Мировая наука и медицина в XIX – начале ХХ века — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Мировая наука и медицина в XIX – начале ХХ века



Утверждение капиталистических отношений, промышленный переворот, потребности экономического развития в этот период значительно повышают роль науки в жизни общества. Ускорение процесса урбанизации коренным образом преобразовывает все стороны уклада жизни людей, меняются и возрастают их потребности. Развитие гражданских отношений и становление структурных элементов гражданского общества формируют объективные предпосылки для перехода от частной к общественным формам медицины. Она становится важной социальной отраслью, а врачебная деятельность получает общественное признание.

Для развития медицинской науки имели фундаментальное значение пять открытий: теория клеточного строения живых организмов Шлейдена - Шванна (1838-39 гг.); закон сохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты Майера, Джоуля, Гельмгольца (40-е гг. XIX в.); эволюционное учение Дарвина (1859); учение о наследственности Менделя (1866), в 1911 г. дополненное хромосомной теорией наследственности Т. Моргана; открытие излучения и изучение радиоактивности – Рентген, Беккерель, Складовская-Кюри, Пьеp Кюри (1895-98).

Важнейшее значение для развития общей биологии – как совокупности наук о живой природе: ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, гистологии, эмбриологии, генетики и др. – имели две глобальные идеи: теория эволюции органического мира и учение о наследственности и изменчивости. Роль эволюционной теории и учения о наследственности выходят за рамки отраслевой науки и приобретают общеметодологический принцип научного знания в целом. Первое из них ставит на первое место выяснение генезиса (возникновения и развития) биологических видов. Второе вводит в науку идею диалектического развития, которая сменяет представления, идущие со времен античности, о «развитии по кругу», давая простор для выявления сложнейших комбинаций и связей, приводящих к возникновению «из простого – сложного», т.е. «развитие по спирали», что делает это развитие бесконечным.

Гистология– наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов – в XIX в. создается под воздействием изобретения микроскопа, что позволило совершить открытие Шванна о клетке как универсальной структурной единицы растительного и животного мира. В этот период складывается чешская школа гистологии под руководством Яна Пуркине (1787-1869). Особую важность имели его исследования в области головного мозга, сердца (клетки Пуркине, волокна Пуркине и др.). Он первым ввел термин протоплазма (1839). В его лаборатории создан один из первых микротомов.



Вобщей патологии (наука, изучающая структурные основы патологических процессов) в XIX в. шла борьба двух направлений: гуморального и солидарного (целлюлярного). Ведущим представителем первого был венский патолог Карл Рокитанский (1804-1878 гг.), который считал основной причиной болезненных изменений наруше­ние состава жидкостей (соков) организма – дискразию, а местный патологический процесс рассматривал как проявление общего заболевания. Однако применение микроскопов резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии. Большой вклад в становление морфологического метода в патологии внес представитель знаменитой немецкой школы патологов Рудольф Вирхов ( 1821-1902). Из его теории целлюлярной (клеточной) патологии следовало, что материальным субстратом болезни является клетка, а вся патология – есть патология клетки. При всей противоречивости эта теория быстро получила европейское признание.

 

С развитием науки и техники во второй половине XIX в. идет становление микробиологии –науки о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности, а также изменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных, растений и неживой природе. Важной вехой на этом пути стало открытие английского врача ЭдвардаДженнера (1749-1823) метода вакцинации в борьбе про­тив оспы. Значение этого было так велико, что в 1803 г. было организовано Королевское Дженнеровское общество, обязательная вакцинация была введена в британской армии и на флоте, с 1808 г. она в Великобритании стала государственным мероприятием.

