Тема 3. Материальная культура чувашского народа — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 3. Материальная культура чувашского народа

2017-09-30 571
Тема 3. Материальная культура чувашского народа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Традиционная национальная одежда:

а) нательная одежда;

б) верхняя одежда;

в) головные уборы и украшения;

г) свадебная одежда.

2. Чувашская вышивка и орнамент.

3. Культура традиционного питания:

а) пища растительного происхождения;

б) пища животного происхождения;

в) напитки.

4. Поселения и жилища:

а) поселения;

б) типы жилищ, строительная техника и строительные обряды;

в) интерьер жилища;

г) планировка двора и хозяйственные постройки.

 

Методические рекомендации

 

1. Традиционная одежда является одной из ярких характеристик материальной культуры народа. В чувашском национальном костюме находят проявление разные виды народного декоративно-прикладного искусства – вышивка, узорное ткачество, ювелирное дело, шитье бисером и т.д. Народная одежда различалась в зависимости от принадлежности к одному из трех основных территориальных субэтнических комплекса – верховому, низовому и средненизовому.

2. При изучении нательной одежды необходимо выяснить общее и различия между мужской и женской нательной одеждой, женской и девичьей, выяснить назначение вышивки. Следует обратить внимание, что женские рубахи, как правило, носились с фартуками, а праздничные – с узорнотканными поясами и другими поясными украшениями.

3. Особым разнообразием и замечательными памятниками культуры чувашей являлись украшения из серебряных монет и головные уборы. Они различались у девушек и замужних женщин, головные уборы имели вид покрывал и шапок.

4. Завершая знакомство с национальным чувашским костюмом, необходимо остановиться на множестве значений и смыслов, которым он обладал, указав на символическое значение костюма. Он отражал представления чувашей о мироздании. Сам костюм часто выступал моделью вселенной. В таком костюме человек становился частью системы, которая поддерживала его и защищала от «враждебных невидимых сил».

5. Пища является важной составной частью материальной культуры. На культуру питания оказывают влияние хозяйственная деятельность людей, уровень развития производительных сил, географическая среда, этническая история народа. Необходимо обратить внимание, как история чувашского народа оказала влияние на особенности национальной кухни, чем объяснялись ограничения использования в пищу или принесения в качестве жертвоприношений тех или иных продуктов.

6. Отметить особенности заселения центральных, северных и юго-восточных районов Чувашии, как они повлияли на типы сельских поселений. Выяснить наиболее древние типы традиционных жилищ.

7. Интерьер жилища имел не только функциональное, но и определенное мифологическое значение. Некоторые элементы интерьера фиксировали представления чувашей о строении Вселенной.

Рекомендуемая литература

Источники

1. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Никольский Н.В. Собр. соч. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – С. 62– 71, 73–76, 130–164, 251–304.

2. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 142 с.

Основная

1. Культура Чувашского края. учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – Ч. I. – 350 с.

2. Николаев В., Иванов-Орков Г., Иванов В. Чăваш тумĕ аваллăхран паянлăха = Чувашский костюм от древности до современности / Фонд ист.-культурол. исслед. им. К.В. Иванова; пер. на чуваш. яз. Г.А. Дегтярева; пер на англ. яз. В.Я. Платонова. – М.; Чебоксары; Оренбург, 2002. – 400 с.

3. Традиционное хозяйство и культура чувашей: сб. ст. / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 1988. – 120 с.

4. Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1977. – 112 с.

5. Чуваши: Этническая история и традиционная культура / авт. – сост. В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Димитриев. – М.: ДИК, 2000. – 96 с.

6. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья / В.П. Иванов, П.П. Фокин, А.А. Трофимов, Г.Б. Матвеев, М.Г. Кондратьев. – Чебоксары, 1993. – 269 с.

7. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009 – Т. 1. – 415 с.

Тема 4. Общественный и семейный быт

Чувашского народа

 

1. Сельская община. Особенности взаимоотношений общинников.

2. Этноправосудие и обычное право.

3. Семейно-брачные отношения.

4. Традиции воспитания детей.

 

Методические рекомендации

 

1. Основным звеном в общественной организации чувашских крестьян являлась сельская община. Она играла важную роль в жизни сельского населения и выполняла несколько функций. Необходимо обратить внимание на различия в сфере деятельности волостных и сельских общин, их организационное устройство, изменения, происходившие в функционировании общин во второй половине XIX – начале XX в.

2. Наиболее важной социальной функцией обычного права было регулирование деятельности основных социальных институтов деревни – семьи и общины. Обычное право регулировало порядок наследования, семейные разделы, опеку, брачные нормы. Обычное право чувашской общины касалось вопросов собственности, землепользования, различных имущественных правовых отношений общинников (займы, долги, ссуды, купля-продажа, случаи находки пропавших вещей, кладов и т.д.), крестьянского суда. Следует обязательно отметить, какие изменения в функционировании обычного права происходили в начале XX в.

3. Семья как малая группа обладала внутренней организацией, которая обеспечивала её биологическое, хозяйственное, этнокультурное функционирование. Она строилась на традиционных социальных, этнических и морально-нравственных началах. Следует обратить внимание на состав сельской чувашской семьи, положение и обязанности её главы, статус членов семьи, отношение к собственности внутри семьи.

4. Вместе с возникновением человечества в процессе трудовой деятельности людей возникает и необходимость воспитания, во время которого старшие поколения передавали накапливаемый опыт младшим поколениям. Народная педагогика – это преимущественно дописьменная педагогика. Отличительной особенностью народной педагогики является её однородность в классовом отношении по сравнению с собственно педагогической наукой, так как она в первую очередь служила интересам трудящихся.

Необходимо обратить внимание на источники, сущность, цели и методы воспитания в народной чувашской педагогике. Определить основные направления воспитательной деятельности, задачи трудового, умственного, нравственного, эстетического воспитания, методы и правила воспитательного воздействия.

Рекомендуемая литература

 

Источники

1. Магницкий В.К. Этнографическо-статистические данные о браках чуваш Казанской губернии. Казань: Тип. Ун-та, 1892. – 14 с. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа // http://dlib.rsl.ru/viewer/01003662638#?page=1

2. Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде: этногр. сб. / сост. д. чл. Каз. о-ва археологии, истории и этнографии. – Казань: Тип. Губ. правл., 1888. – 118 с.

3. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Никольский Н.В. Собр. соч. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – С. 79–90.

4. Фукс А.А. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2. – С. 163–175; № 3. – С. 161–175; №4. – С. 147–158.

 

Основная

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 168 с.

2. Егорова О.В. Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX– первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка: дис.... д-ра ист. наук. – Чебоксары, 2010. – 537 с.

3. Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX – начало ХХ в.) // Вопр. ист. доревол. Чувашии. – Чебоксары, 1984. – С. 46–71.

4. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009 – Т. 2. – 335 с.

5. Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. – Чебоксары, 1991. – 99 с.

6. Петров Н.А. Община и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX – начале XX в.: автореф. дис.... канд. ист. наук. – Уфа, 2000. – 24 с.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.