Для проверки гипотез мыслитель использует методы фальсификации и верификации. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Для проверки гипотез мыслитель использует методы фальсификации и верификации.

2017-09-30 216
Для проверки гипотез мыслитель использует методы фальсификации и верификации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался ДВУМЯ общими формальными «метафизичес­кими» принципами.

 

А) Один из них — ПРИНЦИП ЕДИНООБРАЗИЯ (uniformity) природы он использовал в качестве принципа самого физического объяснения.

Б)Второй — ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ (lex parsimoniae), заимство­ванный у Аристотеля: если одна вещь более доказана из многих пред­посылок, а другая вещь — из немногих предпосылок, одинаково яс­ных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает нам знание.

 

Гроссетест в ПОПЫТКЕ ВЫРАБОТАТЬ ОБЩУЮ МЕТОДОЛОГИЮ ЕСТЕСТВЕН­НОНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, исходя из идей Аристотеля, изменяет по­нятие причины и механизм причинного действия.

 

Четыре аристоте­левские причины он заменяет ДВУХПОЛЮСНОЙ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ЦЕПОЧКОЙ.

Фундаментальность этой схемы (причина-следствие—Г.Б.) для всего последующего развития физического мышления непреходяща.

Необходимо напомнить, что ОБЫЧНОЙ ДЛЯ МНОЖЕСТВА СРЕДНЕВЕКО­ВЫХ ТРАКТАТОВ БЫЛА МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО В МАТЕМАТИКЕ ВЕЩИ, ИЗ­ВЕСТНЫЕ НАМ, И ВЕЩИ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПО ПРИРОДЕ, ТОЖДЕСТВЕННЫ.

Ис­ходя из этого, МОДЕЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ СТАНОВИТСЯ МОДЕ­ЛЬЮ ИДЕАЛЬНОГО ЗНАНИЯ, и даже теологическую аргументацию мысли­тели этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктивному методу.

 

3. Научная деятельность членов Мертонского колледжа («калькуляторов»). Основные достижения Оксфордской школы связаны с научной де­ятельностью членов Мертонского колледжа при Оксфордском уни­верситете.

Важное место среди них занимает Фома Бродвардин, кото­рый пытался выработать МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПИСАНИЯ ДВИЖЕНИЙ ТЕЛ ПОСРЕДСТВОМ ПРИДАНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПО­КАЗАТЕЛЕЙ.

А его ученики — Ричард Киллингтон, Ричард Суиссет (Суайнсхед), Уильям Хейтесбери и Джон Дамблтон, так называемые «калькуляторы», стремясь объединить ФИЗИКУ АРИСТОТЕЛЯ И УЧЕНИЕ О ПРОПОРЦИЯХ ЕВКЛИДА, пытались создать единую систему «математи­ческой физики», основанной на возможности арифметико-алгебраического выражения качества.

В работах калькуляторов формировались такие понятия математики, как ПЕРЕМЕННАЯ ВЕЛИЧИНА, ЛОГАРИФМ, ДРОБ­НЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, БЕСКОНЕЧНЫЙ РЯД.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ОПЫТНОЙ НАУКИ ЕЩЕ ОСТАВАЛАСЬ ВОПРОСОМ БУДУ­ЩЕГО.

 

4. Развитие техники как условие утверждения опытной науки. В частности, проведение экспериментов предполагало создание соответствующей ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, УСТРОЙСТВ, ПРИБОРОВ и т. д.

Огромные материальные ресурсы, которые требовались для раз­вития техники и инженерного искусства, реально появились лишь в эпоху Возрождения.

 

5. Роль математики в создании новой техники. Создание новой техники, в свою очередь, пред­полагало гораздо более широкое ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ РАСЧЕ­ТОВ, использование ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, которое стимулировало развитие математических исследований.

Но идея о том, что ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ МОГУТ БЫТЬ ОПИСАНЫ ЯЗЫКОМ МАТЕМАТИКИ И ПРО­ВЕРЕНЫ ЭКСПЕРИМЕНТОМ, исключительно медленно пробивала себе до­рогу на протяжении всей эпохи Возрождения.

 

6. Новое понимание роли человека в мире. Изменяется роль человека в мире. Зарождается новый тип мыш­ления.

Происходит ПОСТЕПЕННАЯ СМЕНА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ:

· для человека значимым становится ПОСЮСТОРОННИЙ МИР,

· автономным, универсальным и самодостаточным становится индивид.

· Философия, наука, искусство приобретают самостоятельность, автономность по отношению к церкви и религии.

· В протестантизме происходит РАЗДЕ­ЛЕНИЕ ЗНАНИЯ И ВЕРЫ, ограничение сферы применения человеческого разума МИРОМ «ЗЕМНЫХ ВЕЩЕЙ», под которыми понимается эмпири­чески ориентированное познание природы.