Однако создание научных основ микробиологии связаны с именем выдающегося французского химика и микробиолога Луи Пастера(1822-1895). Его открытия использовались в промышленности (от изготовления уксуса, вина и пива до синтеза биологически активных веществ), сельском хозяйстве (развитие шелководства, борьба с эпизоотиями, сохранение продуктов), сделали возможной научно-обоснованную борьбу с эпидемиями (изготовление вакцин, сывороток и т.п.). Как отметил английский естествоиспытатель Томас Гексли, прибыль Франции от открытий Пастера превысила контрибуцию, наложенную на нее Германией в 1871 г.. В 1885 г. Пастер организует в Париже первую в мире антирабическую станцию, которая в 1888 г. преобразовалась в специальный институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями (оставался крупнейшим мировым центром исследований в области микробиологии до 40-х гг. ХХ в.).



Другим видным микробиологом был немецкий ученый РобертКох– основоположник бактериологии (1843-1910). Он первым предложил метод выращивания чистых бактериальных культур на плотных питательных средах, окончательно установил этиологию сибирской язвы (1876), открыл возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883).

XIX век стал переломным и в развитии одной из древнейших естественных наук – физиологии и экспериментальной медицины. Против представителей виталистических концепций (особая «жизненная сила») выступил один из основоположников экспериментальной медицины – французский физиолог ФрансуаМажанди (1783-1855). Выдающееся место занимает родоначальник знаменитой немецкой школы физиологов Иоганнес Мюллер (1801-1858), основоположник рефлекторной теории. Его ученики и последователи – Эмиль Дюбуа-Реймон (1818-1896), Герман Гельмгольц (1821-1894) и др. экспериментально подтвердили его открытия в области физиологии возбудимых тканей, зрения и т.п. В лаборатории крупного немецкого физиолога – КарлаЛюдвига (1816-1895) сконструированы кимографы, ртутный манометр для записи кровяного давления, «кровяные часы» для измерения скорости кровотока и другие приборы для физиологических экспериментов. Однако достижения этого периода были, в основном, на уровне анализа явлений (аналитическая физиология), не имелось теоретических обобщений о взаимной связи различных функций организма между собой.

Практическая медицина к началу XIX в. постоянно преодолевала разрыв между уровнем медико-биологических наук и мышлением врачей, которые практически не использовали в своей работе никаких инструментальных методов обследования больного. Утверждение клинического метода преподавания медицины и подготовки врачей, достижения науки и техники создали благоприятные возможности для этого. Однако еще до середины XIX в. при постановке диагноза врач исходил только из анамнеза, прощупывания пульса, осмотра больного и его выделений. Например, температуру тела определяли приложением руки, хотя уже был известен термометр. Еще в 1861 г. известный немецкий врач Карл Герхард (1833-1902) говорил о термометрии, как о «слишком сложной процедуре».

Важную роль в развитии методов физического обследования принадлежала венскому врачу ЛеопольдуАуэнбруггеру (1722-1802) – автору метода перкуссии – выстукивания. Но предложенный им способ не нашел понимания среди медиков, и лишь в начале XIX в. его возродил основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I Жан Корвизар(1755-1821). Усовершенствовав этот метод (выстукивание ладошкой), он с большим успехом распознавал заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости, аневризму сердца. Позднее научное обоснование перкуссии дал венский профессор Йозеф Шкода.

Французская клиническая школа дала автора еще одного метода физического обследования – посредственной аускультации (выслушивание) – Рене Лаэннека (1782-1826). Изучая болезнь, которую в то время называли чахоткой, он задался целью добиться ранней ее диагностики, но его методика не получила широкого распространения в виду ограниченных возможностей (Рентген сделал свое открытие лишь в 1895 г.).

 

Хирургия в XIX и начале XX вв. радикально изменилась во многом благодаря трем выдающимся достижениям: применение наркоза, разработке метода антисептики и асептики, учению о переливании крови. Во Франции хирургия становится самостоятельной областью медицины с середины ХVIII в. Ее влияние в Англии усилилось только с XIX в., что во многом связано с введением хлороформного наркоза (Дж. Симпсон, 1847). Крупнейшая хирургическая школа была создана в Германии Б. Лангенбеком. Он является автором 20 новых операций, носящих его имя. Эра наркоза началась в 1846 г., когда американский дантист У. Мортон ввел в хирургическую практику эфирный наркоз. С этого времени анестезиология выделяется как особое направление в медицине. С введением внутривенного наркоза (1904) С.П.Федоровым и Н.П. Кравковым начинается разработка методов неингаляционного наркоза.

