Методическое пособие для бакалавров — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методическое пособие для бакалавров

2017-09-30 876
Методическое пособие для бакалавров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л.А. Иванова

 

 

Методическое пособие для бакалавров

по дисциплине

«Технологии самоорганизации и самообразования»

 

 

 

КУРСК – 2017

 

Рецензенты:

 

М.А. Меньшикова, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета;

С.С. Мохова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

 

Методическое пособие для бакалавров по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования» [Текст] / сост. Л.А. Иванова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2017. – 29 с.

 

Методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327

 

ã Иванова Л.А., 2017

ã Курский государственный университет, 2017

 

Пояснительная записка

1. Цель и задачи изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования» являетсяформирование у обучающихся знаний, умений и навыков владения современными технологиями и методическими приемами для саморазвития и самообразования своей личности, формирование личности, способной к саморазвитию, самореализации, актуализации своих возможностей в условиях динамично меняющейся реальности.

Задачи изучения дисциплины:

- обеспечить современный методологический и теоретический фундамент знаний о человеке как личности для практической деятельности будущих экономистов;

- ознакомить обучающихся с новейшими достижениями в технологиях самоорганизации и самообразования; методикой тайм-менеджмента;

- научить проводить фотографию своего рабочего дня (месяца); планировать свое время;

- формировать системные знания; планировать учебный материал по учебной дисциплине;разрабатывать конспекты и развернутые планы учебных занятий;проводить и анализировать учебные занятия и самостоятельную работу студентов по дисциплине;

- развить навыки принятия эффективных технологий обучения в образовательном процессе.

2. Ожидаемые результаты образования и компетенции по завершении освоения учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать следующие образовательные результаты:

№ п.п. Формируемые компетенции Образовательные результаты, соответствующие формируемым компетенциям
индекс компетенция индекс результат
1.     ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию З-1   - знать организационные формы, средства и методы самоорганизации и самообразования, понятие самоменеджмента
У-1 уметь самостоятельно анализировать эффективность различных организационных форм и методов самообразования
В-1 владеть современными инновационными методиками самообразования и тайм-менеджмента

3. Структура дисциплины

Теоретические (психолого-педагогические) основы саморазвития личности. Технологии самоорганизации и самообразования.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии обучения, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: лекции, практические занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работы, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, деловые и ролевые игры, презентации, тренинги, проектные методики, разбор конкретных ситуаций, научные дискуссии и т.д.

 

Формы контроля

Оценка качества освоения дисциплины «Технологии саморазвития и самообразования» включает текущий контроль успеваемости (фронтальный опрос, экспресс-тестирование, контрольная работа, информационное сообщение, реферат, структурно-логическая схема и др.) и промежуточную аттестацию (экзамен).

Методика бально-рейтинговой оценки по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования».

Тип задания Максимальное количество баллов
  Резюме (самопрезентация).  
  Разработка и проведение с сокурсниками тренинга личностного роста  
  Фотография рабочего дня студента и анализ использования времени  
  Реферат (с выступлением на семинаре)  
  Разработка 8 задач по экономике (4-х основных типов)  
  Разработка структурно-логической схемы по выбранной теме  
  Подготовка материалов для написания экономического эссе  
  Разработка 20 тестовых вопросов по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования»  
  Разработка занятия по экономической дисциплине с презентацией  
  Экзамен (ответы на вопросы)  

Литература

Основная

1. Психология и педагогика: учебник для бакалавров, рек. УМО / под ред. П.И. Пидкасистого.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013.— 724 c. — (Бакалавр).— ISBN 978-5-9916-2804-4.

2. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования.— М.: НИИ школьных технологий, 2005.— 185с. — (Энциклопедия образовательных технологий).— ISBN 5-87953-202-Х.

3. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для вузов / под ред. Н.В. Бордовской.— 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2015.— 432 c. — ISBN 978-5-406-03975-5.

 

Дополнительная

1. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учебное пособие. – М.: Изд. Высшая школа, 1986.

2. Алисов, Е.А. Методы активного социально-психологического обучения в современных условиях образовательной среды: учеб. пособие / Е.А. Алисов.— Курск: РОСИ, 2008.— 62с.

3. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой (концепция, опыт): Монография.— М.: МГУП, 2005.— 124с. — ISBN 5-8122-0496-9.

4. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: Монография. - СПб.: Изд-во "ЛЕМА", 2012. - 300 с.

5. Ильин, Е.П. Психология воли: [учеб. пособие] / Е.П. Ильин.— 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2009.— 364с.: ил. — (Мастера психологии).— ISBN 978-5-388-00269-3.

6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов, доп. МО РФ / Е.А.Климов.— 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2010.— 303с. — (Высшее профессиональное образование).— ISBN 978-5-7695-5690-6.

7. Криулина, А.А. Тренинг профессионально-личностного развития: рабочая программа для слушателей Курской региональной Бизнес-школы / А.А. Криулина.— Курск: Призма, 2013

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.— М.: Нар. образование, 1998.— 255 с.

9. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП.— М.: НИИ школьных технологий, 2005.— 287с. — (Энциклопедия образовательных технологий).— ISBN 5-87953-196-1.

10. Технологии индивидуализации обучения в вузе: Всерос. междисцип. науч. конф., Москва, 27 декабря 2007 г. / отв. ред. И.В. Усольцева.— М.: Изд-во СГУ, 2008.— 274с..— 47c.

11. Чернышев, А.С. Программа самообучения и самоконтроля по социальной психологии управления: учеб. пособие / А.С. Чернышев, О.А. Форопонова, А.А. Форопонова; Курск. гос. ун-т.— Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2012.— 139c.

Статьи

1. Бершадский, М.Е. Личностно ориентированное образование в информационном обществе / Михаил Евгеньевич. Бершадский // Народное образование.— М., 2011.— № 6.— С.182-190.— ISSN 0130-6928.

2. Колесников, А.К. Современные образовательные технологии для будущего учителя / А.К. Колесников // Alma Mater: Вестник высшей школы.— М., 2012.— № 1.— С.34-38.— ISSN 0321-0383.

3. Мартынов, В.Г. Развитие инновационной образовательной технологии обучения студентов в виртуальной среде профессиональной деятельности / В.Г. Мартынов, П.В. Пятибратов, В.С. Шейнбаум // Высшее образование сегодня: Рецензируемое издание ВАК России в области психологии, педагогики и социологии.— М., 2012.— № 5.— С.4-8.— ISSN 1726-667X.

4. Елина, Е.Г. Образовательные технологии и методы в высшей школе на примере США и стран Европы / Е.Г. Елина, М.А. Фризен // Alma Mater: Вестник высшей школы.— М., 2012.— № 11.— С.85-90.— ISSN 0321-0383

5. Дорожкина, Н. Таймлайны: интересно и познавательно / Н. Дорожкина // История. — 2013.— октябрь (№ 10).— С. 30-32: ил.

6. Трудоустройство выпускников как фактор успешности вуза /; Н. Жданкин [и др.] // Ректор ВУЗа.— М., 2014.— № 3.— С.4-79.— ISSN 2074-9619.

7. Трайнев, В.А. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в свете федерального закона об образовании от 2013 года / Владимир Алексеевич Трайнев, Сергей Владимирович Михайлов // Информационные и телекоммуникационные технологии: Научный и общественно-информационный журнал.— М., 2014.— № 1 (20).— С.34-39

8. Ухова, Л.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании коммуникативных дисциплин / Л.В. Ухова // Alma Mater: Вестник высшей школы.— М., 2014.— № 7.— С.69-76.— ISSN 0321-0383.

9. Дьяконова, О.О. Эдьютейнмент в образовании взрослых и интерактивные технологии обучения в современной школе / О.О. Дьяконова // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования.— М., 2014.— № 8.— С44-52. — ISSN 0869-561X.

10. Холодная, М.А. Психодидактические образовательные технологии как фактор интеллектуального воспитания учащихся / Марина Александровна Холодная // Народное образование.— М., 2014.— № 8.— С.111-119.— ISSN 0130-6928.

11. Шутьков, С.А. Вопросы совершенствования активного и интерактивного обучения в высшей школе / С.А. Шутьков // Ученый совет.— М., 2015.— № 1.— С.65-71.— ISSN 2074-9953.

