Объяснить структуру вещи или суть явления — значит, описать создание этой вещи творцом. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Объяснить структуру вещи или суть явления — значит, описать создание этой вещи творцом.

2017-09-30 209
Объяснить структуру вещи или суть явления — значит, описать создание этой вещи творцом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН

1. Возникновение науки как особого типа духовного производства и социального института.

2. Познание мира в античности и в средние века.

3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки.

4. Роль науки в конце XVI—XVII вв.

5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время.

6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки.

7. Главный источник процессов возникновения и развития науки.

1. Возникновение науки как особого типа духовного производства и социального института. Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовно­го производства и социальный институт — наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI—XVII вв. в эпоху становления КАПИТАЛИСТИЧЕСКО­ГО СПОСОБА производства и ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (разделения) единого ра­нее знания на философию и науку. Она (сначала в ФОРМЕ ЕСТЕСТВОЗНА­НИЯ) начинает развиваться относительно самостоятельно.

 

2. Познание мира в античности и в средние века. В античности и средние века в основном имело место ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ мира.

Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «ТРИЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ», не разделенное еще на свои части. Все эти знания существовали в преде­лах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон.

Иными словами, ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДПОСЫЛ­КИ, «РОСТКИ» БУДУЩЕЙ НАУКИ ФОРМИРОВАЛИСЬ В НЕДРАХ ДРУГОЙ ДУХОВ­НОЙ СИСТЕМЫ, но они еще не выделялись из них как автономное, само­стоятельное целое.

 

3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки. Действительно, предпосылки науки создавались в древневосточ­ных цивилизациях — Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Гре­ции в форме ЭМПИРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ о природе и обществе, в виде от­дельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, матема­тики и др.

ВОТ ПОЧЕМУ ГЕОМЕТРИЯ ЕВКЛИДА — ЭТО НЕ НАУКА В ЦЕЛОМ, А ТОЛЬКО ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ МАТЕМАТИКИ, КОТОРАЯ (МАТЕМАТИКА) ТАКЖЕ ЛИШЬ ОДНА ИЗ НАУК, НО НЕ НАУКА КАК ТАКОВАЯ.

4. Роль науки в конце XVI—XVII вв. В конце XVI—XVII вв. происходят буржуазные революции в Ни­дерландах и в Англии, сыгравшие важную роль в развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену фео­дальным) в ряде стран Европы.

Возникновение нового — буржуазно­го — общества порождает большие изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно СИЛЬНО МЕНЯЕТ И СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ.

Важнейшим фактором всех этих изменений оказывается на­ука, и прежде всего экспериментально-математическое естествозна­ние, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления.

Постепенно складываются в самостоятельные отрасли знания астро­номия, механика, физика, химия и другие частные науки.

Следует в связи с этим сказать о том, что понятия «наука» и «естествознание» в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.

Таким образом, для возникновения науки в XVI—XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма и острая по­требность в росте его производительных сил), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умоз­рительного способа мышления) условий, необходим был ОПРЕДЕЛЕН­НЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ САМОГО ЗНАНИЯ, «запас» необходимого и доста­точного количества ФАКТОВ, которые бы подлежали описанию, систе­матизации и теоретическому обобщению.

ПОЭТОМУ-ТО ПЕРВЫМИ ВОЗ­НИКАЮТ МЕХАНИКА, АСТРОНОМИЯ И МАТЕМАТИКА, ГДЕ ТАКИХ ФАКТОВ БЫЛО НАКОПЛЕНО БОЛЬШЕ.

Они-то в своей совокупности и образуют «перво­начальное целое» единой науки как таковой, «науки вообще» в отли­чие от философии.

Отныне основной задачей познания стало не «опу­тывание противника аргументацией» (как у схоластов), а изучение — на основе реальных фактов — самой природы, объективной действи­тельности.

 

5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс разме­жевания между философией и частными науками.

Процесс диффе­ренциации нерасчлененного ранее знания идет по трем основным на­правлениям:

1. ОТДЕЛЕНИЕ НАУКИ ОТ ФИЛОСОФИИ.

2. ВЫДЕЛЕНИЕ В РАМ­КАХ НАУКИ КАК ЦЕЛОГО ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТНЫХ НАУК — МЕХАНИКИ, АСТРОНО­МИИ, ФИЗИКИ, ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ДР.

3. ВЫЧЛЕНЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ФИ­ЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ ТАКИХ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН, КАК ОНТОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ГНОСЕОЛОГИЯ, ДИАЛЕКТИКА, ЛОГИКА И ДР.

