Способности—Как? Каким образом? — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Способности—Как? Каким образом?

2017-09-30 224
Способности—Как? Каким образом? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возможное определение способностей—то, как вы применяете знания и выполняете действия для достижения цели. В большинстве организаций для обсуждения способностей и поведения чаще всего используются слова “умения” и “навыки”. Но чтобы понять, как развивается умение, полезнее работать со способностями.

Рассмотрим пример менеджера, которого попросили провести важные переговоры. Предположим, что он хочет достичь конкретной цели. С опытом он выучил большое количество слов, составляющих его словарь, и возможно, выучил конкретную структуру или сценарий для переговоров, из материалов компании, из книги, фильма или учебного курса. Это знания. Способности—это то, как знания используются, и это “ как ” зависит от того, какие отличительные признаки он выделяет в переговорах.

Эти отличительные признаки определяют его поведение—что он говорит и что делает в ответ на каждое действие. Он продолжает слушать и наблюдать, или начинает говорить? Какие слова он выбирает, когда его очередь говорить? К кому он обращается? О чем говорит его язык тела?

На способности к тому же влияют все более высокие уровни обучения—идентичность, ценности и убеждения. Если менеджер в нашем примере не отождествляется с ролью ведущего переговоры, его способности в переговорах невысоки. Его ценности и убеждения могут влиять на то, какую цель он себе ставит. Он может считать, что переговоры безнадежны, или очень сложны. В соответствии со своими убеждениями он определит свои ожидания и цели, и это повлияет на то, насколько ценными он будет считать переговоры, очень ценной деятельностью или мало ценной.

Конечный результат всех этих воздействий проявится в тех отличительных признаках, которые он выделит. Тонкие отличия и четкие цели—результат высокой ценности задания, раскрывающих способности убеждений и сильной ролевой идентичности. Грубые отличия и размытые цели—результат низкой ценности задачи, ограничивающих убеждений и слабой ролевой идентичности. Отличительные признаки, которые менеджер выделит, определят его выбор поведения.

Чтобы помочь вам лучше понять, как это происходит, я приглашаю вас в мой сад, чтобы вы понаблюдали мою попытку постричь газон. Посмотрев на траву, вы можете определить, кто ее постриг,—я или моя жена, садовод в нашей семье. У меня нет идентичности садовода, и моя цель обычно в том, чтобы как можно быстрее закончить стрижку газона, и заняться чем-то более важным, например написанием материалов, чтением или семейным отдыхом. Я считаю, что в написании книги больше удовольствия и продуктивности, чем в стрижке травы. В результате я выделяю очень грубые отличительные признаки, например: “Этот кусочек уже готов?” Даже хотя у меня достаточно знаний для качественной работы, я обычно стригу газон кое-как.

Моя жена, напротив, выделяет гораздо более тонкие отличия насчет высоты ножей газонокосилки, мест с редкой травой, изгибов кромки травы, разных оттенков зеленого цвета, и так далее. Эти тонкие отличия выработаны идентичностью садовода, в которой жена ценит, что умеет стричь траву, потому что она убеждена, что за газоном нужно аккуратно ухаживать.

Отличительные признаки и цели входят в состав механизма сравнения, который говорит нам о том, насколько мы близки к достижению цели. Происходит постоянное сравнение отличительных признаков и целей: например, цель в том, чтобы постричь весь газон за 20 минут, и мои “признаки”—время на часах и количество оставшейся травы.

А цель моей жены в том, чтобы с точностью до сантиметра выровнять закругленные кромки травы и определить, удается ли вылечить места с редкой травой. Ее отличительные признаки связаны с высотой травы, состоянием кромки и изменениями в местах с редкой травой со времени последнего лечения. Эти тонкие отличия направляют поведение, результат которого—профессиональное исполнение работы, не сравнимое с моими любительскими попытками.

Рисунок 1.2

Способности

Традиционное обучение часто ограничивает гибкость, предоставляя только знания и поведение для конкретного контекста. Это очень упрощенный и неэффективный способ обучения, так как в нем не развиваются более тонкие микроотличия. На рисунке 1.2 показано четыре типа встреч. Для каждого типа встречи (или контекста) есть конкретный набор освоенных навыков, полученных в результате обучения, практического опыта и знаний.

