Глава III материалы для рисования и способы их использования — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава III материалы для рисования и способы их использования

2017-09-30 303
Глава III материалы для рисования и способы их использования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования - не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью.
Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.
Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаш —твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда — обратно).
Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.
Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.
Разумеется, дети не знают своеобразия этих двух инструментов (материалов) и не могут сами выделить способы работы с ними. Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действиям с ними, как специфически орудийными, детей надо учить.
Анализ широкой практики показывает, что часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. В том случае, когда отработке техники рисования одним инструментам уделяется больше внимания, а другим — меньше дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их специфики. Такт если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят ее на работу с кистью, например при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда — обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними. Такое обучение положительно влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительную сторону рисунков. Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать,— гуашь. Можно использовать краски в специальных наборах: «Художественная», «Плакатная» или в отдельных флаконах. Краска эта густая и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану). Гуашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.
Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).
Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить л для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.
Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью.
Есть разные наборы акварели в коробках по 8—12 и более цветов. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические или фарфоровые тюбики, а не сухими плитками, так называемую «школьную» (она очень суха и, как правило, не дает чистого цвета).
Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делается это на палитре. На ней же и смешиваются краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.
Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т. к. иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею.
Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он зависит от того, сколько воды добавлено в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.
Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттенка на палитре. Если же каждый раз брать краску из тюбика, то оттенок будет получаться разный, и рисунок закрасится неровно.
Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу — иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми.
При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз.
При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается.
Необходимо овладеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева) Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Поэтому необходимо заранее приготовить воду. Лучше всего использовать пол-литровые стеклянные банки: в них вмещается много воды, и не потребуется частая смена ее во время работы; кроме того, если вода загрязняется, это легко заметить и сменить ее. Нужны также тряпочки, чтобы осушить кисть после промывания и проверить, чисто ли она вымыта и можно ли набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисовать кистью становится трудно. По окончании занятия сразу же следует собрать кисти, прополоскать их в чистой воде и, убедившись в том, что они хорошо промыты, поставить ворсом вверх для просыхания. В подготовительной группе эту работу можно поручить детям. Если кисти промыты плохо, то у основания ворса остается засохшая краска, которая при последующем пользовании кистью загрязняет новую краску.
В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы — двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера).
Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).
Большое внимание работе кистью издавна уделялось в декоративном рисовании, где повторность элементов дает возможность отрабатывать приемы и качество рисования краской.
В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование как на один из путей отработки техники. После выполнения ряда декоративных работ движения детей становились смелее.
Е. И. Васильева, Е. Г. Ковальская, разрабатывая каждая свою систему декоративного рисования, также указывали, что наряду с воспитанием ряда ценных художественных качеств декоративное рисование способствует формированию разнообразных приемов работы кистью (прикладывание кисти к бумаге плашмя, всем ворсом, рисование всей кистью широких полос и концом — тонких линий, точек, завитков и т. д.).
Это очень важно. Однако следует подходить к вопросу формирования техники рисования в более широком плане, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло ребенку изображать окружающий мир во всем его многообразии.
Иногда высказывается мнение, что в детском саду должно преобладать рисование краской, так как это более легкий для детей материал, ярче и красочнее карандаша, и рисунки, выполненные краской, больше радуют детей. Основываясь на этом, некоторые воспитатели совсем почти не проводят рисование карандашами.
Нам такая точка зрения представляется неверной. Рисование в детском саду как деятельность, отражающая впечатления о предметах и явлениях окружающего, основывается на тех же позициях, что и изобразительное искусство взрослых.
Какое же место в нем занимает рисунок? В истории развития мирового искусства рисовальное искусство всегда идет бок о бок с другими. Рисунок называют творческой лабораторией каждого мастера; наряду к этим он выделился в совершенно самостоятельный вид изобразительного искусства.
Все художники реалистического направления считали важным, более того, необходимым существование рисунка, графического искусства наряду с живописью. Мы знаем, что многие крупнейшие художники, начиная с великих мастеров Возрождения, художников XV—XVII и последующих веков вплоть до художников XX в. Матисса, Пикассо, русские художники: О. Кипренский, А. Иванов, П. Федотов, И. Репин, М. Врубель, В. Серов — придавали рисунку большое значение и сами были замечательными рисовальщиками.
Многие художники-педагоги подчеркивали необходимость овладения карандашным рисунком, особенно в ученические годы. Так, английский художник XVIII в. Д. Рейнольде говорил в своих академических речах, что карандаш должен быть постоянным спутником учащегося. Этого же требовал от своих учеников П. П. Чистяков, указывая, что без рисунка нет живописи.