Итак, наука как таковая, как «целостное триединство» особой системы знаний, СВОЕОБРАЗНОГО ДУХОВНОГО ФЕНОМЕНА и СОЦИ­АЛЬНОГО ИНСТИТУТА, возникает в конце XVI — начале XVII в. в виде математического естествознания.

 

6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки. В понимании генезиса, возникновения науки в истории и филосо­фии науки сложились два противоположных подхода.

А) ЭКСТЕРНАЛИЗМ: появление науки обусловлено целиком и полностью ВНЕШНИМИ для нее обстоятельствами — социальными, экономически­ми и др.

 

Б) ИНТЕРНАЛИЗМ, напротив, основной движущей силой разви­тия науки считает ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДОЙ НАУЧ­НОГО ЗНАНИЯ: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т. п.

 

7. Главный источник процессов возникновения и развития науки. Обусловленность процессов возникновения и развития науки по­требностями общественно-исторической практики — главный источ­ник, основная движущая сила этих процессов.

НЕ ТОЛЬКО РАЗВИТИЕ НА­УКИ СООТВЕТСТВУЕТ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ, НО И РАЗДЕЛЕНИЕ НАУЧ­НОГО ЗНАНИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК ТАКЖЕ ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭТА­ПЫ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ, РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА, ВНУТРЕННЕЙ РАСЧЛЕНЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛОМ.

 

 

21. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И

АНТИЧНОСТЬ

ПЛАН

1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке.

2. Миф как предпосылка научных знаний.

3. Состав космогонического мифа.

4. Операция отождествления и операция выделения.

5. Культурный переворот в VIII—VI вв. до н.э. в Древней Греции как еще одна предпосылка формирования теоретического знания.

6. Особенности общественной психологи древних греков .

 

 

1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке. Зарождение первых форм теоретического знания традиционно свя­зывают с античностью.

Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удив­ляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфи­ческий характер.

Так, в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладав­шие той или иной суммой знаний.

Знания существовали в РЕЛИГИОЗ­НО-МИСТИЧЕСКОЙ форме, и только жрецы могли читать СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ и как носители практических знаний имели власть над людьми.

Они накапливали знания в области физики, химии, медицины, фармако­логии, психологии и др.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычис­лениями, то был накоплен большой массив знаний в области матема­тики.

НО ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТОЛЬКО ТЕМИ МАТЕМАТИЧЕСКИ­МИ ОПЕРАЦИЯМИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ НУЖД, НО НИКОГДА ОНИ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ СОЗДАНИЕМ ТЕО­РИЙ.

Для объяснения явлений чаще всего использовались аналогии из жизни людей.

 

2. Миф как предпосылка научных знаний. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследова­тели истории науки считают миф.

Миф — не только сказание, преда­ние или легенда, он еще и СПОСОБ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, это ОСОБЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ.

В результате его «строятся» МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ мира, в которых четко прослеживается, что ЧЕЛОВЕК ЕЩЕ НЕ ВЫДЕЛИЛ СЕБЯ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ, А ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НЕ БЫЛО ЕЩЕ ОТДЕЛЕНО ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

 

3. Состав космогонического мифа. Все космогонические мифы состоят из двух частей:

А)в первой дает­ся ОПИСАНИЕ ТОГО, ЧТО БЫЛО ДО «НАЧАЛА» (до акта творения),

Б)во второй излагается ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СТАДИАЛЬНОЕ СОТВОРЕНИЕ МИРОЗДАНИЯ, про­цесс, имеющий строгую направленность от общего (небо, земля, сол­нце) к частному.

Каждый объект в мире определен ОПЕРАЦИОНАЛЬНО, т.е. через действие, породившее этот объект.

ПЛАН

1. Что есть натурфилософия?

2. Особенности греческого мышления.

3. Пифагореизм и математика.

4. Атомистика и элементаризм.

 

 

1. Что есть натурфилософия? Представления древних греков о мире, его возникновении, разви­тии и строении получили название натурфилософских.

Натурфилосо­фией (философией природы) называют преимущественно философ­ски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целост­ности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия.

Не­обходимо отметить, что некоторые из этих идей востребованы и се­годняшним естествознанием.

 

2. Особенности греческого мышления. Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному (theoria— рассматриваю, созерцаю), наложили отпечаток на форми­рование знаний в этот период.

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЯ СО­СТОЯЛА В СОЗЕРЦАНИИ И ОСМЫСЛЕНИИ СОЗЕРЦАЕМОГО.

