Особенности занятий с детьми различного возраста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности занятий с детьми различного возраста

2017-09-26 192
Особенности занятий с детьми различного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Очень широкое распространение и настоящее время получил гиревой спорт среди учащейся молодежи, особенно в средних учебных заведениях (ПТУ и др.) и в сельской местности. Во многих регионах России гири являются одним из обязательных видов спорта в программах областных, краевых, городских спартакиад и различных соревнований среди учащейся молодежи. Сильнейшие школьники и студенты принимают участие во всероссийских соревнованиях среди юношей (до 17 лет), юниоров (до 20 лет), среди студентов и др. Уже в этом возрасте ребята показывают очень высокие спортивные результаты. Так, школьник из села Становое Липецкой области О. Крючков в возрасте 16 лет, имея вес 76 кг, вырвал двухпудовую гирю на областных соревнованиях среди взрослых по 82 раза. В 1-ом чемпионате СССР в 1985 г. в городе Липецке он завоевал в рывке серебряную медаль. Из нынешнего поколения юношей О. Кутенов, также из села Становое, в 16 лет выполнил норматив мастера спорта, показав в толчке двухпудовых гирь 55 подъёмов при собственном весе в 60 кг. Начал заниматься Олег в 13 лет, Причём в первые два года занятий не относился к числу одаренных и способных спортсменов.

Очень многие сельские юноши, подростки, школьники стремятся самостоятельно подготовиться физически к службе в армии, развить силу, «накачать» мышцы, используя для этого самый простой и доступный спортивный снаряд — гирю. В большинстве случаев в своей методике подготовки они используют советы более опытных взрослых «богатырей» и преподавателей физвоспитания в школе, которые и сами, в большинстве случаев, поверхностно разбираются в этом виде спорта. Недостаточно сильные юноши, пытаясь показать свою силу, поднимают (чаще неправильно) тяжёлые штанги и гири, чем могут нанести ущерб своему здоровью. В этом случае преподаватель физвоспитания (тренер) должен объяснить ребятам физиологические и физические особенности их развития, предупредить об опасности при неправильном обращении с тяжестями в этом возрасте и т. д.

К сожалению, спортивная наука пока не имеет научно-обоснованной и экспериментально подтвержденной методики но проведению занятий по гиревому спорту с детьми школьного возраста. Считается, что штанга — более приемлемый снаряд для 13—15-летних ребят и даже девчонок, чем гири 8—16 и более кг.

Многие виды спорта (каждый по-своему) опасны для детского возраста, если пренебрегать элементарными требованиями в проведении занятий, не учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого занимающегося.

Занимаясь с юношами 13–15 лет, необходимо учитывать характерные для этого возраста особенности: быстрый рост опорно-двигательного аппарата, изменения в нервной системе, половое созревание и ряд других функциональных изменений организма подростка. Известно, что структура и состав костей растущего организма изменяются неравномерно. Одни кости заканчивают свое формирование и рост примерно к 19 годам, другие — к 22–23 годам. Влияние факторов внешней и внутренней среды, двигательная активность подростков существенно влияют на рост и развитие скелета. Так, при поднятии тяжестей позвоночник, нижние конечности и особенно ступни испытывают значительную дополнительную нагрузку при вертикальном положении, что при неправильном дозировании веса отягощений при воспитании силы, выборе и применении различных статических положений может привести к деформации ещё не окрепших костей и даже к травмам позвоночника.

Позвоночник позже многих других костей заканчивает свой рост. По мере развития формируется его и естественная кривизна, которая определяет осанку юноши. Под воздействием вертикальных нагрузок, эта естественная кривизна может постепенно превратиться в неестественную, особенно если мышцы спины и живота недостаточно развиты. В этом случае позвоночник даже под воздействием собственного веса подростка может принять неправильную форму (сколиоз). Поэтому, прежде чем выполнять толчок двух гирь в большом объёме и с большим количеством повторений в каждом подходе, при которых происходит достаточно длительная вертикальная нагрузка на позвоночник, необходимо хорошо укрепить мышцы спины и брюшного пресса, т. е. создать мышечный корсет. Хорошо известно, что мышцы спины не только разгибают туловище, но удерживают позвоночник в естественном нормальном положении, страхуют его от перегрузок и травм при обращении с тяжестями, а также при неестественных резких движениях (оступился, поскользнулся).