Важное место занимал рисунок как вид изобразительного искусства в творчестве В. А. Серова, замечательного рисовальщика, про которого И. Э. Грабарь писал: «Серов-рисовальщик, на мой взгляд, не уступает Серову-живописцу». По свидетельству художников-современников, Серов никогда не расставался с карандашом, с ранних лет и до конца жизни. Рисунок был его стихией. В. А. Серов хорошо владел карандашной техникой. Его графическое наследие по своему обилию и разнообразию тематики может сравниваться разве что с репинским.
Высокую культуру рисунка внесли в советскую графику художники, чье творчество сформировалось на лучших традициях русского и западного классического искусства,— В. М. Канашевич, Г. С. Верейский, В. В. Лебедев, К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский. Среди лучших советских мастеров графики нужно назвать В. А. Фаворского, Д. А. Шмаринова, Ю. И. Пименова, В. Н. Горяева.
Таким образом, мы видим, что среди различных видов изобразительного искусства живое и тонкое графическое искусство, и в частности рисунок, позволяющий быстро откликаться на любое событие современности, занимает важное место.
Интерес к рисованию (а не только к живописи) проявляется очень рано. Об этом можно судить по биографиям таких художников, как И. Суриков, И. Репин, В. Серов и др. Есть художники, основное место в творчестве которых отведено графике, а часто и исключительно графике.
Типичных рисовальщиков мы часто видим и среди детей дошкольного возраста.
Рисунок выполняет и другую роль, которая также определяет необходимость овладения карандашом.
Рисунок — интереснейшая область художественной творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительных искусств. Живописные полотна и архитектурные проекты, скульптурные монументы и театральные декорации — все начинается с того, что художник берет в руки карандаш. В рисунке возникает и оформляется авторский замысел.
В этом смысле карандаш нужен не только представителям изобразительного искусства: он необходим ученику для создания учебного рисунка по многим школьным предметам, конструктору, инженеру, рабочему-изобретателю, чтобы сделать набросок нужной машины, детали, и людям многих других профессий. Но для всего этого нужно уметь правильно и свободно владеть карандашом. Поэтому важно, чтобы такое умение формировалось уже в дошкольном возрасте, когда дети впервые берут в руку карандаш и начинают рисовать.
Конечно, яркое красочное пятно, сочная широкая линий, получающаяся от работы мягкой кистью, вызывает большую эмоциональную отзывчивость ребенка; приемы рисования краской усваиваются детьми легче. Но несмотря на определенные преимущества краски, задача обучения технике рисования карандашом не может быть снята. Учитывая последующую графическую деятельность ребенка в школе — рисование, письмо, черчение, необходимо уделить внимание отработке карандашной техники.
Овладение карандашной техникой рисования мы считаем необходимым и потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.
Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия оконтуривает; она призвана определять границы формы.
Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Сходство же изображения с реальным предметом достигается в основном при правильной передаче его формы.
Твердость карандаша позволяет отчетливее, чем при рисовании кистью, почувствовать сопротивление материала в процессе рисовального движения, яснее ощутить характер движения, его направленность. Это особенно важно для отработки формообразующих движений. Отчетливое восприятие движений способствует образованию более точного представления, на основе которого происходит коррекция движений исполнительных.
Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются цветные карандаши типа «Радуга», «Искусство» и др. Количество карандашей в наборе может быть различным: 6, 12, 24 и более. В разных возрастных группах следует давать детям разные наборы.
В первой младшей группе дети получают вначале по одному карандашу какого-нибудь яркого цвета, затем двух цветов, а потом весь набор карандашей в 6 цветов.
Детям второй младшей группы и в начале года средней группы дается, как правило, коробка карандашей 6 цветов. К концу года в средней группе нужно давать наборы из 12 цветов. А в старшей и подготовительной группах для рисования следует готовить коробки карандашей 24 цветов.
Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (об этом необходимо заботиться накануне занятия). Уже со средней группы надо привлекать детей к проверке карандашей. Дети могут выложить из коробок сломанные карандаши, чтобы воспитатель их заточил. А детей старшей группы (к концу года) и детей подготовительной группы следует учить затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Кроме наборов, к занятию следует приготовить отточенными несколько карандашей разного цвета для замены. При этом в запасе надо иметь больше карандашей того цвета, который будет использоваться чаще (так при рисовании цветущего луга или сенокоса больше потребуется карандашей зеленого цвета разных оттенков). Но, конечно, это можно предусмотреть не всегда (например, в рисовании по замыслу).
Для рисования используется и простой графитный карандаш. Давать его детям на занятии нужно со старшей группы.