 

3. Пифагореизм и математика. Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания матема­тики, как теоретической науки была пифагорейская школа.

Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические эле­менты, но по основным своим компонентам была уже ФИЛОСОФСКО-РАЦИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ МИРОЗДАНИЯ.

В ОСНОВЕ ЭТОЙ КАРТИНЫ ЛЕЖАЛ ПРИНЦИП: НАЧАЛОМ ВСЕГО ЯВЛЯЕТСЯ ЧИСЛО.

Числовые отношения — ключ к пониманию мироустройства.

Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических си­туаций, а самих по себе, безотносительно к практическому примене­нию, что создавало особые предпосылки для возникновения ТЕОРЕТИ­ЧЕСКОГО УРОВНЯ МАТЕМАТИКИ.

Ведь познание свойств и отношений чи­сел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса.

Чис­ла представали как особые объекты, которые нужно постигать разу­мом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления.

Именно эта установка характеризует ПЕРЕХОД ОТ ЧИСТО ЭМПИРИЧЕС­КОГО ПОЗНАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИССЛЕДО­ВАНИЮ, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.

 

4. Античные модели Космоса (Гиппократ Хиосский, Эвдокс, Аристотель). К началу IV в. до н. э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирую­щейся на методе математической индукции.

Первая геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (IV в. до н.э.) и получи­ла название модели гомоцентрических сфер.

Последним этапом в со­здании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Ари­стотелем.

БЫТИЕ ДЛЯ НИХ НЕ ЕДИНО, А ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ БЕСКОНЕЧНЫЕ ПО ЧИСЛУ НЕВИДИМЫЕ ВСЛЕДСТВИЕ МАЛОСТИ ОБЪЕМОВ ЧАСТИЦЫ, КОТОРЫЕ ДВИЖУТСЯ В ПУСТОТЕ; КОГДА ОНИ СОЕДИНЯЮТСЯ, ТО ЭТО ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ВЕЩЕЙ, А КОГДА РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ, ТО — К ИХ ГИБЕЛИ.

Основа качественного много­образия мира — это многообразие геометрических форм и простран­ственных положений атомов.

 

· Второй путь решения проблемы Парменида связывают с Эмпедоклом (около 490—430 гг. до н. э.). По его мнению, Космос образо­ван четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: ЛЮБОВЬЮ и ВРАЖДОЙ.

Элементы не подвержены каче­ственным изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, спо­собны вступать друг с другом в различные комбинации в разных про­порциях. Все вещи состоят из элементов.

 

· Платон (427—347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества.

В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей.

Он предлагает их называть началами и принимать за СТИХИИ (— т.е. «бук­вы»).

Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мышления, приписывает частицам, из которых состоят элемен­ты, формы четырех правильных многогранников — куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра.

Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода.

 

 

 

23. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

 

ПЛАН

1. Эпоха эллинизма как период становления науки.

2. Физика и этика стоиков.

3. Физика и этика у Эпикура.

4. «Начала» Евклида.

5. Эллинизм и развитие письменности.

 

 

1. Эпоха эллинизма как период становления науки. Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. — I в. до н. э.) считают важным периодом становления научного знания.

Основной чертой эллинисти­ческой культуры стал ИНДИВИДУАЛИЗМ.

Это отразилось как на основ­ных философских системах эллинизма — стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.

Так, в физике стоиков Зенона Катионского (336—264 гг. до н. э.), Клеанфа из Ассоса (331—232 гг. до н. э.), Хрисиппа из Сол (281—205 гг. до н. э.) большое значение придавалось законам, по ко­торым существует Природа, т. е. мировому порядку, которому, осо­знав его, должны подчиняться люди.

2. Физика и этика стоиков. В физике стоиков использовались аристотелевские представления о первоэлементах, в которые ими вносились новые идеи:

А) соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой» (— «теплое дыхание»), которой приписывали функции мировой души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и целост­ность, выражает ЛОГОС вещи, т.е. закон ее существования и развития.

Пневма является активным мировым агентом в отличие от физичес­кого тела, которое — пассивный участник природных процессов.

Согласно стоикам, МИР ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ЕДИНЫМ И ВЗАИМОСВЯЗАН­НЫМ ПОТОКОМ СОБЫТИЙ, ГДЕ ВСЕ ИМЕЕТ ПРИЧИНУ И СЛЕДСТВИЕ.

И эти все­общие и необходимые связи они называли роком или судьбой.

