Тема. Клиническая анатомия, Физиология и методы ис -следования гортани, трахеи, бронхов и пищевода — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема. Клиническая анатомия, Физиология и методы ис -следования гортани, трахеи, бронхов и пищевода

2017-09-30 314
Тема. Клиническая анатомия, Физиология и методы ис -следования гортани, трахеи, бронхов и пищевода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Актуальность. Гортань, являясь частью воздухоносных пулей ор­ганизма, участвует в осуществлении важнейших функций — дыхатель­ной, голосовой и речевой. Нарушения нормальных анатомических и функциональных взаимоотношений в гортани приводят к развитию различных патологических процессов, проявляющихся прежде всего развитием стеноза гортани и голосовой дисфункцией. Знание анатомо-топографических особенностей гортани, нижних дыхательных пу­тей и пищевода необходимы при изучении заболеваний этих органов и ориентации в лечебной тактике.

 

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление об анатомо-топографических взаимоотноше­ниях гортани, трахеи, бронхов и пищевода с органами шеи и средо­стения, современных методах эндоскопического исследования; знать клиническую анатомию и физиологию гортани, трахеи, брон­хов, пищевода; уметь провести наружный осмотр, пальпацию шеи и непрямую ларин­госкопию.

 

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии или в ЛОР-стационаре, учебный ка­бинет эндоскопической техники.

 

Оснащение. Лобный рефлектор, набор зеркал для непрямой ла­рингоскопии, инструментарий для прямых методов исследования. Муляжи, анатомические препараты, таблицы, наборы рентгенограмм и слайдов.

 

Время — 135 мин.

 

Задание на самоподготовку к практическому занятию.

 

Вопросы Источник информации Цель Задания для самоконтроля
1. Анатомо-топо- графические и структурные особенности гортани: а) хрящи и связки Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с.     Повторить, что- бы использовать при изучении па- тологии гортани   Назвать и записать в Рабочую тетрадь

 

Продолжение таблицы

 

Вопросы Источник информации Цель Задания для самоконтроля
б) мышцы     в) особенности слизистой оболочки     г) кровоснабже- ние и иннер- вация   д) этажи горта- ни     2. Физиология гортани     3. Методы иссле- дования гортани   4. Анатомо-топо- графические особенности нижних дыха- тельных путей Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с.   Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990.   Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с.   Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент     Блок информации.     Назвать нару- жные и внутре- нние мышцы   Знать, чтобы использовать для оценки функциональ- ного состояния гортани     Знать, чтобы использовать при обследо- вании и лече- нии больных     Повторить, чтобы исполь- зовать при изучении пато- логии   Перечислить     Назвать основные сосуды и нервы, особенности ин- нервации гортани ее рефлексоген- ные зоны     Перечислить и схематически изобразить в ра- бочей тетради     Назвать функции гортани. Перечис- лить и записать в рабочую тетрадь основные виды певческого мужс- кого и женского голосов(см.блок информации)   Перечислить. На- рисовать ларинго- скопическую кар- тину при дыхании и фонации     Схематически изобразить трахею и главные бронхи

 

Вопросы Источник информации Цель Задания для самоконтроля
1. Анатомо -топографи- ческие особенности нижних дыхательных путей 5. Анатомо-топографи- ческие особенности пищевода   6. Методы исследова- ния нижних дыха- тельных путей и пи- щевода   Повторить, что- бы использо- вать при изуче- нии патологии   Тоже     Иметь представление Схематически изобразить трахею и главные бронхи     Записать в рабо- чую тетрадь анато- мические сужения Перечислить

 

БЛОК ИНФОРМАЦИИ

Врач как представитель российской интеллигенции, наряду с профессиональными знаниями, должен быть ориентирован в облас­ти литературы, живописи, музыки и других видах искусства. Чтобы иметь представление о певческом голосе, следует бывать в опере, знать классический оперный репертуар.

 

Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Диапазон разговорного голоса соответствует, как правило, одной октаве (от 4 до 6 тонов), в то время как певческого — двум октавам, а иногда и более.

В пении различают грудной звук (грудной регистр) и фальцет (го­ловной или фальцетный регистр). При грудном регистре отмечаются поперечные колебания голосовых складок в полном объеме; при фальцетном — голосовые складки расслабляются и колеблются лишь их края.

