Вопрос 10. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос 10. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки

2017-09-30 4789
Вопрос 10. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Математика

Вопросы

Вопрос 10. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки

Предварительная работа

Готовность детей к обучению измерению протяженности оп­ределяется их умениями:

• выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;

• считать;

• пользоваться условной меркой, равной одному из сравни­ваемых параметров, и др.

Методика обучения

Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направ­ленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.).

Этапы обучения:

1.Пояснить смысл и значение измерительной деятельности.

2.Сообщить сумму правил.

3.Упражнять для практического овладения приемами работы.

Варианты введения измерения: экскурсия в магазин --- проблемная ситуация --- подготовка к школе

Правила измерения протяженности

1.Выбрать целесообразную мерку.

2.Определить точку отсчета и направление измерения.

3.Приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку.

4.Приложить мерку к отметке еще раз и так по всей протяженности.

5.Сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок.

6.Сказать, что и чем измерено, и каков результат.

Замечани е: в начале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины.

Фрагмент:

—Вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (Покрыть его клеенкой.)

—Клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (Измерить длину и ширину стола.)

—Чем можно измерить длину и ширину стола? (Полоской, палочкой,...)

—Измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину — треугольниками.

—Какие предметы нам необходимы для работы? (Мерка, круги, треугольники, мел, ножницы.)

Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы.

Что мы измерили? (Длину и ширину стола.)

Чем мы измеряли? (Полоской.)

Какой результат получили? (Длина — 5 мерок, ширина 3 мерки.)

Как проверить, правильно ли мы померили и клеенку? (Положить клеенку на стол.)

 

Усложнения

1.Измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количе­ство отложенных мерок».)

2.Измерение с остатком. («Длина стола — 5 мерок с полови­ной» или «5 мерок и еще вот столько».)

3.Обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины.)

4.Измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо из­мерять их одинаковыми мерками.)

Ошибки детей:

• Неправильно устанавливают точку отсчета (не от самого края).

• Мерка перемещается произвольно (прикладывается не к са­мой отметке, сдвигается в разных направлениях).

• При измерении без фишек забывают считать мерки.

• При измерении несколькими мерками пропускают началь­ный отрезок.

Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и ис­правлению ошибок:

—Кто заметил ошибку?

—Как ее исправить?

—Как измерить правильно?

Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».

 

 

Вопрос 2. Методика обучения ориентировке на листе бумаги

Предварительная работа

Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, на­пример в процессе рисования. Дети учатся работать на ограни­ченной плоскости, выделяют края, середину листа.

Во II младшей группе на занятиях по математике дети знако­мятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начина­ют понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:

—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, рас­кладывай слева направо (или сверху вниз).

—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.

Методика обучения

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровожда­ется непониманием: то, что раньше называлось далеко — близ­ко, на листе называется верх — низ. Для решения этой пробле­мы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный верти­кально (также помогает работа на фланелеграфе).

Фрагмент 1:

—Что это? (Лист бумаги.)

—Какой он формы? (Формы прямоугольника.)

—Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.)

—Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)

—У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.

—Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она назы­вается верхняя. Повторите верхняя сторона.

—Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя
сторона.)

—Почему? (Она находится внизу.)

—Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), он называется правая.

—Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)

—А как будет называться эта сторона? (Левая сторона.)

—Почему? (Она находится слева.)

—Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой

стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

- Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний правый угол.)

- Почему? (Он находится внизу слева.)

- Покажите и назовите все стороны и углы листа.
2. Понимание пространственных отношений на листе.
Рассматривание карточек-перевертышей (рис.) и обсуждение расположения на ней картинок

.

Рис.

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

Замечание: картинки изображаются так, чтобы их можно было узнать при переворачивании и они не были бы «вверх ногами».

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Фрагмент 2:

Работа с раздаточным материалом:

—Положи треугольник в левый верхний угол.

—Справа от треугольника положи круг.

—Справа от круга положи квадрат.

—Где находится круг относительно квадрата?

—В каком углу находится круг?

 

Дидактические игры

«Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»;

«Составь узор по образцу» (/ вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей ра­боте. // вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (обра­зец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается);

«Составь узор по описанию» (Математический диктант с по­следующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).

