Компетентность как психологическое основание моделирования системы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Компетентность как психологическое основание моделирования системы

2017-09-26 190
Компетентность как психологическое основание моделирования системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

высшего образования в разных концептуальных проекциях

(по И.Ю. Маховой, 2011)

Основания сравнения Традиционный концепт Вновь разработанный концепт
     
Формальные характеристики Имманентное свойство профессионала (характеристики: константность, профессиональная универсальность, ситуативная независимость) Перманентное состояние ситуативной релевантности (характеристики: изменчивость, не универсальность, зависимость от ситуации) и личностной идентичности (связана с опытом переживания соответствия (наличие-отсутствие профессионального достоинства, например)
Локализация критериев оценки Внешняя – со стороны общества Внутренняя – со стороны личности
Проекция деятельности Целевая (значение деятельности) Мотивационная (смысл деятельности)
Предметные исследовательские проекции в педагогической психологии Исследование направлено на выявление системы свойств и качеств, обеспечивающих профессиональную успешность Исследование направлено на выявление особенностей ориентировки субъекта в ситуации в различных проекциях: в проекции ситуации актуальны условия, в проекции субъекта – аспекты значимости ситуации для субъекта
Направление исследований в педагогике и психологии высшей школы Разработка системы профессиональных компетенций Исследование технологии образовательного процесса (образовательного пространства), разработка условий включения механизмов личностной пристрастности (избирательности)
Разработка технологии образовательного процесса в логике профессии Разработка технологии образовательного процесса в логике (само)развития личности
Содержание образования в вузе Спроецировано требованиями общества, универсально в рамках специальности (направления) Является проекцией интересов и потребностей субъекта (уникально как результат концентрации и индивидуальных предпочтений)
Содержание дисциплины (курса) Разработка системы компетенций, обеспечивающих в рамках данного курса профессиональное соответствие. Внешняя интеграция содержания, вариативного, в зависимости от направления подготовки или специальности. Субъектная интеграция инвариантного содержания курса, представляемого компетентным преподавателем на уровне развития современной науки
Содержание дисциплины (курса) ограничено профессиональными компетенциями.   Содержание дисциплины (курса) определено уровнем развития науки
Управление эффективностью (стандартизация) Стандартизация образовательного содержания Стандартизация образовательного процесса, обеспечивающего предоставление ориентировки и выбора для удовлетворения потребностей студентов
Референции системы высшего образования Профессиональные проекции интеграции в экономику и политику государства Научные проекции интеграции в общественно-экономическую и политическую жизнь государства
Референции отдельного вуза Максимизация количества вариантов универсальных направлений подготовки Акцентирование на уникальности варианта подготовки в конкретном вузе, обеспеченной научно-иссле-довательскими предпочтениями преподавателей и направлением исследований в вузе.
Профессионально-образовательные паттерны Компетентность как профессиональный статус (принципиально достижима) Компетентность как состояние и регулятор самосовершенствования (перманентное состояние некомпетентности)
Образовательные установки Достойное образование, ориентированное на достижение компетентности Образование через всю жизнь

 

Однако этот же момент выглядит проблемным, что подтверждается строками первого вывода о необходимости «нивелировать субъективизм временного контекста, актуализирующего смысловые проекции прошлого и будущего, в пользу релевантности принципа системного детерминизма». Так или иначе, преобразования в высшей школе действительно назрели, и в этом мы согласны с автором, но отход от нормативного подхода и замена его на коммуникативную, компетентностную, гуманистическую парадигму сопряжен с неформальной логикой, распределенной во времени.

Особое место в ряду психологических исследований высшего научного порядка занимает диссертация С.П. Ивановой на тему: «Психологическая концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС», которая защищена по специальности 05.26.03. – пожарная и промышленная безопасность, т.е. выходит из зоны влияния психологии в прикладную область, но защищена на степень доктора по психологическим наукам. В отличие от обучения и образования в гражданских университетах, в силовых вузах процесс носит название «подготовка», что во многом сближает ее со спортом. Не случайно, в начале работы указывается, что «социально-психологическая адаптация лиц, побывавших в экстремальных условиях деятельности, повышающей вероятность сохранения их здоровья и работоспособности после воздействия экстремальных факторов, становится в настоящее время особенно актуальной».