Очень эффективным средством развития и укрепления мышц спины в детском возрасте является жонглирование лёгкими гирями. Почти все элементы как индивидуального (одиночного), так и группового исполнения выполняются с наклоном и энергичным выпрямлением туловища в различных направлениях. Таких движений подросток в одной тренировке выполняет до 300 и более. Кроме того, занятия по жонглированию приходят на очень высоком эмоциональном уровне (игра с гирями). Дети с удовольствием выполняют такое большое количество наклонов, важных упражнений для развития мыши спины и нормального формирования позвоночника, которые для взрослых спортсменов при обычном выполнении кажутся однообразными, нудными и неинтересными.

Вертикальная нагрузка на позвоночник при жонглировании незначительна во-первых, она кратковременная, и, во-вторых, вес гирь не очень большой.

Не менее эффективным средством для укрепления мышц спины применительно к подростковому возрасту является рывок гири и выполнение в большом объёме специально-вспомогательных упражнений для рывка. Эти упражнения также выполняются с наклоном и энергичным выпрямлением туловища, но уже со значительно большим весом гири. Несмотря на увеличение веса гири, вертикальная нагрузка на позвоночник также незначительна. Всю работу выполняют только мышцы. В отдельных занятиях (рывковая тренировка) юноши выполняют даже больше наклонов, чем при жонглировании. Это именно та нагрузка, которая не только способствует укреплению мышц спины, но и является достаточно эффективным средством профилактики и даже лечения сколиозов. Мышцы спины, укрепляясь, сами исправляют неестественные изгибы позвоночника, которые в дальнейшем уже не появляются.

Практика показывает, что если предварительно достаточно хорошо закрепить мышцы спины и брюшного пресса, тогда нагрузка не будет отрицательно сказываться на формирование позвоночника и рост костей юноши: обычно вес гирь на первом этапе обучения и тренировки в толчке небольшой, а длительность выполнения упражнения кратковременна. Тем не менее, во время выполнения этих упражнений, в интервалах отдыха между подходами и в конце основной части тренировочного занятия, необходимо выполнять специальные упражнения для разгрузки позвоночника и нижних конечностей (висы, раскачивания на брусьях с упором на кисти или предплечья и др.). Или после упражнений с отягощениями в вертикальном положении переходить к выполнению упражнений, лёжа на скамейке (жим, лёжа, от груди и из-за головы, сведения и разведения легких отягощений в стороны и др.).

Длительное выполнение рывковых махов с различной амплитудой и интенсивностью не только укрепляет мышцы спины и рук, но и благотворно сказывается на развитии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Такая нагрузка приравнивается к нагрузке при беге в умеренном темпе в течение достаточно длительного времени (от 10 до 30 мин и более). Именно длительная разнообразная тренировочная нагрузка с небольшой интенсивностью считается наиболее эффективной и приемлемой для нормального развития всех органов и систем растущего организма подростка.

Многие упражнения с гирями выполняются с подъёмом на носки, что является одним из средств профилактики плоскостопия. Кроме упражнений с гирями для предупреждения уплощения сводов ступней рекомендуются ходьба и лёгкий бег на носках, подъёмы на носки со штангой на плечах, упражнения со скакалкой, прыжки с места в длину и т. д. Планируются эти упражнения в начале (в разминке) и заключительной части занятия. Некоторые упражнения — ходьба с подъёмом на носки, лёгкий бег с опорой — могут применяться в утренней зарядке и даже в обычных прогулках.

Многократные подъёмы гирь в толчке с повторяющимися задержками их на груди связаны с некоторым натуживанием, затруднением дыхания, повышением внутригрудного и внутрибрюшного давления в течение достаточно длительного времени. Поэтому необходимо укреплять дыхательные мышцы, особенно брюшного пресса, и диафрагму. С этой целью используются специальные упражнения: поднимание ног в положении лёжа на спине, в висе на «шведской стенке» и др. Хорошо развитые мышцы живота предотвращают образование различных грыж и, кроме того, обеспечивают правильное положение внутренних органов, от чего во многом зависит их правильное функционирование.

Возрастная перестройка происходит и в сердечно-сосудистой системе. При медицинских осмотрах у подростков часто обнаруживаются сердечные шумы, повышенное давление. Эти отклонения не всегда связаны с физическими нагрузками. В большинстве своем эти отклонения являются следствием возрастных изменений. Тем не менее в этот период необходимо более осторожно относиться к применению нагрузок с большими отягощениями и высокой интенсивностью. Длительная, с умеренной интенсивностью тренировочная нагрузка будет способствовать нормальному развитию сердечно сосудистой системы.