Наря­ду с ПРИЧИННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬЮ явлений, существует их ОПРЕДЕ­ЛЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ к благой, прекрасной и РАЗУМНОЙ ЦЕЛИ.

Сле­довательно, кроме судьбы стоики признают и БЛАГОТВОРНОЕ ПРОВИДЕ­НИЕ, что свидетельствует о тесной связи стоической физики и этики.

 

3. Физика и этика у Эпикура. Также тесно связаны физика и этика у Эпикура (342—270 гг. до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до беско­нечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, по­этому надо мысленно где-то остановиться.

Поэтому атом Эпикура — это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.

 

4. «Начала» Евклида. В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в об­ласти математических знаний.

Так, Евклиду (конец IV — начало III в. до н. э.) принадлежит выдающаяся работа античности — «Stoicheia» (т.е. «Элементы», что в современной литературе получило название «Начала»). Этот 15-томный труд явился результатом систематизации имевшихся в то время знаний в области математики, часть из кото­рых, по утверждению исследователей, принадлежит предшественни­кам Евклида.

Но созданный им МЕТОД АКСИОМ позволил изложить гео­метрию как единое, логически связанное математическое учение, но­сящее имя «геометрия Евклида».

 

5. Архимед. Успехами в разработке методов вычисления площадей поверхнос­тей и объемов геометрических тел отмечена жизнь Архимеда (около 287—212 гг. до н. э.). Но в большей степени Архимед известен как гениальный механик и инженер.

Он вывел закон о рычаге, изобрел и построил винт для поднятия воды («архимедов червяк»), установил закон о плавучести тел и др. Многие его изобретения использовались в военных целях.

 

6. Эллинизм и развитие письменности. Наряду с тем вкладом, который эллинистический век внес в мате­матику и механику, необходимо отметить и развитие письменности.

Начинают использовать пергамент, который был более практичным, чем используемый ранее папирус.

Возникают библиотеки, наиболее крупной из которых была Александрийская.

К концу данного периода письменность входит в обыденную повседневную жизнь, вовлекается в процесс обучения.

II—I вв. до н.э. характеризуются упадком элли­нистических государств как под воздействием взаимных войн, так и под ударами римских легионеров, теряют свое значение культурные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает.

 

 

24. СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ФОРМИРУЮЩУЮСЯ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

 

ПЛАН

1. Книжно-компиляторский характер римской учености.

2. Римские энциклопедии.

3. Труды «больших знатоков своего дела».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Книжно-компиляторский характер римской учености. Расцвет Римской империи, связанный с захватом соседних терри­торий и РОСТОМ МОГУЩЕСТВА, сопровождался ФОРМИРОВАНИЕМ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

ВЕСЬ СТРОЙ ЖИЗНИ РИМЛЯН БЫЛ ПОДЧИНЕН ВОЕННЫМ ЗАДА­ЧАМ.

Хотя престиж заимствованной системы знаний эллинов был до­статочно высок, но дух своей избранности, предначертанной богами, приводил к мнению, что римлянину и без науки есть чем гордиться.

ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ — ЭТО УДЕЛ ИНОЗЕМЦЕВ, и поэтому римляне изучали геометрию, чтобы «измерить свой надел», в то время как ГРЕКИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ МИР.

Это не могло не отразиться на КНИЖНО-КОМПИЛЯТОРСКОМ характере римской учености.

Рим не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к Плато­ну, Аристотелю, Архимеду. Все это компенсировалось созданием ком­пилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.

 

2. Римские энциклопедии. Большой славой пользовалась девятитомная энциклопедия Марка Терренция Варрона (116—27 гг. до н.э.), содержавшая знания из обла­сти грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астроно­мии, теории музыки, медицины и архитектуры.

Веком позже шести­томный компендиум, посвященный сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторскому искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий Цельс.

Наиболее известное сочинение этой поры поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99—95 гг. — ок. 55 г. до н.э.) «О при­роде вещей», в которой дано наиболее полное и систематическое из­ложение эпикурейской философии.

Энциклопедическими работами были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23—79 гг. н.э.), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. — 65 г. н.э.).

 

3. Труды «больших знатоков своего дела». Кроме этих компиляций, были созданы труды больших знатоков своего дела: это сочинения Витрувия «Об архитектуре», Секста Юлия Фронтина «О римских водопроводах», Луция Юния Модерета Колемеллы «О сельском хозяйстве» (I в. н.э.).