Что касается человеческого общения, то в любом контексте можно выделить много тонких микроотличий, и именно с их помощью можно сделать квантовый скачок * в гибкости. Более гибкий подход к управлению всеми этими ситуациями—научиться замечать и реагировать на сам процесс человеческого общения, а не на содержание, независимо от контекста. Бенджамин Франклин однажды сказал: “Глаз мастера делает больше работы, чем обе его руки.” Абсолютная гибкость реализуется тогда, когда вы начинаете замечать и реагировать на шаблоны и процессы поведения, а не просто применяете набор освоенных действий к соответствующему контексту.

Бенджамин Франклин однажды сказал: “Глаз мастера делает больше работы, чем обе его руки.” Абсолютная гибкость реализуется тогда, когда вы начинаете замечать и реагировать на шаблоны и процессы поведения.

Вспомним модель творческого развития из вступления; если вы собираете информацию по обратной связи, выделяете тонкие отличия и изменяете свое поведение, контекст не важен. Разрешите мне привести пример из собственного опыта, на котором это хорошо видно. Много лет назад я прошел учебный курс под названием “Эффективное совещание”. На этом курсе я узнал о повестках дня, протоколах, как придерживаться темы, сохранять направление, удерживать внимание на проблемах, справляться с уходами в сторону и использовать наглядные материалы. Мы проделали несколько упражнений и ролевых игр, чтобы поупражняться в преподаваемом способе поведения.

Когда я начал использовать такое поведение на совещаниях, я наткнулся на огромную проблему. Культуру компании можно было описать как оживленную и динамичную, с бизнесом перемежалось много дружеского общения и взаимодействия. Это была очень молодая компания, и она осталась молодой до сих пор. Встречи с руководителями и директорами часто состояли из получаса обмена историями об автомобильных авариях, служебных романах и других проделках. Для обсуждения бизнеса обычно оставалось мало времени, и решения часто принимались быстро, по внутреннему чутью и опыту.

Это очень успешная компания, и в ней интересно работать. Как вы думаете, какую реакцию я получил на собрании подразделения, когда сказал выученную на курсе формулировку ответа: “По-видимому, мы уходим в сторону,—возможно, нужно еще раз сформулировать цели собрания, чтобы нам было легче сосредоточиться на наших задачах?”

Такие слова были не очень-то хорошо восприняты. Они даже испортили то взаимопонимание (раппорт), которое я построил с некоторыми из менеджеров. Видите ли, людям было важно поговорить об общих интересах—просто посплетничать! Взяв на вооружение подходящие истории, можно было добиться одобрения чего угодно—нужно было только потратить необходимое количество времени, чтобы потом было принято быстрое решение. Если вы опираетесь на изученные в прошлом ситуационные формулы, вы ограничиваете свои шансы на успех.

Если вы опираетесь на изученные в прошлом ситуационные формулы, вы ограничиваете свои шансы на успех.

То количество времени, которое менеджеры теряют на изучение ситуационных формул и действий для разных аспектов своей работы, указывает на количество негибкого обучения, которое предоставляют сегодня на рынке многочисленные курсы “развития менеджмента”. Каждая ситуация уникальна, потому что люди новые и ситуации меняются, так что будьте достаточно гибким, чтобы менять свое поведение в ответ на полученную обратную связь. Поступая так, вы постоянно видоизменяете то, что лежит в основе ваших целей, и переоцениваете актуальность своих целей—в этом и состоит творческое развитие.

Поведение—Что?

Поведение—это то, что вы делаете и говорите, и ему относительно легко научиться. К сожалению, многие люди осваивают поведение, которое не помогает, а мешает им достигать своих целей. Мы учимся многим нашим манерам у значимых образцов для подражания вокруг нас. Еще младенцами мы учимся улыбаться и говорить первые слова, копируя своих родителей. Если вам повезет, ваш руководитель будет хорошим образцом для подражания.