Юношеский возраст отличается повышенной реактивностью нервной системы, которая приводит к быстрому снижению работоспособности, утомлению, особенно если в занятиях применяется много однообразных, монотонных упражнений. Затраты энергии у них больше, чем у взрослых, так как много энергии идет на рост и перестройку организма. Однако нервная система подростков отличается высокой пластичностью, что способствует быстрому освоению техники различных упражнений. Всё это нужно учитывать при планировании тренировочных занятий.

Увеличение мускулатуры и прирост силы у юношей происходит также неравномерно. В связи с этим общие показатели силы могут быть снижены из-за запоздалого развития тех или других групп мышц. Например, у достаточно сильных юношей при многократных подъёмах гири в рывке рано начинают «отказывать» кисти рук и т. д.

Очень частые нагрузки на одни и те же мышцы в этом возрасте делать не следует, так как это приводит к перенапряжению ещё не сформировавшихся и не окрепших мышц, а иногда и к появлению микротравм, которые в дальнейшей приведут к нарушениям в опорно-двигательном аппарате. В тренировочных занятиях с подростками необходимо разнообразить упражнения с гирями и другими отягощениями, чтобы чередовать нагрузку на различные группы мышц.

Наиболее ответственным моментом для тренера и занимающихся самостоятельно юношей является период полового созревания. В это время происходит интенсивная перестройка всего организма подростка, на которую и без того утрачивается очень много энергии. Планирование нагрузок в это время должно быть индивидуальным по отношению к каждому юноше. Приемлемая нагрузка на данный период — это достаточно длительная и разнообразная тренировочная работа с умеренной интенсивностью.

Преждевременное половое созревание ведёт к ускорению физического развития. Быстрый прирост силы и спортивных результатов — естественная закономерность. Однако форсировать нагрузки не следует. После интенсивного роста спортивных результатов очень часто юные спортсмены перестают прогрессировать и даже через некоторое время отстают от своих сверстников. Это также необходимо учитывать при планировании нагрузок на всех этапах подготовки в годичном тренировочном цикле.

Разностороннее физическое развитие, соблюдение принципов и методов воспитания физических качеств, строгий учёт возрастных и индивидуальных особенностей юношей, соответствие нагрузок, полноценное питание и отдых — всё это является очень важным условием для физического совершенствования и укрепления здоровья молодого спортсмена, достижения им высоких спортивных результатов самостоятельно.

 

Советы занимающимся самостоятельно

 

Большинство начинающих заниматься гиревым спортом самостоятельно не всегда имеют возможность воспользоваться помощью опытного тренера или высококвалифицированного спортсмена. В этом случае приходится самим решать, как спланировать тренировочную работу, какие упражнения и в каком объёме выполнять.

В практике спортивных тренировок существуют определённые закономерности, которых должен придерживаться каждый занимающийся независимо от условий занятий.

Прежде чем приступить к тренировкам самостоятельно, нужно хорошо знать свои физические возможности, уровень развития основных физических качеств (силы мышц рук в жимовых упражнениях, спины — в тягах штанги, ног — в приседаниях со штангой на плечах) и правильно оценить их, сопоставляя свои физические возможности с той нагрузкой, которую предстоит выполнять через некоторое время на соревнованиях с тяжёлыми гирями.

Ранее не занимавшиеся спортом новички, естественно, не могут соответствовать тем требованиям по физическому развитию, которыми должен обладать спортсмен, приступая к специализации в гиревом спорте.

С учётом имеющихся недостатков в физическом развитии и условий для занятий, наличия спортивного инвентаря, составляется самый простой вариант распределения тренировочного времени и нагрузок в годичном цикле занятий.

На начальном этапе подготовки (примерно 3–4 мес) 30–35% тренировочного времени отводится на освоение и закрепление техники выполнения соревновательных упражнений. Основными средствами здесь будут имитационные упражнения без отягощений, специально-вспомогательные и соревновательные упражнения с лёгкими гирями. Остальные 65–70% нагрузки этих занятий — для воспитания основных физических качеств и подтягивания слабых сторон в физическом развитии. Причём при воспитании силы особое внимание нужно уделить развитию тех групп мышц, которые участвуют в выполнении соревновательных упражнений. Для толчка 2-х гирь — это жимовые упражнения, полутолчок 2-х гирь, приседания и пружинящие выпрыгивания со штангой или гирями на плечах. Для рывка — тяги штанги или махи гири на различную высоту, наклоны с различными отягощениями на плечах. Примерно через 6 мес занятий можно довести соотношение общей и специальной нагрузки 50:50%. ещё через некоторое время, если показатели силы основных групп мышц и общей выносливости достигли желаемого уровня, на соревновательные и специально-вспомогательные упражнения отводится до 60%, а иногда и более общего времени и нагрузки в каждом отдельном занятии.

