ТЕМА 18. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖМЕНТА — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ТЕМА 18. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕНЕДЖМЕНТА



Основные вопросы

1.Понятие и содержание инновационного менеджмента.

2. Обособленные функции инновационного менеджмента.

3. Процессуальные функции инновационного менеджмента.

Инновационный потенциал менеджмента заключается в систематическом определении конкретных путей достижения новых знаний, возможностей для инноваций. Именно вследствие сознательного сосредоточения на максимизации возможностей обеспечивается повышение эффективности деятельности организации. По этому поводу М. Портер подчеркивает, что инновации являются главным орудием в глобальной конкуренции. Превращение инноваций в стратегический ресурс организации привело к становлению инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент является специфической областью экономической науки и профессиональной деятель­ности, которая должна обеспечивать достижение любой орга­низационной структурой инновационных целей путем рацио­нального использования всего производственного потенциала. Кроме того, инновационный менеджмент - одна из раз­новидностей функционального менеджмента, объектом кото­рого являются инновационные процессы. Инновационные процессы являются достаточно специфичными, масштабными, сложными и разнообразными по своему содержанию объекта­ми управления, для эффективного развития которых необхо­димо использовать специальные формы и методы управленче­ского воздействия.

Структура инновационного менеджмента включает:

· науку и искусство управления инновациями;

· вид деятельности и процесс принятия управленческих ре­шений в инновациях;

· аппарат управления инновациями.

Инновационный менеджмент как вид деятельности и про­цесс принятия управленческих решений это есть система процедур, составляющих общую технологическую схему управления но­вовведениями на инновационных предприятиях. Структура данной системы процедур включает отдельные направления управленческой деятельности (функции менеджмента) и по­следовательно выполняемые этапы для обеспечения выполне­ния данных функций. Состав функций и задач управления должен быть синхронизирован с уровнем инновационной сис­темы и условиями ее функционирования. Это и составляет ос­нову деятельности менеджера в инновационной сфере.

Главной целью инновационного менеджмента является обеспечение долговременного функционирования инноваци­онного предприятия на основе эффективной организации ин­новационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции. Рентабельность инновационных предприятий является не целью, а условием и результатом осуществления инновационной деятельности. Обеспечение эффективного и согласованного функционирования всех внешних и внутренних элементов, то есть гармонизация в разви­тии инновационного предприятия является основной целевой задачей инновационного менеджмента.



Для обеспечения выполнения основной целевой задачи не­обходимо решить следующие задачи:

· разработка стратегической инновационной концепции;

· определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

· построение организационной структуры и структуры управления инновациями;

· планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;

· планирование кадровой работы;

· формирование целей инновационной деятельности;

· организация маркетинговых исследований;

· оценка и использование прогрессивного опыта и передо­вых достижений конкурентов ("бенчмаркетинг" инноваций);

· организация кооперации в инновационных программах.

Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления инновациями. В общем виде выделяют две группы функций инновационного менеджмента. 1) основные (предметные); 2) обеспечивающие.

Предметные функции инновационного менеджмента отража­ют содержание основных стадий процесса управления инно­вационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельностью на всех иерархических уровнях.

Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты для эффективного осуществления предметных функций управления на предприятии. К ним относятся обособленные (социально-психологические) и процессуальные функции менедж­мента.



Содержание процесса управления инновациями определя­ется предметными функциями. Данные функции включают:

· формирование целей инновационной деятельности;

· планиро­вание инноваций, организацию работ;

· контроль над осуществ­лением инноваций.

Данные функции взаимосвяза­ны и осуществляются в процессе управления с четко установ­ленной логической последовательностью.

Инновационный менеджмент должен обеспечить требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируе­мом периоде, которое выражается совокупностью конкретных характеристик. Для этого организации ус­танавливают определенные ориентиры развития инновацион­ной организации на заданные периоды времени, а также составляют ре­зультат прогнозов и оценки ситуации, ограничение для планируемых инновационных мероприятий.

При реализации функции планирования обосновываются и формируются основные направления и пропорции инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.

Осуществление функций планирования способствует обеспечению конкурентоспособности организации, так как усложняются инновационные проекты, инновационные процессы становятся многовариантными и носят вероятностный характер, развивается специализация и кооперация в инновационной сфере, расширяется хозяйственная самостоятельность и повышается экономическая ответственность организаций за результаты инновационной деятельности. В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие задачи:

· структурирование целей инновационной деятельности для конкретных исполнителей;

· формирование программ мероприятий и задач для обеспечения поставленных целей;

· формирование целостной системы целей, подцелей, мероприятий;

· оценка всего комплекса ресурсов по реализации инновационных программ;

· регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.

Контроль как предметная функция менеджмента является завершающим управленческим циклом в инновациях. Он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий по достижению принятых целей развития в заданных органи­зационных условиях. Различают следующие виды контроля инновационных процессов:

· по целям: стратегический, оперативный;

· по предмету: финансовый, административный;

· по масштабу: полный, выборочный;

· по форме: внутренний, внешний.

