999.

3. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России.– М, 2008.

4. Основы социальной работы / Под ред.Курбатова. Раздел: Зарубежная социальная работа.

5. Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.– Армавир – 2008

6. Спирина М.Л. История социальной работы в России и на Кубани: Курс лекций: Учебное пособие, Армавир, 2012.

 

Вопросы для обсуждения

1. Роль русской церкви в развитии благотворительности.

2. Великокняжеская филантропия в Древней Руси.

3. Ранняя христианская парадигма помощи.

4. Виды социальной поддержки в Средневековой Европе.

Практическое задание: Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

 

1. Крещение Руси и нищелюбие как морально–нравственный феномен православия.

2. Церковно–монастырская благотворительность.

3. Русская филантропия в области воспитания и просвещения.

4. Ктиторские монастыри как обители милосердия и процветания

5. 2. Дайте характеристику следующим понятиям:

6. Изгой, помочи, приймачество, складчина, скудельницы, приход, юродивый.

7. Каковы основные тенденции княжеского попечительства в Средние века?

8. Буддизм и ислам о человеколюбии и милосердии.

9. Новый завет о христианской идее милосердия и прощения.

Литература

1. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с

2. древности до начала ХХ века). – М.: Академический проект, 2002.

3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб.

4. Пособие. – М.: Издательско–книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

5. Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М.:Союз,1993.

6. Фирсов М.В. История социальной работы.– М, 2004.

7. Фирсов М.В. История социальной работы в России.– М,1999.

8. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России.– М, 2008.

9. Основы социальной работы / Под ред.Курбатова. Раздел: Зарубежная социальная работа.

10. Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.– Армавир – 2008

11. Спирина М.Л. История социальной работы в России и на Кубани: Курс лекций: Учебное пособие, Армавир, 2012.

12. Спирина В.И., Спирина М.Л. Генезис социально–педагогической работы на Кубани. – Армавир, 2013.

13. Н.Ф. Басов. История социальной работы: Практикум. – М., 2008.

14. История социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. – М., 2011.

 


Вопросы для обсуждения

1. Утверждение государственно–административных подходов к общественному и частному призрению.

2. Противоречия социальных реформ Петра I.

3. Екатерина II и создание системы общественного призрения.

4. Особенности царской благотворительности в начале XIX века.

5. Благотвортельная деятельность императрицы Марии Федоровны.

6. Крупнейшие благотворительные общества дома Романовых.

7. Императорское женское патриотическое общество.

 

Практическое задание

1. Заполните таблицу:

№п/п Реформы Петра I Меры общественного призрения Екатерины II
     

2. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

1. Князь В.Ф Одоевский и новаторские идеи «адресной помощи».

2. Благотворительная деятельность Екатерины II.

3. Исторический аспект формирования поддержки женщин в России в XVIII веке.

4. Поборник свободы и воспитания: И.И Бецкой.

3. Подготовьте словарик следующих терминов: богадельни, дома воспитательные, дома сиротские, инвалидные дома, мирское призрение, профессиональные нищие, работные дома, благодеяние, детские приюты.

Литература

1. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с

2. древности до начала ХХ века). – М.: Академический проект, 2002.

3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб.

4. Пособие. – М.: Издательско–книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

5. Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М.:Союз,1993.

6. Фирсов М.В. История социальной работы.– М, 2004.

7. Фирсов М.В. История социальной работы в России.– М,1999.

8. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России.– М, 2008.

9. Основы социальной работы / Под ред.Курбатова. Раздел: Зарубежная социальная работа.

10. Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.– Армавир – 2008

11. Спирина М.Л. История социальной работы в России и на Кубани: Курс лекций: Учебное пособие, Армавир, 2012.

12. Спирина В.И., Спирина М.Л. Генезис социально–педагогической работы на Кубани. – Армавир, 2013.

13. Н.Ф. Басов. История социальной работы: Практикум. – М., 2008.

14. История социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. – М., 2011.