Не следует спешить переходить к узкой специализации. Только после того как техническая подготовленность и уровень развития основных физических качеств достигнет определённого минимума (см. табл. 12), можно постепенно переходить к усложнённым вариантам тренировки в отдельных занятиях (1–2 в недельном цикле). Применяя иногда соревновательный метод подготовки (прикидки до 70% и более), нужно выявить отстающие стороны в физической и технической подготовленности и «подтягивать» их до определённого уровня, используя для этого одни или другие упражнения со штангой (табл. 13), специальные упражнения.

 

Разнообразие упражнений с гирями позволяет занимающимся решать самые различные задачи физического развития и совершенствования. Одни занимаются, чтобы поддержать свое физическое состояние и здоровье, другие стремятся «накачать» мышцы и сформировать красивое телосложение, третьи выполнить норматив мастера спорта и выступать на соревнованиях и т. п.

В зависимости от этих целей и задач, которые ставят перед собой занимающиеся, подбираются соответствующие упражнения, определяется дозировка нагрузки в тех или других упражнениях и условия их выполнения. Так, для «подкачки» мышц и развития силы в основном применяются общеразвивающие упражнения с гирями (рис. 3).

 

Рис. 3. Основные общеразвивающие упражнении с гирями (кадры 1–22)

Жим одной гири (кадры 1, 2)

 

Жим двух гирь (кадры 3, 4)

 

Жим сидя (кадры 5, 6)

 

 

Жим лёжа (кадры 8, 9)

 

Поочередные выжимания гирь сидя (кадр 7)

 

Подтягивание гири (протяжка) до уровня груди и выше (кадры 10. 11. 12)

 

Подтягивание с опорой на скамейку (кадр 13)

 

 

Разведение гирь в сторону лёжа (кадры 14, 15)

 

 

Сгибания и разгибания руки стоя (подъём на бицепс) (кадры 16, 17)

 

Наклон с гирей за головой (кадр 18)

 

 

Наклон в сторону с гирей в висе (кадры 19, 20)

 

Приседания с одной гирей (кадр 21)

 

Приседания с 2-мя гирями (кадр 22)

 

Жонглирование

 

Жонглирование — это разновидность гиревого спорта, отдельное направление его развития. В сравнении с классическим двоеборьем этот вид спорта, к сожалению, пока не получил широкого распространения. Причин для этого много: нет методической литературы, тренеров, гирь соответствующего веса и т. п. Желающие заниматься просто не имеют представления о жонглировании. Тем не менее жонглирование с каждым годом завоевывает всё больше поклонников, расширяется география этого вида. Примерно 15 лет назад были известны лишь несколько групп — это ангарская, липецкая и две-три ещё, которые способны были продемонстрировать «высший пилотаж». В настоящее время таких групп значительно больше. Последние 5 лет лидирующее положение занимает московская группа, созданная при авиационном институте тренером Л. В. Ануровым. Кроме мужской группы там создана и женская, которая пользуется не меньшим (если не большим) успехом на различных показательных выступлениях с гирями по 8 кг (мужчины — с 16 кг).

По жонглированию ежегодно проводятся чемпионаты России, в которых принимают участие лучшие 6–7 групп. Победителям (согласно классификации) присваиваются звания мастеров спорта и чемпионов России. Это очень зрелищный и эмоциональный вид спорта. Так, около 10 лет назад выступление по телевидению лучшей в то время ангарской группы вызвало огромный интерес у зрителей. Каждое выступление гиревиков-жонглёров воспринимается как шоу. В подтверждение тому — выступление детской группы из села Становое Липецкой области на международной смене Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок». Главный режиссер лагеря Н. Н. Зинцов включил выступления жонглёров в программы всех запланированных культурных мероприятий, в которых принимали участие лучшие детские коллективы художественной самодеятельности России. За 24 дня — 11 выступлений и самый теплый приём и аплодисменты. Даже на тренировках ребят окружала толпа отдыхающих, восхищающихся их мастерством.

Включение жонглирования как средства ОФП в занятия с «классиками» значительно повышает эмоциональность занятий (игровой метод), вносит разнообразие в тренировочный процесс. Кроме того, почти все упражнения жонглирования эффективно воздействуют на развитие основных групп мышц, на воспитание физических качеств занимающихся. Дети, сами того не замечая, выполняют очень большое количество наклонов и энергичных выпрямлений туловища в каждом занятии, что способствует укреплению мышц спины, формированию правильной осанки, а следовательно, и профилактике сколиозов.

