Тема 3/2. (семинар) «Теоретические основы культуры» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 3/2. (семинар) «Теоретические основы культуры»

2017-09-30 182
Тема 3/2. (семинар) «Теоретические основы культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Время: 2 часа.

Цели:

· углубить понимание сущности и содержания культуры, ее структуры и способов бытия в мире;

· сформировать представления о современных культурологических концепциях;

· уяснить существо культурологии как учебной дисциплины, ее задачи и методы.

I. Содержание занятия.

1. Контрольный опрос: культурология – наука о культуре;

2. Обсуждение I вопроса «Культура как общественное явление»:

· этимология слова «культура»;

· сущностные признаки культуры;

· основные сферы существования культуры в обществе.

3. Обсуждение II вопроса «Концепции культуры»:

· соотношение понятий «культура» и «цивилизация» (теории А. Вебера, О. Шпенглера, Н. Бердяева, П. Сорокина);

· просветительские и антропологические концепции культуры;

· основные концепции культуры отечественных мыслителей;

· культурологические концепции XXI века.

4. Обсуждение III вопроса «Структура и функции культуры»:

· структура культуры по характеру ценностей, их создателям, по содержанию, уровням сформированности, социальным группам и этносам;

· функции культуры;

· особенности славянского типа культуры и культур народов России;

· культурологические концепции XXI века.

II. Задание на самоподготовку.

1. Отработать тестовое задание по проблемам культуры.

2. Изучить рекомендованную литературу.

 

Литература

1. Костина А.В. Культурология. Учебник. М., 2008.

2. Пивоев В.М. Культурология. Учебник. М., 2011.

3. Культурно-духовная традиция – основа сохранения единства России.

4. Ремизов В.А., Фирсенков В.А. Методика изучения культурологии. Учебно-методическое пособие. Новогорск, 2004.

Тема 4/2 (семинар) «Культурологическая характеристика

основных периодов развития культуры».

 

Время: 2 часа.

Цели:

· уяснить содержание и методологию подходов к периодизации и типологии мировой и отечественной культуры;

· сформировать понимание роли отечественной культуры в мировом культурно-историческом процессе.

 

I. Содержание занятия.

1. Обсуждение I вопроса «Культурологические модели периодизации истории человечества и их характеристика»:

· культура формационной периодизации;

· культурно-историческая периодизация;

· цивилизационная периодизация;

· религиозная периодизация;

· художественно-стилевая периодизация.

2. Обсуждение II вопроса «Основные характеристики исторических типов культуры»:

а) восточные культуры:

· шумерская, вавилонская, аккадская культуры;

· культуры Китая и Индии;

б) антично-европейские культуры:

· греко-римская культура;

· христианская культура;

· культура древней Руси и ее место в европейской цивилизации.

 

II. Задание на самоподготовку.

1. Проработать тестовые задания по «Методике изучения культурологии», С. 22–27.

2. Подготовить тезисы выступлений на основе изучения рекомендованной литературы.

 

Литература

1. Кравченко А.И. Культурология. Учебник. М., 2010.

2. Культурология. Учебник / под ред. А.Я. Гуревич. М., 2004.

3. Ремизов В.А., Фирсенков В.А. Методика изучения культурологии. Учебно-методическое пособие. Новогорск, 2004.

Тема 5/2 (групповое занятие)

«Культурологический анализ русской духовности

в условиях многонациональной России».

 

Время: 2 часа.

Цели:

· проанализировать содержание рекомендованных произведений публицистической и художественной литературы, в которых раскрываются особенности духовности многонациональной России;

· уяснить место и роль русской духовности в культуре многонациональной России;

· сформировать навыки культурной толерантности к различным типам духовности в современной России.

 

I. Содержание занятия.

1. Обсуждение I вопроса «Содержание и основные характеристики типов духовности в современной России»:

· христианско-православный тип духовности;

· исламский тип духовности;

· буддийский тип духовности.

2. Обсуждение II вопроса «Особенности русской духовности по книгам Н.А. Бердяева» «Судьба России» и А.Н. Толстого «Русский характер»:

· противоречивость души России;

· «тайна» русской души;

· соотношение «женственного» и «мужественного» начал в русской духовности;

· духовная сила и красота Егора Дрёмова;

· духовные качества родителей и невесты Егора Дрёмова;

· общее в духовности героев рассказа.

II. Задание на самоподготовку.

1. Прочитать работу Н.А. Бердяева «Судьба России» и рассказ А.Н. Толстого «Русский характер».

2. Подготовить письменные ответы на вопросы группового занятия.

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Культурология. Учебник. М., 2010

2. Ремизов В.А., Фирсенков В.А. Методика изучения культурологии. Учебно-методическое пособие. Новогорск, 2004.

 

Тема 6/2 (семинар) «Культурная политика

и современный культурный процесс в России».

 

Время: 2 часа.

Цели:

· углубить понимание сущности и содержания культурной политики;

уяснить особенности культурной политики в современной России;

· выработать понимание места культуры России в мировом культурном процессе.