Ко II в. н.э. относится дея­тельность величайшего врача, физиолога и анатома Клавдия Галена (129—199 гг.) и астронома Клавдия Птолемея (умер около 170 г. до н.э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии.

В связи с завоевательными войнами и освоением новых террито­рий успешно развивается география.

В трудах римских юристов были заложены основы теории гражданского права — цивилистики.

В АН­ТИЧНОСТИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ТАКИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДСТА­ВИТЬ КАК ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, КОТОРЫЕ ПОРЫВАЛИ С НАТУРФИ­ЛОСОФСКИМИ СХЕМАМИ И ПРЕТЕНДОВАЛИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЗНАЧИМОСТЬ.

 

 

 

25. СИСТЕМА ЗНАНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

 

ПЛАН

1. «Мрачность» эпохи Средневековья.

2. Монастыри как центры научных знаний.

3. Особенность средневекового миросозерцания и знание.

4. Как должно осуществляться познание?

5. Области знания, дающие возможность зарождения науки.

6. Средневековая культура как специфический феномен.

 

1. «Мрачность» эпохи Средневековья. Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв.

В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду:

А) общий упадок цивилизации,

Б) круше­ние Римской империи,

В) нашествие варваров,

Г) проникновение религии во все сферы духовной культуры.

Возникшее в I в. среди простолюди­нов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей.

В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь).

Западная Рим­ская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э., а Византия существовала еще около тысячи лет.

 

2. Монастыри как центры научных знаний. В середине IX в. под началом епископа Льва, прозванного Мате­матиком, была открыта высшая школа, где собирались хранившиеся в монастырях старинные книги.

Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые использовал БУКВЫ КАК МАТЕМАТИЧЕС­КИЕ СИМВОЛЫ, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры.

В центры научных знаний превращались монастыри.

При монас­тырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечиваю­щие необходимый для священнослужителей уровень образования.

Но школы давали и элементы светского образования. Но по сравнению с римской эпохой содержание преподаваемых знаний было значитель­но урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-цер­ковных и богословских функций.

Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания.

Ри­торика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов и т.д.

В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.

 

3. Особенность средневекового миросозерцания и знание. Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого ха­рактерно стремление к ВСЕОХВАТЫВАЮЩЕМУ ЗНАНИЮ, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: ПОДЛИННОЕ ЗНАНИЕ — ЭТО ЗНАНИЕ ВСЕОБЩЕЕ, АПОДИКТИЧЕСКОЕ (ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ).

Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное.

В ЭТОЙ ПАРАДИГМЕ НЕТ МЕСТА ЗНАНИЮ НЕТОЧНО­МУ, ЧАСТНОМУ, ОТНОСИТЕЛЬНОМУ, НЕИСЧЕРПЫВАЮЩЕМУ.

Так как все на земле сотворено, то СУЩЕСТВОВАНИЕ ЛЮБОЙ ВЕЩИ ОПРЕДЕЛЕНО СВЫШЕ, следовательно, она не может быть несимволичес­кой.

ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ У ОККАМА ОБУСЛОВЛЕНО ПОТЕНЦИЕЙ — УСТРЕМЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ НА ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ.

Его учение о понятиях называется терминизм.

Естественные поня­тия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «ТЕРМИНАМИ ПЕР­ВОЙ ИНТЕНЦИИ», а ИСКУССТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «ТЕРМИНАМИ ВТОРОЙ ИНТЕНЦИИ».

Именно они становятся объектом анализа в логике.

Оккам ограничи­вал применение понятия причинности сферой эмпирической конста­тации.

Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.

 

15. Особенности средневековой науки. К особенностям средневековой науки ученые причисляют:

· ее ори­ентацию на совокупность правил в форме комментариев,

· тенденцию к систематизации и классификации знаний,

 

· компиляция, столь чуж­дая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характер­ную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренчес­кой и культурной атмосферой этой эпохи.

 

Промышленный перево­рот, который осуществился в Новое время, был во многом подго­товлен техническими новациями Средневековья.

 

 

27. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА АРАБСКОМ

ВОСТОКЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

ПЛАН

1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке.

2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык.

3. Греческое влияние и практицизм Востока.

4. Основы тригонометрии и астрономия.

5. Аль-Фараби и логика Аристотеля.

6. Десятичная система ал-Хорезми.

7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.

8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни.

9. Алхимия Востока.

10. Омар Хайям как ученый.

11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый.

12. Аверроэс (Ибн Рушд) как ученый.

13. Оптика Ибн-ал-Хайтана(Альхазена).