Литература

1. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А.. История социальной работы за рубежом и в России (с

2. древности до начала ХХ века). – М.: Академический проект, 2002.

3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб.

4. Пособие. – М.: Издательско–книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

5. П И. Нещеретний. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М.:Союз,1993.

6. Фирсов М.В. История социальной работы.– М, 2004.

7. Фирсов М.В. История социальной работы в России.– М,1999.

8. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России.– М, 2008.

9. Основы социальной работы / Под ред.Курбатова. Раздел: Зарубежная социальная работа.

10. Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.– Армавир – 2008

11. Спирина М.Л. История социальной работы в России и на Кубани: Курс лекций: Учебное пособие, Армавир, 2012.

12. Спирина В.И., Спирина М.Л. Генезис социально–педагогической работы на Кубани. – Армавир, 2013.

13. Басов Н.Ф. История социальной работы: Практикум. – М., 2008.

14. История социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. – М., 2011.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Вопросы для обсуждения

1. Реформирование системы общественного призрения.

2. Проблемы совершенствования системы социального обеспечения в довоенный период в СССР.

3. Предпосылки для создания системы социального образования в России.

4. Социальные проблемы российского общества на рубеже XX–XXI веков.

 

Практическое задание

1. Формы помощи, характерные для начала ВОВ.

2. Сравните понятия «благотворительность» и «шефская помощь» на примере деятельности общественных организаций и союзов СССР.

3. Практика организации социальной помощи инвалидам ВОВ в тылу.

Литература

1. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А.. История социальной работы за рубежом и в России (с

2. древности до начала ХХ века). – М.: Академический проект, 2002.

3. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб.

4. Пособие. – М.: Издательско–книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

5. П И. Нещеретний. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М.:Союз,1993.

6. Фирсов М.В. История социальной работы.– М, 2004.

7. Фирсов М.В. История социальной работы в России.– М,1999.

8. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России.– М, 2008.

9. Основы социальной работы / Под ред.Курбатова. Раздел: Зарубежная социальная работа.

10. Спирина В.И., Спирина М.Л. Очерки истории социальной работы на Кубани.– Армавир – 2008

11. Спирина М.Л. История социальной работы в России и на Кубани: Курс лекций: Учебное пособие, Армавир, 2012.

12. Спирина В.И., Спирина М.Л. Генезис социально–педагогической работы на Кубани. – Армавир, 2013.

13. Басов Н.Ф. История социальной работы: Практикум. – М., 2008.

14. История социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. – М., 2011.

 

Вопросы для обсуждения

1.Дайте определение «методологии» социальной работы.

2.Аргументируйте необходимость применения теоретических методов в социальной работе.

3. Подумайте, каким обра­зом можно организовать социальную работу с группой (индивидуально), чтобы она была максимально результативной;.

4. Приведите пример взаимосвязи теоретических и практических методов в практике социальной работы.

Практические задания

1. Разработайте критерии эффективности социальной работы (в общем и в конкретной сфере).

2. В качестве руководителя социального учреждения определите систему методов работы учреждения, распределите их реализацию в соответствии с функциями отделов.

Литература

1. Павленок, П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. – М., 2002.

2. Теория социальной работы; Юрайт – Москва, 2012. – 352 c.

3. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011. – 160 c.

4. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

5. Аксенов М.М. Специальные психотерапевтические приемы и методы, используемые в УИС. Учебное пособие. – Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2016. – 34 с.

Вопросы для обсуждения

1. Определите понятие «метода» и его роль в реализации технологий социальной работе.

2. Проиллюстрируйте основные виды общенаучных и частных методов.

3. Выделите «междисциплинарные» группы методов.

Практические задания

1. Разработайте технологию реализации одного из частных методов социальной работы. Определите ее возможную эффективность.

2. Выделите принципы взаимосвязи теоретических и практических методов.

 

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

3. Саппс, М. Опыт социальной работы. Введение в профессию / М. Саппс, К. Уэллс. – М., 1994.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

 

Вопросы для обсуждения

1. Определите основные принципы индивидуальной работы с клиентом.