Следует приучать, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой — нужного цвета. Иногда дети перекладывают использованный карандаш в левую руку, а правой берут другой. Постепенно в левой руке оказывается несколько карандашей. Они мешают рисовать: дети не могут левой рукой придерживать лист бумаги, он вертится, и рисунок получается неаккуратным. Бывает, что дети кладут использованные карандаши на стол, рядом с коробкой. Карандаши раскатываются, падают, ломаются, дети начинают их поднимать, отвлекаются сами, мешают заниматься другим.
Иногда дети, желая получить более яркий цвет, смачивают карандаш, беря его в рот. Разрешать этого не следует, и по гигиеническим соображениям, и потому, что после - смачивания карандаш дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Нужно учить детей закрашивать рисунки, равномерно нажимая на карандаш, и чуть сильнее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движений—закрашивать более быстрыми движениями середину изображения, а потом медленно, осторожно у линии контура.
Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи. Постепенно дети научаются регулировать размах движения руки при закрашивании в зависимости от величины изображений.
В ряде случаев закраска рисунка может быть не сплошной, а штриховой. Так, например, чтобы передать оперение птицы, совсем не обязательно покрывать цветом всю форму — гораздо выразительнее изобразить оперение отрывистыми штрихами. В тех случаях, когда рисунок выполняется в цвете, эти штрихи-перья будут цветными, а в тоновом рисунке они могут быть черными, серыми. Так же не сплошь, а штрихами можно покрыть тело рыбки, чтобы создать впечатление чешуйчатости.
В подготовительной группе нужно показать детям прием закрашивания изображений по форме.
Для достижения большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое поле, то штрихи располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой, короткой щетиной зеленой травы. Но трава может быть высокой, колышущейся на ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами.
Важно учить детей не действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами, а изменять приемы в зависимости от того, какую изобразительную задачу решает ребенок. Для этого он должен свободно владеть разнообразными движениями, уметь изменять направление штрихов и линий. С самого начала нужно показывать детям разные варианты технического исполнения, подчеркивая их выразительность.
Все сказанное выше дает право утверждать необходимость обучения детей в детском саду рисованию как красками, так и карандашами. Вместе с тем нужно учитывать и их специфику.
Состояние обучения технике рисования во многих детских садах показывает, что воспитатели, подбирая программное содержание и тематику занятий, не учитывают особенности карандаша. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка даются такие же большие листы бумаги, как и для рисования красками. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится) или ребенок, стараясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок, что не может его удовлетворить. Нередко также в карандашном рисунке воспитатели требуют закрашивания больших плоскостей (неба, земли, травы и т. п.). Это связано с многократным повторением однообразных движений, что утомляет ребенка. Стараясь побыстрее закончить рисунок, ребенок ускоряет темп движения, отчего нарушается его ритм, направление, размах, в результате рисунок оказывается плохо выполненным. Иногда для работы цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой изображение плохо смотрится.
Все это снижает качество рисунков, лишает их определенной выразительности.
Так как карандаш позволяет более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию, нужно больше использовать карандаш для изображения различных предметов прямолинейной формы или предметов, состоящих из этих прямолинейных форм (здания, строительство, транспорт).
Мягкость кисти больше соответствует изображению пластичных форм: птиц, животных.
Вместе с тем следует продумывать разноооразные изобразительные приемы в рисовании карандашом и кистью. Как правило, детям дается очень ограниченная техника работы этими материалами — в основном это рисование с последующим закрашиванием. Между тем виды рисунка разнообразны: это может быть тщательно проработанный рисунок или беглый набросок, выполненный всего несколькими штрихами, тоновой рисунок и с подцветкой и др.
Очевидно, целесообразно и в работе с детьми продумывать, пробовать, искать разнообразные способы создания изображения, по-разному используя материалы.
Наряду с цветным рисунком может создаваться и тоновой, выполненный черным карандашом или черной краской (гуашью, акварелью), контуром, без последующего закрашивания. Отвлечение от цвета в данном случае позволит сосредоточить внимание на передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. Черный контур изображения и штрихи, передающие части и детали, отчетливо выделяются на белой бумаге, а контраст белого и черного придает рисунку выпуклость, особую выразительность.
Позднее, в подготовительной группе, когда дети овладевают размывкой цвета в акварели, они могут добиваться в рисунке большего тонового разнообразия, получая разные оттенки серого — от темного до самого светлого.
Изображение, выполняемое в цвете, также может быть с последующим закрашиванием и без него - контурным. Но не только цветные карандаши и краска могут быть использованы для создания изображения.
Рисовальное искусство обладает многоооразием техник Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.
К «мокрым» относится рисунок кистью в технике туши, мокрого соуса, акварели, гуаши (две последние ближе стоят к живописи). Особо выделяется техника пера. Конечно не все многообразие этих техник можно использовать в детском саду (и потому, что они трудны детям, и потому, что некоторые из них требуют специальной подготовки, последующего закрепления работ, что в условиях детского сада не представляется возможным). Однако некоторое расширение художественных материалов по сравнению с существующим необходимо.