 

Предварительная работа

В младших группах дети накапливают опыт, начинают пони­мать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.

Наглядный материал

Картинки с действиями людей и животных в разное время суток.

Методика обучения

Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро — вечер, день — ночь.

Фрагмент 1:

Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток.

Ход:

—Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)

—Когда мы делаем зарядку? (Утром.)

—А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад...)

—А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)

—Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим «Спо­койной ночи, малыши»...)

—Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит теле­визор.)

После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Фрагмент 2:

Наглядный материал: игрушка — заяц, картинки с изобра­жением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).

Ход:

Воспитатель рассказывает сказку про зайца:

— Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы дога­дались, когда он сфотографирован на каждой из них: ут­ром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

«Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Да­леко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать».

Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсужда­ют, что и когда изображено на «фотографиях».

Фрагмент 3:

Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:

—Найдите и покажите картинку с изображением утра?

—Что ты видишь на своей картинке?

—Когда это бывает?

Замечание: перед дневным сном не говорить: «Спокойной ночи», а желать «Спокойного сна».

Можно предложить детям стихи или загадки:

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют. (День)

За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным-полно. (Вечер)

Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. (Ночь)

 

Дидактические игры

«Когда это бывает?» (С использованием картинок, вопросов, загадок, стихов);

«Закончи предложение» («Мы завтракаем...») и др.

В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Фрагмент 4:

Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изо­бражением природы и действий людей в разное время суток.

Ход:

—К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.

—Давайте ему поможем!

Описывая природу и действия людей, дети узнают части су­ток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:

После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.

Усложнение заданий:

Назови все части суток по порядку, начиная с вечера.

Усложнение наглядного материала:

· изображение действия ребенка

· изображение природы и деятельности людей

· изображение только природных явлений

Дидактические игры

«Назови части суток»;

«Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет);

«Наоборотинка» и др.

 

 

Предварительная работа

После выработки навыков счета предметов показываем де­тям, что считать можно все что угодно. Этим подводим их к по­ниманию абстрактности числа. Используя при счете различные анализаторы, оказываем положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.

Анализаторы

Зрительный Тактильный Слуховой Двигательный

СЧЕТ ПО ОБРАЗЦУ

Наглядный материал

• Наборы одинаковых предметов.

• Демонстрационный материал для фланелефафа, наборного полотна, магнитной доски (картинки, геометрические фи­гуры).

• Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры).


Рис.3

• Наборы «Учись считать».

• Карточки с числовыми фигурами сюжетными (рис. 3) и
бессюжетными (например, карточки Лая) (рис. 4).

 

Методика обучения

I этап

Инструкция дается небольшими порциями, по мере вы­полнения задания. Результат проговаривается с помощью вос­питателя.

Схема:

—Что это?

—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько □?

—Посчитай,

—Сколько …?

—Отсчитай столько …, сколько….

—Сколько отсчитал □?

—Почему столько?

—Проверь, пересчитай.

II этап

Инструкция дается целиком, в последовательности выполне­ния задания. Результат обговаривается при помощи воспитателя.

Схема:

— Посчитай, сколько …, и отсчитай столько же ….

—Сколько отсчитал □?

—Почему столько?

—По скольку □ и □?

III этап

Инструкция дается целиком в свободной форме. Ребенок сам должен продумать последовательность действий: посчитать, отсчитать, пересчитать (планирует) и дать словесный отчет о вы­полнении (анализирует).

Схема:

—Отсчитай столько О, сколько у меня П.

—Расскажи, что у тебя получилось и почему так.

Усложнения

1.Увеличиваем количество от 1 до 10.

2.От реальных предметов переходим к их изображениям и числовым карточкам (сюжетным и бессюжетным).

3.Меняем форму расположения предметов (горизонтально, вертикально наискосок, по кругу, в виде числовой фигуры, хаотично)

4.Даем задания на развитие памяти: образец постоянно перед глазами ---- образец показывается дважды (перед выполнением задания; после выполнения задания для проверки)

5.Даем упражнения для отвлечения от пространственного расположения предметов (выложи столько же, но в ряд; покажи числовой карточкой, сколько у меня предметов)

6.Даем задания для повторения отношений соседних чисел: отложи на 1 больше.

