Заболевания околоносовых пазух: острый и хронический синусит, полипы носа,риносинусогенные осложнения. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Заболевания околоносовых пазух: острый и хронический синусит, полипы носа,риносинусогенные осложнения.

2017-09-30 296
Заболевания околоносовых пазух: острый и хронический синусит, полипы носа,риносинусогенные осложнения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность. Заболевания околоносовых пазух часто встречаются в клинической практике. Поражение их развивается вследствие распространения воспалительного процесса из полости носа. Тесные топографо-анатомические взаимоотношения верхнечелюстной пазухи с зубами верхней челюсти являются причиной развития одонтогенного гайморита. Знание клинической симптоматики и лечения заболеваний околоносовых пазух, а также своевременная диагностика риносинусогенных внутриглазничных и внутричерепных осложнений, приводящих в ряде случаев к летальному исходу, необходимо врачу любой специальности.

 

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление об этиологии, патогенезе заболеваний околоносовой пазухи, методах консервативного и хирургического лечения;

знать основные клинические симптомы заболеваний околоносовых пазух, их осложнения, принципы консервативного лечения и показания к хирургическому вмешательству;

уметь оценивать рентгенограммы околоносовых пазух, поставить диагноз и провести дифференциальную диагностику, своевременно выявить риногенные осложнения, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции.

 

Место проведения занятия. ЛОР-кабинет в поликлинике.

 

Оснащение. Лобный рефлектор, набор смотровых инструмен­тов, носовой ватодержатель, штыкообразный пинцет, носовые петли, носовой конхотом, скаль­пель, набор В. И. Воячека для исследования обоняния, слайды,

 

Время – 135 мин.

 

Задание на самоподготовку к практическому занятию.

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
1.Острый синусит. Пискунов Г.З., Пискунов С.З. Клиническая ринология, М.,Москва.- 2006.-550с.   Назвать основные клинические симптомы, методы диагностики. Указать локализацию патологического отделяемого полости носа и

 

 

 

2.Хронический синусит.

 

3.Риносинусогенные орбитальные осложнения.

 

4.Риносинусогенные внутричерепные осложнения.

 

 

   
 
Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с.   Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с.   Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990.   Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с.   Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент   Пискунов И.С.с соавт. Диагностика и лечение риносинусогенных орбитальных осложнений.-Курск.-2004.-110с.   Пискунов С.З. с соавт. Консервативное и хирургическое лече-ние одонтогенного верхнечелюстного синусита.-Курск.-2004.-120с.   Блок информации.       Отделяемого полости носа при поражении различных околоносовых пазух.     Перечислить методы лечения.     Определить лечебную тактику.   Определить лечебную тактику.  

 

БЛОК ИНФОРМАЦИИ.

Наблюдаются следующие риносинусогенные орбитальные осложнения:

1. реактивный отек мягких тканей глазницы, чаще поражается верхнее веко, реже нижнее;

2. периостит орбиты, когда воспалительный процесс переходит из внутренней стенки орбиты на наружный слой надкостницы;

3. абсцесс века, верхнее веко поражается гораздо чаще нижнего;

4. субпериостальный абсцесс, локализующийся между периорбитой и костной стенкой пазухи;

5. ретробульбарный абсцесс, локализующийся в глазничной клетчатке;

6. флегмона орбиты, которая представляет собой без четких границ прогрессирующий острый воспалительный процесс, сопровождающийся инфильтрацией и гнойным расплавлением рыхлой клетчатки глазницы;

7. ретробульбарный неврит, когда воспалительный процесс переходит на зрительный нерв;

8. тромбоз орбитальных вен.

Внутричерепные риносинусогенные осложнения: менингит, экстра-или эпидуральный абсцесс, субдуральный абсцесс, аьсцесс мозга (чаще лобной доли), тромбоз кавернозного синуса.

Лечебная тактика: санация гнойного очага в околоносовых пазухах.При наличии абсцессов производится их вскрытие; проводится интенсивная антибактериальная, дегидратационная, дезинтоксикационная терапия.

 

План самостоятельной работы на занятии (90 мин.).

ЭТАПЫ

 

Название Описание Цель Время, мин.
1. Курация больных   2. Отчет о само -стоятельной работе по результатам курации поликлинических больных 3. Выполнение диагностических и лечебных манипуляций Поликлинический прием больных: 1) с заболеваниями носа и около- носовых пазух. 2) с другими заболеваниями ЛОР-органов. Оценка выявленных изменений, проведение дифференциальной диагностики, установление диагноза и выбор лечебной тактики. Использовать схему истории болезни   Студенты докладывают результа- ты курации больных, согласовыва- ют диагноз и лечение; оформляют медицинскую документацию (ам- булаторная карта, направления, рецепты) Приготовление носовых ватодер- жателей, смазывание полости но- са, введение лекарственных ве- ществ на тампонах, взятие мазка из носа, инсуффляция Подтвердить умение обследова- ния больного, анализа и синтеза Полученных данных   Выработка умения клинически мыслить   Выработка и тренировка навыков    

 


Занятие 14.

