Непосредственные и опосредованные — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Непосредственные и опосредованные

2017-09-30 513
Непосредственные и опосредованные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зависимости от того, как именно осуществляется получение необходимой информации от опрошенных лиц, соц.опрос может быть непосредственным или опосредованным. Непосредственный опрос (интервью) проходит при личной беседе с респондентом с глазу на глаз. Его часто проводят представители прессы.

Опосредованный (заочный) соц.опрос может осуществляться по телефону, через Интернет, почтовые письма и т. д. Для его проведения, как правило, составляется специальная анкета с вопросами, которую заполняют респонденты. Результаты этого анкетирования интерпретируются для получения нужных социологу данных.

Сплошные и выборочные

Социальные психологи больше склонны к тестам и социомет­рическим методам.

 

Большинство социологических исследований носит не сплош­ной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-де­мографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.

Оно является более экономичным и не менее надежным методом, чем сплошное ис­следование, хотя требует более изощренной методики и техники.

Правильная выборка — залог успеха и необходимая предпосыл­ка любого опроса, если это не общенациональная перепись насе­ления. Если социолог неправильно составил выборочную совокуп­ность, т.е. группу людей, которую собирается опросить, резуль­таты исследования окажутся неверными, а потому и никому не нужными.

.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.

.

Репрезентативной выборкой в социологии считается такая вы­борочная совокупность, основные характеристики которой полно­стью совпадают (представлены в той же пропорции или с той же частотой) с такими же характеристиками генеральной совокупно­сти. Только для этого типа выборки результаты обследования час­ти единиц (объектов) можно распространять на всю генеральную совокупность.

 

 

 

для разных объектов разные инструменты никакой здраво­мыслящий физик никогда не станет. Не делают этого в массовом порядке и социологи, используя один и тот же инструмент, напри­мер в маркетинговом исследовании, на разных объектах. А зря! Тиражировать можно отдельные вопросы, блоки вопросов, тесты (да и то весьма осторожно), но не анкету как сложное композици­онное устройство в целом. Когда отечественные ученые, участву-322

ющие в международном проекте, пытаются использовать на рос­сийской аудитории американский инструментарий, прекрасно зарекомендовавший себя на аборигенном населении, они сталки­ваются с множеством непреодолимых препятствий.

Дело в том, что социологическая анкета или текст интервью — это, программа коммуникативного общения двух разных людей, учено­го и респондента. Они представляют разные социальные группы, разные субкультуры, часто разные поколения и системы культурных ценностей. Это поликулътурный диалог, общение разных социокуль-турных миров. Найти общую площадку для общения в подобных условиях чрезвычайно непросто. К тому же анкета должна точно выполнить исследовательский замысел, измерить те признаки, на которые она рассчитана, получить надежную и достоверную инфор-мацию. Согласимся, что с такого рода сложностями, соединивши-мися в одной точке, не сталкивается ни физик, ни биолог.

Социологическая анкета представляет собой весьма сложный, если не сказать — изощренный сценарий беседы ученого с респон­дентом. Вначале опишем несколько очевидных и не таких уж слож-ных принципов составления анкетной композиции. Эти принци-пы выкристаллизовались в ходе многолетнего опыта проведения опросов. Они не так уж сложны, однако соблюдение их во многом будет способствовать точности и достоверности полученных в ходе опроса данных и предотвратит искажение информации.

Общая композиция анкеты

Началом анкетной беседы служит введение (обращение к респон-денту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется орга-низания, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечи-вают «завязку» беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача — заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, требующие размыш-лений, работы памяти, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь поме-щают «паспортичку», с помощью которой собирают социалъно-де-мографическую информацию о личности опрашиваемого.

Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и про- блемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями" внимания. Например: «На этом мы заканчиваем разговор о тру-де. Теперь несколько вопросов о Вашем досуге».

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указыва­ющих «перекрестки», опасные участки и т.п., выполняют инструк­тивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопро­сов или на полях анкеты: сколько вариантов ответов можно от­метить — один или несколько; как заполнять вопрос-таблицу — по строчкам или по столбцам.

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения3, Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введение знакомит опрашиваемого с целями научного исследо­вания, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения — убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае анонимности рес­пондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не бу­дут известны исследователям. В случае конфиденциальности предпо­лагается, что имя респондента известно только исследователю, но от­нюдь не заказчику данного обследования4. В телефонном опросе и при опросах, связанных с присутствием интервьюеров, опрос носит толь­ко конфиденциальный характер. В практике западных социологов во Введении принято приводить примеры вопросов со сложной техни­кой заполнения и объяснять правила работы с ними.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится инфор­мация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифи­цируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная часть содержит социально-демографи­ческие и профессионально-квалификационные сведения о респон­дентах. Иначе ее называют «паспортичкой».

5. Заключительная часть анкеты содержит благодарность от­вечающему за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомога­тельный аппарат анкеты, а части 3 и 4 — основную, базисную часть.

2.3. Базисная часть анкеты

При разработке базисной, или основной, части вопросника сле­дует обратить внимание на тип вопросов (формат ответов), их со-держание и число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов. Базисная часть анкеты, если она правильно разработана, напоминает матрешку. Она состо-ит из содержательных блоков, посвященных какой-то одной теме (условиям труда, участию в управлении и т.д.), каждый из них стро-ится по той же схеме, что и анкета в целом. Блоки сосуществуют на одном анкетном пространстве, которое организовано так же (или приблизительно так же), как и каждый блок в отдельности.

