Семинарское занятие 2.3. Научно – познавательная деятельность. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семинарское занятие 2.3. Научно – познавательная деятельность.

2017-09-30 247
Семинарское занятие 2.3. Научно – познавательная деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Основные модели научного познания.

2. Научно – познавательный цикл и его этапы.

3.Методы научного познания.

4.Объект и субъект научной деятельности. Проблема истины.

1.По произведению С.А.Лебедева существует две группы моделей научного познания: эмпирическая и идеально – конструктивная. К эмпирической группе относятся индустивистская(Ф.Бэкон.,О.Конт и др.) и гипотетико-дедуктивная(И.Ньютон, Р. Карнап и др.) модели. Идеально- конструктивная группа состоит из нижеследующих моделей: интуитивно-дедуктивная(Р.Декарт и др), априорно-категориальная (И.Кант и др.) диалектико-конструктивная(Гегель и др) и конструктивно- генетичная (Гейтинг и др) модели.

Из названий моделей видно, что они основаны или созданы на базе концепций авторов, указанных в скобках. Например, Ф.Бэкон родоначальник эмпиризма в новоевропейской философии научно- познавательную деятельность рассматривает как процесс начинающийся от сбора фактов через их отбор к обобщению (индукции), затем к выдвижению феномена логических законов, или установлению причинно-следственных связей.

Диалектико-конструктивная модель Г.Гегеля предусматривает развитие научного знания через противоречие к количественно-качественному росту.

2. Научно познавательная деятельность – многоступенчатый процесс, состоящий из исходной научной проблемы, которая предполагает свое решение в виде выдвижения гипотез. Гипотезы требуют проверки, доказательства и обоснования, в результате этих процедур получают теорию, являющейся высшей ступенью научно - исследовательской деятельности. Теория имеет сложную структуру, куда входят аксиомы,гипотезы, научные законы, методы и т.д. Теории сами классифицируются на феноменологические и идеализированно – математические. Теории могут быть построены аксиоматическим конструктивным и гипотетико – дедуктивными способами.

Дана общая конструкция научно-познавательной деятельности. Рекомендуем детализировать данную конструкцию и рассматривать каждую деталь подробно.

3.Данный вопрос чисто носит информативный характер. Поэтому без особого труда можно его рассмотреть, тем более имеются предпосылки из общего курса «философия» по бакалавриату. В связи с этим фактом, в данном курсе придется выяснять роль методов в познании, ещё со времён классической науки в Новое время (Ф.Бэкон, Р.Декарт), а также сегодня когда в науке идут сложные дифференциационно – интеграционные процессы.

Методы определяют уровни научного знания, соответственно им существует два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень представляет собой знания о чувственной реальности, полученные при использовании приборов и технических устройств. Основными методами являются наблюдение, эксперимент, измерение, индукция и др., которые позволяют получить научный факт, сформулировать феноменологические законы. Что касается теоретического знания оно идеально, опирается на мышление, которое применяет нижеследующие методы как идеализация, метода построения теории и т.п.

Поскольку в нашем Вузе функционируют инженерные направления, которые ориентируются на эмпирические методы и технические устройства для экспериментов, то необходимо подготовить выступления по данному пункту исходя из своего научно исследовательского опыта и по теме магистрских диссертаций.

4.Научное познание как особый вид познавательной деятельности опосредуется субъектом и объектом, которые носят относительный характер. Если в естествознании субъект независим от объекта, то в гуманитарных науках субъект может стать объектом, т.е. быть предметом самопознания. В философском ракурсе объект представлен онтологически, а субъект – гносеологически, т.е. объект в качестве бытийной реальности, субъект как обладающий познавательным потенциалом и средствами человек или коллектив профессионалов. Кроме того, в любом виде познания субъект нацелен на ценности, интересы и намерения, которые составляют аксиологический аспект познавательной деятельности.

Предлагается вопрос: как эти взаимоотношения (субъект-объектные) складывались исторически: в классической, неклассической и постклассической науках. Эти взаимоотношения пролонгировать через основные философские разделы: онтология, гносеология и аксиология.

Проблема истины является одной из центральных и дискуссионных проблем в современной философии науки. Предлагается рассмотреть и обсудить нижеследующих концепции истины:

1. Классическое понимание истины (Аристотель)

2. Диалектическая концепция истины (Гегель, Маркс)

3. Теория когеренции (Лебниц, Рассел)

4. Конвенционацианалистская теория (Паункаре, Поппер)

5. Преклоническая теория истины (Пирс)

6. Социологическая теория (Малкей, Гилберт)

Литература.

1. АйерА.Д. Язык, истина и логика.-М.,1998.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч.: В 2т.-М.,1989.

3. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация.-М.,2003.

4. Лебедев С.А. Структура и развитие научного знания.-СПб.,2006.

5. Швырев В.С. Научное познание как деятельность.-М.,1989.

1.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.