У некоторых людей неважные образцы для подражания. Я знал генерального директора, которого многие считали авторитарным диктатором за то, как он навязывал другим свои мнения и решения. Высота его голоса подчеркивала срочность, а слова произносились быстро и иногда немного невнятно. Все решения должны были приниматься сразу же и никогда не хватало времени на разумное обсуждение. Мне было неуютно наблюдать двух его ближайших менеджеров, которые очень точно и тщательно копировали его черты.

Окружение (обстановка)—Где? Когда?

Окружение, которое вы себе выбираете, определяет количество и качество возможностей получить обратную связь. На окружение сильно влияют все другие уровни. Если по вашей системе ценностей и убеждений нужно быть самодостаточным и проводить много времени в одиночестве, вы будете принимать решения, основываясь на том, чтобы избегать групп и толп. Это повлияет на внешние ситуации, которые вам представятся.

Руководителям, которые считают себя прежде всего администраторами, обычно трудно руководить людьми, потому что они часто предпочитают быть одни в своем офисе, проверяя и разрабатывая системы делопроизводства, вместо того чтобы взаимодействовать с людьми. Если привязанный к своему офису администратор решит улучшить свое умение руководства людьми, ему может оказаться полезным изменить свою рабочую обстановку, чтобы он мог чаще и непосредственнее взаимодействовать с людьми. Вашим окружением определяется то, какая информация доступна вашему восприятию через все пять чувств—зрение, слух, осязание, запах и вкус.

Пять уровней влияют друг на друга. Если вы сделаете изменения на одном уровне, все более низкие уровни тоже изменятся, хотя более высокие уровни могут и не измениться. Например, внесение изменений в идентичность вызовет изменения на всех остальных четырех уровнях ниже уровня идентичности. Изменение окружения может, а может и нет, вызвать изменения на более высоких уровнях. Когда я решил принять идентичность специалиста по развитию, я очень скоро приобрел ценности и убеждения, благодаря которым и обнаружил НЛП, и я отправился в ту окружающую обстановку, где я смог изучить НЛП и улучшить мои способности как специалиста по развитию независимо от контекста развития.

Повсюду вокруг меня я замечаю менеджеров, которые с трудом поддерживают уровень своих результатов, потому что они еще не отождествились с теми ролями, которые им нужны, чтобы действовать в соответствии с ситуацией. Молодой энергичный менеджер, который считает себя решающим проблемы и принимающим решения, станет специалистом по развитию и тренером только тогда, когда изменится его мышление на уровне своей идентичности. Закаленный менеджер, который считает себя кладезем опыта о том, что можно и чего нельзя делать в организации, будет с трудом выдавать творческие идеи, пока не изменится его мышление на уровне идентичности. Стратег корпорации, который считает, что ему самому нужно придумывать все идеи, будет с трудом добиваться принятия своих идей, пока не изменит свое мышление на уровне идентичности.

Для развития высокой гибкости в поведении нужна согласованность уровней обучения со всеми вашими целями и ролями. Еще нужно переключить внимание с одного только содержания общения, заметив к тому же и процесс общения. Сосредоточение внимания на процессе улучшит реакции, от “поражения” к “любопытству”, и вы начнете отучиваться от тех своих реакций, которые вам ненужны и привычны. Успех начинается с самосознания, гибкости мышления и знания о том, что у вас есть выбор в использовании, или программировании, своей нейрологии.

Опыт—это не то, что произошло с человеком. Это то, что человек сделал с происшедшим.

Олдос Хаксли

(1894-1963)

Английский писатель


Глава 2

От идей к действиям

· Общие составные части систем передачи информации

· Модели мира

· Как устроена модель передачи информации НЛП

· Фильтры информации

· Физиология

 

Речь / Память / Время / Конгруэнтность (согласованность) /Оптимальные физиологические состояния

 

Человек не видит реального мира. Реальный мир скрыт от него стеной воображения.