Действительно, в любом тематическом блоке вопросы строятся по определенной логике. Вначале идет фильтрующий вопрос, пред-назначенный для отсеивания некомпетентных респондентов. В ува-жительной форме социолог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсуждаемой проблеме (нововведению, гиб-кому графику и т.д.). Перед каждым блоком должен стоять вопрос-фильтр. Однако их используют не всегда. Например, подразумева-ется, что социальные проблемы труда и производства (скажем, от-ношение к работе) касаются всех работающих на предприятии.

В действительности так бывает далеко не всегда. Вопросы о том, насколько удовлетворительно оплачиваются сверхурочные работы, посещают ли дети респондента заводские ясли или детс-кий сад, когда респондент последний раз повышал разряд, и мно-жество других специфических вопросов относятся не ко всей со-вокупности опрашиваемых, а только к тем, кто обладает опреде-ленными характеристиками, т.е. работает сверхурочно, имеет детей соответствующего возраста, обязан повышать разряд и т.д. Неопределенность адресата вопросов — недостаток анкеты. Чем конкретнее сформулирован вопрос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и уже та категория рес-пондентов, к которой он адресован. А если это так, то необходи-мо выделить с помощью вопроса-фильтра тех респондентов, ко-торым адресован этот вопрос, чтобы не получить смещений в от-ветах. Стало быть, в принципе любой тематический блок в анкете должен открываться вопросом-фильтром.

Но, оказывается, и анкета в целом содержит подобный фильтр который обеспечивает точность адресата на уровне выборочной совокупности. Функцию такого фильтра выполняет «паспортичка". После того как мы собрали и обработали на ЭВМ все анкеты, не-обходимо выяснить, насколько соответствует массив реально оп-решенных респондентов теоретической модели выборочной сово-

купности. Опросили ли мы все 150 молодых рабочих в возрасте от 22 до 30 лет, которые вошли в составленную нами модель выбор­ки? Или попались лишние, не имеющие отношения ни к рабочему классу, ни к молодым людям респонденты. Процентные распреде­ления категорий опрошенных помогают установить то, насколько точно запланированная структура выборочной совокупности совпа­ла с реальной и насколько значительны отклонения от нее.

Таким образом, «паспортичка» — это фильтр для анкеты в це­лом. Она показывает, тот ли опрошен социально-демографичес­кий и профессионально-квалификационный состав, который пре­дусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о конт­ролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных свя­зей определяют зависимость переменных (отношение к труду, удовлетворенность работой и т.д.) от профессии, пола, возраста и прочих характеристик респондента. «Паспортичка» особенно нуж­на и полезна в гетерогенных, крайне разнородных анкетах, где спрашивают «всех обо всем».

Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют рес­пондентов по уровню знаний о чем-либо, степени участия и от­ношению к чему-либо, уровню образования, возрасту, квалифи­кации и т.д. Как только респонденты разделились на «имеющих», «знающих» и «участвующих», задаются прямые вопросы. Это мо­гут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу?..» или «Како­во Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то нововве­дения (мероприятия, режима труда и т.д.)?».

Итак, сначала респондента спрашивают, знает ли он о таком-то мероприятии, затем — о его мнении по поводу данного меро­приятия. Третий вопрос — дихотомический по своей форме — при­зван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в це­лом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.?» Выяснив оценку (положительную или отрицательную), со­циолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что... не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряе­те... то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интен­сивность мнения: «В какой степени Вы уверены в своем сужде­нии?» И далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершен­но уверен — уверен — не уверен — трудно сказать».

Подобный «пятивопросник» — модель блока вопросов — очень распространен в зарубежных опросах общественного мнения, но редко применяется у нас. Такой прием отвечает и требованиям 326

логики, и практике исследования. Почему для выяснения одной проблемы потребовалось задавать пять вопросов? Специалисты считают, что одновременный охват несколькими показателями одного явления снижает вероятность ошибки. В более общем виде данное утверждение гласит: для повышения уровня вероятности одного вывода необходимо провести более одного исследования. Итак, для изучения одного явления нужно несколько вопросов, для получения одного вывода — более чем одно исследование.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по прин­ципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к по­лучению более глубокой и конкретной информации об изучаемом явлении или его характеристике. В этом случае беседа развивает­ся от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов — «батарея», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равно­значных друг другу. Например, вопросы, посвященные различным элементам рабочей ситуации респондента с целью получить ее целостное описание.

Композиция анкеты определяется задачами исследования, те­мой опроса и особенностями вопросов. Расположение вопросов (или блоков вопросов) может следовать логике раскрытия темы опроса, иногда такая последовательность сознательно нарушает- ся социологом в методических целях. Например, дополнительный вопрос, контролирующий достоверность ответа на основной воп-рос, обычно помещается в пятой части анкеты.

Удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха», при котором ответ на один вопрос предопределяет ответ на сле-дующий. («Считаете ли Вы, что к людям следует относиться с доверием?», «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах то-варищам по работе?»)

Для решения подобных методических задач вопросы в анкете могут располагаться без очевидной тематической последователь-ности.

Существует практика объединения в одной анкете различных тематических блоков — так называемые анкеты-омнибусы. Это как бы сборник вполне самостоятельных коротких анкет. В западной социологии и в опыте работы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такие анкеты применяются для коммерческих опросов, проводимых по заказу различных органи-заций. В таких анкетах предусматриваются специальные перехо­ды от одной темы к другой. Формулировки этих переходов име­ют целью переключить внимание респондентов на восприятие нового предмета опроса.

Вопросы не должны содержать неясные для респондента терми­ны и понятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30— 40 (после 45 минут опроса внимание респондента снижается). Ан­кета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респон­дента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим способностям респондента или унижать чувство собственного достоинства).


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.