Рассмотренные выше основные функции управления инновациями и порядок их осуществления отражают общую технологическую схему инновационного менеджмента. Специфическим фактором успеха инновационного предпринимательства являются специальные обособленные функции инновационного менеджмента (общее название данных функций социально-психологические) по регулированию отношений между участниками инновационных процессов это делегирование и мотивация

Между участниками инновационного процесса, отдельными подразделениями инновационного предприятия и исполнителями устанавливаются горизонтальные и вертикальные связи. Вертикальные связи образуются при формировании организационной структуры инновационного предприятия посредством реализации функции делегирования. При реализации этой функции используются такие категории, как задачи, ком­петенция и ответственность, которые в совокупности определяют рамочные условия деятельности каждого участника инновационного процесса. Масштабы и формы делегирования определяют степень централизации системы управления инновациями на инновационном предприятии, развитие научной самостоятельности и хозяйственной ответственности подразделений и исполнителей. На инновационном предприятии необходимо предусмотреть гибкий, динамично развивающийся характер функций делегирования.

При планировании и организации инноваций используются следующие виды делегирования:

· по предмету;

· по форме;

· по характеру.

Предметом делегирования при организации и проведении инноваций являются задачи и полномочия руководителей различных уровней. При организации инноваций делегирование задач и полномочий по уровням управления происходит в процессе формирования организа­ционной структуры инновационного предприятия или органов управления отдельным проектом. В процессе планирования инноваций делегирование задач и полномочий осуществляется в виде плановых заданий по тематике НИОКР, производственной программе или по выделенным ресурсам и ограниче­ниям их использования.

По формам делегирования различают линейные и аппаратные типы полномочий. Линейные полномочия делегируются по установленным на инновационном предприятии иерархическим уровням управления. Данные полномочия устанавливаются при формировании организационной структуры инновационного предприятия и составляют содержание его инновационного проектирования.

Аппаратные полномочия носят консультативный, рекомендательный характер и не связаны с исполнительской ответственностью и принятием управленче­ского решения.

В структуре управления делегированные задачи и полномочия носят постоянный или временный характер. Постоянные задачи или полномочия устанавливаются в линейных типах структур с относительно стабильными условиями функционирования инновационного предприятия. В проектах, матричных или программно-целевых типах структур задачи и полномочия, которые определяют уровень компетенции руководителя, устанавливаются на время разработки и реализации определенного инновационного проекта. Процесс делегирования в инновационном менеджменте состоит из трех ступеней:

1) постановка задачи делегирования – оценка ситуации, структуризация функций и описание ограничений;

2) формирование альтернатив делегирования – делегирование основных и обеспечивающих функций, вариантов;

3) принятие решения – сравнение вариантов, выбор эффективного варианта и принятие решений.

В системе социально-психологических функций инновационного менеджмента мотивация выполняет важную задачу стимулирования сотрудников к качественному выполнению делегированных задач. В инновациях персонифицированный характер труда разработчиков усиливает значение психологических факторов в управлении. Конкретное решение задач мо­тивации в инновационном менеджменте зависит от принятой концепции ее построения на предприятии, моделей поведения участников инноваций в трудовом процессе, форм стимулирования труда и ряда других факторов.

· организационные схемы построения мотивационного механизма инновационной деятельности на предприятии зависят от конкретных условий и характера выполняемых работ и отличаются большим разнообразием. Для формирования системы стимулирования на инновационном предприятии принципиальное значение имеют следующие признаки:

· принятая концепция мотивации участников - содержательная или процессуальная;

· применяемый характер вознаграждений – материальный, трудовой или статусный;

· формы стимулирования труда – индивидуальная или коллективная;

· используемые оценки результатов труда – внутренняя или внешняя.

Процесс мотивации в инновационном менеджменте содержит три основные стадии:

1) выбор и характеристика объекта мотивации – оценка ситуации, анализ трудовых и персональных аспектов;

2) построение вариантов мотивации – анализ концепций мотивации, формирование критериев оценки результатов деятельности, определение способов вознаграждения;

3) принятие мотивационного решения – сравнение и экспериментальная апробация вариантов, оценка результатов и принятие решения.

Процессуальные функции содержат два главных компонента инновационного менеджмента: коммуникации и решения.

Коммуникациякак функция менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков на инновационном предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Основными задачами коммуникаций в инновационном менеджменте являются:

· определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на инновационном предприятии;

· организация информационного обеспечения системы управления на инновационном предприятии;

· формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;

· разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении;

· координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на инновационном предприятии;

· разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на инновационном предприятии.

Коммуникации в инновационном менеджменте отражают непрерывный процесс обмена информацией между участниками инноваций. Коммуникационный процесс включает четыре последовательных этапа: подготовку информации,

· выбор коммуникационного канала,

· передачу информации,

· контроль реакции.

Коммуникации на инновационном предприятии формируются после проектирования его организационной структуры. Информационные потери и расчет потребности в информации анализируются на всех управленческих уровнях. При построении коммуникационных сетей инновационного предприятия учитываются:

· структура информационных потоков;

· тип используемых коммуникационных каналов;

· установленные процедуры.

Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента инновационного предприятия. Решения, как и коммуникации, являются связующим компонентом инновационного менеджмента, так как проявляются практически во всех его предметных функциях (табл. 27).

Управленческие решения в инновациях могут приниматься интуитивно или на основе научного подхода. Интуитивный способ основывается на эмоциональном восприятии и оценке ситуации и предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний и значительного практического опыта. Именно эти факторы обеспечивают взвешенность и рациональность принимаемых решений.

Научный подход, являющийся фундаментальной основой менеджмента, рассматривает принятие управленческого решения как целостный процесс, содержание которого позволяет изучить возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эффективный из них.

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:

· целевая направленность (решения должны быть направлены на достижение определенных инновационных целей);

· иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям);

· обоснованность (решения должны иметь объективное, рациональное объяснение);

· адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени);

· обеспеченность (решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения);

· директивность (решения должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер).

Таблица 27






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.