Педагогический проект «Русские народные подвижные игры» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Педагогический проект «Русские народные подвижные игры»

2017-09-26 1628
Педагогический проект «Русские народные подвижные игры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ø категория: разработанный и частично внедрённый, краткосрочный (1 месяц);

Ø база выполнения проекта: средняя группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 комбинированного вида» г. Орла, 27 человек.

Паспорт проекта

Актуальность проекта. Необходимость приобщения нового поколения к национальной культуре хорошо объясняется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит ценности будущего. Подрастающее поколение должно хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной русской культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста, своего рода – школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Русские народные подвижные игры являются неоценимым национальным богатством. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы вернуть их нашим детям.

В играх удовлетворяется жажда действия ребенка, даётся обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с азартом и интересом играют в подвижные игры, но беседуя с ними, я убедилась в том, что русских народных подвижных игр они не знают или, даже играя в них, понятия не имеют, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Прятки», «Каравай»).

Таким образом, можно выделить противоречие, с одной стороны – русские народные подвижные игры являются средством разностороннего развития ребёнка, с другой стороны, их потенциал не используется в должной мере на практике.

Цель проекта: формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русскую народную подвижную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры.

Задачи проекта:

Ø обучение народным подвижным играм и совместным действиям;

Ø развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством русских народных подвижных игр;

Ø закрепление основных движений в ходе проведения русских народных подвижных игр;

Ø воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

Ø использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Ресурсное обеспечение:

материально-техническое:

ü помещение средней группы;

ü музыкальный зал;

ü игровая площадка средней группы;

информационное (методическое):

ü литература;

ü картотека русских народных подвижных игр, считалок, закличек;

кадровое:

Ø воспитатели средней группы;

финансовое:

Ø средства для приобретения реквизита для игр и материалов на их изготовление.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

Ø подбор методической литературы;

Ø работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

Ø разработка картотеки русских народных подвижных игр.

2 этап – основной - реализация проекта.

Познавательное развитие:

Ø заучивание считалок, потешек, стихов к играм, песенок, закличек, скороговорок, пословиц, загадок.

Ø включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики;

Ø объяснение правил игры;

Ø рассказ об истории народных подвижных игр;

Ø беседы: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?», «Как играли в старину».

Физическое развитие:

Ø организация и проведение русских народных подвижных игр, сохраняющих и укрепляющих физическое здоровье детей;

Ø совместная игра;

Ø овладение русскими народными подвижными играми с правилами;

Ø объяснение техники безопасности.

Художественно-эстетическое развитие:

Ø знакомство с фольклором;

Ø ознакомление с атрибутами игр;

Ø стимулирование сопереживания персонажам русских народных подвижных игр;

Ø ознакомление детей средней группы с понравившимися играми.

3 этап – заключительный:

Ø подготовка и проведение досуга «Путешествия в Страну русских народных игр».

Прогнозируемый результат:

- у детей формируются знания о традициях народа; дети учатся использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми;

- повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа;

- повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).

План реализации проекта:

Задачи Мероприятия Сроки   Ф.И.О. ответственного
Подведение детей к теме проекта ü Беседы с детьми: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Откуда игры к нам пришли?». ü Проблемная ситуация: «Народная игра – что это такое?». ü Приобретение оборудования для игр и изготовление атрибутов к подвижным играм. ü Анкетирование родителей по теме: «Русские народные подвижные игры». ü Опрос детей по теме «Русские народные подвижные игры» ü Рассматривание иллюстраций, альбомов русских народных подвижных игр в старые времена. 1-я неделя   06.03. 2017 Назаренко Анастасия Васильевна     Педагог-психолог Татьяна Ивановна
Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость ü Разработка перспективного плана. ü Разработка сценария. ü Создание развивающей среды в группе (динамичный уголок национальной культуры русского народа). ü Привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр). ü Задание детям: узнать, в какие игры играли их бабушки и дедушки. ü Составление рассказа по картинке (про подвижную игру, что за игра). ü Подбор русских народных подвижных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей. ü Беседа о правилах игры. ü Дидактическая игра «Угадай игру по картинке». ü Разгадывание загадок о животных и птицах. ü Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем». ü Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».   2-я неделя     10.03. 2017 Назаренко Анастасия Васильевна     Воспитатель средней группы Оксана Александровна     Музыкальный работник Татьяна Юрьевна  
Формирование элементарных знаний и представлений об играх родного народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности. ü Чтение художественной литературы. Заучивание закличек, считалок. ü Составление рассказа «Как мы играли», «Моя любимая игра». ü Использование русских народных подвижных игр в течение всего дня. ü Проведение занятий по физической культуре с использованием русских народных подвижных игр. Консультация с инструктором по физкультуре. ü Правила безопасности в подвижных играх. ü Игры малой подвижности: «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм; продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры. ü Игры малой подвижности «Дударь», «Ручеек», «У дядюшки Трифона». Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами, разучить заклички к играм; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры. ü Подвижная игра «Гори, гори ясно». Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту. ü Подвижная игра «Баба-Яга». Цели: продолжать учить стремительному бегу, развивать внимание и творчество, передавая игровой образ. ü Подвижная игра «У медведя во бору». Цели: развивать эмоциональное отношение к игре; вырабатывать у детей выдержку; продолжать учить стремительному бегу. ü Подвижная игра «Дятел» Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию памяти, речи, внимания. ü Подвижные игры с мячом «Подкиды», «Вышибалы». Цели: познакомить детей с правилами новых народных игр; разучить заклички к играм; совершенствовать навыки детей в подкидывании и бросании мяча, его ловле, беге; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры. 2-я и 3-я неделя     3-я и 4-я неделя Назаренко Анастасия Васильевна   Инструктор по физической культуре Ирина Леонидовна
Обобщение опыта работы по теме «Русские народные подвижные игры». ü Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице. ü Оформление проекта по данной теме в Worde. ü Домашнее задание для детей: «Нарисуй, как мы играем в народные игры». ü Домашнее задание для родителей: пополнить архив группы фотографиями совместных игр с детьми. ü Проведение досуга «Путешествия в Страну русских народных игр». 4-я и 5-я неделя     24.03. 2017   30.03. Назаренко Анастасия Васильевна   Воспитатель средней группы Ольга Юрьевна     Родители