 

I. Содержание занятия.

1. Обсуждение I вопроса «Понятие и содержание культурной политики»:

· определение культурной политики;

· виды культурной политики и их характеристика;

· основные задачи и цели культурной политики;

· средства осуществления культурной политики;

· Российское законодательство о месте и роли структур МЧС России в осуществлении культурной политики.

2. Обсуждение II вопроса «Характеристика социокультурной ситуации в современной России»:

· истоки современной социокультурной ситуации в России;

· взаимодействие российской и мировой культур;

· роль культуры современной России в мировом культурном процессе.

 

II. Задание на самоподготовку.

1. Законспектировать положения Конституции РФ, определяющие культурную политику.

2. Выполнить письменную подготовку по вопросам семинара.

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Культурология. Учебник. М., 2010.

2. Ремизов В.А. Культурная политика в современной России. Новогорск, 1999.

3. Ремизов В.А., Фирсенков В.А. Методика изучения культурологии. Учебно-методическое пособие. Новогорск, 2004.

Тема 8/2 (групповое занятие) «Факторы риска в духовной культуре,

их учет в прогнозировании ЧС».

 

Время: 2 часа.

Цели:

· раскрыть сущность и содержание основных угроз культурного процесса для социума;

· сформировать понимание роли рисков в функционировании духовной жизни общества как проблемы ЧС.

I. Содержание занятия.

1. Обсуждение I вопроса «Феномены общественной практики, ведущие к ЧС духовно-нравственного типа»:

· социальная аномия;

· культурное запаздывание;

· чуждое влияние;

· массовая социальная девиация;

· омассовление личности.

2. Обсуждение II вопроса «Угрозы культурного характера, обладающие потенциалом ЧС»:

· противоречия между ценностями–целями и ценностями–нормами;

· деструктивность среды обитания;

· депрессивность эмоционально-чувственного нездоровья населения;

· культурный популизм в СМИ.

 

II. Задание на самоподготовку.

1. Составить схему факторов риска применительно к личности россиянина.

2. Подготовить тезисы выступлений по вопросам группового занятия.

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Культурология. Учебник. М., 2010.

2. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. Екатеринбург, 2002.

3. Ремизов В.А. Динамика культурных процессов и ЧС в жизни общества. М., 2004.

4. Ремизов В.А., Фирсенков В.А. Методика изучения культурологии. Учебно-методическое пособие. Новогорск, 2004.

Тема 10/2 (групповое занятие) «Культурологический анализ

эстетических и художественных ценностей».

 

Время: 2 часа.

Цели:

· закрепить знания о месте и роли искусства в художественной культуре;

· сформировать навыки и умения культурологического анализа произведений искусства.

I. Содержание занятия.

1. Презентация произведений живописи по выбору студентов:

· В.И. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»;

· И. Айвазовский: «Девятый вал», «Кораблекрушение»;

· К.И. Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»;

· И.Е. Репин: «Бурлаки на Волге»;

· Петров-Водкин: «Оборона Севастополя».

2. Обсуждение вопроса «Искусство в жизни студентов Академии гражданской защиты МЧС России»:

· виды и жанры искусства;

· анализ чтения художественной литературы;

· предпочтения в киноискусстве;

· самодеятельное художественное творчество в жизни студентов Академии гражданской защиты МЧС России».

II. Задание на самоподготовку.

1. По Интернету выбрать живописное произведение и подготовить его культурологический анализ письменно.

2. Подготовить презентацию картины.

3. Доработать конспект.

 

Литература

 

1. Кравченко А.И. Культурология. Учебник. М., 2010.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Издание 3-е. М., 2008.

3. Ремизов В.А., Фирсенков В.А. Методика изучения культурологии. Учебно-методическое пособие. Новогорск, 2004.

Тема 12/2 (групповое занятие) «Самооценка культуры личности».

 

Время: 4 часа.

Цели:

· закрепить знания по культуре личности;

· уяснить особенности формирования профессиональной культуры специалиста МЧС России;

· выработать навыки культурной самооценки и программирования культурного самосовершенствования.

I. Содержание занятия.

1. Обсуждение вопроса «Структура и содержание культуры личности»:

· понятие «культура личности»;

· общая культура личности;

· профессиональная культура личности;

· критерии сформированности культуры личности.

2. Самооценка культуры личности на основе теста «Моя культура».

3. Определение индивидуальных путей и средств повышения культуры личности студента.

 

II. Задание на самоподготовку.

1. Подготовить тезисы выступлений по вопросам группового занятия.

Литература

 

1. Костина В.В. Культурология. Учебник. М., 2008.

2. Пивоев В.М. Культурология. Учебник. М., 2011.

3. Ремизов В.А. Культура личности. Ценностно-мировоззренческий анализ. М., 2000.

4. Ремизов В.А., Фирсенков В.А. Методика изучения культурологии. Учебно-методическое пособие. Новогорск, 2004.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.