Тема 3. Римская империя: принципат и доминат — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 3. Римская империя: принципат и доминат

2017-09-26 220
Тема 3. Римская империя: принципат и доминат 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гражданские войны после смерти Цезаря. Второй триумвират и проскрипции. Усиление политической роли армии. Борьба Антония и Октавиана за верховную власть и их политические программы. Социально-политические последствия гражданских войн. Кризис полисной системы и основные причины падения римской республики.

Политическая программа Октавиана и ее предпосылки. Формирование основ монархической системы в форме принципата. Элементы республиканского устройства в системе принципата Августа. Социальная политика, отношение к различным прослойкам свободного населения, провинциалам. Внешняя политика Августа. Общие результаты правления Августа. Римское общество I-II вв.

Преемники Августа. Деспотические тенденции в развитии принципата. Гражданская война 68-69 гг., ее социально-политические результаты. Династия Флавиев. Экономическая политика. Расширение социальной опоры императорской власти, укрепление центральной власти.

Приход к власти династии Антонинов. Антонины и сенатская оппозиция. Централизация государственного управления. Романизация провинций. Унификация социальных отношений и культурной жизни в римском Средиземноморье. Аграрная политика Антонинов. «Римский мир» - социально-политическое содержание этого понятия. Внешняя политика Антонинов. Завоевания Траяна, образование новых провинций. Переход к стратегической обороне. Взаимоотношения Римской империи с племенами Центральной, Север­ной и Восточной Европы в I-II вв. Восточная политика Римской империи во II в. Основные результаты исторического развития римского Средиземноморья к концу II в.

Политический кризис и гражданская война 193-197 гг. Династия Северов. Солдатские императоры и их политика. Правление Галлиена и политический развал Римской империи. Ослабление центральной власти, возникновение политических образований в провинциях. Варварская периферия в III в. н.э. Прорыв римских пограничных укреплений варварами, поселения их на римской территории и их последствия. Политический развал Римской империи как следствие социально-экономического кризиса.

Кризис рабовладельческой экономики в III в. Упадок городов и городской жизни. Сокращение ремесленного произ­водства в городах и рост поместного ремесла в латифундиях. Перемещение центра хозяйственной активнос­ти из городов в латифундии магнатов. Кризис классической системы рабства. Формирование класса крупных землевладельцев и зависимых земледельцев. Усложнение социальной структуры римского общества, черты переходного периода. Процесс социально-экономической перестройки в римском обществе и преодоление кризиса III в.

Выход из кризиса III в. Социально-экономические и политические реформы Диоклетиана и Максимиана. Перестройка государственного управления, тетрархия, установление системы домината. Реорганизация бюрократии, провинциальной и административной систем. Реформы налогового обложения и усиление фискального гнета. Религиозная политика Диоклетиана. Внешняя политика Диоклетиана. Завершение реформ Диоклетиана Константином. Закрепощение сословий: колонов, ремесленников, куриалов. Реформы в армии. Денежная реформа и новая система денежного обращения. Религиозная политика Константина.

Стабилизация экономического положения в империи в IV в. Перестройка хозяйства, его натурализация, упадок товарного производства. Рост экономического могущества магнатов-латифундистов. Наделение их элементами политической власти. Превращение закрепощенных колонов в основной класс производителей. Распространение патроциния. Поселение варваров в римских провинциях и усиление варваризации империи. Повышение роли христианской церкви в обществе и культурной жизни. Начало великого переселения народов. Феодосии I и его борьба за сохранение единства империи.

Распад Римской империи на Западную империю и Восточную, его причины. Различие путей их исторического развития. Положение Западной Римской империи после смерти Феодосия внутренняя непрочность государства. Великое переселение народов. Противоречия между Западной империей и Византией и поход в Италию Алариха. Прорыв рейнской границы германцами и образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Нашествие гуннов. Каталаунская битва. Агония римской центральной власти. Свержение Ромула Августула и конец Римской империи.

Заключение. Экономические и социально-политические причины падения античного общества. Историческое значение истории древнеримской цивилизации как важного этапа всемирной истории. Достижения народов древнего Рима: успехи в развитии хозяйства, в частности, товарного производства. Создание раз личных форм социальных отношений и политической организации, вы кой культуры как основы современной цивилизации.

 

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Тема Образовательные технологии Формы контроля Образовательные технологии Формы контроля компетенции
  лекции Практические занятия  
Раздел 1 Тема 1   Лекция - визуализация   конспект   беседа, обсуждение   конспект, опрос ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 2 Лекция-информация Конспект элементы научного исследования самоотчет, конспект ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 3 Лекция-информация Конспект Научная дискуссия конспект, опрос ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 4 Лекция-информация Конспект доклады самоотчет, конспект, защита контр. работы ПК-1, ПК-3, ПК-7
Раздел 2 Тема 1   Лекция-информация   Конспект   интерпретативные практики конспект, опрос ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 2 Вводная лекция Конспект текстологический анализ самоотчет, конспект ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 3 Лекция-диалог конспект дискурсивные практики конспект, опрос ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 4 Проблемная лекция конспект сравнительный анализ конспект, опрос ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 5 Лекция-информация конспект доклады конспект ПК-1, ПК-3, ПК-7
Раздел 3 Тема 1   Вводная лекция   конспект сравнительный анализ конспект, опрос ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 2 Проблемная лекция конспект интерпретативные практики конспект, опрос ПК-1, ПК-3, ПК-7
Тема 3 Лекция-информация конспект доклады конспект, опрос ПК-1, ПК-3, ПК-7
             

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов

 

Виды самостоятельной работы:

1. Подготовка к практическим занятиям

2. Проработка отдельных проблем по заданию преподавателя

3. Заполнение контурных карт

4. Подготовка презентаций по отдельным темам

5. Подготовка к письменным работам

6. Выполнение контрольных работ

7. Выполнение курсовых работ

 

Примечание: Рекомендации по организации самостоятельной работы см. ниже.