В ЭТИХ УСЛОВИЯХ СОЗДАЮТ­СЯ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕС­КОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

 

7. Пантеизм Н.Кузанского. Среди тех, кто подготавливал рождение науки, был Николай Кузанский (1401—1464).

В своих философских воззрениях на мир он вво­дит методологический принципСОВПАДЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙединого и бесконечного, максимума и минимума, из которого следу­ет тезис об относительности любой точки отсчета.

Кузанский делает заключение о ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОМ характере всякого человеческого зна­ния.

Поэтому он уравнивает в правах и НАУКУ, ОСНОВАННУЮ НА ОПЫТЕ, и НАУКУ, ОСНОВАННУЮ НА ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ.

Большое внимание философ придает измерительным процедурам.

Применяя принцип совпадения противоположностей к астрономии, Кузанский приходит к выводу, что Земля не является центром Все­ленной, а такое же небесное тело, как и Солнце и Луна, что подготав­ливало переворот в астрономии, который в дальнейшем совершил Ко­перник.

 

8. Человек как творец. Человек становится творцом, поднимаясь почти на один уровень с Богом, ведь он наделен свободой воли и должен сам решать свою судьбу, способен творить, стать мастером, которому по силам любая задача.

Отсюда и характерное для эпохи Возрождения стремление по­знать принципы функционирования механизмов, приборов, устройств и самого человека.

 

9. Леонардо да Винчи. В этой связи особый интерес представляют попыт­ки Леонардо да Винчи (1452—1519) ПРИМЕНИТЬ В АНАТОМИИ ЗНАНИЯ ИЗ ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ И НАЙТИ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ФУНКЦИОНИРОВА­НИЕМ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ИЗВЕСТНЫХ ЕМУ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, МЕХАНИЗМОВ.

Леонардо да Винчи считал, что «опыт никогда не ошибается, оши­баются только суждения ваши», и что для получения в науках досто­верных выводов следует применять математику, в которую он обыч­но включал и механику.

Механика же мыслилась им еще не как тео­ретическая наука, какой она станет во времена Галилея и Ньютона, а как чисто ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО конструирования различных машин и устройств.

Леонардо да Винчи подошел к НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИ­ЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА И ЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ, которое и составляет суть того, что в дальнейшем назовут современ­ным естествознанием, наукой в собственном смысле слова.

 

10. Гуманизм как идейно-культурное движение. Как идейно-культурное движение сформировался гуманизм.

Воз­никают предпосылки для создания новых научных направлений в гу­манитарной сфере, таких как:

· политология (на основании трудов Ма­киавелли),

· утопические концепции коммунизма, меркантилизм (пер­вая экономическая школа).

 

 

29. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРОШЛА НАУКА?

 

ПЛАН

1. Два вида периодизации истории предмета.

2. Периодизация истории науки по В.С. Степину.

3. Классическая наука (XVII—XIX вв.).

4. Неклассическая наука (первая половина XX в.).

5. Постнеклассическая наука (вторая поло­вина XX — начало XXI в.).

6. Парадигмы, картины мира, фундаментальные идеи.

7. Синергетика и постнеклассическая наука.

8. Преемственность в истории науки.

9. Развитие науки и прогноз К.Маркса .

 

1. Два вида периодизации истории предмета. Если КЛАССИФИКАЦИЯ наук — это их расчленение «по вертикали», то ПЕРИОДИЗАЦИЯ — это их развертывание «по горизонтали», т. е. по оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, ис­торических периодов (ступеней, фаз, этапов).

Прежде всего рассмот­рим, что такое периодизация как таковая.

Существует два основных вида периодизации:

1) ФОРМАЛЬНЫЙ, ког­да в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа);

2) ДИА­ЛЕКТИЧЕСКИЙ, когда основой (критерием) этого деления становится ОС­НОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ исследуемого предмета, которое необходимо вы­делить из всех других противоречий последнего.

Формальная перио­дизация широко применяется особенно на начальных этапах исследо­вания истории предмета, т. е. на эмпирическом уровне, на уровне «яв­ления», и поэтому ее нельзя, разумеется, недооценивать или тем бо­лее полностью отвергать. Вместе с тем значение этого вида периоди­зации нельзя преувеличивать, абсолютизировать ее возможности.

Переход в научном исследовании на теоретический уровень, на сту­пень познания «сущности» предмета, вскрытие его противоречий и их развития означает, что периодизация истории предмета должна уже осуществляться с более высокой (?-Г.Б.) — диалектической точки зрения.

На этом уровне предмет необходимо изобразить как «совершающее про­цесс противоречие».


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.