Поясняется, что деятельность психолога МЧС обусловлена воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов, к числу которых относятся ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их последствий, витальная угроза, а также встречающиеся на пути горе, утрата, суицид и т.д. Преодоление ЧС обеспечивается формированием и развитием в процессе подготовки профессионально важных качеств: глубокие профессиональные знания и умения, логичность мышления, адекватность и точность восприятия, понимание целей психологической помощи, эмпатия, личностная и социальная зрелость, коммуникативная компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость, способность к рефлексии, устойчивость к стрессу, выдержка и самообладание. Кроме того, выделяются ПВК, характерные для собственно психолога системы МЧС: оптимальная работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к многовариантным быстрым действиям, адекватным экстремальным условиям, способность к восстановлению.

В качестве иллюстрации предлагаемого подхода приводится структурно-функциональная, как ее называет автор, модель профессиональной подготовки психолога МЧС. В силу громоздкости мы не приводим ее в нашей работе, тем не менее, обращает на себя внимание недостаточная строгость построений. В первую очередь, это касается структуры, которая выглядит разобщенной в плане взаимосвязи отдельных элементов. При этом выделяется пять этапов подготовки, по-видимому, по количеству курсов:

1) ознакомление с профессией, направлен на формирование у первокурсника образа профессионала;

2) возникновение качественно новых форм и типов коммуникативных отношений будущих психологов с клиентами, в том числе, и в полевых условиях, при организации работы в особых условиях;

3) освоение целенаправленной работы по планированию своей жизни и профессионального становления, регулирование развития мотивационной сферы личности;

4) работа с конфликтами, дает возможность осуществлять коррекцию поведения и переводить конфликт в конструктивное русло, вести переговоры в конфликтах, распознавать и защищаться от манипуляции;

5) завершение процесса становления личности специалиста, способной принять на себя ответственность за людей; завершение создания модели образа «Я-психолог» по сопровождению специалистов экстремального профиля, которая будет корректироваться в процессе профессиональной деятельности.

С учетом того, что планирование попало только на третий этап, можно сказать, что имеет место нарушение закономерностей включения механизмов опережения, которые, с нашей точки зрения, выстраиваются в систему: планирование, прогнозирование, проектирование, моделирование.

Подводя итог рассмотрению научных публикаций по психологии можно констатировать, что во всех из них явно просматривается инновационный аспект. Он заключается в том, что в психологических исследованиях доминирует идея об опережающем отражении действительности. Общая слабость приведенных работ заключается в ограничении опережений рамками прогноза, т.е. установлением вероятности достижения цели. В то же время известно, что эта вероятность простирается от (– 1) до (+ 1) и дает на выходе, как установили бихевиористы, две удачные пробы на восемь неудачных из десяти возможных. Преодоление указанной слабости лежит в плоскости проектирования, фактически использующего инженерный метод в образовании. Необходимо создание своеобразного «чертежа», пользуясь которым можно избежать множества ошибок. Пока же подобный идеал кажется труднодостижимым, и первая проверка его продуктивности пройдет на профессиональной деятельности.

4. Воля как системообразующий фактор высшего образования

Прикладное значение информационной модели понятия заключается в конструировании «Структуры искусственного интеллекта» - компактной матрицы, наполненной психологическим содержанием (табл. 8). Теперь по-является возможность интерпретации образования на инновационно-психологический лад. В качестве иллюстрации сошлемся на реальный опыт работы со студентами в понятийном режиме [62; 95].

Предполагается, что сконструированные информационные модели в процессе личностно-профессионального развития встраиваются в зазор между врожденным и приобретенным, которые являются частью динамической модели воли (рис. 7). В комментарии к модели отметим ее философскую, педагогическую, психологическую и предпринимательскую составляющие. Третий элемент совпадает при этом с личностно-профессиональным развитием в образовании. В наших предыдущих публикациях [77; 78], анализируя образование, мы установили, что оно прошло в развитии семь крупных стадий: воспитание, преподавание, педагогика, психология, дидактика, инновация, коучинг (табл. 9).

Таблица 8


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.