14. Астрономия Улугбека.

 

1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке. На Арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.

Начиная с VII в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения.

Ослабление военной мощи Византийской империи, Сасанидского Ирана привело к тому, что ара­бы в очень короткий срок захватили обширные территории, на кото­рых был создан АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.

В городах халифата строились обсерватории, создавались библио­теки при дворцах, мечетях, медресе.

Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний.

Первый научный центр халифата — БАГДАД (конец VIII — начало IX вв.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория.

 

2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык. Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обсто­ятельств оказываются на территории халифата, переводятся на араб­ский язык.

В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Альмагест» (вели­кое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест».

Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таб­лиц и правил расчета положения небесных светил.

Также были пере­ведены и «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики.

 

3. Греческое влияние и практицизм Востока. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авто­ров, которые характеризует:

А) систематичность изложения материала,

Б) полнота, строгость формулировок и доказательств,

В) теоретичность.

Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания.

В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисле­ния, был достигнут уровень, который значительно превзошел уро­вень, достигнутый александрийскими учеными.

И если деятельность арабских ученых началась с комментариев к произведениям античных ученых, то в дальнейшем она вышла за эти пределы.

Тому способствовали не только знание арабскими учеными идей и многовековых достижений индийской науки, но в основном потребности современной им жизни и значительное обогащение мно­гообразного опыта по сравнению с античностью.

После АЛЕКСАНДРИЙ­СКОГО ПЕРИОДА в развитии положительной науки именно у арабов она делает дальнейший шаг в своем развитии.

Это относится к различ­ным отраслям знания и прежде всего к математике и астрономии. Важнейшее достижение арабоязычной науки состоит здесь в заимство­вании у индийских ученых ПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ и в со­вершенствовании ее.

 

4. Основы тригонометрии и астрономия. Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии. Так, астроном аль-Баттани (858—927), автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью впер­вые введенных им тригонометрических функций производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения.

Им составлены таблицы тригонометрических функций, введено понятие «синус» («sinus»).

 

5. Аль-Фараби и логика Аристотеля. Аль-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов ос­мыслил и в известной мере развил логическое наследие Аристотеля.

Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.

 

6. Десятичная система ал-Хорезми. Через Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850 гг.), автора не­скольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведе­ны на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособи­ями, европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами — от имени ал-Хорезми) выполнения четы­рех действий над числами, записанными по этой системе.

ОТ АЛГЕБРАИ­ЧЕСКОГО ПРИЕМА «АЛ-ДЖЕБР» ИДЕТ НАЗВАНИЕ ТАКОГО РАЗДЕЛА МАТЕМАТИ­КИ, КАК АЛГЕБРА.

 

7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена. Наиболее замечательное в области физики имя аль-Хайсам аль-Газен (965—1039) из Басры.

Труд его по оптике, изданный на латин­ском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не толь­ко трактовал законы отражения и преломления света, но и давал по­разительно точное для того времени описание строения глаза.

8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни. Немало было и ученых-энциклопедистов, сделавших значитель­ный вклад в различные науки.

Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались воп­росы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и др.

Так, Бируни уста­новил МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДОЛГОТ, близкий к совре­менному, а также определил длину окружности Земли.

Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ВОЗ­МОЖНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА.

Он конструировал экспериментальные приборы, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем.

 

9. Алхимия Востока. Широко известна деятельность арабских ученых в области алхи­мии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ В БЛАГОРОДНЫЕ), но в процессе этих многове­ковых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера).

Хотя деятель­ность алхимиков (затем получившая широкое распространение и в Ев­ропе) не могла стать экспериментальным естествознанием, но в ка­кой-то степени она способствовала его будущему возникновению.

Тру­ды арабских алхимиков содержали, наряду с фантастическими гипо­тезами, рациональные выводы и рецепты.

 

10. Омар Хайям как ученый. К наиболее ярким представителям ближневосточного средневеко­вья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и философа, великолепного поэта, автора всемирно извест­ных четверостиший (рубай).

В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике.

В алгебре он СИСТЕМАТИЧЕСКИ ИЗЛОЖИЛ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ДО ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, им РАСШИРЕНО ПОНЯТИЕ ЧИСЛА (введены положительные иррациональные числа).

Значитель­ны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного кален­даря, он предложил солнечный календарь, и усовершенствовал его.

 

11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый. Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980—1037) — философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня.

На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.

 

12. Аверроэс (Ибн Р


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.229 с.