2. Проиллюстрируйте на примере реализацию социальной индивидуальной работы.

3. Расскажите об основных принципах функциональной индивидуальной работы.

Практические задания

1. Разработайте схемы работы с разными категориями клиентов (беспризорником, инвалидом, военнослужащим) на основе проблемно–ориентированной, психоаналитической и центрированной на задачу моделей.

Вопросы для обсуждения

1. Определите этапы динамики группы. Группа и коллектив в социальной работе.

2. На примерах раскройте содержание теории поля, теории социального обмена и теории социальных систем.

3. Определите ситуации необходимости социальной работы с группой

Практические задания

1. В «доме для престарелых» «определите» основные методы проведения работы в группе по здоровому образу жизни.

2. На примерах вышеуказанных теорий проведите работу по любой тематике в группе женщин – жертв домашнего насилия.

 

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c..

 

Вопросы для обсуждения

1. Определите понятие и функции микросреды. Приведите пример микросоциума.

2. Проиллюстрируйте принципы работы в микросреде.

3. Определите основные стратегии работы в контексте различных моделей социальной работы в микросоциуме.

Практические задания

1. В качестве специалиста определите функции социальных ролей в моделях локального развития, социального планирования и социальных акций.

2. «Создайте» микросоциум в группе и в качестве специалистов определите методы работы.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

Вопросы для обсуждения

1. Проиллюстрируйте на примерах виды экономических и организационно– управленческих методов в социальной работе.

2. Определите основные ошибки при формулировке целей социального проектирования.

3. Определите основные принципы реализации экономических методов.

Практические задания

1. Создайте проект управления в системе кризисных центров для женщин. Определите основные цели и задачи.

2. Определите пути привлечения средств для реализации разработанного проекта.

 

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011..

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и Ко, 2011.

6. Жиров М.С. и др. Профессиональная подготовка специалиста по социальной работе: компетентностный подход / рец.: В.В. Бахарв, И.М. Невлев. – Белгород: БелГУ, 2010.

7. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2010.

8. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Определите специфику социологического подхода к технологиям социальной работы.

2. Разработайте социологическую модель клиента и социального работника.

3. Определите объективные показатели социальной защищенности населения.

Практические задания

1. Определите приоритеты «современного поколения» и разработайте модели работы с привлечением социолого–ориентированных методов.

2. Определите социологические параметры категорий семей для создания банка данных о неблагополучных семьях.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. – М.: Академия, 2010.

7. Козырев Г.И. Социология семьи: любовь и расчет в брачно–семейных отношениях и не только…: учебное пособие для бакалавров и магистров – М.: Инфа–М. Серия: высшее образование, 2016.

8. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

9. Бурдье П. Социология социального пространства. – СПб.: Алетейя, 2007.

10. Горшков М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социс. – 2010. – № 12.

11. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации // Социс. – 2011. – № 2.

12. Просвирнин А.А. Социолого - ориентированные модели в классификации теоретических моделей социальной работы: проблема научного обоснования // Информационная Мордовия (Саранск). – 2017. – №3(6). – С. 24-29.

 

Вопросы для обсуждения

1.Проиллюстрируйте различные социально–педагогические методы в индивидуальной и групповой работе.

2. Определите степень включения психологического компонента в социальную работу с группой.

3. Приведите примеры использования инновационных психолого–педагогических методов в практике социальной работы.

Практические задания

1. «Проведите беседу» в 9 классе на тему «Психология семейных взаимоотношений»

2. Организуйте индивидуальную работу с клиентом, обратившимся с проблемой незанятости и профессиональной несамореализации.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6.Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. – М.: Академия, 2010.

7. Аксенов М.М. Специальные психотерапевтические приемы и методы, используемые в УИС: учебное пособие. – Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2016. – 34 с.

8. Нестерова Г. Ф. и др. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна / Нестерова Г. Ф., Безух С. М., Волкова А. Н. – М.: Речь, 2006. – 128 c.

9. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / К.В. Беззубик; под ред. Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 168 с. – (Высшее образование)

Вопросы для обсуждения

1. Определите основные принципы применения технологий с использованием правовых методов.

2. Выделите сферы, в которых необходимо применение социально–правовых технологий.

3. Проиллюстрируйте виды социально–правовых технологий.

Практические задания

1. «Сделайте» подборку законодательных актов по темам «Защита семьи и детства», «Организация опеки над несовершеннолетними».

2. Разработайте проект закона о социальной защите какой– либо категории населения.

Литература

1. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Юзефавичус Т.А.: Проблемы социальной работы с молодежью. – М.: Академия, 2010.

7. Аксенов М.М. Специальные психотерапевтические приемы и методы, используемые в УИС. Учебное пособие. – Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2016. – 34 с.

8. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М.: Академия, 2004.

9. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы. – М.: Академия, 2009. – 336 с.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 16. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные сферы применения междисциплинарных методов.

2. Сочетание каких методов вы определите как максимально эффективное.

3. Разработайте технологию с применением междисциплинарных методов.

Практические задания

1. Разработайте модель социальной работы с клиентом, у которого различные проблемы: – инвалидность, отсутствие общения с противоположным полом, профессиональная незанятость.

2. В этой же проблеме с точки зрения руководителя определите пути взаимодействия различных специалистов и ведомств.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Юзефавичус Т.А.: Проблемы социальной работы с молодежью. – М.: Академия, 2010.

7. Реабилитация и образование особого ребенка. От прогрессивных законов к их реализации / Бациев В., Дименштейн Р., Корнеев В., Ларикова И. – Т.2. 2–ое изд.– М.: Теревинф, 2004. – 104 с.

8. Горюнова Н. Б. Проблемы семьи – проблемы Центра // Работник социальной службы: Профессиональный науч.–практич. и метод. журнал. – № 1 / Отв. ред. А. М. Панов. – М., 2002. – с. 72–78.

9. Маяцкая И. Н. Экономические основы социальной работы [Электронный ресурс]: учебник / И. Н. Маяцкая; под ред. д.э.н., проф. И. Н. Маяцкой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 264 с.

10. Липский И.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие /под ред. И.А. Липского. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. – 384 с.

Вопросы для обсуждения

1. Определите основные принципы методики проведения деловых бесед.

2. Определите разницу в общении со специалистом и с клиентом.

3. Приведите примеры речевых тактик убеждения.

Практические задания

1. Разработайте и апробируйте структуру беседы в конфликтной ситуации с коллегой.

2. Разработайте беседу по распределению функций специалистов в учреждении социального обслуживания населения.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.

7. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. – М.: Дашков и К, 2014.

8. Коныгина М.Н. Этические основы социальной работы: учебное пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. – М.: Проспект, 2016. – 160 c.

9. Медведева Г.П. Этические основы социальной работы: учебник и практикум для СПО / Г.П. Медведева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 443 c.

10. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учеб. / Г. М. Шеламова. – 9–е изд., перераб. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

11. Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. – 2–е изд.,перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 287 с.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Выделите основные этапы адаптационного процесса.

2. Определите эффективность адаптации как технологии социальной работы с различными категориями населения (лицами БОМЖ, беженцами).

3. Выявите преимущества социальной адаптации как технологии. В каких сферах применение эффективней всего.

Практические задания

1. Разработайте модель адаптационного процесса для группы вынужденных переселенцев.

2. Определите этапы и период адаптации

а). Пожилых к условиям современной жизни.

б). Социально–бытовой адаптации человека, потерявшего руку.

 

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Манько Ю. В., Оганян К. М. Теория и практика социальной работы; Петрополис – Москва, 2008. – 276 c.

7. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2011. – 160 c.

8. Бациев В. И др. Реабилитация и образование особого ребенка. От прогрессивных законов к их реализации / Бациев В., Дименштейн Р., Корнеев В., Ларикова И.. – Т.2. 2–ое изд.– М.: Теревинф, 2004. – 104 с.