Георгий Гурджиев

(1874-1949)

Русский мистик и писатель

 

В

ы когда-нибудь замечали, как у некоторых руководителей появляются как раз те идеи, которые нужны, и эти действия воплощаются как раз в те действия, которые нужны для достижения желаемых результатов. У этого процесса пять этапов:

 

· включиться в ситуацию;

· проанализировать имеющийся опыт;

· выдвинуть идеи;

· принять решения;

· предпринять действия.

 

Ситуация -> Проанализируйте опыт -> Выдвиньте идеи -> Примите решения -> Беритесь за дело

Это одна из важнейших способностей менеджера, и все же столько вроде бы блестящих идей так и не раскрываются до своего ожидаемого потенциала, в основном из-за замеченных проблем в трех областях между “ситуацией” и “действиями”. Для решения этих типов проблем возникла целая индустрия. То, насколько много организаций пользуется услугами консультантов, чтобы ввести у себя во имя “совершенствования” программы качества, “активные группы”, технологию “ре-инжиниринг”, и множество других методологий, свидетельствует о том, что среднему сотруднику предприятия нужна помощь в том, чтобы анализировать опыт, выдвигать идеи и принимать решения.

Здесь я часто провожу аналогию с мистером Споком и его Вулканом из телесериала “Стар Трек”, где в преувеличенном виде показаны многие из наших человеческих черт. Вы можете себе представить, на что была бы похожа жизнь в организации, если бы мы все были Вулканами? Мы бы определяли проблему и использовали логику, чтобы решить ее. Если бы жизнь была такой—логика без эмоций и творческой мысли, она была бы очень правильной и точной, но невыносимо нудной и скучной. Так что мы можем быть благодарны судьбе за наши человеческие качества—творчество и эмоции.

Но часто те же качества, которые придают вкус жизни, вызывают у людей разногласия. Нейрологические процессы, которые создают творческие идеи и эмоциональные состояния,—неотъемлемая часть нашей сложной системы передачи информации. Чтобы лучше объяснить, как эти наши качества влияют на создание идей, я использую еще одну аналогию—волшебство.

Вы знаете принцип, благодаря которому фокусник может поразить вас фокусом с исчезновением монеты? Он основан на особенностях восприятия и ловкости рук. Сначала фокусник показывает вам, как монетка быстро переходит из одной руки в другую. Когда вы несколько раз прослеживаете эти движения, у вас формируется привычка наблюдения, основанная на ваших ожиданиях.

Волшебства нет, есть только фокусники и человеческие восприятия.

В третий раз фокусник делает что-то немного иначе, и быстрее, чем раньше, и вы этого совсем не замечаете, потому что вы следили за тем, к чему вы были подготовлены. Волшебства нет, есть только фокусники и человеческие восприятия. Мы прекрасно умеем формировать неточные восприятия реальности.

Волшебство существует благодаря нашей способности отфильтровывать информацию из окружающей обстановки и формировать уникальные восприятия реальности.

Волшебство существует благодаря нашей способности отфильтровывать информацию из окружающей обстановки и формировать уникальные восприятия реальности. А какое отношение это имеет к воплощению идей в действия? Если наши восприятия приводят нас к неуместным идеям и неэффективным решениям, неудивительно, что мы разочаровываемся своими результатами. Если мы допускаем мусор в свой ум, то и получаем оттуда мусор. Принятие решений на основе того, что мы думаем о происходящем, приводит к разочарованиям. Если вы собираетесь развить свою изощренную систему передачи информации, чтобы ваши идеи и решения принимались на основе информации высшего качества, вам нужно более или менее понимать механизм человеческого общения. Этим механизмом служит наша нейрология—система, которая мастерски делает предположения, формирует неверные восприятия, приходит к поспешным выводам и совершенно неправильно истолковывает предельно ясные сообщения.

Задача этой главы в том, чтобы с помощью модели общения НЛП подробно объяснить, как мы (не) общаемся. В первой главе вы познакомились с некоторыми важными аспектами внутреннего общения на уровне идентичности, ценностей и убеждений. В этой главе я добавлю дополнительные элементы нейрологии в систему передачи информации, но сначала стоит определить элементы, общие для всех систем передачи информации.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.