12. Кисляк, Ю. Ф. Формирование внутренней учебной мотивации студентов вузов / Ю. Ф. Кисляк // Психология обучения. — 2010.— № 2.— С. 87-91.

13. Антони, М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов / М. А. Антони, Е. С. Рудель // Психология обучения.— М., 2010.— № 12.— С.53-63.— ISSN 1561-2457.

14. Котмакова, Т. Б. К вопросу о педагогических технологиях развития личностной мобильности / Т. Б. Котмакова // Высшее образование сегодня. — 2010.— № 1.— С. 59-61.

15. Доронина, Н. Н. Организация учебного процесса в вузе с использованием активных методов обучения / Н. Н. Доронина // Социология образования.— М., 2011.— № 3.— С.31-38.— ISSN 1561-2465.

16. Оценка компетенций выпускника высшего учебного заведения / [В.Н. Фокина и др.] // Экономика образования: Научный журнал.— М., 2012.— № 6.— С.98-108.— ISSN 1609-4654.

17. Филянин, В. Оценочный тренинг для руководителей: задачи и решения / В. Филянин // Справочник по управлению персоналом. — 2014.— № 9.— С. 58-63: табл. — ISSN 1727-1029.

18. Мусина, В.П. Диагностика структуры и технология формирования профессиональной активности молодежи / В.П. Мусина // Alma Mater: Вестник высшей школы.— М., 2014.— № 11.— С.38-45.— ISSN 0321-0383.

19. Н.Б. Яновская. Саморазвитие интеллектуальной сферы студента как цель обучения Alma Mater: Вестник высшей школы.— М., 2015.— № 7 C. 39-45

20. С.Л. Новолодская. Интерактивные технологии в поликультурном образовании Alma Mater: Вестник высшей школы.— М., 2015.C. 69-73

21. Жданкин Н.А., Баласанова Д.А. Как повысить мотивацию студентов к учебе инновационными подходами? // Ректор вуза. — 2013. — № 3. — С. 50–57.

22. Жданкин Н.А. Инновации для повышения мотивации студентов к учебе // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 7. — С. 37–44.

Программа лекционного курса

Анализ дневного ритма

Время Начало Конец Вид занятий
1. Свободное время (промежутки)      
2. Наиболее продуктивное время      
3. Время наименьшей продуктивности      

 

Составьте памятку по преодолению стресса в процессе реализации цели.

Подготовить к защите презентацию по теме: «Тайм - менеджмент в достижении цели».

 

Тема 5. Самоменежмент студента ВУЗа.

Вопросы для обсуждения:

1. Организация рабочего дня студента.

2. Рациональная подготовка к лекции, к семинару, к зачету, к экзамену.

3. Эффективная работа с литературой.

4. Подготовка к курсовой работе.

5. Эффективность общения между преподавателями и студентом.

6. Планирование свободного времени студента.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение следующим понятиям: «самоменеджмент», «самоорганизация», «целеполагание», «планирование», «самоконтроль», «коррекция».

2. Постройте и проанализируйте свой профиль самоорганизации, опираясь на данные диагностики.

3. Сформулируйте свои цели: на день, неделю, месяц, на год.

4. Составьте список активных действий для достижения своей основной цели.

5. Разработайте модель программы саморазвития на 4 года обучения в вузе.

6. От чего зависит эффективность учебно-профессиональной деятельности студента? Как научиться владеть своим временем?

Примерные темы рефератов

 

1. Способности человека и их развитие

2. Понятие о темпераменте и его физиологических основах

3. Конституционные и клинические типологии личности

4. Характер, характеристика особенностей поведения личности в зависимости от типов акцентуации характера

5. Психосоциотипы личности (Экстраверсия и интроверсия)

6. Сенсорная типология личности

7. Психогеометрическая типология личности

8. Типы людей и "локус контроля"

9. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности

10. Роль наследственности в развитии личности человека

Задания в тестовой форме

Тест. Ч 1. (Вопросы с ответами “да – нет”)

На каждый из вопросов нужно ответить только ДА или НЕТ

1.Планирование учебных занятий – это хорошая организованность, повышение трудовой дисциплины, чувства ответственности у всех учащихся и членов педагогического коллектива

Да Нет

 