9. Горюнова Н. Б. Проблемы семьи – проблемы Центра // Работник социальной службы: Профессиональный науч.–практич. и метод. журнал. – № 1 / Отв. ред. А. М. Панов. – М., 2002. – с. 72–78.

10. Шипунова Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения; Академия – Москва, 2011. – 240 c.

11. Платонова Н. М. Социальная работа с бездомными; Академия – Москва, 2011. – 160 c.

12. Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и беженцами; Инфра–М –, 2010. – 224 c.

Вопросы для обсуждения

1. Определите основные категории населения, когда эффективно применение технологии реабилитации.

2. Выделите основные принципы реабилитационного процесса.

3. Одинаковы ли этапы реабилитации по отношению к категориям БОМЖ, инвалидов и пожилых, определите различия.

Практические задания

1. Военнослужащий отслужил в горячей точке, ему 45 лет, повышенная агрессивность. жена подала на развод и собирается его выписать из квартиры. Своего места жительства у него нет. Определите направления процесса реабилитации.

2. В опекунской семье ребенок не может адаптироваться к новым условиям. Пособие на ребенка не выплачивается. Отношения в семье разлаживаются. 3 группы специалистов (психологи, юристы и социальные работники) определяют пути решения проблемы.

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011. – 160 c.

4. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

5. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

6. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

7. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы. – М.: Инфа–М. Серия – Высшее образование: Магистратура, 2016.

8. Мусина–Мазнова Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс]: Учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина–Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробкова и др. – М.: Дашков и К, 2014. – 320 с. – ISBN 978–5–394–02303–3.

9. Платонова Н. М. Социальная работа с бездомными. – М.: Академия, 2011. – 160 c.

10. Быкова О.Г. Опыт работы комплексного центра социального обслуживания по социальной адаптации слабовидящих граждан [Текст] / О.Г. Быкова // Социальное обслуживание. – 2014. – №5. – С. 54–56.

11. Варлакова Н.И Социальный туризм как эффективная технология социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст] / Н.И Варлакова // Социальное обслуживание. – 2015. – №2. – С. 45–49.

12. Дерюжева И.Т. Куклотерапия в реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст] / И. Т. Дерюжева // Вестник психосоциальной и коррекционно–реабилитационной работы. – 2014. – №1. – С. 22–30.

13. Кайгородова В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка [Текст] / В.И. Кайгородова // Социальная педагогика. – 2014. – №5. – С. 67–79.

14. Кроткова А. В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №2. – С. 33–42.

15. Махмудова А. Реабилитация спортом [Текст] / А. Махмудова // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2014. – №4. – С. 38–41.

16. Тюшкевич Н.Г. Социально–профессиональная реабилитация инвалидов в РФ // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2012. – № 9. – С. 178 – 182.

Вопросы для обсуждения

1. Содержательно определите виды диагностики.

2. Дайте различные определения термину «диагностика». Какое наиболее полно отражает сущность данной технологии?

3. Определите основные этапы диагностики.

Практические задания

1. Семья пришла с проблемой взаимоотношений между отцом и дочерью–подростком. У девочки есть мачеха, которая живет с ними около 7 лет. Выявите социальный запрос и реальную проблему. Определите методы диагностической работы.

2. В качестве специалиста собеса проведите социально–бытовую диагностику семьи. Составьте социальный паспорт по результатам диагностических данных

Литература

1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.

2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др.; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.

3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.

4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.

5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.

6. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска. – М.: Владос, 2008. – 352 c.

7. Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью. Основные направления и современные формы; КноРус / Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Павлов С. Н. – Москва, 2011. – 216 c.

8. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 244 c.

9. Холостова Е. И., Черняк Е. М., Стрельникова Н. Н. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 292 c.

10. Фетискин Н.П. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. – М.: Изд–во Института Психотерапии, 2002.

Вопросы для обсуждения

1. Определите понятие «коррекция»

2. Приведите примеры коррекционных технологий.

3. Определите преимущества коррекции как социальной технологии

 

Практические задания


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.