Тема. ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛОТКИ: ОСТРЫЙ И ХРОНИЧЕСКИЙ ФА­РИНГИТ ФАРИНГОМИКОЗ, АНГИНА, ДИФТЕРИЯ, ПАРА-ТОНЗИЛЛЯРНЫЙ АБСЦЕСС, ЗАГЛОТОЧНЫЙ АБСЦЕСС.

Актуальность. Заболевания глотки встречаются в клинической практике очень часто и могут быть диагностированы врачами любой специальности. Тонзиллярная патология является общемедицинской проблемой, представляющей интерес не только для оториноларин­гологов, но и терапевтов, инфекционистов, педиатров, ревматоло­гов и др.

Цель. После изучения темы студент должен

иметь представление об этиологии и патогенезе заболеваний глот­ки, методах хирургического лечения; основные клинические симпто­мы острого тонзиллита, принципы консервативного лечения, профилак­тики и диспансеризации, клинические проявления других заболева­ний глотки; уметь выполнять фарингоскопию, поставить правильно диагноз за­болевания глотки, провести дифференциальную диагностику остро­го первичного тонзиллита с поражениями миндалин при инфекцион­ных заболеваниях и патологии системы крови, своевременно выявить осложнения, выбрать лечебную тактику, производить некоторые ди­агностические и лечебные манипуляции.

 

Место проведения занятия. ЛОР-кабинет в поликлинике.

 

Оснащение. Лобный рефлектор, набор смотровых инструмен­тов, глоточный ватодержатель, стерильный тампон для взятия мазка из ротоглотки, инсуффлятор, пульверизатор для орошения глотки, ка­нюля для промывания лакун небных миндалин, гальванокаутер и крио-аппликаторы, скальпель для вскрытия паратонзиллярного и заглоточ­ного абсцессов, носовой корнцанг, тонзиллотом, аденотом, конхотом,

 

Время — 135 мин.

 


Задание на самоподготовку к практическому занятию

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
1. Классификации тонзиллитов   2. Острый пер- вичный тон- зиллит: 1) формы 2) клинические проявления 3) дифферен- циальная диагности- ка с вторич- ным тонзи- ллитом   4)осложнения 5)лечение     Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с.   Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с.   Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990.   Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с.   Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент     Блок информации.     Знать, чтобы использовать в ди- агностике     Уметь правильно поставить диагноз, назначить лечение, пре- дупредить ос- ложнения и по- ражения других органов систем   Начертить схему классификации по И. Б. Солдатсву     Составить дифферен –циально -диагностическую таблицу лакунарной ангины и дифтерии зева. Перечислить комплекс лечебных мероприятий при остром первичном тонзиллите. Выписать рецепт раствора для полоскания глотки при ла- кунарной ангине     Нарисовать фарингоскопическую картину при правостороннем паратонзиллярном абсцессе    

 

 


Продолжение таблицы

 

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
3. Заглоточный абсцесс     Знать, чтобы правильно по- ставить диаг- ноз и назна- чить лечение   Назвать в каком возрасте наи- более часто встречается за- глоточный абсцесс, нарисо- вать фарингоскопическую картину с обозначением лока- лизации процесса  

 

БЛОК ИНФОРМАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОНЗИЛЛИТОВ

I. Острые

1. Первичные: катаральная, лакунарная, фолликулярная, язвен­но-пленчатая ангины.

2. Вторичные:

а) при острых инфекционных заболеваниях — дифтерии, скарла­тине, туляремии, брюшном тифе;

б) при заболеваниях системы крови — инфекционном мононуклеозе, гранулоцитозе, алиментарно-токсической алейкии, лейкозах.

 

Острые первичные тонзиллиты — островоспалительные заболевания, в клинической картине которых ведущим звеном являются сим­птомы поражения миндалин. В зависимости от морфологических из­менений выделяются определенные формы острых первичных тон­зиллитов, основные из которых — катаральная, лакунарная, фолли­кулярная, язвенно-пленчатая. Острые вторичные тонзиллиты пред­ставляют собой поражения миндалин при острых инфекционных за­болеваниях (главным образом при дифтерии, скарлатине, туляремии, брюшном тифе) и заболеваниях системы крови (преимущественно при инфекционном мононуклеозе, агранулоцитозе, алиментарно-ток­сической алейкии, лейкозах).

 

План самостоятельной работы на занятии (90 мин)

ЭТАПЫ

 

 

Название Описание Цель Время, мин.
1. Курация больных   2. Отчет о само- стоятельной работе по ре- зультатам ку- рации поли- клинических больных   3. Выполнение диагностиче- ских и лечеб- ных манипу- ляций Поликлинический прием больных: 1) с заболеваниями глотки   2) с другими заболеваниями ЛОР- органов. Оценка выявленных изменении, проведение дифференциальной диагностики, Использовать схему истории болезни     Студенты докладывают ре- зультаты курации больных, со- гласовывают диагноз и лече- ние, оформляют медицинскую документацию (амбулаторная карта, направления, рецепты)     Приготовление глоточных ва- тодержателей и смазывание глотки, инсуффляция лекарст- венных веществ, взятие мазка из глотки, промывание лакун небных миндалин Подтвердить умение обследования боль- ного, анализа и синтеза полученных данных   Вырабатывать умение клини- чески мыслить     Выработка и тренировка навыков        

 

 

Занятие 15


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.