Основой классификации певческого голоса является его высо­та. Среди мужских голосов различают бас, баритон и тенор, среди женских — контральто, меццо-сопрано и сопрано. В этих видах голо­сов выделяют определенные подвиды. При установлении певческого голоса наибольшее значение придается длине и ширине голосовых складок. Самые длинные (до 25 мм) и широкие (5 мм) они у баса, са­мые короткие (до 14 мм) и узкие (2 мм) — сопрано.

Бас — самый низкий мужской голос. Примерами могут быть пар­тия Кончака в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» в исполнении М. Д. Михайлова, партии Ивана Сусанина в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя», Гремина в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского (исполнители — Ф. И. Шаляпин, М. О. Рейзен, А. П. Огнивцев, Е. Е. Нестеренко).

Баритон занимает среднее положение между басом и тенором. Примеры: князь Игорь в одноименной опере А. П. Бородина, Томский в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» (исполнители — Титта Руф-фо, А. И. Батурин, А. П. Иванов), Жермон в опере Дж. Верди «Травиа­та», Евгений Онегин в одноименной опере П. И. Чайковского, Роберт в опере П. И. Чайковского «Иоланта» (исполнители — П. М. Норцов: П. Г. Лисициан, А. Я. Пономаренко).

Тенор — высокий мужской голос. Примерами могут быть пар­тии Отелло в одноименной опере Дж. Верди, Хозе в опере Ж. Визе «Кармен», Германа в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама», Сад­ко в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (исполнители — Энрико Карузо, Н. К. Печковский, Марио дель Монако, В. А. Атлан­тов, Ю. М. Марусин), Альмавивы в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник», Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (исполнители — Л. В. Собинов, Бель ямино Джильи, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский).

Контральто — самый низкий женский голос. Примерами могут быть партии Вани в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя», Конча ков-ны в опере А. П. Бородина «Князь Игорь», Зибеля в опере Ш. Гуно «Фауст» (исполнители — Мария Малибран, Н. А. Обухова, В. Н. Лев-ко).

Меццо-сопрано занимает промежуточное положение между кон­тральто и сопрано. Примерами являются партии Кармен в одноимен­ной опере Ж. Визе, Амнерис в опере Дж. Верди «Аида», Любаши в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (исполнители — Полина Виардо, М. П. Максакова, И. К. Архипова, Е. В. Образцова, И. П. Богачева).

Сопрано ~ самый высокий женский голос. Примеры: Аида в одноименной опере Дж. Верди, Ярославна в опере А. П. Бородина «Князь Игорь», Лиза в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» (ис­полнители — К. Г. Держинская, Е. К. Катульская, Т, А. Милашкина), Татьяна в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Маргарита в опере Ш. Гуно «Фауст», Микаэлла в опере Ж. Визе «Кармен» (ис­полнители — А. В. Нежданова, Ё. А. Степанова, Л. И. Масленнико­ва), Царица Ночи в опере В. Моцарта «Волшебная флейта», Люд­мила в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Виолетта в опере Дж. Верди «Травиата» (исполнители — Аделина Патти, В, В. Барсо­ва, И. И. Масленникова, Б. А. Руденко).

Детский певческий голос подразделяется на низкий — альт и высокий — дискант. До 7 лет имеет место фальцетное (головное) зву­кообразование, к 13 годам — и грудное.

 

 

План самостоятельной работы на занятии (45 мин)

ЭТАПЫ

 

 

Название Описание Цель Время, мин.
1. Усвоение основ- ных анатомо-то- пографических особенностей гортани,трахеи бронхов и пище- вода     2. Непрямая ларин- госкопия Повторение по муля- жам, анатомическим препаратам,таблицам, слайдам. Использовать домашние зарисовки     Продолжение освоения методики исследова- ния гортани студента- ми друг на друге, зари- совка наблюдаемой ла- рингоскопической кар- тины Углубить знания для использова- ния при изучении заболевании гор- тани, нижних ды- хательных путей и пищевода     Выработка навыка с анализом ла- рингоскопической    

 

Занятие 7.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.