Практические занятия

На практические занятия выносятся следующие темы:

1. Экономический и общественный строй Вавилонии по Законам Хаммурапи

2. Греческое общество по поэмам Гомера «Илиада и «Одиссея»

3. Образование и развитие спартанского государства

4. Формирование и развитие афинского полиса

5. Афинская демократия как политическая система в V в. до н.э.

6. Царский период и формирование римской civitas

7. Политическая организация римской сivitas в V-II вв. до н.э.

8. Социальная сущность принципата Августа

Примечание: Методические рекомендации, порядок подготовки к занятию, список источников и литературы см. ниже.

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

А) Основная литература

  1. Античная Греция. Т. I-II. М., 1983.
  2. Боннар А. Греческая цивилизация. 3-е изд. М., 1995. Т. I-III.
  3. Васильев Л.С. История Востока. Ч. I. М., 1993.
  4. Всемирная история. Т. 1: Древний мир / Отв. ред. В.А. Головина, В.И. Уколова. М., 2011.
  5. История Востока. Т. 1: Восток в древности / Отв. ред. В.А. Якобсон. М., 2002.
  6. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина М., 2003.
  7. История древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2000.
  8. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. Т. 1-3. М., 1983.
  9. История древнего Рима/ Под ред В.И. Кузищина. М., 2002.
  10. История Европы. Т. I. Древняя Европа. М., 1988.
  11. Ковалев С.И. История Рима. СПб., 1986.
  12. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности / Под ред. Э.Д. Фролова. СПб., 1997.
  13. Лурье С.Я. История Греции / Под ред. Э.Д. Фролова. СПб., 1993.
  14. Моммзен Т. История Рима. Т. 1-5. М.,1993-1997.
  15. Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525 – 479 гг. до н. э. / Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А.В. Зайкова. М., 2011. (Кембриджская история древнего мира. Т. IV)
  16. Расширение греческого мира. VIII-VI вв. до н.э. / Под ред. Дж. Бордмэна и Н.-Дж.-Л. Хэммонда. Пер. с англ. А.В. Зайкова. М., 2007. (Кембриджская история древнего мира. Т. III. Ч. 3.)
  17. Сергеев В.С. История древней Греции. М., 1963.

 

Б) Дополнительная литература

  1. Практикум по истории Востока / Сост. В.А. Филимонов. Сыктывкар, 2004.
  2. Хрестоматия по истории древней Греции / Под редакцией Д.П. Каллистова. М., 1964.
  3. Хрестоматия по истории древнего Рима / Под редакцией С.Л. Утченко. М., 1962.
  4. Хрестоматия по истории древнего Рима / Под редакцией В.И. Кузищина. М., 1987.
  5. Demandt A. Antike Staatsformen. Eine vergleichende Verfassungsgeschichte der Alten Welt. Berlin, 1995.
  6. Kunkel W. Staatsordnung und Staatspraxis der Römischen Republik. 2. Abschnitt: Die Magistratur. München, 1995.
  7. Lintott A. The Constitution of the Roman Republic. Oxford, 1999.
  8. Stewart R. Public Office in Early Rome. Ritual Procedure and Political Practice. The University of Michigan Press, 2000.

 

В) Интернет ресурсы

1. www.centant.pu.ru

2. www.ancientrome.ru

3. www.elar.uniyar.ac.ru

4. www.xlegio.ru

5. www.historic.ru

6. www.linguaeterna.com

7. www.coins.msk.ru

8. www.christianity.shu.ru

9. www.archaeology.ru

10. www.bible-center.ru

11. www.vzmakh.ru/parabellum

12. www.ancient.gerodot.ru

13. www.ancient.holm.ru

14. www.ellada.spb.ru

15. www.foxdesign.ru/legend/index.html

16. www.judaea.ru

17. www.historiwars.narod.ru

18. www.sgu.ru/faculties/historical/departments/idm/

19. www.kemet.ru

20. www.doktor.ru/latin/index.htm

21. www.pero-maat.ru

22. www.roman-glory.com

23. www.sno.pro1.ru

24. www.trajan.numizmat.net

25. www.hellados.ru

Г) Карта обеспеченности литературой

См. Приложение 1.

 

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В материально-техническое обеспечение дисциплины входят:

1. Аудитории и кабинеты института истории и права СГУ, в т.ч. оборудованные компьютерной и мультимедийной техникой, библиотечные фонды университета, а также предоставляемый университетом доступ к ресурсам сети Интернет.

2. Учебно-наглядные пособия:

· электронные и настенные исторические карты: «Передняя Азия и Египет», «Древняя Индия и Китай», «Древняя Греция», «Греко-персидские войны», «Пелопоннесская война», «Поход Александра Македонского», «Древняя Италия», «Римская республика», «Римская империя»;

· компьютерная программа «История древнего мира: загадки сфинкса»;

· учебные фильмы: «Археологические открытия на территории Древней Месопотамии», «Греко-персидские войны», «Пунические войны»;

· слайды к отдельным разделам курса.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина»

Институт истории и права


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.