В 1876 г. английский хирург Дж. Листер (1827-1912) дал научное обоснование хирургическим инфекциям и ввел в хирургическую практику антисептику(уничтожение инфекции в ране). Он применил карболовую кислоту и многослойную повязку на рану. Немецкие хирурги К. Шиммельбуш и Э. Бергман явились основоположниками асептики (обработка предметов, соприкасающихся с раной: инструментов, рук врача, перевязочного материала). Она вошла в практику с 1890 г. В акушерстве и гинекологии развитие этого направления связано с именем венгерского врача Игнаца Земмельвейса (1818-1865 гг.).

В это время появляется учение о переливании крови. Первые опыты проводились еще в ХVII в.: кровь переливалась от животных (ягнят) человеку. После неудачи опыты прекратились на целое столетие. В 1819 г. в Англии впервые перелил кровь от человека человеку акушер Бланделл. Научно обоснованное переливание крови стало возможным с созданием учения об иммунитете (И.И. Мечников, П. Эрлих, 1908) и открытия групп крови (австрийский ученый К. Ландштейнер, 1900). Классическое описание четырех групп крови связано с именем чешского врача Яна Янского (1907). Буквенная аббревиатура существует с 1928 г.

Все это обусловило выделение из хирургии самостоятельных дисциплин: офтальмологии, гинекологии, отоларингологии, урологии, ортопедии, онкологии, нейрохирургии и др. Началось быстрое развитие полостной хирургии.

В XIX веке сформировалась как самостоятельная научная дисциплина педиатрия. Пионером в этой области в первой половине XIX века выступила Франция, где в 1802 г. была открыта первая в мире детская больница (в Париже). Это был ведущий европейский центр по подготовке специалистов в области детских болезней. Наиболее известные представители этой школы – П. Бретонно, изучавший дифтерию и круп у детей; Ш. Бийяр, создавший атлас патологической анатомии детских болезней; А. Труссо, разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей. Со второй половины XIX в. лидерство переходит к немецким педиатрам: в Берлинском университете была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней, которой руководил профессор М. Пфаундлер. В 1902 г. детские врачи объединяются в международную организацию – Лигу по борьбе с детской смертностью. Первый международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

В XIX в. в стоматологии появилось пломбирование зубов серебряной амальгамой (1819) и специальными цементами (1858), применение зубных щипцов современного вида (1840) и ножной бормашины (1870).

В обучении зубоврачеванию также происходят изменения. На смену распространенной практике подготовки дантистов путем ученичествапришла система обучения в специальных зубоврачебных школах. Первая была открыта в Балтиморе (США) в 1840 г.. Позднее зубоврачебные школы возникли в Великобритании (1857), Франции (1880 год), Швейцарии (1881), Германии (1884) и других странах.

 

Становление и развитие социальной гигиены связано с утверждением индустриального общества, капиталистических отношений во второй половине XIX века. Общественная (социальная) медицина – наука о сохранении здоровья населения, предупреждении и лечении болезней. Самостоятельной научной дисциплиной гигиена становится во второй половине XIX в.

Промышленный переворот приводит к концентрации рабочей силы, появлению новых производств, резкому росту числа городов и городских жителей. Ухудшились условия труда и быта рабочих. Все это вызвало инициативу передовых врачей по санитарному обследованию условий жизни. Первыми выступили врачи Англии. ДжонСаймон – санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии. Он изучал причины смертности среди рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилищ, питанием и т.д. По его инициативе был издан в 1848 г. первый в мире закон об общественном здоровье, тогда же было создано государственное учреждение по охране здоровья. Научное обоснование и разработка идеи государственной организации медицинского дела принадлежит австрийскому врачу ИогануФранку. Разработка медико-статистического анализа состояния здоровья населения сформировала новую науку – экспериментальную гигиену. Основоположник – немецкий врач МаксПеттенкофер.

 






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.