Дидактические игры

«Остановись стрелка». (На часах с числовыми фигурами вра­щается стрелка. По сигналу она останавливается. Дети должны выполнить задание в соответствии с числом, которое показывает стрелка, например принести столько мячей.);

флажков».);

«Поручения». («Принеси столько

«Магазин». (Числовые карточки играют роль ценников, а геометрические фигуры роль монет.)

 

СЧЕТ ПО НАЗВАННОМУ ЧИСЛУ

Счет по названному числу дается только после усвоения приемов счета и выработки навыков счета по образцу. Прово­дится большая индивидуальная работа с целью помочь тем, кто не справился с заданием, проверить и проговорить результат с каждым ребенком. Применяется в различных видах заданий:

—Отложи пять кругов. (Применение навыков отсчитывания.)

—Отложи пять кругов и еще один. Сколько получилось? (Знакомство с образованием соседних чисел.)

—Отложи кругов на один больше, чем число, которое я на­зову. (Повторение отношений между числами, понятий «больше на...».)

После выполнения задания обязательно его проанализиро­вать:

—Сколько отложил?

—Почему столько?

—Проверь, пересчитай.

Методика обучения

Подготовительный этап:

Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одно­му звуку соотносится действие (например, появление игрушки).

Фрагмент:

Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз.

—Сколько звуков услышали?

—Сколько игрушек появилось?...

Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много).

—Сколько звуков услышали?

—Сколько игрушек убрали?

I этап

Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания да­ются поэтапно по мере выполнения.

Схема:

—Посчитай, сколько звуков.

—Отсчитай столько же предметов.
— Сколько отложил?

—Почему столько?

—Проверь, пересчитай.

II этап

Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, ис­пользуем ширму). Инструкция дается целиком, но в последова­тельности выполнения заданий, с напоминанием действий.

Схема:

Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.

Посчитали? А теперь откладывайте.

Сколько отложили? Почему столько?

III этап

Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свобод­ной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анали­зируют сами.

Схема:

Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.

Расскажите, что и как вы сделали.

Усложнения

Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.

Уменьшаем интервалы между звуками.

Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.

Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения
звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с за­крытыми глазами, или используем магнитофонную запись).

Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков
услышишь».

Дидактические игры

«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не мо­жет попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, ля­гушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картин­ках.) и др.

 

СЧЕТ НА ОЩУПЬ

Методика обучения

I этап

Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти). Фрагмент:

—Посчитай, сколько кубиков под салфеткой, не подсматри­вая, и поставь на стол столько же пирамидок.

—Сколько поставил? Почему столько?

—Открой салфетку, проверь.

II этап

Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3—4 см расположены в один ряд до пяти штук.

Последовательность обучения:

1) показываем способ действия: ведущей рукой вести по кар­точке слева направо или сверху вниз, другой рукой придержи­вать карточку;

2) предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно
с последующей проверкой;

3)предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и
проверить себя, сняв чехол.

III этап

Дети пяти-шести лет считают мелкие предметы (орехи, желу­ди, камешки, пуговицы), перекладывая их из руки в руку за спи­ной. Используем счетные карточки с пуговицами или дырочка­ми диаметром около 1 см, расположенными в два ряда (до 10 штук), с чехлами из более плотной ткани.

Усложнения

1.Увеличиваем количество от 1 до 10.

2.Уменьшаем размеры предметов.

3.Увеличиваем темп выполнения задания.

Дидактические игры

«Передай и посчитай» (Дети становятся в круг и за спинами передают счетные карточки без чехлов. По сигналу каждый счи­тает пуговицы на своей карточке. Выигрывает тот, у кого больше число.) и др.

 

 

СЧЕТ ДВИЖЕНИЙ

Методика обучения

Примерные задания:

—Посчитай, сколько раз Маша присела.

—Посчитай, сколько раз я махну флажком.

Счет движений используется обычно в комбинированном счете, сочетаясь с другими видами счетной деятельности.

 

 
Примеры заданий Виды примененного счета
«Прыгни пять раз» Счет движений, счет по названному числу
«Отложи столько кругов, сколько раз я махну рукой» Счет движений, счет по образцу
«Присядь столько (4) раз» Счет движений, счет по цифровому изобра­жению
«Подпрыгни столько раз, сколько раз я под* кину мяч» Счет движений, счет движений
«Сделай на один наклон больше, чем звуков услышишь» Счет звуков, счет движений

 

Предварительная работа

После выработки счетных навыков, умения отвечать на во­прос «сколько?» знакомим детей с порядковым счетом, учим от­вечать на вопрос «который?».