2.Лекция - урок в методическом отношении – это систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета

Да Нет

 

3.Верно ли утверждение, что семинар – это форма обучения, которая лежит в основе теоретической подготовки учащихся

Да Нет

 

4. К новым педагогическим технологиям активного обучения относят: имитационные задачи, деловые игры, «мозговой штурм», контрольные работы, уроки-консультации

Да Нет

 

5. Верно ли утверждение: Система научной организации труда – это максимум затрат сил, средств, времени и энергии и максимум результата

Да Нет

 

Содержание

  Пояснительная записка  
  Методика рейтинговой оценки по дисциплине  
  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины  
  Программа лекционного курса  
  Тематический план курса  
  Программа семинарских занятий  
  Примерные темы рефератов  
  Контрольные вопросы по курсу  
  Задания в тестовой форме  
  Методические рекомендации по самостоятельной работе  

 

Л.А. Иванова

 

 

Методическое пособие для бакалавров

по дисциплине

«Технологии самоорганизации и самообразования»

 

 

 

КУРСК – 2017

 

Рецензенты:

 

М.А. Меньшикова, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета;

С.С. Мохова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

 

Методическое пособие для бакалавров по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования» [Текст] / сост. Л.А. Иванова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2017. – 29 с.

 

Методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327

 

ã Иванова Л.А., 2017

ã Курский государственный университет, 2017

 

Пояснительная записка

1. Цель и задачи изучения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования» являетсяформирование у обучающихся знаний, умений и навыков владения современными технологиями и методическими приемами для саморазвития и самообразования своей личности, формирование личности, способной к саморазвитию, самореализации, актуализации своих возможностей в условиях динамично меняющейся реальности.

Задачи изучения дисциплины:

- обеспечить современный методологический и теоретический фундамент знаний о человеке как личности для практической деятельности будущих экономистов;

- ознакомить обучающихся с новейшими достижениями в технологиях самоорганизации и самообразования; методикой тайм-менеджмента;

- научить проводить фотографию своего рабочего дня (месяца); планировать свое время;

- формировать системные знания; планировать учебный материал по учебной дисциплине;разрабатывать конспекты и развернутые планы учебных занятий;проводить и анализировать учебные занятия и самостоятельную работу студентов по дисциплине;

- развить навыки принятия эффективных технологий обучения в образовательном процессе.

2. Ожидаемые результаты образования и компетенции по завершении освоения учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать следующие образовательные результаты:

№ п.п. Формируемые компетенции Образовательные результаты, соответствующие формируемым компетенциям
индекс компетенция индекс результат
1.     ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию З-1   - знать организационные формы, средства и методы самоорганизации и самообразования, понятие самоменеджмента
У-1 уметь самостоятельно анализировать эффективность различных организационных форм и методов самообразования
В-1 владеть современными инновационными методиками самообразования и тайм-менеджмента

3. Структура дисциплины

Теоретические (психолого-педагогические) основы саморазвития личности. Технологии самоорганизации и самообразования.

4. Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии обучения, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: лекции, практические занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работы, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, деловые и ролевые игры, презентации, тренинги, проектные методики, разбор конкретных ситуаций, научные дискуссии и т.д.

 

Формы контроля

Оценка качества освоения дисциплины «Технологии саморазвития и самообразования» включает текущий контроль успеваемости (фронтальный опрос, экспресс-тестирование, контрольная работа, информационное сообщение, реферат, структурно-логическая схема и др.) и промежуточную аттестацию (экзамен).

Методика бально-рейтинговой оценки по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования».

Тип задания Максимальное количество баллов
  Резюме (самопрезентация).  
  Разработка и проведение с сокурсниками тренинга личностного роста  
  Фотография рабочего дня студента и анализ использования времени  
  Реферат (с выступлением на семинаре)  
  Разработка 8 задач по экономике (4-х основных типов)  
  Разработка структурно-логической схемы по выбранной теме  
  Подготовка материалов для написания экономического эссе  
  Разработка 20 тестовых вопросов по дисциплине «Технологии самоорганизации и самообразования»  
  Разработка занятия по экономической дисциплине с презентацией  
  Экзамен (ответы на вопросы)  

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.