В данной методической работе впервые сделана попытка создать соответствующую терминологию жонглирования, определить принципы названия элементов, методику обучения.

В настоящее время ведущие специалисты разрабатывают более совершенные правила соревнований, классификацию элементов по сложности исполнения и др. Есть основания полагать, что в ближайшие годы жонглирование и как средство физического развития, и как один из зрелищных видов спорта поднимется на более высокую ступень своего развития, и зрители чаще будут видеть «добрых молодцев» на различных сценах и на телевидении.

 

Терминология жонглирования

 

Жонглирование — подбрасывание и ловля вращающейся гири.

Элемент жонглирования — отдельное упражнение жонглирования, выполняемое из определённого исходного положения спортсмена и заканчивающееся приёмом (ловлей) подброшенной гири каким-либо способом.

Связка элементов — несколько элементов, выполняемых слитно, один за другим. Каждый элемент состоит из основы и составляющих частей.

Основа элемента — подбрасывание гири в том или ином направлении (главное движение).

Составляющие части элемента — движения атлета и гири, дополняющие основу, придающие элементу целостность и законченность.

К составляющим частям относятся.

1. Стартовое положение атлета с гирей.

2. Обороты гири (количество).

3. Направления вращения дужки гири.

4. Способы приёма (ловли) гири.

5. Перемещения атлета.

6. Положения свободной руки.

 

Основные стойки атлета

 

Основная стойка — естественная стойка атлета лицом к зрителям (рис. 4).

Правосторонняя (левосторонняя) стойка — естественная стойка атлета правым (левым) плечом к зрителям.

Стойка на колене — стойка с опорой на колено лицом к зрителям (рис. 5).

Правосторонняя (левосторонняя) стойка на колене — стойка на колене правым (левым) плечом к зрителям.

 

Положения гири

 

Гиря спереди — находится на помосте (полу) впереди атлета, 25–30 см от линии пальцев ног (рис. 4 а).

Гиря сбоку — находится справа (слева) от атлета на линии пальцев ног (рис. 4 б).

 

 

Гиря на груди — находится на груди в согнутой руке (рис. 6).

 

Гиря на предплечье спереди — удерживается на предплечье согнутой перед грудью руки, направленной локтем вперёд, ладонью вниз (рис. 7).

 

Гиря на предплечье сбоку — удерживается на предплечье согнутой руки, отведённой в сторону (рис. 8).

 

Гиря на плече — удерживается кистью на плечевом суставе (рис. 9).

 

Гиря на ладони — поставлена на ладонь согнутой спереди руки, направленной локтем вниз (рис. 10).

 

Гиря на ладони — поставлена на ладонь поднятой вверх руки (рис. 11).

Гиря в захвате — дужка гири обхвачена кистью.

Гиря на поднятой в захвате — удерживается за дужку кистью вверху на прямой руке (рис 11 а).

Гиря на поднятой в равновесии — удерживается за дужку кистью вверху на прямой руке вверх донцем (рис. 11 б).

 

Гиря на замахе спереди — находится в нефиксируемом положении в вытянутой вперёд руке (рис. 12).

 

Гиря на замахе сбоку — находится в отведённой в сторону руке (рис. 13).

 

Гиря на замахе сзади — находится в отведённой назад руке (рис. 14).

 

Гиря на замахе снизу — находится в оттянутой вниз руке сзади за коленями (рис. 15).

 

Если не указано, в какой руке находится гиря, это означает — в правой (справа, на правой).

Если гиря в левой руке, то название руки указывается:

— гиря на предплечье левой спереди (сбоку),

— гиря на левом плече,

— гиря на ладони поднятой левой.

— гиря на ладони левой согнутой спереди,

— гиря на поднятой левой в захвате,

— гиря на поднятой левой в равновесии.

 

Положение дужки гири

 

Положение дужки гири на помосте определяется относительно линии пальцев ног атлета в естественной стойке. Существуют 2 основных положения:

1. Дужка параллельно — линия дужки расположена параллельно линии пальцев.

2. Дужка углом — расположена углом к линии пальцев ног.

 

Положение свободной руки

 

Свободная рука — рука без гири.

Свободная в сторону — отведена в сторону на уровне плечевого сустава ладонью вниз.

Свободная за спину — согнутая рука отведена за спину на уровне пояса ладонью назад.

Свободная вверх — поднята вверх ладонью вперёд.

Если положение свободной руки не указано, это означает, что она находится в естественном положении (опущена вниз).

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.