Методика обучения

В средней группе дети считают в пределах первого пятка, в старшей (возможно и раньше) — в пределах десятка. Необходи­мые знания даются небольшими порциями.

 

В средней группе:

1.Понимание значения порядковых числительных (мотива­ция использования порядкового счета).

2.Правильное называние и использование порядковых чис­лительных (первый, второй, третий,...).

3.Различение вопросов: «сколько?» и «который?».

4.Понимание различных формулировок вопросов: «кото­рый?», «какой по порядку?», «на котором месте?», «какой по счету?».

В старшей группе:

5. Понимание словосочетаний: «количественный счет», «по­рядковый счет».

В подготовительной группе:

6. Понимание того, что порядок зависит от направления сче­та, а количество нет.

Фрагмент 1:

Программная задача: познакомить с порядковым счетом.

Наглядный материал: картинки с овощами.

Ход:

—Что это? Что это?...

—Как их можно назвать одним словом?

—Как мы считаем, чтобы ответить на вопрос «сколько?»?

—Посчитайте! Сколько овощей?

—Чтобы ответить на вопрос «сколько?», мы считаем так: «Один, два, три, четыре, пять». А чтобы ответить на во­прос «который?», надо считать так: «Первый, второй, тре­тий, четвертый, пятый».

—Давайте посчитаем вместе!

Замечание: воспитатель, называя числительные, показывает на каждую картинку и считает быстро, чтобы счет прозвучал слитно. Называть предметы и согласовывать окончания здесь не надо. Эта работа начнется после выучивания слов-числительных по порядку. Здесь идет хоровое и индивидуальное проговаривание порядкового счета. Затем ответы на различные формулиров­ки вопросов.

— Который огурец?

— Какой по порядку помидор?
- На котором месте лук?

—Что на пятом месте?

—Поменяй местами огурец и лук!

—Который был лук? Который стал?

—Поставь помидор вторым!

—Что изменилось?

Фрагмент 2:

Программная задача: научить различать и понимать словосо­четания «количественный счет» и «порядковый счет».

Наглядный материал: геометрические фигуры (рис.).

 

 

Ход:

—Что это? Что это?...

—Как их можно назвать одним словом?

—Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько фигур?

—Посчитайте! Сколько?

—Когда мы хотим узнать, сколько предметов, то есть их ко­личество, мы считаем так: «Один, два, три...». Это количе­ственный счет, он показывает количество предметов.

 

—Повторите хором: «Количественный счет».
Индивидуальные вопросы:

—Посчитай количественным счетом!
—- Каким счетом посчитал Миша?

 

—А как надо посчитать, чтобы узнать, на каком по порядку месте стоит каждая фигура?

—Который треугольник?

—Между которыми по порядку фигурами стоит квадрат?

—Когда мы хотим узнать, какой по порядку предмет, мы считаем так: «Первый, второй, третий...». Это порядковый счет, он показывает порядок расположения предметов.

 

—Повторите хором: «Порядковый счет».
Индивидуальные вопросы:

—Посчитай порядковым счетом!

—Каким счетом посчитала Маша?

 

Фрагмент 3:

Программная задача: показать, что количество предметов не зависит от направления счета (закон «сохранения количества»), а порядок зависит.

Наглядный материал: геометрические фигуры (см рис.).

Ход:

—Что это? Что это?

—Маша, посчитай количественным счетом слева направо.
Сколько?

—Миша, посчитай количественным счетом справа налево.
Сколько?

Замечание: дети старшей группы уже могут считать без внеш­них действий, но здесь мы просим вызванного ребенка посчи­тать вслух, показывая на предметы.

—Что можно сказать?

—Количество предметов не зависит от направления счета.

—Петя, посчитай порядковым счетом слева направо.

—Который овал?

—Оля, посчитай порядковым счетом справа налево.

—Который теперь овал? А был? А стал?

—Почему это произошло?

—Порядковый номер предмета зависит от направления счета.

Вопросы на закрепление

—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «сколь­ко?»?