Специально подобранные игры проводились ежедневно в группе и на улице. При этом значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки.

Конечный продукт проекта:

Ø досуг«Путешествия в Страну русских народных игр».

Список использованной литературы

1. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с., илл.

2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М. 1986

3. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

4. Меньщикова Е. «Бояре! А мы к вам пришли!» Русские народные игры-забавы / Дошкольное воспитание. – 2003. - № 12. – с. 60-62.

5. Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003.-143с.

6. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

7. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979.- 96с.

8. Титова О. Я. Обрядовые праздники в России - Издательство ТЦ СФЕРА, 2003 г.

9. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М.: Издательский дом «Искусство», 2000. – 296 с.

10. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература» 1988 -158 с.

Приложение, содержащее материалы, подтверждающие частичную реализацию проекта в приложениях к диплому.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

В экспериментальной части было выявлено следующее: использование русских народных подвижных игр для среднего дошкольного возраста недостаточно.

Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях и могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:

ü систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),

ü использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),

ü интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят детей ко взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в свои силы, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье. Только мы педагоги сможем возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Пусть ко всем детям, во все дворы, в большие и маленькие города, в поселки и деревни придет этот радостный, шумный и веселый праздник!

Список литературы

1. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991 г.

2. Водовозова Е. Н. Умственное развитие детей. С-Петербург 1871. Историко-архивные материалы 19 века.

3. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста. – 7-е изд., перераб. и доп. изд. – Спб., 1913 г.

4. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1997 г. - № 6. – с. 61-64.

5. Дворкина Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр - М.: Просвещение, 2005 г.- 417с.

6. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995 г.– 224 с.

7. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007 г.- № 4.– с.10-14.

8. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – М.: Дошкольное воспитание, 1965 г.– 137 с.

9. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание.2005 г. № 4

10. Кенеман А. В. Физическая подготовка детей / под ред. В. И. Ильинича М.: Издательский дом «Академия» 2000 г. – 231 c.

11. Кудрявцев В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998 г., № 11

12. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002 г.- 79с.

13. Левицкая М. Народные подвижные игры - СПб, Издательство Политехнического университета, 2008 г.

14. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры – М.: Просвещение, 1989 г. – 320 с.

15. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. М., 1952 г. – 234 с.

16. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003 г.- 368 с.

17. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1986 г.

18. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008 г.- 84 с.

19. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка/ М. Д. Маханева.- М.: Просвещение, 1998 г.- 247 с.

20. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов пед.вузов: в 3 кн.-М.: Владос,2005 г.-Кн.1.- 271 с.

21. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1992 г.

22. Осокина Т. И. Детские подвижные игры - М.: Просвещение, 2003 г. - 143 с.

23. Подласый П. П. Педагогика - М.: Владос, 1996 г.- 432 с.

24. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России - Тип. А. А. Карцева, 1884 г.– 389 с. Историко-архивные материалы 19 века.

25. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры - Спб.: Речь, 2011 г. - 184 с.

26. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М:Мозаика-Синтез, 2009 г.- 64 с.

27. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет - М:Мозаика-Синтез, 2014 г.- 144 с.

28. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издат. центр «Академия», 2006 г. – 368 с.

29. Сухомлинский В. А. О воспитании. Москва, 1973 г.

30. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1979 г.- 96 с.

31. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. М.: Просвещение, 1999 г.

32. Ушинский К. Д. Собрание сочинений – М.: Академия, 1989 г. – т.6. – 340 с.

33. Шангина И. И. Русские дети и их игры - М.:Издательский дом «Искусство», 2000 г. – 296 с.

34. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

35. Якуб С. К. Вспомним забытые игры – М., «Детская литература», 1988 г.-158 с.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.