Сейчас уже вошли в широкую практику работы с детьми по рисованию такие материалы, как угольный карандаш «ретуш» и сангина.
Угольный карандаш «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Особенно выразительно выглядят нарисованные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также лучше использовать не черную гуашь, а угольный карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как карандаш ложится неровно, с просветами, что больше соответствует фактуре березовой коры, чем сплошные черные пятна при рисовании красной. Угольный карандаш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.
Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета.
Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев. Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов. Представляется целесообразным введение этих материалов для рисования в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.
С самого начала введения новых материалов нужно научить детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать.
Опыт обучения рисованию угольным карандашом и сангиной свидетельствует о том, что когда эти материалы даются детям впервые, то и после объяснения и показа способа работы некоторые дети все же используют способы действия цветными карандашами, усвоенные ранее: пытаются закрасить рисунок так же, как цветным карандашом, путем близкого проведения штрихов. При этом сангина ссыпается, а просветы остаются.
Нередко дети переносят на новый материал и закрепившиеся отрицательные навыки пользования карандашом. Так, несмотря на то что дети знают возможности получения широкой жирной линии и при легком касании бумаги угольным карандашом и сангиной, они берут их очень низко, сильно сжимают пальцами, производят сильный нажим на бумагу, отчего карандаш и сангина ломаются. Некоторые, не усвоив особенности новых материалов, при последующем рисовании размазывают их на рисунке рукой. Для того чтобы этого не происходило, можно давать детям небольшой листок бумаги или бумажную салфетку, которыми прикрывается нарисованная часть, и рекомендовать придерживать рисунок рукой, кладя ее на салфетку.
Постепенно дети усваивают способы работы угольным карандашом и сангиной, и их рисунки становятся более интересными, выразительными. При этом хорошее владение техникой работы уже знакомыми материалами (кисть, карандаш) оказывает положительное влияние на овладение новыми материалами.
Для рисования детям можно давать и пастель — короткие палочки мягких тонов 24 и более цветов (в коробке). Пастель позволяет передавать мягкие переходы оттенков разных цветов. Но это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умения регулировать рисовальные движения по силе. Поэтому пастель следует использовать лишь в подготовительной группе, когда дети освоят способы работы с цветными восковыми мелками, сангиной. Хрупкость пастели и недостаточно высокий уровень овладения другими материалами для рисования могут вызвать известные трудности в руководстве работой всей группой детей на занятии. В таком случае пастель можно предложить отдельным детям во второй половине дня, посоветовать родителям, дети которых увлекаются рисованием, хорошо овладевают техникой работы разными материалами, приобрести пастель для рисования дома, объяснив ее специфику и способы использования.
Для рисования хороши и фломастеры. Пока еще они мало доступны для детских учреждений, но использование их в младших группах было бы желательным: фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко — стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами, но в первой младшей группе лучше вначале дать детям фломастер, так как слабая ручка малыша не может нажать на карандаш, чтобы получить отчетливый след. Постепенно, когда рука немного окрепнет, привыкнет к нужной хватке инструмента, можно предложить для рисования карандаш.
Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобразительной деятельности старших детей нецелесообразно.
Очень интересный материал для рисования — цветные восковые мелки — короткие восковые палочки 10 цветов в небольших картонных коробочках. Сейчас этот материал выпускается фабриками в Прибалтике, Ленинграде. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков. Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке, мелок ломается.
Восковые мелки можно использовать в старшей и подготовительной группах. Однако существует опыт обучения рисованию цветными мелками и в средней группе. Давая детям цветные восковые мелки, следует обратить их внимание на то, что при закрашивании рисунка нельзя добиваться сплошного цвета, так-как мелок ложится на бумагу фактурно.
Акварель не растворяет мелки, и затеков не происходит. Сочетание угольного карандаша, сангины и белой гуаши при рисовании зимнего леса позволяет передать цветовой контраст (темные силуэты деревьев на фоне белого снега), шероховатую фактуру деревьев. Сочетание красок и простого карандаша дает возможность выразительно решить, например, такую тему: «Дождь идет в городе».
В ряде случаев можно добиться выразительности рисунка, сочетая гуашь и цветные карандаши. Так, красиво смотрятся нарисованные цветными карандашами (по памяти) старинные особняки, уголок участка со строениями, беседками, где гуляют дети. Деревья, снег при этом выполняются гуашью.
Выразительное решение изобразительной задачи достигается при рисовании акварелью по сырому, когда мягко растекающаяся краска образует плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.
Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Цветные рисунки, помещенные в книге, убедительно показывают большие возможности выразительной передачи изображения детьми при рисовании разными материалами.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.