—Как мы считаем, когда хотим ответить на вопрос «кото­рый?»?

—Как называется счет, которым я считаю?

—На какой вопрос я отвечаю?

Задания на усложнение

—Отсчитай семь треугольников.

—Между первым и вторым поставь круг.

—На котором месте круг?

 

—Поставь круг четвертым.

—Между которыми по порядку треугольниками стоит круг?

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Чего не стало?» (Дети рассматривают ряд предметов и обсуждают их количество и порядок. Дается ус­тановка запомнить данную последовательность. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами или убирает один предмет. Затем обсуждаются вопросы: «Который был? Который стал?». В подготовительной группе можно менять местами или убирать сразу до трех предметов);

«Угадай вопрос». (Одному ребенку на ушко задается вопрос или задание, он его выполняет, дети угадывают, о чем его спро­сили.);

«Колобок», «Теремок», «Репка», «На водопой», «12 месяцев». (Обсуждается прочитанная сказка, количество героев, порядок их появления и пр.);

«Рассчитайся по порядку». (Подвижная игра, можно прово­дить на занятиях по физкультуре.);

«Магазин». (Сюжетная игра, в процессе которой обсуждается количество товара, порядок в очереди и пр.).

 

Предварительная работа

После выработки счетной деятельности можно учить соотно­сить множеству не только число, но и цифру. Иногда это делают раньше, предлагая запомнить визуально числовую фигуру и со­ответствующую ей цифру, но лучше не спешить, учитывая абст­рактность математических понятий.

Методика обучения

Необходимо научить детей различать понятия:

• количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов);

• число (абстрактное математическое понятие, характеризую­щее общее свойство конечных равномощных множеств);

• цифра (знак для записи чисел).

На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предва­рительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозна­чения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто пу­тают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процес­се многократных упражнений.

Фрагмент 1:

Программная задача: познакомить с цифрой 1.

Наглядный материал: коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка.

Ход:

—Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я?

—Что это? Сколько?

—Как вы думаете, как я догадалась?

—Здесь написана цифра. Что она обозначает?

—Люди придумали цифры, чтобы записывать числа.

—Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в ко­робке только один предмет.

—На что похожа цифра 1?

—Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я.

—Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1.

—Ответьте на вопрос молча, показав карточку.

—Сколько у человека носов?

—На сколько шесть больше пяти?

Фрагмент 2:

Программная задана: познакомить с цифрой 0 и записью чис­ла 10.

Наглядный материал: материал, используемый для обратного счета (10 предметов).

Ход:

Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько оста­лось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет.

—Сколько?

—Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль.

—Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож?

—Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0.
Цифра 1 пишется слева, а ноль справа.

Варианты заданий

—Покажите цифрой, сколько предметов на столе.

—Покажите цифру, которая обозначает число 7.

—Отсчитайте столько предметов: [ 5 ]

—Покажите цифрой, на сколько четыре меньше пяти.

—Я назову число, а вы отсчитайте на столько [ 1 ] кругов больше. Семь.

—Присядьте столько [ 3 ] раз.

Усложнения

Цифровые карточки применяются при решении других про­граммных задач (при сравнении чисел, при изучении состава числа из двух меньших чисел, для записи решения задач и др.). Знание цифр используется при отгадывании загадок, выучивании стихов. В подготовительной группе иногда учат записывать цифры. Спешить с этим не надо, так как здесь необходимы: достаточно развитая мелкая моторика и умение ориентироваться на цисте бумаги в клетку.

Дидактические игры

«Молчанка». (Воспитатель задает вопросы, а дети показывают ответы с помощью цифровых карточек); «Веселый счет». (Инсценировка стихотворения Маршака) и др.

 

Математика

Вопросы

Вопрос 10. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки

Предварительная работа

Готовность детей к обучению измерению протяженности оп­ределяется их умениями:

• выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;

• считать;

• пользоваться условной меркой, равной одному из сравни­ваемых параметров, и др.

Методика обучения

Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направ­ленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.).

Этапы обучения:

1.Пояснить смысл и значение измерительной деятельности.

2.Сообщить сумму правил.

3.Упражнять для практического овладения приемами работы.

Варианты введения измерения: экскурсия в магазин --- проблемная ситуация --- подготовка к школе


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.302 с.